Привороты Заговоры на... Отвороты

Кто такая надежда фон мекк. Биографии великих людей. Она жила музыкой, его жизнь и была музыкой

Каждый третий год моей долгой журналистской жизни был посвящен газете “Львовский железнодорожник”, которую я редактировал в течение четверти века. Много времени уделял изучению истории стальных магистралей России и Украины. Одним из первых строителей был Карл Федорович Мекк - талантливый инженер, умелый организатор, потомок старинного немецкого дворянского рода.

Инспектируя состояние одного из перегонов, он встретил в деревенской глуши свою судьбу. Юной Наденьке Фроловской в ту пору было только15 лет. Через год, то есть в 1848 году, дочь помещика стала зваться Надеждой Филаретовной фон Мекк.

Прошли годы. Накопив немалые деньги, Карл и его супруга отправились в Украину на поиски подходящего земельного участка для создания собственного имения. В местечке Браилов, ныне Винницкой области, в 1868 году началось обустройство родного гнезда.

Надежда Филаретовна пригласила садовников из-за границы, которые принялись за создание парка по западноевропейским образцам.

Особое внимание Мекки уделили строительству величественного дворца, который сохранился по сей день.

Впервые об имении Мекков я узнал в начале 30-х годов прошлого столетия, когда был учеником 8 класса Браиловской средней школы, находившейся в двух шагах от бывшей усадьбы Мекков.

На одном из уроков учитель истории Владимир Михайлович Потульницкий рассказал об имении Мекков и об истории еврейского местечка Браилов, первое письменное упоминание о котором приходится на ХV век.

Меня очень заинтересовали эти сведения, ибо я родился в этом местечке и был свидетелем многих событий, происшедших там.

Сведения о Мекках продолжали меня интересовать и в годы учебы в университете.

Особое внимание я уделил пребыванию Петра Ильича Чайковского в Браилове и его отношениям с Надеждой фон Мекк.

Приятелем моего отца, заведовавший аптекой в Браилове, был местный житель Михаил Ковтун. Он часто приходил к нам, хорошо пел, а отец аккомпанировал ему на мандолине. На этих встречах гость рассказывал о своем деде Митрофане, служившем садовником в имении Мекков.

Дед рассказывал своему внуку о том, что в Браилов по приглашению Надежды фон Мекк приезжал Петр Ильич Чайковский, которому он прислуживал. Дед знакомил композитора с окружающей природой, в частности, на окраине местечка композитору очень нравился необычной красоты уголок, который позже местные жители назвали “Скалой Чайковского”.

Когда московский гость узнал, что на воскресных базарах Браилова выступают кобзари (украинские певцы и музыканты), то он попросил деда познакомить его с ними. Композитор внимательно прислушивался к их пению, а позже использовал украинские мотивы в песнях, сочиненных на стихи Тараса Шевченко.

Помнится, когда однажды зашла речь о графине фон Мекк, я поинтересовался, как складывались отношения владелицы имения с еврейским населением Браилова?

Графиня хорошо относилась к евреям, - ответил Ковтун, всячески помогала им в решении важных вопросов. К примеру, оказывала финансовую помощь в деле строительства синагог и начальной еврейской школы.

Одним словом, было взаимное доверие и уважение.

Надежда фон Мекк - меценат композитора

В 1876 году, в возрасте 45 лет, Надежда фон Мекк овдовела. Из их 18 детей, до взрослых лет дожили 11. С ними она и вступила в права наследования большого состояния. В 1877 г. 36-летний Петр Ильич Чайковский, будучи профессором Московской консерватории, получил письмо от незнакомки, сообщавшей, что намерена ежегодно посылать ему по 6 тысяч рублей (огромная по тем временам сумма!), чтобы он не отвлекался на побочные заработки.

Письмо Надежды Филаретовны пришлось по душе композитору и вскоре между ними началась активная переписка. Если вначале графиня обращалась к Петру Ильичу со словами” “милостивый государь”, то позже начались более теплое обращения “мой бесподобный” и “мой несравненный”.

В свою очередь композитор делился с графиней своими творческими планами, в частности, он сообщил, о том, что начал работать над “Евгением Онегиным” и Четвертой симфонией.

Поделился Чайковский и тем, что намерен жениться на Антонине Милюковой - своей восторженной 28-летней поклоннице.

Затея с женитьбой оказалась неудачной. Через две недели Петр Ильич сбежал от жены. А несчастная Антонина Милюкова-Чайковская была настолько убита горем, что вскоре оказалась в клинике для душевнобольных, где и провела остаток жизни.

