Привороты Заговоры на... Отвороты

Храм симона петра на афоне виртуальный режим. Монастырь симонопетр. Удивительная архитектура монастыря

Монастырь Симонопетра - один из красивейших на Афоне. Из его окон открывается неповторимый вид на Эгейское море. Это грандиозное сооружение около 1257 года основал по откровению Царицы Небесной преподобный Симон. Ограниченная площадь скалы вынуждала строителей выводить здание в высоту. В результате многоэтажные корпуса с террасами и балконами, нависающими над пропастью, кажутся парящими в воздухе. Монастырь выглядит совершенно неприступным...

Монастырь Симонопетра

Начало строительству этой необычной обители положило чудо. По преданию, мастера долго не соглашались приступать к возведению здания на отвесном камне. Тогда преподобный Симон пригласил их на трапезу, во время которой один из послушников, подносивший вино, поскользнулся и упал со скалы в пропасть. Но с ним ничего не случилось, даже вино не пролилось...

Пораженные увиденным, мастера взялись за работу.

Монастырь Симонопетра - один из 20 монастырей Афона. Обитель Симонопетра – «Симонов камень» – занимает тринадцатое место в иерархии монастырей Афона. Он расположен в юго-восточной части полуострова, между причалом Дафни и монастырем Григориат. Обитель представляет собой семиэтажный комплекс, расположенный на высоте 330 метров над уровнем моря. В обители Симонопетра сохраняются фрагменты Животворящего Креста Господня - того самого креста, на котором был распят Иисус Христос, и частицы мощей многих святых.

В 320-х годах император Константин Великий, провозгласивший христианство официальной религией Римской империи, снарядил на поиски Животворящего Креста экспедицию, которую возглавила императрица-мать - святая Елена. Расспросы и раскопки завершились благоприятным исходом: величайшая святыня была обретена.


Ковчег с фрагментами Животворящего Креста Господня и Десницей Марии Магдалины

После завоевания Святой земли арабами все иерусалимские святыни были перенесены в Константинополь. После захвата же самого Константинополя и крушения Византийской империи реликвии были вывезены на Святую гору Афон и в страны Западной Европы.
Что касается Афона, то перенесение туда частей Святого Креста Господня тщательно документировалось. Ручательства за их подлинность мы находим в древних сопроводительных грамотах.

Часть руки святой равноапостольной Марии Магдалины остается нетленной уже две тысячи лет и постоянно хранит тепло человеческого тела. Мария Магдалина стояла у Креста Иисуса вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном… Она была первой благовестницей Христова Воскресения и преподнесла императору Тиверию красное яйцо как символ новой жизни: "Христос воскрес!" Это с ее слов святой апостол Иоанн Богослов написал двадцатую главу своего Евангелия...



Десница Марии Магдалины

Рука этой святой нетленна и благоухает. Те, кто прикладываются к ней, свидетельствуют, что она теплая и сохраняет температуру человеческого тела.

В обители Симонопетра, благодаря многим чудесам, происходящим у мощей святой, равноапостольная Мария, считается братией монастыря второй заступницей обители.

В настоящее время известно о нахождении мощей Марии Магдалины в следующих афонских монастырях: Симонопетра (рука), Эсфигмен (стопа), Дохиар (частица) и Кутлумуш (частица).
В наши дни части нетленных мощей Марии Магдалины хранятся так же в Иерусалиме и во Франции.

В настоящее время на территории монастыря имеется 4 храма, а также 8 храмов вне его территории. Главным собором монастыря является храм Рождества Христова, построенный в 1600 г. и перестроенный после пожара - в 1891 г.


В 1363 году монастырь был полностью перестроен благодаря щедрому пожертвованию сербского государя Иоанна Углеша, дочь которого получила исцеление по молитвам святого Симона. Впоследствии Иоанн Углеш принял постриг в Симонопетре.

