Привороты Заговоры на... Отвороты

Костел пресвятой троицы. История архитектуры. Костел Святого Симеона и Святой Елены

Псков, Музейный пер, 6

Историческая справка

В начале XIX века община проживающих в Пскове католиков, насчитывающая около ста человек, обратилась к властям с просьбой об открытии в городе костела.

В 1803 году, по Высочайшему повелению императора Александра I, католикам Псковской и Новгородской губерний для проведения богослужений разрешено было иметь капеллана. Одновременно было дано распоряжение о передаче католической общине одного из пустующих православных храмов Пскова.

Местные епархиальные власти передали католическому приходу церковь бывшего женского монастыря Трех Святителей на Болоте.

Средневековый храм располагался в центре небольшого квартала между стеной Окольного города и Поганкиными палатами .

Служба в церкви не проводилась с середины XVIII века. Здание пустовало и быстро ветшало.

Католики отремонтировали переданный им храм, приспособив его для своих нужд.

В 1804 году обновленный храм был заново освящен в честь Святой Троицы.

Перестроенное здание бывшего православного храма в новом качестве просуществовало еще пятьдесят лет.

К середине XIX века число католиков, проживающих в Пскове, увеличилось до тысячи человек. Существующее здание костела уже не могло вместить всех прихожан. Было принято решение разобрать старый костел и вблизи его построить новое более вместительное церковное здание.

Весной 1854 года по проекту инженера А. Яневича было начато строительство нового костела. Первое богослужение во вновь отстроенном храме состоялось 15 августа 1855 года.

Храм по традиции был освящен в честь Святой Троицы. Он имел два придела (капеллы): правый придел был посвящен Иисусу Христу, левый - деве Марии.

В отличие от старого костела, новое здание было поставлено не в глубине квартала,
а выходило своим парадным торцовым фасадом на красную линию Поганкина переулка (ныне Музейного пер.).

Территория справа от костела в конце XIX века была занята зелеными насаждениями. От улицы церковное домовладение отделял каменный забор.

Общие сведения об архитектуре костела дают видовые фотографии конца XIX - начала XX века. Из них следует, что первоначально здание представляло собой прямоугольную в плане постройку с двумя башенными объемами, примыкающими к ней со стороны южного фасада.

Между башнями располагался парадный вход в здание.

Основной объем храма был перекрыт двухскатной крышей, башенные объемы имели завершение в виде четырехгранных шпилей.

Стены базилики прорезали высокие стрельчатые окна, опирающиеся на подоконную тягу.

"План губернского города Пскова с поселенными при нем слободами", 1781 г. Копия. Фрагмент

На башенных объемах их заменяли стрельчатые оконные ниши.

В оформлении фасадов использовалось сочетание отдельных элементов архитектуры готики и классицизма.

В начале 1930-х годов костел был закрыт.

Сведения о том, открывался ли костел для богослужения в годы Великой Отечественной войны, не обнаружены.

В 1945 году решением Горисполкома от 20 апреля за № 260 здание бывшего костела было передано на баланс тресту «Псковстрой» для восстановления.

"Псков. Католическая церковь". Копия видовой открытки начала ХХ в.

В 1948 году в реконструированном здании разместилась профтехшкола.

Решением областного управления промкооперерации от 2 августа 1952 года за № 1176 здание было передано профтехникуму.

Во все последующие годы в нем располагались различные учебные заведения системы профтехобразования.

В настоящее время помещения бывшего костела Святой Троицы занимает муниципальное образовательное учреждение начального образования «Псковский учебно-производственный центр».

Основные архитектурные особенности

Здание располагается в историческом центре города Пскова в квартале между улицами Свердлова , Некрасова , переулками Музейным и Комсомольским .

Южный торцовый фасад постройки ориентирован вдоль красной линии Музейного переулка. В непосредственной близости от здания находятся «Палаты у Сокольей башни» (ХVII.) и «Палаты Поганкина» (ХVII).

Южный и западный фасады. Общий вид

Дом каменный, двухэтажный, прямоугольный в плане. Крыша вальмовая.

Композиция главного южного фасада симметричная.

Боковые части фасада в габаритах бывших башенных объемов выделены раскреповкой.

В уровне 1-го этажа углы раскрепованной части оформлены лопатками, опирающимися на штукатурный цоколь. Первоначально лопатки, по-видимому, поддерживали подоконную тягу, ограничивавшую оконные стрельчатые ниши башен.