Между тем, Надежда фон Мекк по-прежнему ангелом-хранителем кружила над Чайковским, не жалея при этом ни денег, ни чернил. Во многом благодаря ее усилиям Чайковский ожил.

В письмах к Петру Ильичу Надежда фон Мекк всегда подчеркивала, что большую роль в её внутренней жизни играет его великая музыка.

В знак признательности Чайковский посвятил фон Мекк свою 4-ю Симфонию. Она из скромности не пожелала, чтобы там значилось её имя, и композитор указал просто - «Посвящается другу».

Духовная связь с Надеждой фон Мекк оказалась для Чайковского благотворной. Так, после того, как была раскритикована его 5-я Симфония, Надежда фон Мекк умоляла его не проявлять малодушия и продолжать работу.

Кстати, они ни разу не встретились до конца жизни, хотя вели обширную переписку. Это была её воля - никогда не встречаться, никогда не видеть глаз друг друга, никогда не слышать голосов. Когда Чайковский посещал имение своей покровительницы, ее самой там не было.

Любовь покоряет сердца

Она полюбила его так, как может любить лишь одинокая женщина на склоне лет.

К сожалению, ей не суждено было познать ответной любви великого композитора, его влекли лица собственного пола. Он оттого и в брак вступил, ибо хотел победить природу. Но, как видится, проиграл.

Композитор был благодарен своему ангелу-хранителю. “Каждая нота, которая отныне выльется из-под моего пера, будет посвящена Вам, - пишет он в письме и дает обет, что, - никогда, никогда, ни на одну секунду, работая, я не позабуду, что Вы даете мне возможность продолжать мое артистическое призвание”.

Гений получал субсидию от своей покровительницы в течение тринадцати лет. “Я ей обязан не только жизнью, но и тем, что могу продолжать работать, а это для меня дороже жизни”,- пишет Петр Ильич одному из своих друзей.

Все эти тринадцать лет переписка не прекращалась и это, конечно, не просто переписка, а именно история любви музыканта и мецената.

Эта любовная история закончилась так же, как и начиналась, - письмом. Тринадцать лет спустя музыкант получил письмо, в котором его покровительница сообщала о том, что она разорилась. Заканчивалось письмо фразой: “Вспоминайте меня иногда”.

Вот таковы отношения Надежды Филаретовны и композитора.

В 1893 году Чайковский приехал в Петербург, где 16 октября он успешно дирижировал на премьере своей симфонии.

В зените славы композитор неожиданно заболел холерой, которой, как считают, он заразился, выпив стакан сырой воды.

Умер Чайковский в возрасте 53 лет в Петербурге 25 октября 1893 года, а спустя три месяца ушла из жизни графиня Надежда фон Мекк.

Гордость Браилова - музей композитора

В живописном уголке Браилова находится музей великого русского композитора. Долгие годы Петра Ильича связывала с этим местом крепкая дружба с тогдашней владелицей поместья Надеждой Филаретовной. Большая поклонница его таланта неоднократно приглашала композитора погостить в своем имении. Весной 1878 года Чайковский откликнулся на ее приглашение и приехал в Браилов. Всего Петр Ильич трижды приезжал в Браилов (в 1878-1880 годах) и останавливался в имении фон Мекк, когда там намеренно отсутствовала хозяйка.

В том же году композитор сочинил в Браилове божественное сочинение “Литургия святого Иоана Златоуста” как своеобразный апофеоз, с надеждой на встречу с добрыми людьми.

Красивый дворец, роскошный парк и озера с плавающими лебедями оставили в душе композитора неизгладимые впечатления. Позже Петр Ильич напишет:

В Браилове хочу отдаться любви моей к природе. Нет места во всём мире, которое давало бы мне в этом отношении так много простора. Поездки в Браилов останутся в моей памяти лучезарным воспоминанием о самых поэтических днях моей жизни.

Вдохновленный новой обстановкой и свежими впечатлениями, Чайковский написал здесь много музыкальных произведений. Среди них - первая оркестровая сюита, опера «Орлеанская дева», пьесы для скрипки, 7 романсов.

Ныне в бывшем имении Мекков размещается музей великого композитора и его мецената. Здесь хранятся прижизненные издания гения музыки, редкие книги, в частности, «Жизнь Петра Ильича Чайковского», написанная Модестом Чайковским в 1900 году, «Музыкальные фельетоны и заметки Петра Ильича Чайковского», издание 1898 года и другие. Среди наиболее интересных экспонатов - личные вещи Надежды Филаретовны фон Мекк, переданные в дар музею ее родственниками.

Привлекают посетителей работы винницких мастеров - скульптура «П. И. Чайковский» О. К. Непустого, полотно «П. И. Чайковский в Браилове» И. И. Синепольского, графические работы художника И. П. Ященко: портрет Н. Ф. фон Мекк, «Браиловский монастырь» и др.

