Привороты Заговоры на... Отвороты

Храм симона петра на афоне виртуальный режим. Монастырь симонопетр. История основания монастыря



Симонопетра (Σιμωνόπετρα) – монастырь XIII века, построенный на краю отвесной скалы. Монастырь Симонопетр находится на юго-западном склоне Святой Афонской Горы между причалом Дафни и монастырем Григориат на одной из высоких скал, открытой с трех сторон и выглядит как бы парящим. Монастырь был основан святым Симоном, афонским иноком XIII в., назвавшим свое детище "Новым Вифлеемом". Святой Симон, живя отшельником в этих местах, на протяжении двух лет видел необыкновенно яркую звезду над краем скалы.

Монастырь Симонопетра находится на юго-западном склоне Святой Афонской Горы на одной из высоких скал, открытой с трех сторон и выглядит как бы парящим.

Основал монастырь св. преп. Симон в XIII веке. Как повествует предание преподобному Симону было откровение Царицы Небесной, построить монастырь на указанном месте.

Пришедшие на строительство мастера, не решались приступить к постройке огромного здания на таком отвесном камне, над пропастью, имея в виду возможность землетрясения, нередкого на Афоне. Наконец, они просто отказались.

Тогда преподобный Симон пригласил мастеров на трапезу.

Во время еды один из послушников поднося им вино поскользнулся и упал со скалы в бездну, держа в одной руке сосуд а в другой - налитый стакан вина. Пораженные несчастным случаем, мастера строго заметили преп. Симону, что если бы они решились строить здесь обитель, могло бы быть много подобных случаев смерти. Святой Симон ничего не ответив, втайне молился Богородице.

И что же? Неожиданно, с противоположной стороны выходит послушник, неосторожно упавший в пропасть, невредимый и даже с неразлившимся из стакана вином. Это чудо положило начало строительству обители св. Симона, отсюда название "Симонопетр", что значит Симонов камень.

Много содействовал в постройке монастыря Симонопетра сербский правитель Иоанн Углеш, признательный святому Симону за исцеление его дочери; впоследствии Иоанн стал иноком обители.

Ограниченная площадь скалы заставила выводить постройку в высоту, отсюда многоэтажность корпусов с террасами и балконами, нависающими над пропастью.

Монастырь Симонопетра несколько раз горел (пожар 1581 и 1621 г.), опустошался набегами варваров, на снова возрождался. Главный Соборный храм посвящен Рождеству Христову (25 декабря по Юлианскому календарю). Среди святынь хранится частица животворящего Креста Господня; часть руки св. Марии Магдалины, часть руки св. преп. муч. Евдокии, часть руки св. великомуч. Варвары, стопа св. муч. Кирика, глава св. Павла Исповедника, стопа св. муч. Сергия, глава св. Модеста патриарха Иерусалимского; частицы мощей святых: великомуч. Пантелеймона, Иоанна Предтечи, св. мученика Трифона, св. пророка Наума, св. муч. Параскевы, св. Симеона Столпника и многих других.

Кроме Соборного храма в монастыре есть одиннадцать параклисов.

В наше время монастырь Симонопетра населяет 60 монахов.

Святыни монастыря Симонопетра

Частицы Животворящего Древа Креста Господня;

Частицы Святых мощей:


святого Иоанна Крестителя,
святого великомученика Пантелеимона,
великомученицы Параскевы,
великомученицы Варвары,
мученицы Евдокии,
глава святого Павла Исповедника,
глава святителя Модеста, Патриарха Иерусалимского,
частица мощей пророка Наума,
преподобного Дионисия Закинфского,
мученика Сергия и др.