В уровне 2-го этажа углы фасада закреплены штукатурными рустованными лопатками.

Главный (южный) фасад. Общий вид

В центре фасада расположен дверной проем парадного входа в здание и окно лестничной площадки 2-го этажа (результат поздних перестроек).

Горизонтальные элементы в композиции фасада представлены ступенчатым штукатурным цоколем, плоским фризом и широким венчающим карнизом с рядом дентикул.

Композиции бокового западного фасада сохраняет основные черты постройки середины XIX века.

Правая часть, включающая в себя объем юго-западной башни, несколько заглублена по отношению к основной плоскости стены.

Углы заглубленной части в уровне 1-го этажа фиксированы лопатками, такими же, как на главном фасаде здания.

Западный фасад. Общий вид

Между лопатками на оси бывшей стрельчатой ниши расположено высокое прямоугольное окно.

Окно 2-го этажа позднее, смещено в сторону центральной части фасада.

Левый фланг фасада глухой (под слоем штукатурки проступают очертания первоначального высокого оконного проема стрельчатой формы).

В центре фасада на 4-х сохранившихся осях бывших стрельчатых окон в уровне 1 -го и 2-го этажей расположены прямоугольные оконные проемы (поздние).

Габариты всех оконных проемов фасада одинаковы в пределах каждого из этажей.

Высокие окна 1-го этажа не имеют декора. Близкие по форме к квадрату окна 2-го этажа оформлены простой формы сандриками в виде полочки.

Горизонтальные элементы композиции общие для всех частей фасада -штукатурный цоколь, плоский фриз и широкий венчающий карниз с рядом дентикул.

Северный фасад. Общий вид

Композиция торцового северного фасада искажена поздними перестройками. Горизонтальные элементы те же, что на боковом западном фасаде.

Композиция бокового восточного фасада близка к композиции западного фасада.

Левая часть фасада (нижний ярус юго-восточной башни) заглублена по отношению к плоскости стены основного объема здания.

Углы заглубленной части в уровне 1-го этажа фиксированы лопатками, такими же, как противоположном фасаде здания.

Восточный фасад. Общий вид

Пространство между лопатками оформлено в виде неглубокой прямоугольной ниши.

Над нишей в уровне 2-го этажа - небольшое прямоугольное окно лестничной клетки (позднее).

В центральной части фасада в уровне 1-го и 2-го этажей в ровном ритме на 4-х осях расположены окна, фиксирующие первоначальное местонахождение стрельчатых окон фасада.

Форма и габариты оконных проемов центральной части фасада такие же, как на противоположном западном фасаде здания. Однако в отличие от последних, окна центральной части восточного фасада имеют насыщенный поздний декор.

Фрагмент западного фасада. Стена юго-западного башенного объема

Горизонтальные элементы композиции те же, что на других фасадах здания.

В интерьере здания в пределах капитальных стен сохраняются следы планировки середины XIX века.

Две поперечные стены - северная и южная - отделяют объемы башен и алтарной части от основного помещения базилики.

План 1 этажа. План 2 этажа

Два ряда квадратных в плане столбов, первоначально деливших основное помещение базилики на три близких по ширине нефа, включены в интерьер комнат, расположенных по обе стороны от центрального коридора.

В настоящее время столбы, отделенные друг от друга поздними перегородками, утратили ту роль, которую первоначально играли в композиции интерьера здания.

Высота помещений: 1-го этажа - 3,8 м; 2-го этажа- 3,3 м.

Фундамент - ленточный бутовый; стены - бутовые; перегородки - кирпичные, деревянные; стропила и обрешетка - деревянные; кровля - железо; лестницы - каменные; полы - дощатые, керамическая плитка, линолеум; окна - двух-трехстворные; двери - деревянные, металлические; наружная отделка- штукатурка, побелка; внутренняя отделка - обои по штукатурке, окраска. Общие габариты в плане: 17,45 м х 28,10 м.

Общие сведения

Одна из первых эклектичных построек в архитектуре губернского Пскова, в композиции фасадов которой были использованы мотивы архитектуры классицизма и готики.

Единственный сохранившийся в городе памятник, связанный с деятельностью католической церкви на территории Псковской губернии.