Последняя экспозиция музея была посвящена 100-летию со дня смерти Надежды Филаретовны.

Работники музея поддерживают дружеские отношения с правнучкой фон Мекк и родственницей Чайковского Татьяной Себенцовой, которая дважды приезжала в Браилов. Все ближайшие родственники Чайковского ныне живут в Москве, а потомки фон Мекков уехали в Англию и Германию.

Надо отдать должное небольшому коллективу музея, - энтузиастам своего дела, за внимание к творчеству Чайковского, за организацию ежегодных музыкальных фестивалей, в которых принимают участие известные в мире музыки исполнители.

Анатолий Гороховский, журналист, Заслуженный работник культуры Украины

На 23 году семейной жизни у сорокалетней Надежды фон Мекк появилась женская тайна. Через 5 лет взрослая дочь в злом порыве выдала тайну матери отцу. У отца случился удар, и он умер. Эта семейная драма наложила глубокий отпечаток на характер Надежды Филаретовны.

Она как бы ушла с арены жизни и стала «женщиной-невидимкой». Общение её с внешним миром теперь ограничивалось бизнесом покойного мужа и детьми. Бизнес был миллионным, а детей было одиннадцать. Огромная ответственность. На своём женском счастье вдова-миллионерша поставила большой крест.

Семейство фон Мекк около 1875 года. Баронесса Надежда Филаретовна (слева) держит на руках младшую дочь Людмилу (Милочку). Эта маленькая девочка - в действительности незаконнорожденная дочь Александра Иолшина (сидит слева), секретаря мужа баронессы, инженера Карла фон Мекка (в центре в тёмной шляпе). Когда фон Мекк узнал о неверности жены, с ним случился сердечный приступ и он скончался. У супругов было 18 детей (между 1848 и 1872 гг.), из которых выжило только 11. На фото в центре в белой шляпе Владимир, один из любимых сыновей баронессы. Фото: public domain/wikipedia

Посмотрите на фотографии этой женщины: плотно сжатые губы, жёсткий взгляд. Эта умная, деловая женщина когда-то вдохновила мужа - скромного инженера - на миллионный бизнес. На жизнь она всегда смотрела сквозь призму денег: деньги дают независимость, возможность заниматься любимым делом, творчеством. Себя она не считала творческим человеком. Она была великим ценителем творчества других.

1 фото - Карл Фёдорович фон Мекк, муж Надежды, один из основоположников российского железнодорожного транспорта. 2 фото - Барон Николай Карлович фон Мекк С 1892 г., четверть века возглавлял Общество Московско-Казанской железной дороги, одной из крупных компаний в России. В 1929 г. расстрелян. 3 - фото Барон Александр Карлович фон Мекк, член правления Общества Московско-Казанской железной дороги. Фото внизу - Рязанский вокзал (стоял на месте совр. Казанского). Фотография 1888 года. Московско - Рязанская железная дорого в будущем станет Московско-Казанской. Фото:public domain/wikipedia

В 46 лет открылась самая удивительная страница её жизни. Последовавшие 14 лет гарантируют ей на века память и благодарность людей всего мира, где звучит музыка Петра Ильича Чайковского.

Музыку Надежда любила всегда. Её отец был музыкантом-любителем. Обожал Вагнера и рассказывал дочери о том, как благородно и дальновидно поступал Людовик Баварский, поддерживая деньгами композитора, обеспечивая ему свободу творчества.

Людвиг II Отто Фридрих Вильгельм Баварский - король Баварии (1864-1886) из династии Виттельсбахов. Старший сын Максимилиана II. Вошёл в историю как «сказочный король» благодаря эксцентричному поведению и построенным при нём замкам, самый знаменитый из которых Нойшванштайн(второе фото). Замок Нойшванштайн был отчасти возведён и в честь Вагнера. Говоря литературным языком, Нойшванштайн означает «Новый Лебединый замок» по аналогии с королём-лебедем, одним из персонажей Вагнера. Последнее фото - Рихард Вагнер, немецкий композитор. Крупнейший реформатор оперы, Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую. Фото:public domain/wikipedia

Теперь, оставшись богатой вдовой, Надежда решила, что пришло её время подарить творческую свободу хорошим музыкантам. В расходных книгах семьи фон Мекк появилась постоянная статья-помощь музыкантам. Она оказывала поддержку Русскому музыкальному обществу и Московской консерватории, дала приют в своём доме музыканту Генриху Венявскому, смертельно заболевшему во время гастролей по России. Немалую роль Надежда Филаретовна сыграла и в судьбе французского композитора Клода Дебюсси.