Симонопетров монастырь (“Симонопетра” или “Симонос Петра” означает по-гречески “Симонов камень”), расположенный на западной стороне Афонского полуострова, занимает сегодня тринадцатое место в иерархии двадцати главенствующих монастырей. В 1394 году, согласно Третьему Типикону Святой Горы, обитель занимала двадцать третье место. Во время турецкого владычества очень распространённым было укороченное название монастыря, “Симопетра”. Название “Симонопетра” происходит как от имени основателя обители, так и от места её построения. Монастырь построен на краю скалистой горной гряды, на высоте 330 метров, издалека он кажется как — будто подвешенным между небом и морем, представая собой, по общему мнению, самое впечатляющее и отважное строение на Афоне. Таким образом, по-видимому, совершенно не случаен тот факт, что в 1973 году именно в Симонопетров монастырь переехали монахи, в количестве двадцати человек, с обителей Метеор, которые, как известно, также как — будто подвешены между небом и землёй!

Был основан преподобным Симоном Мироточивым около 1257 года. Как рассказывает его житие, святой увидел в одну из рождественских ночей яркую звезду, проливающую свет на одно конкретное место недалеко от пещеры, где Симон жил отшельником. Таким образом, преподобный, после постоянных призывов Божественного небесного голоса, принял решение начать строительство монастыря на том обрывистом месте. По преданию, монахи и мастера, помогавшие Симону в этом нелёгком деле, но мере продвижения строительства упали духом и стали испытывать страх перед монументальными планами, которые им предстояло осуществить. Поэтому они решили уйти, оставив стройку незавершённой. Тогда преподобный Симон направил к ним одного инока с едой и питьем, но тот, поднося кувшин с вином, поскользнулся и упал с огромной высоты в бездну. Все присутствующие были охвачены паникой и накинулись на преподобного. Но тут произошло чудесное вмешательство, и монах, только что свалившийся в бездну, вдруг появился целый и невредимый, держа к тому же в руках полный вина кувшин, из которого не пролилось ни капли. Это событие придало веру и надежду монахам и строителям, необходимые для того, чтобы завершить начатое дело.

Несмотря на это, Симонопетрову монастырю довелось пройти еще через множество испытаний. Кроме бед, вызываемых пиратскими набегами, как и многие другие афонские монастыри, обитель очень близко изведала страшные последствия разрушительного пожара. Согласно всем Отцам Церкви, испытания представляют собой необходимый этап нашего духовного пути, и конкретно, в соответствии со словами великого русского святого:

“Скорби и напасти, которые приходят нам невольно, следовательно попускаются и устраиваются Промыслом Божиим, должно принимать с величайшим благоговением, как дары Божии, как врачевства душевных недугов наших, как залоги избрания и вечного спасения. Плод скорбей, заключающийся в очищении души, в вознесении её в духовное состояние, должно хранить как драгоценное сокровищ”.

(Святитель 11гнатин Брянчанинов, Приношение современному монашеству)

Таким образом, Симонопетров монастырь подвергся трём крупным пожарам, разрушившим большую часть монастырских построек. Существенную помощь обители в 1368 году оказал сербский правитель (деспот) Иован Углеша Мрнявчевич, благодаря которой она получила возможность войти в число основных монастырей, в то время как до этого была практически скитом (точнее небольшим монастырём).

Первый пожар (1580-1581 годов), поразивший почти все здания монастыря, за исключением его кафоликона, уничтожил и исключительно ценный архив обители, лишив нас, тем самым, документов и свидетельств, проливающих свет на историю монастыря в византийский период. Обитель почти сразу была восстановлена, после того, как её иноки на некоторое время были переселены в Ксенофонтов монастырь.

В поисках финансовой поддержки игумен монастыря Евгений отправился в Валахию, где в 1590 году местный правитель Михай Храбрый построил и посвятил Симонопетрову монастырю большое подворье святого Николая, оставшееся в итоге известным под именем “Михай — Водэ”. Пожертвование своё Михай Храбрый в 1599 году скрепил хрисовулом.