Предметы особой охраны

Общие габариты и объемно-пространственная композиция здания, включающая в себя объем базилики и двух примыкающих к ней с южной стороны объемов башен (без утраченных ярусов звона).

Композиция боковых фасадов с обязательным сохранением местоположения оконных проемов, фиксирующих оси первоначальных стрельчатых окон. - Симметрия в композиции главного фасада.

Сохранение раскреповки стен боковых и главного фасадов в габаритах бывших башенных объемов.

Габариты угловых лопаток 1-го этажа бывших башенных объемов.

Горизонтальные элементы композиции - цоколь, гладкий фриз, венчающий карниз с дентикулами.

Материал, конструкция и техника кладки фундаментов и капитальных стен здания.

Высота, уровень уклона, конструкция (двухскатная) крыши.

Характер отделки фасадов (штукатурка, побелка).

Планировка в габаритах капитальных стен. Сохранение в центральной части здания двух рядов столбов, первоначально деливших основное пространство базилики на три нефа. Выделение в интерьере двух бывших башенных объемов и объема алтарной части.

Перестройки и утраты

В конце 1940-х годов, в связи с изменением функционального назначения постройки, здание было капитально перестроено.

Второй ярус башенных объемов (ярус звона) демонтирован. Открытое пространство перед входом в костел, первоначально располагавшееся между башнями, и сами башни, включены в интерьер здания.

Образовавшийся в результате перестроек объем был перекрыт новой крышей.

При сохранившейся высоте конька, ранее двухскатная крыша получила две усеченные вальмы, устроенные со стороны торцовых фасадов.

В ходе проведенной реконструкции здание костела стало двухэтажным.

Фрагмент интерьера парадной лестничной клетки. Лестничные ограждения

В объеме бывшей юго-восточной башни была устроена лестничная клетка с парадной лестницей, ведущей на второй этаж.

В другом конце здания у северо-восточного угла постройки была оборудована лестничная клетка «черного» входа в здание.

Дверной проем «черного» входа устроен из оконного проема в северной алтарной части здания.

На обеих лестницах, парадной и «черной», использованы металлические ограждения начала XX века (возможно, демонтированы с «черных» лестниц соседнего здания Мариинской женской гимназии).

Слева от лестничной клетки «черного» входа в уровне 1-го этажа расположили туалеты.

При разработке интерьера в основном объеме бывшей базилики в уровне обоих этажей была применена коридорная система. Узкий коридор, занявший часть пространства бывшего центрального нефа, соединил парадную и «черную» лестничные клетки здания. Одна из продольных стен коридора примкнула к восточному ряду столбов базилики. По обе стороны коридора расположили комнаты различных габаритов.


Этот храм столетиями являлся одним из самых крупных католических духовных центров всего клецкого и несвижского края. Начало его истории теряется в глубине веков, превращая повествование о нём в красивые средневековые легенды. Столь же легендарным выглядело ещё в 20 веке и само его здание с возносящимися в высоту сводами и мощными кирпичными стенами, внутри, и даже просто рядом с которыми человек ощущал дыхание древности и самой Божественной вечности!