1 фото - Генрик Венявский - польский (еврейского происхождения) скрипач и композитор. 2 фото - Ашиль Клод Дебюсси - Французский композитор, музыкальный критик. Музыку этого композитора относят к импрессионизму. Сам же он этот термин никогда не любил. 3 фото - Иосиф Иосифович Котек, русский скрипач и Пётр Ильич Чайковский. Фото: public domain/wikipedia

Она завела у себя в доме камерный оркестр. Среди музыкантов оркестра фон Мекк был молодой скрипач Иосиф Котек. Он был учеником мало кому известного в те времена профессора Московской консерватории Петра Чайковского. Котек был не просто учеником Чайковского, но и страстным почитателем его таланта. Это он рассказал Надежде Филаретовне, какой замечательный и талантливый человек Пётр Ильич.

Котек сетовал на то, что вместо творчества его профессору приходится думать о том, как заработать деньги и помочь семье. А потом на одном из концертов Надежда услышала музыкальную фантазию Чайковского на тему Шекспира. Она, разборчивая меломанка, была поражена новой музыкой.

Через Котека она обратилась к композитору с просьбой сделать аранжировку нескольких его пьес для скрипки и фортепиано за большое вознаграждение. Её просьбу композитор выполнил. И она написала ему первое письмо с официальным выражением благодарности. Оно стало первым более чем из 1200 писем.

Эта переписка уже много десятилетий представляет большой интерес для поклонников творчества Чайковского и…для психологов. Отношения между фон Мекк и Чайковским уникальны. И вряд ли их можно назвать романом, как это сделали многие биографы композитора.

Не надо забывать, что Надежда Филаретовна приняла решение стать «женщиной-невидимкой», и не усугублять своё чувство вины перед памятью мужа, не давать никаких поводов для сплетен в обществе и не ронять своё материнское достоинство перед взрослыми и подрастающими детьми. По обоюдному согласию, фон Мекк и Чайковский ни разу не договорились о встрече. Только однажды случайно столкнулись на прогулке. Неловко раскланялись и прошли мимо друг друга.

Она нашла нужные слова для того, чтобы Пётр Ильич принял её помощь. Это были слова друга. И когда композитор в знак благодарности решил посвятить ей Четвёртую симфонию , то, по её желанию произведение предваряли слова: «Моему лучшему другу». Ни имени, ни фамилии.

Она была откровенна в своих письмах к нему как ни с кем. А ведь она, и правда, никогда и никому не изливала своих чувств: ни матери, ни мужу, ни детям. Для неё его музыка - спасение от одиночества, усталости и разочарований, а возможность освободить его время, ум и душу для творчества наполняет её жизнь смыслом.

Свобода и независимость творца дают через несколько лет замечательные результаты: опера «Евгений Онегин», музыка к балетам «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Слава в России и в Европе. Теперь он достаточно зарабатывает сам, но Надежда Филаретовна продолжает опекать его. Она становится инициатором брака своего сына и племянницы Петра Ильича. Брак состоялся, но мать жениха не присутствовала на свадьбе, оставаясь верной своему принципу - быть невидимкой.

Идеализировать отношения этих незаурядных людей тоже не приходится. Все люди так устроены, что долго испытывать чувство благодарности становится утомительным. Пётр Ильич писал замечательные письма не только Надежде Филаретовне, но и своим родственникам.

В его письма к братьям стали всё чаще закрадываться признаки досады: «К сожалению, нужно сознаться, что отношения наши ненормальны, и что от времени до времени ненормальность эта сказывается». Или: «Сколько я должен быть благодарен этой чудной женщине!.. в сущности, все мои письма к ней должны бы были быть благодарственными гимнами, а между тем нельзя же вечно изобретать новые фразы для выражения благодарности!.. Я теперь уж стал затрудняться писать ей».

Но ему пришлось скоро пожалеть о своих сетованиях. Надежда фон Мекк резко прекратила переписку. Почему? Загадка. Её внучка в своих воспоминаниях писала, что было последнее письмо Петру Ильичу, которое он уничтожил, и о содержании которого никто не знает.

В этих же воспоминаниях высказывалась версия о том, что семья фон Мекк была близка к разорению, и родственники выразили свой протест Надежде Филаретовне, которая продолжала выделять деньги из семейного бюджета уже преуспевающему композитору.

Кроме того, она заболела и не могла владеть правой рукой. А диктовать свои письма она не хотела. Возможно, это и так. Но есть ещё одна гипотеза. У Петра Ильича, как и у неё, тоже была тайна. И если муж Надежды Филаретовны умер от инфаркта, узнав её тайну, то она сама, узнав тайну Петра Ильича, сочла нужным просто прекратить переписку. В любом случае, её многолетняя человеческая и материальная поддержка Чайковского сделали из талантливого, но зависимого человека гениального свободного композитора-творца.