Второй большой пожар (происшедший 8 июня 1622 года) вновь нанёс серьёзный ущерб монастырю. Ввиду непростых обстоятельств турецкого владычества и тяжкой системы налогообложения, а также имеющихся долгов обитель временами превращалась в идиоритмическую. Однако, как нас учат святые, испытания, которым мы подвергаемся, всегда имеют конечной целью наше благополучие и, в сущности, приводят пас к Божией Воле. Согласно преподобному Паисию Величковскому, который в 1762 году несколько месяцев прожил в Симонопетровом монастыре:

«Не лёгок подвиг покорить свою волю и свой нрав; но не может кто-либо спастись без отвержения своей воли, хотя бы и усердно подвизался; ибо наша воля и наш нрав как медная стена между нами и Богом. Не можем мы приблизиться к Богу, пока не оставим своего нрава и воли».

(Преподобный Паисий Величковский)

Недолгое пребывание Паисия Величковского прекратилось ввиду долгов монастыря, с которыми ему справиться не удалось. После него бывший иеромонах Иоасаф из Митилены (остров Лесбос) героически сражался за выживание обители. Одним из значительнейших его достижений стало возвращение монастырю священных мощей (руки) святой Магдалины.

Особенно благотворным для Симонопетрова монастыря был период игуменства Неофита Молакидиса, хотя и в 1891 году обитель прошла ещё одно испытание огнем. В то время как настоятель Неофит находился в России для сбора средств, необходимых для выживания и восстановления обители, ужасный пожар в очередной раз нанес огромный ущерб монастырю, уничтожив кафоликон и размещённую в нем библиотеку. Несмотря на это, получив помощь из России, монастырь в очередной раз смог встать на ноги и даже добавить к своим зданиям семиэтажное строение на восточной его стороне (1902 год).

Итак, Симонопетров монастырь , согласно традиции, связанной с его основанием, с момента рождения обители столкнулся с трудностями, и, по-видимому, опять же не случаен тот факт, что монастырский соборный храм посвящён, в соответствии с видением преподобного Симона, Рождеству Христову, которое, естественно, произошло па фоне разнообразных трудностей и огромных испытаний, в то время как особенно примечательно и то, что Симонопетров монастырь изначально назывался “Новый Вифлеем”.

Кафоликон монастыря, согласно пометке в рукописи, был построен в 1561 — 1562 годах по афонскому типу. В то время как собору удалось спастись от первого и второго пожаров, третий причинил ему большие разрушения. Таким образом, сегодня от старых фресковых росписей (1560-1570 годов) сохранились только некоторые у алтаря. Недавно были восстановлены покрытая свинцом крыша и купола обители. До сегодняшнего дня вновь были расписаны нартекс и литийный притвор.

Внутренний двор Симонопетрова монастыря очень небольших размеров и не имеет фиала водосвятия. Обитель имеет четыре пареклиса внутри своей территории (святой Марии Магдалины, святого Георгия, святого Харлампия и святых Архангелов).

Трапезная обители, вместе с кухней, находится на втором этаже центрального (южного) корпуса и была реконструирована в 1893 году после последнего пожара. Недавно она была расписана.

Симонопетров монастырь состоит из нескольких многоэтажных корпусов, и, в зависимости от рельефа местности, некоторые корпусы имеют больше или меньше этажей (восточный корпус достигает девяти этажей). Монашеские кельи расположены в восточном (2-ой — 6-ой этажи), центральном (3-ий — 7-ой этажи) и юго-западном (3-ий — 7-ой этажи) корпусах обители. Архондарик монастыря находится в настоящее время в отреставрированной бывшей конюшне, а комнаты для приема гостей в бывшей маслодавильне и маслохранилище оливкового масла и в новом, с фундамента построенном четырехэтажном восточном корпусе. В корпусах монастыря имеются также свечное производство, пошивочная мастерская, издательский офис обители, стоматологический кабинет, аптека и множество других специальных помещений.

В монастырской ризнице хранится относительно небольшое количество реликвий (облачения, священная посуда, евангелия и другие), так как большинство византийских и поствизантийских (до 1580 года сгорело при пожаре того года. Самой ценной монастырской реликвией является левая нетленная рука святой равноапостольной Марии Магдалины.