Первое историческое упоминание о костёле Святой Троицы относится ещё к 1450 году! В тот год некий новогрудский местич Андрей Мостивилович подарил ему десятину своей деревни под Клецком. Эта деревня досталась пану Андрею от самого великого князя литовского Казимира Ягайловича за боевые заслуги, так как в 1445 году, как гласит летопись, «Ондрюшка Мостиловичъ» вместе с панами Судивоем, Радзивиллом и Николаем Немировичем и другими возглавлял семитысячное войско Великого княжества Литовского в победной битве с Московским княжеством на реке Суходров. Деревня и по сей день сохранила в своём названии имя своего давнишнего владельца и сегодня называется Мостиловичи!
Костёл находился не в замке на городище, а за пределами городских укреплений, что, скорее всего, свидетельствует о том, что в те времена католицизм не имел в пока ещё православном Клецке многочисленных последователей. Вероятнее всего, что и сам храм был тогда меньше воздвигнутого позднее. Как бы там ни было, но в середине 16 века в Клецке пришлось очень туго и католикам, и православным. В 1558 г. город переходит к кальвинисту Николаю Радзивиллу «Чёрному». В соответствии с политикой этого магната, все православные и католические храмы должны были быть обращены и переделаны в кальвинистские соборы. До клецкого костёла Св. Троицы очередь дошла в 1560 г. Причём ему выпала «честь» быть переделанным не от кого-нибудь, а от самого Симона Будного, которого Николай Радзивилл назначил министром («настоятелем») клецкого кальвинистского собора. В Клецке господин Будный жил не слишком, так сказать, по-протестански и с удовольствием пользовался всеми благами католического наследия. Так в Клецке у него был собственный дом с прислугой, двор с крепостными крестьянами, ежегодное немаленькое жалование от Радзивиллов. Хотя, конечно, нельзя сказать, что для Симона Будного было главным только материальное благополучие. Свои религиозно-филосовские изыскания имели для него куда большее значение. Именно в Клецке Будный в конце концов начал отрицать Божественность Иисуса Христа и, став арианином-антитринитарием, был в 1565 г. подвергнут своей же кальвинистской общиной остракизму. А до этого он всё же успел открыть для распространения кальвинистского учения первую в Клецке школу и издать первую на территории Беларуси книгу (кальвинистский «Катехизис»), написав в предисловии: «Писано в Клецке от Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа лета 1562, месяца июня, десятого дня». Тогда он ещё считал Иисуса Христа Господом и Спасителем…
После изгнания Симона Будного (тот уехал в Лоск под Молодечно), начальником клецкого кальвинистского собора стал другой известный в истории человек с красивым именем Томаш Фалькониуш. На самом деле его звали Фома Кречетовский, но в книжной традиции он решил, несмотря на наше стереотипное представление о протестантах как об «абаронцах роднае мовы», перевести своё имя на более звучную и распространённую латынь.
Сын Николая Радзивилла «Чёрного», тоже Николай по прозвищу «Сиротка» стал, как известно, не в пример своему отцу, убеждённым католиком. В 1574 году он пишет виленскому бискупу, чтобы тот помог ему, прислав проповедников в борьбе с кальвинистскими еретиками, в т.ч. и в городе Клецке. Впоследствии владельцем Клецка стал другой сын Николая Радзивилла «Чёрного», также католик, Альбрехт. В 1586 году он совершенно изгоняет кальвинистов из города и передаёт храм Святой Троицы католикам. Именно к этому времени, скорее всего, и относится возведение нового каменного здания костёла, дошедшего до 20 столетия. Новый величественный храм был призван стать символом победы католического исповедания веры над кальвинистским и стать, таким образом, знамением окончания целого исторического периода. Есть сведения, что каменный костёл был построен к 1590 году. Первым его изображением является чертёж «Kosciolu miesta kleckiego pana marszalka», датируемый концом 16 в. («пан маршалок» - это Альбрехт Радзивилл, ставший в 1585 г. маршалком ВКЛ). А уже в начале 17 столетия храм можно было увидеть на гравюре Клецка, "созданной Томашем Маковским.”

После возвращения храма католикам, его первым настоятелем стал ксёндз Мартин, который подписывался просто: «Мартин из Клецка». Он, как когда-то Франциск Скорина, был выпускником Падуанского университета по кафедре медицины, которая была ему хорошим дополнением и в его пастырском служении. В 1605 г. кс. Мартин издал в Познани книжку «Испытанное средство против морового поветрия». Возможно, были и другие его книги, просто не дошедшие до нашего времени.
2 февраля 1652 г. внук Альбрехта Радзивилла Михаил Кароль издал привелей, в котором определил положение клецкой святыни в своих владениях. За костёлом были закреплены определённые деревни и фольварки, а также их жители, определён денежный сбор с горожан и натуральный (зерном) сбор со шляхты в пользу костёла. Кроме этого Радзивиллы обещали за свой счёт покрывать черепицей половину большущей костёльной крыши. Был определён и костёльный квартал (юридика) в Клецке, жители которого несли в пользу костёла повинности. В 1652 г. это было десять, а в 1714 г. – уже 27 семей.
Привелей 1652 г. требовал от настоятеля костёла следующее: «А ксёндз плебан нынешний и последователи должен будет и должны держать викария, алтарника, органиста, кантора, бакалавра, который бы деток читать, писать и петь учил». В костёльном инвентаре 1796 г., между прочим, было отмечено, что в костёльной приходской школе «зимой удерживаются из прихода дети убогих родителей рода шляхетского, мещанского и крестьянского. В рабочее время летом они бывают забраны родителями для неизбежных нужд по хозяйству… Дети учатся катехизису, чтению, письму и началам арифметики». Уже в начале 19 века, правда, на приходе был только «директор», который учил мещанских детей началам чтения и письма за условную плату.