История первых двух столетий существования монастыря практически неизвестна. Монастырь несколько раз горел, и пожары уничтожили все свидетельства.

В 1581 году монастырь Симонопетр был покинут на некоторое время монахами, которые переселились в соседний монастырь Ксенофонт.


В 1622 году случился пожар, повредивший собрание монастырских летописей. Симонопетр, бывший по уставу общежитийным, становится в XVII столетии своекоштным.

В 1762 году положение обострилось: тяжелая финансовая ситуация угрожала запустению обители. В это время в обитель пришел преподобный Паисий Величковский со своими учениками.

Но и он прожил на новом месте только три месяца. Турецкие заимодавцы, узнав, что в монастыре появились монахи, тотчас же пришли требовать свой долг и насильно взяли у старца 700 левов. Испугавшись других заимодавцев, старец поспешил покинуть Симонопетру и вернулся в Ильинский скит.

Новым игуменом стал старец Иоасаф с острова Митилини. Он где только мог собирал деньги для Симонопетра. Ему удалось выкупить удержанную за долги руку святой Марии Магдалины и вернуть потерянные подворья. В 1801 году обитель вернулась к общежительному уставу.

Во время войны Греции за независимость, с 1821 по 1830 годы, монастырь был занят турецкими войсками и разграблен. После ухода осман жизнь в монастыре возобновилась, проведены были некоторые работы, удалось вернуть долги.


В 1891 году в монастыре вспыхнул страшный пожар, уничтоживший все, включая собор и библиотеку. Братии удалось спастись и унести с собой святыни. В это время игумен Неофит находился в России. Узнав о пожаре, он начал сбор необходимых на восстановление средств. В течение следующих двадцати лет монастырь восстанавливался.

Однако в 50-х годах, а также в 1963 году, когда Афон праздновал свое тысячелетие, перспективы у монастыря были довольно мрачными.

Тем не менее, в 70-е годы наступило время постепенного возрождения и оживления монашеской жизни. Братство из монастырей Метеор, спасаясь от многочисленных паломников, заселило обитель и вдохнуло в нее новую жизнь, принеся с собой свои старые традиции.

14 августа 1990 года пожар уничтожил лес рядом с Симонопетром и нанес ущерб девяти кельям, сама же обитель чудом осталась нетронутой.

Семиэтажный монастырь Симонопетра без преувеличения является чудом афонской архитектуры.


Соборный храм монастыря Симонопетра освящен в честь Рождества Христова. Строительство сохранившегося с незначительными перестройками соборного храма Рождества Христова началось в 1600 году. Нынешний храм, перестроенный после пожара, до сих пор не расписан. На территории Симонопетра четыре параклиса: Георгия Победоносца, Марии Магдалины, святого Харалампия и Архангелов.

Также обители принадлежат храмы Успения Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца, апостола Иоанна Богослова, великомученика Димитрия, мученика Мины, преподобного Симона. Помимо вышеперечисленных у монастыря есть еще пятнадцать храмов и часовен, а также кельи и кафисмы, многие из которых пострадали от другого, большего пожара, случившегося в августе 1990 года.

Когда-то монастырь имел большое количество подворий с фермами на плодородных землях. Самое старое из них – Петриотико в Ситонии. Сегодня подворья монастыря находятся в Фессалониках, Афинах, Халкидики, во Франции и в Румынии.

Монастырь Симонопетра (греч. «Ιερά Μονή Σίμωνος Πέτρας», «Симона камня»), 13ый в афонской иерархии, посвящен в честь Рождества Христова . Располагается на западной стороне Святой Горы Афон на высоте 230 метров над уровнем моря. Симонопетра гордо стоит на отвесной скале, один из самых впечатляющих и самых сложных, для своего времени, зданий по всему миру. Даже говорят что был первым "блоком"(многоэтажное здание) в мире, так как монастырь семи-этажное здание, которое поднимается в небо с возвышающимися великолепием.