Библиотека обители, к сожалению, сгорела в 1891 году. Историк Спирос Аамброс (1851 -1919) успел сделать опись 250 рукописей, которые, увы, полностью сгорели. Сегодня в нашем распоряжении находится богатая коллекция, состоящая из более 45.000 печатных книг и 180 рукописей, приобретённых в основном после пожара. Лишь немногие из них являются византийскими. Наконец, монастырь владеет богатейшим архивом документов на румынском языке и менее значительным на греческом и турецком.

К экзартимам Симонопетрова монастыря относятся пять келлий в Кареях (одна из которых, посвящённая Всем Святым, является представительством обители), шесть кафизм (одна из которых посвящена преподобному Симону и находится над пещерой преподобного) и два исихастирия (Курдзидико и Каламици). Обитель имеет достаточно много подворий, таких как святого Харлампия в Салониках, Вознесения Господня в Афинах и женский монастырь Благовещения Богородицы в местечке Ормилия (Халкидики), а также ещё три во Франции.

В монастырской пристани имеется четырёхэтажная оборонная башня, построенная в 1567 году на средства вельможи из местечка Погоньяни (Эпир). Монастырь располагает ещё одним причалом в Дафни, используемым для перевозок производимой обителью древесины.

Симонопетров монастырь насчитывает на сегодняшний день примерно 80 иноков, проживающих на территории обители и в её экзартимах, а также около 40 насельников различных подворий вне Святой Горы.

    Наследники Гермеса

    Первое, что бросается в глаза по прибытии в любой греческий город, это то, что греки эмоциональны. Нет, даже не так: греки «чрезмерно» эмоциональны

    Эги-древняя столица Македонии

    На юге македонской долины, на холмах Пиерии, в середине области, которую Геродот называл » македонской землёй», колыбелью македонцев, располагался древнейший город Македонии, Эги. Местоположение города было выбрано далеко не случайно.

    Салоники. Красный дом с привидениями

    Одно из немногих оставшихся исторических зданий города Салоники, расположенный напротив Церкви Святой Софии, на перекресте Софийской площади и улицы Эрму -Кокино спити(красный дом) Строительство «дома Логоса», либо красного дома началось в 1926 году и завершено было в 1928 году по заказу Джона Логоса, который приехал в Салоники из города Наусса.

    Озеро Вулягмени

    Среди типично красивого греческого ландшафта, в 21-м километре от Афин расположилось озеро Вульягмени. От моря его отделяет всего лишь 100 метров. Удивительно, но ученые не находят упоминаний об этом озере в античные времена. Возможно, древние летописцы попросту игнорировали его, а возможно оно в те времена еще не существовало. Первые упоминания об озере мы находим у хронографов Османской империи.

    Детский лагерь "Sintrivanis"

  • Почтовый адрес, индекс – 63087 Дафни Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 2377023254
  • Факс - (+30) 2377023707
  • Телефонный центр - (+30) 2377023700
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 2377023204
  • Представительство монастыря в Салониках - (+30) 2310235054
  • Престольный праздник – Рождество Господа Иисуса Христа
  • Дата основания – 13-й век
  • Иерархическое место – 13/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Ивирон, Пандократор, Филофей, Симона Петра
  • Общежительный строй монастыря с – 1801 года, Благословение Патриарха Каллиста Δ′
  • Игумен – Священно Архимандрит Елисей (2000)
  • Количество монахов – 55 монастырских, 18 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – 6 Келий, 6 Кафисм
  • Основные праздники, особо почитаемые в монастыре:

История и современность

Монасты́рь Симонопетра́ на Афо́не (греч. Μονή Σιμωνόπετρα - Монастырь «Симонов камень») или Монасты́рь Си́мона Петра́ (греч. Μονή Σίμωνος Πέτρας - Монастырь Симона Петра) - один из 20-ти «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Занимает 13-е место в современной иерархии монастырей Афона.

Византийский период

Это внушительное здание возвышается на юго-западном побережье, на отвесной скале, на высоте 230 м над уровнем моря.

Преподобный Симон монашествовал в пещере неподалеку от источника, называемого «святой источник преподобного Симона». Согласно легенде он решил основать монастырь Новый Вифлеем на скале, на которой ему явилась звезда, в середине XIV века. Безусловно, такое местоположение обители облегчало задачу защиты от турецких пиратов. Со строительством многоэтажного сооружения также связано предание.