При костёле существовал и госпиталь, созданный на средства сына Альбрехта Радзивилла Яна Альбрехта в 1609 г. Согласно его указу, ежегодно госпиталю должно было выдаваться 30 злотых, несколько бочек ржаного зерна, ячменя, гречки, а также мяса и дрова. «Старших госпитальных» назначал непосредственно князь.
В начале 18 века через радзивилловские владения огнём и мечём прошлись шведы. В костёле Св. Троицы они ограбили захоронение маршалка ВКЛ Станислава Казимира Радзивилла и утащили много золота из интерьера. Несмотря на это, инвентарь 1712 г. отмечает в убранстве костёла множество позолоченных вещей, в т.ч. и главный алтарь Св. Троицы. От духовных потомков Будного и Фалькониуша была вывезена в город Белую и одна из главных костёльных святынь – икона Благовещения Девы Марии, почитавшийся чудотворным. Его чудеса были записаны ещё в 1677 году специальной комиссией по указу виленского бискупа Стефана Паца. Кстати, «на память» о шведском нашествии в костёльной башне остались два каменных ядра, застрявших там после выстрелов.
В 1810 г. в костёле произошёл пожар и вскоре состоялся ремонт на средства Николая Йозефа Радзивилла.После этого ремонта у костёла появилась новая крыша, а над входом в нише была установлена скульптура Иисуса Христа (её видно на фото).
Интерьер храма тех лет украшал резной лакированный скульптурный алтарь, центральное место в котором занимала икона Святой Троицы. В боковых алтарях (всего их было семь) были иконы Св. Николая, св. Анны, Девы Марии (той самой, что спасали в Белой от шведов), Распятого Христа и св. Тадеуша Апостола. Костёл имел украшенный скульптурой орган на одиннадцать голосов.

В храме бережно хранили память о своих жертвователях и основателях, молясь перед Богом об их душах. Дважды в неделю после службы священники поминали всех Радзивиллов клецкой линии и семью Юрия и Екатерины Булгаков (пожертвовавших костёлу при строительстве крупную сумму). Отдельно молились по понедельникам за Михаила Кароля Радзивилла, о заслугах коего перед Клецким костёлом мы уже говорили.
Костёл Святой Троицы имел свой филиал под Клецком в деревне Соловьи. Филиальный костёл построенный из дерева, был покрыт гонтом, а внутри помещал один алтарь с картиной Пресвятой Троицы и ризницу.
В 20 веке костёл пережил и первую мировую, и советско-польскую, и вторую мировую войны. Во время второй из них досталось костёльному колоколу, который был повреждён артиллеристским снарядом. В 1937 г. Колокол был переплавлен на литейной фабрике братьев Фельчинских.

С разрушением храма, католическая община Клецка была вынуждена переместиться в обычный городской домик, где ещё до недавнего времени проходили богослужения. А не так давно в городе началось возведение нового костёла, который, несмотря на современные элементы архитектуры и материалы, в чём-то неуловимо напоминает тот самый древний храм! И носить он будет то же самое имя – Святой Троицы.


Новый костёл Святой Троицы в Клецке

Адрес: проспект Независимости, д.44. Режим работы: 07:00-22:00

Костел на Золотой горке

На Золотой Горке в Минске есть интереснейшее место. Долгая история, религия и множество легенд окружают его. На этом месте уже как 150 лет стоит католический собор. Названий имеет он несколько, одно - Златогорский костёл - связано с местом, на котором воздвигнут храм. Второе - Троицкий костёл - перенято от прежней молельни, располагавшейся здесь несколько столетий назад. И третье, самое распространённое - Костёл Святого Роха - несет имя Святого, в честь которого и был построен храм. Хотя костёл был построен с исторической точки зрения недавно, его история, а также события, предшествовавшие его воздвижению, начались более пяти веков назад.