Согласно преданию, Симонопетра был основан в 1257г преподобным Симоном Мироточивым, в честь которого монастырь получил своё название. Изначально обитель называлась «Новый Вифлеем», но по афонской традиции монахи переименовали ее в «Симонопетра» или «камень Симона», в честь крепчайшей веры основателя.
Этот святой жил отшельником вблизи этих мест. В одну ночь, упражняясь в молитве, преподобный видит пещеру, как и прежде, осиянной Божественным светом; неизъяснимое благоухание разливалось вокруг него, и вот послышался ему свыше голос:
– Симон, Симон, верный друг и служитель Сына Моего! Не удаляйся отсюда, Я положила прославить это место, ты будешь для него светом, и имя твое будет славно.
Сначала Симон не поверил сему видению из предосторожности, не сети ли это лукавого, зная, что, по словам Апостола, сатана преобразуется и в ангела светла. Поэтому-то он все-таки не преставал думать, куда бы удалиться ему на безмолвие. Это было пред Рождеством Христовым. И вот в одну ночь, выйдя из пещеры, он видит страшное явление: ему представилось, что с неба опустилась звезда и стала над скалою, где впоследствии создан им честной монастырь. Это видение повторялось несколько ночей сряду, но преподобный Симон все-таки боялся, не есть ли это действо вражеское, а потому и не доверял ему. Когда же наступила ночь на Рождество Христово – он видит снова светлую звезду и слышит Божественный голос:
– Симон! Ты должен здесь основать иноческое общежитие. Оставь твое сомнение, Я Сама буду тебе Помощница, а иначе за твое неверие будешь наказан!

Главный соборный храм монастыря Рождества Христа был построен после последнего пожара 1891г.
На территории монастыря, помимо главного храма, расположены 4 церкви: Марии Магдалины, святого Харалампия, Георгия Победоносца, святых Архангелов. К обители относится 11 часовен за ее пределами, келии и кафисмы.

Кроме главного соборного храма здесь расположены параклисы:Успения Пресвятой Богородицы;свв. Архангелов;св. Георгия Победоносца;Святителя Николая Чудотворца;св. Марии Магдалины;св. Харалампия;св. Ап. Иоанна Богослова;св. великомуч. Димитрия;св. муч. Мины;препод. Симона. Вне обители 5 церквей.

Монастырю принадлежит также 5 келий на территории Кареи, из которых келья Всех Святых является его представительством, а также другие здания в Карее и Дафни. Кроме того, за пределами Афона монастырь располагает следующими подворьями – Вознесенским в Афинах, Святого Харлампия в Салониках, Преображенским в Ормилии на Халкидике, Святого Артемия и Святого Антипа на Сифносе и Богородицы Триги на Лемносе.

В Симонопетре находится почитаемая всеми верующими чудотворная икона Божьей Матери - «Елеовритисса », т.е, Елеоточивая .
Хор монастыря Симонопетра известен во всём мире.

Святыни : Главной святыней монастыря является Десница Марии Магдалины (правая рука по которой согласно преданию коснулась Христа). Часть Животворящего Креста Господня; часть от руки св. великомуч. Варвары; часть руки преподобномуч. Евдокии; стопа св. муч. Кирика; глава св. Павла исповедника; глава св. муч. Сергия; глава св. Модеста, патриарха Иерусалимского; части св. Харалампия; св. великомуч. пантелеимона, св. Иоанна Предтечи; св. муч. Параскевы; св. Симеона Столпника; св. безсребренников Космы и Дамиана; кровь св. Димитрия Солунского; часть мощей св. Феодоры Александрийской.

Престольный праздник монастыря: 25 декабря/7 января (Рождество Христово).
Другие праздники: 28 декабря/10 января, в день Преподобного Симона Мироточивого, основателя монастыря и
22 июля/4 августа, в день Святой Марии Магдалины.