Стоит заметить, что монастырь Симона или Симона Петра появляется в источниках намного раньше, уже в XI веке. Если речь не идет о каком-либо другом монастыре с созвучным названием, то, вероятно, монастырь был основан другим Симоном. Владетель одного из регионов Сербии Йован Углеша отправил на Афон своего духовника Евфимия, чтобы он передал средства на строительство новых зданий монастырского комплекса и на покупку земель на территории Святой Горы и за ее пределами. История монастыря тесно связана с Именем Углеша, который считается одним из главных благодетелей обители.

Турецкое владычество

Несмотря на то, что монастырь расположен на отвесной скале и должен был быть защищен от вторжений гораздо лучше, чем многие другие монастыря Святой Горы, это не могло спасти его от пожаров. В 1580 году Симонопетра был практически полностью разрушен огнем, а многие монахи погибли. Спасшимся монахам удалось спуститься по канатам из окон на землю и вынести с собой казну обители. Выживших приютил у себя, обедневший от долгов, в этот период времени Ксенофонт, при условии, что монахи Симонопетра возьмут на себя управление их монастырем и рассчитаются с долгами. Спустя два десятилетия при помощи одного из правителей Валахии монастырь Симонопетра был восстановлен. В 1626 году на монастырь обрушился новый пожар, но на этот раз не принесший столь глобальной катастрофы. В следующем веке обитель вновь опустела, и тогда было принято решение передать ее Паисию Величковскому и его последователям, где они обосновались на недолгое время. Перепись 1808 года относит к Симонопетре 30 монахов, из которых 16 жили в его стенах.

Наши дни

Этот монастырь является самой смелой и поражающей воображение конструкцией Святой Горы. 7 этажей монастыря возвышаются на высоте 230 м над уровнем моря, на юго-западной стороне Святой Горы. Внутренний двор монастыря вследствие скалистой почвы ограничен в своей территории, именно поэтому главный храм обители также совсем небольшой. Первый храм монастыря пережил большое количество бедствий и пожар, также как и многие другие храмы Афона, но каждый раз восстанавливался на своем прежнем месте. Он был расписан фресками в 1633 году. После очередного пожара храм был восстановлен, но в нём использовались архитектурные элементы предыдущих храмов. Экзонартекс пристроен к западной стороне здания. Узкий двор также не предполагает купели, а трапезная пристроена к другим зданиям. В стенах монастыря находятся 4 часовни, а за стенами ещё 8 часовен, одна из которых, Иоанна Богослова, украшена фресками 1702 года.

Обитель располагает пятью кельями в Карьесе, одна из которых, Всех Святых, используется как представительство. Также к монастырю относятся несколько других зданий в Карьесе и в Дафни.

Численность всех монахов, послушников и келлиотов монастыря, находящихся на Святой Горе Афон, в настоящее время колеблется от 80 до 90 человек. Вне Святой Горы на метохах и подворьях монастыря находятся 40 человек. Таким образом, общая численность братства монастыря на Афоне и за его пределами доходит до 120-130 монахов.

Среди многочисленных святынь монастыря особо выделяют: Десница Марии Магдалины, сохраняющаяся нетленной уже 2000 лет. Часть Животворящего Креста Господня. Часть мощей прмч. Евдокии. Часть мощей вмч. Варвары

Путеводитель по монастырю

Архитектурный облик монастыря обуславливается сооружениями периода с 1862 по 1902 год. Основные здания гораздо старше и происходят из раннего периода турецкого владычества.

Главный вход располагается в северо-восточном углу. Врата украшает сцена Рождества Христова, перед которой всегда горит лампада. Главный вход не отличается особой монументальностью, так как включён в водопровод и более походит на обычные ворота, нежели чем на центральные врата в обитель.