История Костела Святого Роха

Первый костёл на Золотой Горке стоял здесь в XIV веке - это время основания католического прихода Пресвятой Троицы в Минске . Основал его король Ягайло, он же и воздвигнул здесь первый деревянный храм, сожженный при пожаре 1409 года. Через 400 лет заново отстроенное здание настигла та же участь. После попыток построить новый собор не было - из-за недостачи средств. Поэтому для проведения служб прихожане использовали маленькую каплицу - она располагалась на Золотогорском кладбище.
Следующее событие, послужившее постройке ныне существующего храма, несёт очень спорный характер. Кроме того, оно окутано легендой, которая для верующих несёт религиозную непоколебимую ценность. Говорят, что во время настигшей эпидемии холеры, в 1831 году, когда город терпел множество смертей, одному из его жителей приснилось, что Минск можно спасти деревянной статуей святого Роха, которая была зарыта под обломками костела. Статую нашли и пронесли по городу, после чего болезнь покинула столицу, а фигуру Святого назвали спасительной и поместили в каплицу. Об этом случае даже писалось в издании "Минский листок" 1890 года выпуска.
Спорить об истинности легенды не приходится. В Святого Роха верили уже давно, а слава об исцеляющем монахе прокатилась по всей Европе. Люди верят в то, что Рох исцеляет чуму, холеру, недуги ног, а также излечивает животных, в частности собак. Его жизнь подвергается сомнениям и имеет интересную легенду. Символично и интересно само изображение Святого - обычно его изображают с открытой левой ногой, где он указывает на чумную язву. Все это олицетворяет исцеляемую ним болезнь, а посох в его руке символизирует странствия монаха по миру в поисках нуждающихся. Такую же статую можно найти и в новом костёле, строительство которого начато в 1861 году - по прошению епископа А. Войткевича. Воздвигали собор на пожертвованные средства. Интересно, что жертвовали не только католики, но и верующие прочих конфессий, отдавая честь спасителю города - Святому Роху. Воздвижение достопримечательности было закончено через три года - тогда в нее перенесли исцеляющую статую Роха, в тот же год храм был освящен и принял первых прихожан.
Последующая история этого места охвачена трагедиями и невзгодами. С приходом советской власти костёл закрыли. Лишь на время оккупации Минска фашисткой армией, в 1941 году, прихожане проводили здесь службы. После этого помещение собора использовалось как книгохранилище. В 1984 году оно отдано под пользование Белорусской государственной филармонии. В девяностых на перерывах между концертами снова начали проводить службы, а в 2006 году концертный зал и вовсе был закрыт, а храм был передан приходу Пресвятой Троицы. После трагических событий костел потерял главную ценность - деревянную статую Святого Роха - на ее место разместили новую.
Сейчас Костёл Святого Роха - это место, являющееся обязательным к просмотру для туристов города. Ежегодно на 16 августа он собирает паломников из самых разных стран. Храм интересен не только религиозной ценностью, богатой историей и интересной легендой - многих ценителей архитектуры привлекает и его неоготический стиль. Интерьер собора украшают невероятные работы мастеров - гипсовые фигуры Иисуса, Девы Марии, Святого Иосифа, Габриеля, Михаила и, конечно же, Роха. Такой ансамбль освещает танец света, проходящий через витражные стёкла - все это создаёт фантастическую атмосферу внутри здания. А в его дворе есть возможность посмотреть на старинные надгробные памятники, которые сохранились со времён давно существовавшего здесь Золотогорского кладбища, и на интересные скульптуры, установленные во время деятельности филармонии.

Костел Святого Роха в Минске расположен немного в стороне от проспекта Независимости, и со всех сторон окружен жилыми домами, поэтому не виден издалека, как большинство культовых сооружений.

Костел Святого Роха (фото: Сергей Сандаков, 2006)

Костёл Пресвятой Троицы был построен в середине 19 в. по проекту академика Петербургской академии художеств М. Сивицкого. Сооружение является памятником архитектуры неоготического стиля.

Костел Пресвятой Троицы (фото: Сергей Сандаков, 2006)

До наших дней сохранилась легенда, о том, как возник этот костел… Во время эпидемии холеры 1631 г. одному из жителей Минска во сне пришло послание свыше о том, что город может спасти от холеры только статуя святого Роха, которая погребена под обломками костела бонифраторов. После продолжительных поисков в указанном во сне месте действительно была найдена деревянная статуя святого Роха, которую с большими извлекли из завалов, пронесли по всему городу и установили в деревянной каплице на Золотой Горке. После этого эпидемия холеры в Минске действительно пошла на убыль, а святого Роха стали почитать, как небесного покровителя города. Позже на месте деревянной каплицы и было построено здание костела.