В третий раз обращаюсь я к "айфонному" снимку Надежды Филаретовны фон Мекк..

А все потому, что нашел кое-что, как кажется проливающее свет на его происхождение..
Ну и еще на кое-какие, в связи с этим, драматические подробности из жизни семьи фон Мекк...

У Познанского фото датируется 1880-ми годами..
В фондах же архива диапазон и вовсе увеличен до "1870-1880-х", да еще добавлено, что "место съемки не установлено"..
Полная прострация..

Но вот в переписке Чайковского с фон Мекк наткнулся я на следующие строки..

В письме от 18 марта 1877 года, благодаря за присланную ей по ее просьбе фотокарточку Петра Ильича, Надежда Филаретовна пишет:

"Позвольте мне, Петр Ильич, послать Вам мою фотографию. Эта карточка дорога мне, во-первых, потому, что я на ней не одна, а во-вторых, потому, что она есть работа (как фотография) одной из моих дочерей, и, посылая ее Вам, я, конечно, не ожидаю сделать Вам этим удовольствие, а хочу только до некоторой степени выразить Вам то глубокое чувство, которое питаю к Вам, - тем более, что я знаю, что Вы способны понимать и чувство матери"..

"Мой товарищ по фотографии есть самая младшая пятилетняя моя девочка Людмила, или Милочка, как ее зовут в семействе, которую позвольте Вам отрекомендовать и просить полюбить. Она знает, что из царствующих особ я люблю баварского короля, и помнит его по Байрейту, куда он приезжал при нас. Сейчас она сделала мне вопрос, к кому я пишу, и на мой ответ, что я пишу Вам, потому что я Вас очень люблю, она спрашивает меня: “et pourquoi est-ce que tu n"ecris pas au Roi de Baviere?” [“а почему не пишешь ты баварскому королю?”]. Она по аналогии чувства пришла к этому вопросу. Я хочу Вас немножко познакомить с этим субъектиком"..

Конечно, если не иметь перед глазами эту "нашу" фотографию, можно подумать, что речь тут идет о неком парном снимке матери с дочерью.. Но меня-то, с этим снимком столько провозившимся, тут сразу как током ударило!

Во-первых, никакого подобного портретного снимка (матери с пятилетней дрчерью) мне лично, достаточно много изданий про Чайковского пересмотревшего, встречать не приходилось, а, во-вторых, сразу становилось понятно, почему именно эта фотография хранилась у Чайковского и выставлена теперь в экспозиции в Клину:

Да и "подкрашенность" ее тут может объясняться словами, что она есть работа (как фотография) одной из старших дочерей..

Это был первый снимок, по которому Чайковский (как известно, никогда с Надеждой Филаретовной за всю жизнь не встречавшийся) увидел наконец, с кем он вот уже четыре месяца переписывается.. И конечно же ей хотелось предстать в наиболее выгодном свете, а каждый заметит, насколько смягчаются черты ее лица на подкрашенной фотографии относительно оригинала..

Возникает, разумеется, и множество вопросов.. Почему на фотографии присутствует не сам ребенок, а его фотокарточка? Сделан ли этот снимок перед самой отсылкой его Петру Ильичу или раньше (Милочка фон Мекк родилась в 1872 году и, судя по возрасту младенца на маленькой фотографии, снята она была в 1873-74 годах, когда Надежде Филаретовне было, соответственно, 42-43 года).
Тут можно заниматься домыслами, конечно же, до бесконечности, но, возможно, именно такой ненарочитой символичностью Надежда Филаретовна хотела деликатно предстать перед Чайковским именно в образе прежде всего матери, своего рода Мадонны, а не навязывающейся любовницы.. Присутствие же на фото конкретного подросшего уже ребенка снижало бы символизм этой композициии..

Но присутствовал тут и еще один посыл, скрытый, тайный, не до конца возможно ясный и для самой Надежды Филаретовны, но показывающий всю степень ее стремления найти наконец душу родственную, всепонимающую, с которой она могла бы быть откровенной без остатка, как перед самой собой..

И посылала она боготворимому композитору не просто фотографию, а зашифрованную в ней мучающую ее совесть тайну..

Тут я предоставлю слово внучке Надежды Филаретовны - Галине Николаевне фон Мекк, той самой, которая родилась в результате скрещения родов фон Мекк и Чайковских; второй бабушкой ее была любимая сестра Петра Ильича, мать любимца его Боба, хозяйка Каменки - Александра Ильинична Давыдова..