Паломничество на Афон - Монастырь Симонопетра
Чтобы посетить монастырь Симонопетра Святой Горы, паломнику необходимо получить разрешение, визу на въезд на Афон – так называемый диамонитирион , который нужно предварительно заказывать заранее с помощью нашего сервиса.
«ГЕНИКО» диамонитирион (общее разрешение на 20 монастырей) - дает право оставаться на ночлег в любом монастыре Святой Горы (при наличии свободных мест). Можем оказать содействие в организации размещения в монастыре и забронировать места для ночлега .
После получения диамонитириона который выдается в конторе (Графио Проскинитон, греч. «ΓΡΑΦΕΙΟ ΠΡΟΣΚΥΝΗΤΩΝ»), расположенной в городе Урануполис, паломник следует в офис перевозок, где покупает билет на паром. Отплытие парома из Уранополя в монастыри западной части Афона до Дафни осуществляется ежедневно в 9:45.
Паломники желающие посетить монастыри Афона, которые располагаются на юго-западном побережье Афона (Симонопетра , Григориат, Дионисиат, св. Павла, скит св. Анны, Каруля, Керасья и Кавсокаливский скит), могут отправиться на пароме или на скоростном катере из Дафни.
Так же могут отправиться из Уранополиса в 6:30 на пароме, который следует до Кавсокаливского скита. При этом необходимо предупреждать нашу службу, позоботиться для того чтобы получить диамотирион у капитана парома при посадке в п. Уранополис.

Паломники могут добраться до Монастыря Симонопетра а)паромом из Дафни, или из Урануполис, или из м.Григориат; б)пешком из Дафни или от м.Григориат 1 час 10 мин ходьбы.

  • Почтовый адрес, индекс – 63087 Дафни Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 2377023254
  • Факс - (+30) 2377023707
  • Телефонный центр - (+30) 2377023700
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 2377023204
  • Представительство монастыря в Салониках - (+30) 2310235054
  • Престольный праздник – Рождество Господа Иисуса Христа
  • Дата основания – 13-й век
  • Иерархическое место – 13/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Ивирон, Пандократор, Филофей, Симона Петра
  • Общежительный строй монастыря с – 1801 года, Благословение Патриарха Каллиста Δ′
  • Игумен – Священно Архимандрит Елисей (2000)
  • Количество монахов – 55 монастырских, 18 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – 6 Келий, 6 Кафисм
  • Основные праздники, особо почитаемые в монастыре:

История и современность

Монасты́рь Симонопетра́ на Афо́не (греч. Μονή Σιμωνόπετρα - Монастырь «Симонов камень») или Монасты́рь Си́мона Петра́ (греч. Μονή Σίμωνος Πέτρας - Монастырь Симона Петра) - один из 20-ти «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Занимает 13-е место в современной иерархии монастырей Афона.

Византийский период

Это внушительное здание возвышается на юго-западном побережье, на отвесной скале, на высоте 230 м над уровнем моря.

Преподобный Симон монашествовал в пещере неподалеку от источника, называемого «святой источник преподобного Симона». Согласно легенде он решил основать монастырь Новый Вифлеем на скале, на которой ему явилась звезда, в середине XIV века. Безусловно, такое местоположение обители облегчало задачу защиты от турецких пиратов. Со строительством многоэтажного сооружения также связано предание.

Стоит заметить, что монастырь Симона или Симона Петра появляется в источниках намного раньше, уже в XI веке. Если речь не идет о каком-либо другом монастыре с созвучным названием, то, вероятно, монастырь был основан другим Симоном. Владетель одного из регионов Сербии Йован Углеша отправил на Афон своего духовника Евфимия, чтобы он передал средства на строительство новых зданий монастырского комплекса и на покупку земель на территории Святой Горы и за ее пределами. История монастыря тесно связана с Именем Углеша, который считается одним из главных благодетелей обители.