Что касается прохода, то он, напротив, является одним из самых примечательных на всей Святой Горе, так как имеет наклон, выложен камнем и обустроен широкими ступенями, ведущими наверх. Это сооружение относится к северному крылу, которое представляет собой кусочек старого византийского здания. Проход ведёт в небольшой двор, где находится главный храм, трапезная и пекарня. Вследствие небольшой территории, здесь нет купели и сторожевой башни, которая, в принципе, не нужна, так как весь монастырь представляет собой своеобразную сторожевую крепость.

Колокольня расположилась в юго-западном углу главного храма.

В зале северо-западного крыла существуют изображения различных метохий монастыря, работа художника Марка Кабаниса.

Согласно Василию Григорьевичу Барскому, главный храм монастыря, после пожара 1580 года, был из камня, крестово-купольный с тремя куполами. Центральный купол главного храма поддерживался четырьмя колоннами, а два других находились над нартексом. В центре храма висел светильник внушительных размеров. Мраморный пол был украшен инкрустацией в виде креста, в центре которого существовала барельефная сцена, изображающая двуглавого орла, в окружении цветов базилика. В храме было 24 окна и шесть дверей. Конечно, он был украшен великолепными фресками. Здесь также хранились 12 русских икон по праздникам и святым каждого месяца.

Храм чётко следует афонскому архитектурному типу с боковыми конхами. После пожара 1891 года нартекс был восстановлен с одним центральным куполом, в то время как ранее здесь находились две колонны, поддерживающие второй этаж с часовнями и двумя более мелкими по размеру куполами на крыше.

Среди часовен в здании монастыря находятся часовня Святой Марии Магдалины, а также Святого Харлампия.

Трапезная расположилась на втором этаже центрального крыла. Здание трапезной следует направлению здания главного храма, то есть с запада на восток. Трапезная была построена после пожара 1891 года при игумене Неофите. Деревянную крышу построили сами монахи. Фрески боковых стен изображают аскетов, среди которых - святой Бенедикт. В конхе находится сцена Рождества Христова.

Старая библиотека сгорела дотла в том же пожаре 1891 года. Там же были утеряны рукописные кодексы, которые, к счастью, незадолго до этого были скопированы и каталогизированы. Новая библиотека расположена в восточном крыле.

Рядом с библиотекой - новая разница, где хранится примечательная икона Богородицы «Надежда Ненадежных» XV века, а также икона святой Екатерины, с непривычным белым фоном (второй половины XV века) и другие ценные иконы.

Вследствие многочисленных повторяющихся пожаров, в монастыре не хватает многих реликвий, многие сокровища были утрачены. Тем не менее, сегодня в распоряжении монастыря Симонопетра находится самая крупная коллекция гравюр и бумажных икон. Также обителью была составлена святогорская фототека, хранящая бесценный архив фотографий, фильмов и других материалов о Святой Горе.

Частицы Мощей

Основной редкой Святыней монастыря является рука Марии Магдалины, которая сохраняет по сегодняшний день температуру человеческого тела 36.6 градусов.

Также в монастыре хранится Частица Честнаго и Животворящего Креста Господня, Святые Дионисия Закинфского, Нектария Пендапольского, Частица 20 тысяч убиенных в Никомедии, Харалампия, Елевферия, Трифона, Кириака,Сергия, Модеста Иерусалимского, Параскевы (Пятница), Бессребреников Косьмы и Дамиана.

Новоафонский монастырь во имя Святого апостола Симона Кананита расположен на высоте 75 метров над уровнем моря у подножия Афонской горы.