Галина фон Мекк оставила потрясающие мемуары, и судьба ее достойна отдельного рассказа, но сейчас о ее рассказе там о Надежде фон Мекк..

"..Чтобы понять более поздние события, не следует забывать, что моя бабушка вышла замуж, когда ей едва исполнилось 17 лет, и я очень сомневаюсь в ее чувствах к человеку, которого она приняла. Она дважды отказывала ему и, конечно, не питала страстной любви, которая приходит в более зрелом возрасте. Она любила его, была ему более чем хорошей женой и родила много детей. Всего у нее было восемнадцать родов. Ее амбиции были направлены в его сторону, не в свою, и это так. Но какой-то уголок ею существа не был разбужен или к нему вообще не было прикосновения. Возможно, она и не знала, что он существует. Однако этот уголок существовал.

Она была богата, уважаема, дети выросли, некоторые из них уже вступили в брак, ее муж находился на вершине своей репутации, и вряд ли она осознавала возможность урагана, который перевернул ее жизнь..

Такой шторм ворвался в жизнь Надежды фон Мекк. Когда ей было сорок лет, она познакомилась с человеком, который был моложе ее на несколько лет (Александр Иолшин, инженер путей сообщения). Что случилось, я знаю весьма туманно, но могу себе представить. Он был под большим впечатлением от изумительной женщины, которая привлекала его, ее также потянуло красивому и приятному человеку. Страсть понеслась над ними как гроза, которая внезапно начинается и так же внезапно проходит.. Моя бабушка прекратила это, но не без последствий. Родилась темноглазая и любимая Милочка. Но и это, увы, еще не было концом. Надежда Филаретовна не открылась мужу. Почему? Кто знает?..

У меня есть фотография семьи Мекк, снятая в Браилове, которая тревожит меня всякий раз, когда я на нее смотрю. Мой дед, патриарх, сидит в середине, спокойный и удовлетворенный, хотя его лицо усталое. Его окружают дочери, зятья и сыновья, на лицах которых довольное выражение. Моя бабушка сидит спиной к мужу (ее возлюбленный тоже присутствует), ее руки крепко обнимают Милочку, самую младшую и незаконнорожденную.

Четыре года мой дед не знал ничего. Может быть, из-за того, что у него было не очень здоровое сердце, и бабушка опасалась шока, если бы она ему призналась. И вот 24 января 1876 года мой дед ночным поездом выехал по делам в Петербург, как он это делал почти каждую неделю. Обычно он останавливался в доме своей дочери графини Александры Беннигсен. На следующий день вечером во время мирного послеобеденного разговора моя тетя Саша сообщила деду, что младшая дочь не его ребенок. Ошеломленный и сильно расстроенный он удалился в свою комнату и через несколько часов, утром 26 января, скончался от сердечного приступа.

Ну а что произошло с любовником бабушки? Он ее не забыл. В течение всей его жизни моя бабушка оставалась для него женщиной, которую он боготворил. Он женился на ее старшей дочери Елизавете, тихой и доброй девушке, у них родилась единственная дочь.."

Вот эта фотография, о которой говорила тут Галина фон Мекк:

Семья фон Мекк, 1875 г. В первом ряду: София, Александр, Максимилиан, Михаил; во втором ряду: Юлия, Людмила (Милочка), Надежда Филаретовна, Владимир, Александра; в третьем ряду: Александр Иолшин, Карл Федорович, Елизавета, Павел Беннигсен; в последнем ряду: Александр Фраловский, Николай.

Николай - это будущий муж Анны Львовны Давыдовой (племянницы Чайковского) и отец Галины фон Мекк..

Александр Фраловский - брат Надежды Филаретовны, чей сын Владимир женился впоследствии на той самой единственной дочери Александра Иолшина и Елизаветы фон Мекк..

Милочка же вышла замуж за Ширинского-Шихматова и прожила до 1946 года..

Остается загадка только варианта фотографии "с айфоном"..
То ли это инициатива авторов издания той книги из ЖЗЛ (кстати, не мешало бы заглянуть в саму книгу; не закрасился ли тут портретик на этапе оцифровки?).., а может быть она из архива кого либо из членов семьи фон Мекк, ненавидевших всю эту трагичную историю? Той же Александры Беннигсен, например?..

Но, в любом случае, не будь этого варианта фотографии, я бы вряд ли обратил на нее особое внимание, и не вскрылись бы для меня столь выпукло эти драматичные страницы жизни..

P.S.
Все это я написал, конечно, занимательно:) Но и почти тут же сам же и опроверг!!:))
Ибо посерьезнее все это изучил!)