Турецкое владычество

Несмотря на то, что монастырь расположен на отвесной скале и должен был быть защищен от вторжений гораздо лучше, чем многие другие монастыря Святой Горы, это не могло спасти его от пожаров. В 1580 году Симонопетра был практически полностью разрушен огнем, а многие монахи погибли. Спасшимся монахам удалось спуститься по канатам из окон на землю и вынести с собой казну обители. Выживших приютил у себя, обедневший от долгов, в этот период времени Ксенофонт, при условии, что монахи Симонопетра возьмут на себя управление их монастырем и рассчитаются с долгами. Спустя два десятилетия при помощи одного из правителей Валахии монастырь Симонопетра был восстановлен. В 1626 году на монастырь обрушился новый пожар, но на этот раз не принесший столь глобальной катастрофы. В следующем веке обитель вновь опустела, и тогда было принято решение передать ее Паисию Величковскому и его последователям, где они обосновались на недолгое время. Перепись 1808 года относит к Симонопетре 30 монахов, из которых 16 жили в его стенах.

Наши дни

Этот монастырь является самой смелой и поражающей воображение конструкцией Святой Горы. 7 этажей монастыря возвышаются на высоте 230 м над уровнем моря, на юго-западной стороне Святой Горы. Внутренний двор монастыря вследствие скалистой почвы ограничен в своей территории, именно поэтому главный храм обители также совсем небольшой. Первый храм монастыря пережил большое количество бедствий и пожар, также как и многие другие храмы Афона, но каждый раз восстанавливался на своем прежнем месте. Он был расписан фресками в 1633 году. После очередного пожара храм был восстановлен, но в нём использовались архитектурные элементы предыдущих храмов. Экзонартекс пристроен к западной стороне здания. Узкий двор также не предполагает купели, а трапезная пристроена к другим зданиям. В стенах монастыря находятся 4 часовни, а за стенами ещё 8 часовен, одна из которых, Иоанна Богослова, украшена фресками 1702 года.

Обитель располагает пятью кельями в Карьесе, одна из которых, Всех Святых, используется как представительство. Также к монастырю относятся несколько других зданий в Карьесе и в Дафни.

Численность всех монахов, послушников и келлиотов монастыря, находящихся на Святой Горе Афон, в настоящее время колеблется от 80 до 90 человек. Вне Святой Горы на метохах и подворьях монастыря находятся 40 человек. Таким образом, общая численность братства монастыря на Афоне и за его пределами доходит до 120-130 монахов.

Среди многочисленных святынь монастыря особо выделяют: Десница Марии Магдалины, сохраняющаяся нетленной уже 2000 лет. Часть Животворящего Креста Господня. Часть мощей прмч. Евдокии. Часть мощей вмч. Варвары

Путеводитель по монастырю

Архитектурный облик монастыря обуславливается сооружениями периода с 1862 по 1902 год. Основные здания гораздо старше и происходят из раннего периода турецкого владычества.

Главный вход располагается в северо-восточном углу. Врата украшает сцена Рождества Христова, перед которой всегда горит лампада. Главный вход не отличается особой монументальностью, так как включён в водопровод и более походит на обычные ворота, нежели чем на центральные врата в обитель.

Что касается прохода, то он, напротив, является одним из самых примечательных на всей Святой Горе, так как имеет наклон, выложен камнем и обустроен широкими ступенями, ведущими наверх. Это сооружение относится к северному крылу, которое представляет собой кусочек старого византийского здания. Проход ведёт в небольшой двор, где находится главный храм, трапезная и пекарня. Вследствие небольшой территории, здесь нет купели и сторожевой башни, которая, в принципе, не нужна, так как весь монастырь представляет собой своеобразную сторожевую крепость.

Колокольня расположилась в юго-западном углу главного храма.

В зале северо-западного крыла существуют изображения различных метохий монастыря, работа художника Марка Кабаниса.