История

История Новоафонского монастыря начинается в 1874 году, когда царское правительство выделило монахам русского Пантелеймоновского монастыря из греческого Афона территорию нынешнего Нового Афона и большую денежную субсидию.
27 ноября 1875 года император Александр II распорядился дать разрешение об отводе в Абхазии "327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха."
Место для возведения монастыря было выбрано не случайно. По преданию, здесь, у подножия Апсарской горы, в I веке н. э. от рук римских легионеров принял мученическую смерть один из апостолов Иисуса Христа Симон Кананит, проповедовавший христианство среди народов Западного Кавказа. Кроме того, очертания горы напоминали Старый Афон, а в древности на этом месте располагалась столица Абхазского царства - Анакопия.
Строительство монастыря началось в 1875 году. Для этого в обитель прибыли опытные мастеровые монахи, среди которых был и будущий настоятель новой обители - одаренный инженер и талантливый архитектор иеромонах Иерон.
При строительстве было множество трудностей, что обусловлено гористым ландшафтом и отсутствием подъездных путей. Монахи валили деревья, вырубали кустарники, вручную расчищали горное плато от камней, чтобы подготовить площадку для строительства будущего монастыря.
Возведение нижней части монастыря началось в 1876 году.
В октябре 1876 года был освящен первый Покровский храм.
Начавшаяся в 1877 году русско-турецкая война прервала строительство монастыря, возведенные постройки в ходе военных действий были разрушены.
После окончания войны, всего за четыре месяца, в 1879 году Покровский храм был восстановлен.
В 1879 году «Устав Новоафонского монастыря» был утверждён царём Александром II. Согласно Уставу, монастырь, будучи отделён от Афонской Пантелеймоновской обители, являлся при этом юридически самостоятельным. По Уставу, монахи получали широкие полномочия в миссионерской и хозяйственной деятельности. Это стало новым стимулом для продолжения строительной деятельности.
В 1882 году был полностью восстановлен древний храм Симона Кананита, была обустроена прибрежная территория, где монахи возвели ряд монастырских хозяйственных построек, соорудили пристань на прочных железных сваях. Затем, иноки приступили к самой сложной работе - строительству нагорной части монастырской обители.
Гора, на которой был возведен монастырь, была названа Афонской, а соседняя с ней - та, на которой находились остатки Анакопийской крепости, была названа Иверской - в честь одной из главных святынь Афона - пресвятой Иверской Божьей матери.

Архитектура

Новоафонский монастырь построен в неовизантийском стиле по проекту архитектора Н. Н. Никонова.
Монастырский комплекс состоит из шести храмов: надвратный храм Вознесения Господня, храм Святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов Афонских, храм во имя мученика Иерона, храм в честь иконы Божией Матери Избавительницы, и - самый величественный - собор во имя великомученика Пантелеймона.
В северо-западной части Новоафонского монастыря находится 50-ти метровая колокольня, под которой размещаются помещения трапезной. Стены трапезной расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами братьями Оловянниковыми.
В 1888 году в Новом Афоне проходила церемония освящения главного престола соборного храма, на которой присутствовали император Александр III и императрица Мария Федоровна. В их честь был отлит малый колокол. В дар монастырю император преподнёс музыкальные куранты, которые и сегодня являются украшением башни колокольни. В месте, где происходила встреча настоятеля монастыря и царя Александра III, была построена часовня, в которой не так давно проходили реставрационные работы. Вдоль тропы, по которой шёл царь от причала до монастыря, монахи высадили кипарисы. Тропа была названа «Царской аллеей».

Просветительская и хозяйственная деятельность монастыря

Со дня своего основания Новоафонский монастырь во имя Святого апостола Симона Кананита превратился в один из крупнейших религиозных центров на Черноморском побережье Кавказа. Подворья Новоафонского монастыря находились в Петербурге, Новороссийске, Ейске, Туапсе, Сухуме, Пицунде, в высокогорном селе Псху. Монахи Новоафонского монастыря построили в Новом Афоне пристань. В 1902 году ими была построена одна из первых в России гидроэлектростанций мощностью 120 лошадиных сил. Вскоре после основания монастыря была открыта церковно-приходская школа.
Всего в Новоафонском монастыре обитало около 700 монахов.
Ежегодно святую обитель Новоафонского монастыря посещали тысячи паломников. Среди них были представители всех сословий - от простых крестьян до представителей императорской фамилии. Среди известных людей, посетивших монастырь - император Николай II, наместник Кавказа великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович, великие русские писатели Антон Павлович Чехов и Максим Горький.
Монахи обители занимались и хозяйственной деятельностью. При монастыре работало несколько заводов: кирпичный, свечной, маслобойный, конский. В монастырских садах на склонах гор выращивали всевозможные садовые культуры - здесь произрастали не только яблоки, груши, персики и абрикосы, но и экзотические апельсины, лимоны и мандарины. Помимо хозяйственной деятельности послушники монастыря занимались и просветительской деятельностью: они обучали грамоте абхазских мальчиков, а также проводили религиозные беседы с местным населением.
Монахи Новоафонской обители проложили собственную железную дорогу. Паровоз, подаренный монастырю императором Александром III, использовался для транспортировки с гор древесины ценных пород.