Чайковский и фон Мекк

Надежда Филаретовна фон Мекк родилась в 1831 году. Отец ее, Филарет Фроловский, начал с детства прививать дочери любовь к музыке, а от матери девочка унаследовала деловую хватку, сильный характер и предприимчивость. Отец, скрипач-виртуоз, сам занимался воспитанием дочери, часто брал ее с собой в путешествия по Европе - еще маленькой она привыкла к незнакомым городам, поездам и гостиницам. С тех пор у Надежды Филаретовны и появилась охота к перемене мест, не дававшая ей покоя вплоть до глубокой старости.

В 17 лет ее выдали замуж за Карла фон Мекка. Если в 1860 году в России было только 100 км железной дороги, то уже двадцать лет спустя, благодаря деятельности ее мужа, было более 15 000 км. Это сделало семью фон Мекк миллионерами. В браке родились 18 детей, из которых 11 дожили до взрослого возраста.

Карл фон Мекк скончался в 1876 году, оставив Надежде Филаретовне большое состояние - имения и несколько миллионов рублей. Она управляла им твердой рукой. Железные дороги работали как и прежде, заводы и имения приносили прибыль, банковские счета и пакеты акций прирастали, а Надежда Филаретовна смертельно скучала, радость ей приносила только музыка. Ее состояние дало ей возможность стать покровительницей искусств. После смерти своего мужа Надежда фон Мекк начинает оказывать значительную финансовую поддержку композиторам - Николаю Рубинштейну, который в то время возглавлял консерваторию, и начинающему Клоду Дебюсси, наставнику по музыке дочерей фон Мекк.

Надежда фон Мекк, баронесса, мать одиннадцати детей, сорокалетняя вдова, богатейшая из российских женщин, могла позволить себе все, о чем можно было только мечтать в ее более чем скромной юности. Однако в ее душе давно была пустота. Сильная и властная, Надежда давно была одинока. Супружеская жизнь, длившаяся более двадцати лет, не принесла желанного счастья, богатство не дало душевного успокоения, а будущая жизнь вдовы казалась теперь мрачной и унылой.

И вот ей уже под пятьдесят, красота проходит, впереди всего несколько лет, за ними отвратительным призраком встает старость. Надо смотреть правде в глаза - все ушло, ей никогда не встретить своего человека. Надежда Филаретовна проводила дни за роялем. Она нежно любила, тонко чувствовала музыку, великолепно владела инструментом. Играя, баронесса уносилась в другой мир и вставала из-за рояля просветленной.

В 1876 году Надежда Филаретовна помогала музыканту Иосифу Котеку, у него-то она и принялась выспрашивать о преподавателе Московской консерватории Петре Чайковском: его симфоническая фантазия «Буря» произвела на нее огромное впечатление.

Котек рассказал: Чайковский преподает в консерватории, он холост и небогат, его отец запутался в делах и сейчас живет на иждивении детей. У Чайковского четверо братьев: Ипполит и Николай прочно стоят на ногах, а Модест и Анатолий вытягивают деньги из композитора. Чайковский непрактичен и непредусмотрителен, у него большие долги. Он болезненно застенчив, кланяться публике выходит на подкашивающихся ногах, тушуется в обществе, стесняется женщин. Странный человек и при том очень милый: робкий, восторженный, увлекающийся. Ему надо писать, но времени на это остается все меньше - его отбирают преподавание в консерватории и зарабатывание денег.

Через несколько дней в руки Надежды Филаретовны попала новая вещь Чайковского - она играла ее до самозабвения и вышла из кабинета с сияющим лицом, помолодевшая лет на десять. Теперь она точно знала, что ей надо познакомиться с этим человеком. Баронесса давно собиралась найти талантливого музыканта, которому могла бы помогать. Она освободит его от всех будничных забот, назначит ему достойное содержание - и Чайковский прославит ее имя.

Она верила в духовное слияние, в идеальный мистический брак, когда две родственные души сливаются в музыке. В эти дни баронесса фон Мекк почувствовала, что к ней снова вернулся смысл жизни. На ее столе появляется фотография Чайковского, и она смотрит на нее, пытаясь представить, какой он в жизни.

Она предложила Чайковскому щедрое содержание: 6000 рублей в год. Для нее это была мелочь, а на самом деле - целое состояние, такие деньги в Российской империи получали генералы. Надежда Филаретовна боялась отказа, но вскоре пришел ответ - Чайковский согласен на ее предложение, он тронут и рассыпается в благодарностях. Так началась их долгая, тринадцатилетняя переписка, мало-помалу ставшая главным в ее жизни.