Согласно Василию Григорьевичу Барскому, главный храм монастыря, после пожара 1580 года, был из камня, крестово-купольный с тремя куполами. Центральный купол главного храма поддерживался четырьмя колоннами, а два других находились над нартексом. В центре храма висел светильник внушительных размеров. Мраморный пол был украшен инкрустацией в виде креста, в центре которого существовала барельефная сцена, изображающая двуглавого орла, в окружении цветов базилика. В храме было 24 окна и шесть дверей. Конечно, он был украшен великолепными фресками. Здесь также хранились 12 русских икон по праздникам и святым каждого месяца.

Храм чётко следует афонскому архитектурному типу с боковыми конхами. После пожара 1891 года нартекс был восстановлен с одним центральным куполом, в то время как ранее здесь находились две колонны, поддерживающие второй этаж с часовнями и двумя более мелкими по размеру куполами на крыше.

Среди часовен в здании монастыря находятся часовня Святой Марии Магдалины, а также Святого Харлампия.

Трапезная расположилась на втором этаже центрального крыла. Здание трапезной следует направлению здания главного храма, то есть с запада на восток. Трапезная была построена после пожара 1891 года при игумене Неофите. Деревянную крышу построили сами монахи. Фрески боковых стен изображают аскетов, среди которых - святой Бенедикт. В конхе находится сцена Рождества Христова.

Старая библиотека сгорела дотла в том же пожаре 1891 года. Там же были утеряны рукописные кодексы, которые, к счастью, незадолго до этого были скопированы и каталогизированы. Новая библиотека расположена в восточном крыле.

Рядом с библиотекой - новая разница, где хранится примечательная икона Богородицы «Надежда Ненадежных» XV века, а также икона святой Екатерины, с непривычным белым фоном (второй половины XV века) и другие ценные иконы.

Вследствие многочисленных повторяющихся пожаров, в монастыре не хватает многих реликвий, многие сокровища были утрачены. Тем не менее, сегодня в распоряжении монастыря Симонопетра находится самая крупная коллекция гравюр и бумажных икон. Также обителью была составлена святогорская фототека, хранящая бесценный архив фотографий, фильмов и других материалов о Святой Горе.

Частицы Мощей

Основной редкой Святыней монастыря является рука Марии Магдалины, которая сохраняет по сегодняшний день температуру человеческого тела 36.6 градусов.

Также в монастыре хранится Частица Честнаго и Животворящего Креста Господня, Святые Дионисия Закинфского, Нектария Пендапольского, Частица 20 тысяч убиенных в Никомедии, Харалампия, Елевферия, Трифона, Кириака,Сергия, Модеста Иерусалимского, Параскевы (Пятница), Бессребреников Косьмы и Дамиана.

Новоафонский монастырь во имя Святого апостола Симона Кананита расположен на высоте 75 метров над уровнем моря у подножия Афонской горы.