Годы испытаний

После Октябрьской революции 1917 года в России, для монастыря наступили тяжелые годы. В 1924 году Новоафонский монастырь был закрыт «за контрреволюционную агитацию». Затем, долгие годы монастырь находился в запустении, использовался как склад, турбаза, историко-краеведческий музей. Во время войны в Абхазии 1992-1993 г.г. на территории монастыря располагался военный госпиталь.

Возрождение монастыря

Возрождение к жизни началось в 1994 году. Богослужения в храме возобновились, был организован церковный хор. В 2001 году при Новоафонском монастыре было открыто духовное училище и школа регентов.
В 2008 году при финансовой поддержке России была восстановлена дренажная система, разрушенная в годы запустения монастыря, были осушены монастырские подвалы.
В 2009 году на главном соборе Новоафонского монастыря засияли новые купола.
Сейчас продолжаются ремонтно-восстановительные работы фасада, проводится масштабная реставрация монастырских построек, внутренних покоев монастыря.

Показать больше

Монастырь Симонопетра (камень Симона) стоит на высоте 330 метров над уровнем моря. Монастырь основан около 1257 года преподобным Симоном, который назвал его «Новым Вифлеемом».

Строительство монастыря давалось тяжело, ведь работы велись на краю отвесной скалы. Как-то раз преподобный Симон попросил своего келейника Исаию отнести трудящимся вина. По пути Исаия оступился и сорвался со скалы. Преподобный Симеон, скорбя, попросил братию спуститься за телом келейника. Но Исаия остался цел и невредим, даже вино из кувшина, который он нес, не пролилось. Это чудо вдохновило всех, и работа заспорилась. А место это с тех пор назвали «Симонопетра» в память о твёрдой вере его основателя. Мысль назвать монастырь в честь Рождества Христова пришла к нему, когда на этом месте несколько раз появлялась яркая звезда, давшая знак преподобному начать здесь строительство обители.
Был слчай, когда монастырь посетила своей милостью Пресвятая Богородица. У иноков закончился масло. И вот после всенощной праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы сосуды с маслом чудесным образом наполнились.

В 1363 году монастырь получил щедрое пожертвование от сербского государя Иоанна Углиеса, почитаемого в связи с этим в качестве второго основателя монастыря. Его дочь получила исцеление по молитвам преподобного Симона, а он сам впоследствии принял постгиг и монашествовал в Симонопетре.

В 1570 году в результате пожара исчезли бесценные документы, связанные с историей обители. Поэтому многие факты навсегда сокрыты от нас.

В 1622 году снова случился пожар, повредивший собрание монастырских летописей. Хотя монастырь никогда не подвергался разорению от пиратов, тяжелейшие турецкие налоги привели к тому, что монахи оставили обитель.

Известный церковный деятель Иоасаф Митиленский собирал для монастыря деньги. Он же подарил обители частицу левой руки Марии Магдалины.

Здесь также хранятся: фрагмент Животворящего Креста Господня, частицы мощей святого Иоанна Крестителя, святого Великомученика Пантелеимона, великомученицы Параскевы, великомученицы Варвары , мученицы Евдокии, глава святого Павла исповедника, глава патриарха Иерусалимского Модеста, частицы мощей пророка Наума, преподобного дионисия Закинфского, мученика Сергия и других святых.
Монастырь имеет 4 храма на своей территории и 8 за его пределами.

Монастырская братия насчитывает 50 монахов.