В здании Костела Святого Роха находился зал камерной и органной музыки Белгосфилармонии, который был создан в 80-х гг. XX в. в ходе реставрации.

Во дворе костела можно увидеть немногочисленные старые надгробные памятники — это всё, что осталось от некогда большого Золотогорского кладбища. Также здесь находится несколько красивых скульптур.

Скульптуры во дворе костела (фото: Сергей Сандаков, 2006)

  1. Храм имеет несколько названий, которые употребляются жителями города Минска: Костел Святого Роха, Троицкий (Пресвятой Троицы) Костел, Златогорский Костел.
  2. В 1998 в правом алтаре костела была установлена выполненная из металла статуя св. Роха, где некогда стояла исчезнувшая историческая.

Время работы и расписание служб

Будни: 08.00, 19.00
Воскресенье: 09.00, 11.00, 12.30, 19.00
Дополнительные богослужения (для парафий св. Петра и Павла и св. Андрея): будни в 12.00, воскресенье в 07.30 (на польск. языке) и 16.00 (на бел. языке)

Как добраться

Костел Святого Роха (Троицкий костел) находится по адресу: пр. Независимости, 44А
Доехать можно на метро, выход на станции «Площадь Победы» (в сторону ЦУМа)

В Костел Святой Троицы в Гервятах, Беларусь

Оригинал взят у mareneve в Гервяты

Сегодня у меня случился легкий приступ ностальгии, разглядываю белорусские фотографии и вспоминаю наши «вандроўкі» по замечательным уголкам родного края.
Пожалуй, самым сильным архитектурным потрясением для меня стал костел Святой Троицы в Гервятах, деревне, расположенной недалеко от границы с Литвой, в Островецком районе.
Шпиль костела был виден издалека. Ведь высота храма достигает 61 метра.
Это, наверное, самый роскошный образец неоготики в Беларуси.

Сказать, что я не могла себе даже вообразить, что в таком медвежьем углу может скрываться такая жемчужина, значит не сказать ничего. Ошеломленность и восторг - вот что я испытала, глядя на это чудо. И именно по причине неожиданности. Понятно, что в Европе есть более впечатляющие образцы готики. Но здесь, в белорусской деревеньке встретить такую красоту - просто невероятно!


Троицкий костел возводился в 1899-1903 годах на месте существовавшего ранее деревянного, 1526г. постройки, на деньги князя Ольшевского. Руководил работами архитектор Ольшеловский.
Что любопытно, указ о веротерпимости, позволявший вновь строить католические храмы, вышел только в 1905 году. Остается только догадываться, каким образом удалось Ольшеловскому реализовать такой грандиозный проект. Скорее всего, была использована тогдашняя уловка католических общин - подавалось прошение на ремонт существующей церкви, а фактически затевалось строительство нового костела на месте прежнего.
Видимо, и выбор ахитектурного стиля неслучаен. Готика, как воплощение самого возвышенного времени в истории католицизма. Какой еще стиль может полнее символизировать величие церкви в духовной жизни католиков.

Современный вид костела, прекрасный сад вокруг него со статуями 12 апостолов - это заслуга ксендза Леонида Нистюка. Замечательный человек! Его деятельная энергия просто поражает.
Нам повезло поговорить с ним. С удовольствием рассказал он про реставрационные работы, про уход за садом, про воскресные службы, которые ведет на белорусском, польском и литовском (таков этнический состав небольшой деревни).

До 2005 года не было ни площади перед церковью, ни сада, ни скульптур. А на месте колонны архангела Михаила стоял магазин. Но что называется: не было бы счастья, да несчастье помогло. Магазин сгорел, и было решено расчистить место под площадь и открыть вид на костел. Так появился и прекрасный сад.
В Троицком костеле дважды в год проводятся благотворительные концерты органной музыки. Каждый раз - новый репертуар. Говорят, в Гервятах прекрасный органист и вокалисты, и билеты раскупаются довольно быстро.

Дивное место. Искренне надеюсь, что созидательной энергией ксендза Нистюка заражены и жители Гервят. Во всяком случае, впечатление у меня от посещения этого места сложилось такое.