История

История Новоафонского монастыря начинается в 1874 году, когда царское правительство выделило монахам русского Пантелеймоновского монастыря из греческого Афона территорию нынешнего Нового Афона и большую денежную субсидию.
27 ноября 1875 года император Александр II распорядился дать разрешение об отводе в Абхазии "327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха."
Место для возведения монастыря было выбрано не случайно. По преданию, здесь, у подножия Апсарской горы, в I веке н. э. от рук римских легионеров принял мученическую смерть один из апостолов Иисуса Христа Симон Кананит, проповедовавший христианство среди народов Западного Кавказа. Кроме того, очертания горы напоминали Старый Афон, а в древности на этом месте располагалась столица Абхазского царства - Анакопия.
Строительство монастыря началось в 1875 году. Для этого в обитель прибыли опытные мастеровые монахи, среди которых был и будущий настоятель новой обители - одаренный инженер и талантливый архитектор иеромонах Иерон.
При строительстве было множество трудностей, что обусловлено гористым ландшафтом и отсутствием подъездных путей. Монахи валили деревья, вырубали кустарники, вручную расчищали горное плато от камней, чтобы подготовить площадку для строительства будущего монастыря.
Возведение нижней части монастыря началось в 1876 году.
В октябре 1876 года был освящен первый Покровский храм.
Начавшаяся в 1877 году русско-турецкая война прервала строительство монастыря, возведенные постройки в ходе военных действий были разрушены.
После окончания войны, всего за четыре месяца, в 1879 году Покровский храм был восстановлен.
В 1879 году «Устав Новоафонского монастыря» был утверждён царём Александром II. Согласно Уставу, монастырь, будучи отделён от Афонской Пантелеймоновской обители, являлся при этом юридически самостоятельным. По Уставу, монахи получали широкие полномочия в миссионерской и хозяйственной деятельности. Это стало новым стимулом для продолжения строительной деятельности.
В 1882 году был полностью восстановлен древний храм Симона Кананита, была обустроена прибрежная территория, где монахи возвели ряд монастырских хозяйственных построек, соорудили пристань на прочных железных сваях. Затем, иноки приступили к самой сложной работе - строительству нагорной части монастырской обители.
Гора, на которой был возведен монастырь, была названа Афонской, а соседняя с ней - та, на которой находились остатки Анакопийской крепости, была названа Иверской - в честь одной из главных святынь Афона - пресвятой Иверской Божьей матери.

Архитектура

Новоафонский монастырь построен в неовизантийском стиле по проекту архитектора Н. Н. Никонова.
Монастырский комплекс состоит из шести храмов: надвратный храм Вознесения Господня, храм Святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов Афонских, храм во имя мученика Иерона, храм в честь иконы Божией Матери Избавительницы, и - самый величественный - собор во имя великомученика Пантелеймона.
В северо-западной части Новоафонского монастыря находится 50-ти метровая колокольня, под которой размещаются помещения трапезной. Стены трапезной расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами братьями Оловянниковыми.
В 1888 году в Новом Афоне проходила церемония освящения главного престола соборного храма, на которой присутствовали император Александр III и императрица Мария Федоровна. В их честь был отлит малый колокол. В дар монастырю император преподнёс музыкальные куранты, которые и сегодня являются украшением башни колокольни. В месте, где происходила встреча настоятеля монастыря и царя Александра III, была построена часовня, в которой не так давно проходили реставрационные работы. Вдоль тропы, по которой шёл царь от причала до монастыря, монахи высадили кипарисы. Тропа была названа «Царской аллеей».

Просветительская и хозяйственная деятельность монастыря

Со дня своего основания Новоафонский монастырь во имя Святого апостола Симона Кананита превратился в один из крупнейших религиозных центров на Черноморском побережье Кавказа. Подворья Новоафонского монастыря находились в Петербурге, Новороссийске, Ейске, Туапсе, Сухуме, Пицунде, в высокогорном селе Псху. Монахи Новоафонского монастыря построили в Новом Афоне пристань. В 1902 году ими была построена одна из первых в России гидроэлектростанций мощностью 120 лошадиных сил. Вскоре после основания монастыря была открыта церковно-приходская школа.
Всего в Новоафонском монастыре обитало около 700 монахов.
Ежегодно святую обитель Новоафонского монастыря посещали тысячи паломников. Среди них были представители всех сословий - от простых крестьян до представителей императорской фамилии. Среди известных людей, посетивших монастырь - император Николай II, наместник Кавказа великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович, великие русские писатели Антон Павлович Чехов и Максим Горький.
Монахи обители занимались и хозяйственной деятельностью. При монастыре работало несколько заводов: кирпичный, свечной, маслобойный, конский. В монастырских садах на склонах гор выращивали всевозможные садовые культуры - здесь произрастали не только яблоки, груши, персики и абрикосы, но и экзотические апельсины, лимоны и мандарины. Помимо хозяйственной деятельности послушники монастыря занимались и просветительской деятельностью: они обучали грамоте абхазских мальчиков, а также проводили религиозные беседы с местным населением.
Монахи Новоафонской обители проложили собственную железную дорогу. Паровоз, подаренный монастырю императором Александром III, использовался для транспортировки с гор древесины ценных пород.

Годы испытаний

После Октябрьской революции 1917 года в России, для монастыря наступили тяжелые годы. В 1924 году Новоафонский монастырь был закрыт «за контрреволюционную агитацию». Затем, долгие годы монастырь находился в запустении, использовался как склад, турбаза, историко-краеведческий музей. Во время войны в Абхазии 1992-1993 г.г. на территории монастыря располагался военный госпиталь.

Возрождение монастыря

Возрождение к жизни началось в 1994 году. Богослужения в храме возобновились, был организован церковный хор. В 2001 году при Новоафонском монастыре было открыто духовное училище и школа регентов.
В 2008 году при финансовой поддержке России была восстановлена дренажная система, разрушенная в годы запустения монастыря, были осушены монастырские подвалы.
В 2009 году на главном соборе Новоафонского монастыря засияли новые купола.
Сейчас продолжаются ремонтно-восстановительные работы фасада, проводится масштабная реставрация монастырских построек, внутренних покоев монастыря.

Показать больше

Монастырь Симонопетр посвящен Рождеству Христову. Расположен он в юго-западной части полуострова, между монастырями Дафни и Григориат. Он семиэтажной громадой возвышается над морем и как будто парит в воздухе. Монастырь был основан святым Симоном, афонским монахом XIII века, он назвал своё детище «Новым Вифлеемом».

Святой Симон, живя отшельником в этих местах, на протяжении двух лет видел необыкновенно яркую звезду над краем скалы. Звезда то сияла, то исчезала, и он чувствовал, что таким образом Господь повелевает ему построить на этом месте монастырь. Святость Симона была известна всем, поэтому многие монахи добровольно вызвались работать с ним. Началось строительство, и по мере его продвижения к краю скалы, братии становилось всё труднее выносить такую головокружительную высоту. Пришлось остановить работы. Как-то святой Симон попросил своего келейника Исайю отнести работникам вина, но тот оступился и сорвался со скалы. Святой Симон воззвал к Богородице и, скорбя, попросил братию спуститься вниз и принести тело своего верного помощника. Каково же было их удивление, когда Исайя вернулся живым и невредимым, даже не пролив вина из кувшина! Этот чудесный случай вдохновил работников, и они успешно закончили строительство. С тех пор это место называется «Симонопетр» (что означает «камень Симона»), в память о твёрдой, как камень, вере основателя.

Монастырь Симонопетра 2014

Монастырь Симонопетра 1904



В 1988 году Матерь Божия вновь посетила монастырь Своей милостью. У монахов почти закончилось масло, и вот, после Всенощной праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, они вдруг обнаружили, что сосуды с маслом чудесным образом наполнились.

В 1762 году в Симонопетр прибыл преподобный Паисий (Величковский) с намерением пожить здесь какое-то время. Ему пришлось вскоре уехать, из-за невозможности платить туркам налоги, но впоследствии он, используя своё влияние, помог монастырю поднять свой статус.

Во время Войны Греции за независимость (1821 г.) Симонопетр оказался почти полностью заброшен, как и многие другие афонские монастыри – большинство насельников покинули эти места, чтобы не служить туркам в случае принудительной мобилизации. В 1891 году в монастыре вспыхнул страшный пожар, уничтоживший всё. Включая собор и библиотеку. Братии удалось спастись и унести с собой святыни. Монастырь восстанавливался на пожертвования из России.

Среди святынь монастыря – фрагменты Креста Господня, левая рука Святой Марии Магдалины, нога Святого Кирика, правая рука Святого Дионисия Ареопагитиса, лик Святого мученика Сергия, частицы мощей Иоанна Крестителя, святого великомученика Пантелеймона, великомученицы Варвары, глава святого Павла Исповедника и многих других святых.

Населяют монастырь 60 монахов.