В июле 1877 года пришло письмо, поразившее ее до глубины души: маэстро писал, что его долго донимала своими посланиями молодая поклонница. Наконец он решил с ней встретиться, та призналась ему в заочной, страстной, доводящей ее до безумия любви, и Чайковский решил на ней жениться. Надежда фон Мекк сгорала от ревности, невыразимо страдала и не могла даже намекнуть Петру Ильичу о своих чувствах. Она боялась, что с женитьбой их переписка оборвется и она, влюбленная и отверженная, опять останется в одиночестве. Однако сразу после венчания он почувствовал к своей жене величайшее отвращение. Ему неприятно в ней все, и он не знает, что с этим делать. Уже через несколько дней после женитьбы он в отчаянии делился с «милым другом» Надеждой: «Я совершенно не в состоянии работать: это признак ненормального душевного настроения. - И добавлял: - Наша дружба всегда будет отрадой моей жизни».

Баронесса ответила приветливым и спокойным посланием, между строк которого сквозило удовлетворение: она предполагала, что брак ее друга долго не протянет, но не думала, что это случится так скоро. Брак не смог принести того, чего так страстно желал композитор. Супруга казалась чужой, иногда она просто раздражала Чайковского, а мысль о семейной жизни так тяготила музыканта, что он в отчаянии даже задумал уйти из жизни.

В том же году Петр Ильич сбежал от своей жены, даже не объяснившись с ней, уехал за границу.

Он стал еще ближе к баронессе, а письма становились более нежными и интимными. Переживавшая за композитора покровительница пересылала ему за границу огромные суммы. Надежда не только поддерживала Петра Ильича материально, но и постоянно старалась поднять ему настроение. Зная о склонности музыканта к меланхолическим настроениям, баронесса устраивала возлюбленному приятные сюрпризы. Где бы он ни находился, очень часто он видел у себя живые цветы, которые доставлялись ему по поручению «преданного друга».

Однажды она прислала ему письмо с просьбой сочинить пьесу, которая бы выражала «нестерпимую душевную боль, разбитое сердце, растоптанную верность, уязвленную гордость, потерянное счастье». Уловивший тонкий намек, композитор принялся за создание очередного заказа и вскоре подарил Надежде целую симфонию, ставшую одним из самых трогательных и прочувствованных произведений Чайковского. Она из скромности не пожелала, чтобы там значилось ее имя, и композитор указал на титульном листе партитуры - «Посвящается моему лучшему другу».

Духовная связь с Надеждой фон Мекк оказалась для Чайковского столь мощным фактором, что, несмотря на свою психологическую неуверенность в своих силах, он мог продолжать работать.

Чайковский понимал, что никогда не сможет увидеть лица той прекрасной женщины, которая покровительствовала ему уже несколько лет. Это была ее воля - никогда не встречаться, никогда не видеть глаз друг друга, никогда не слышать голосов.

Тринадцать лет продолжалась эта переписка - история платонической и самой нежной любви двух одиноких душ, которым не суждено было встретиться в жизни.

Баронесса страдала от неразделенной любви обыкновенной, желающей счастья женщины. Однако она была благодарна композитору за годы самых счастливых минут, которые ей дарили его искренние и теплые письма. Он признавался ей в симпатии, она - в «фантастическом отношении» к нему.

Чайковский умер внезапно. Заразившись холерой, он скончался в 1893 году.

Надежда фон Мекк пережила Чайковского более чем на два месяца. Она умерла от туберкулеза 13 января 1894 года.

Из книги Воспоминание о России автора Сабанеев Леонид Л

П. И.ЧАЙКОВСКИЙ Чайковский появился на моем горизонте, когда мне было восемь лет. Он умер, когда мне минуло двенадцать… Ясно, что мои встречи с ним, встречи многочисленные, так как я был уже погружен в музыкальный мир с раннего детства, - не носили никакого характера

Из книги К. Р. автора Говорушко Эдуард

ЧАЙКОВСКИЙ И АЛЕКСАНДР III Александр III был не очень музыкален, в противоположность своему старшему брату Николаю, который чрезвычайно любил музыку и разбирался в ней. Сам он играл на… геликоне - медном военном инструменте басового диапазона и огромной величины .Этот

Из книги Тайны смерти великих людей автора Ильин Вадим

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1952, 3 февраля.В оригинале обозначена рубрика: «Мои встречи». Известно об одной попытке самоубийства осенью 1877 г. Чайковский тогда сознательно погрузился в холодные воды Москвы-реки, с тем

Из книги По направлению к Рихтеру автора Борисов Юрий Альбертович

ЧАЙКОВСКИЙ И АЛЕКСАНДР III Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1956, 23 сентября. Александр III играл также на валторне.Политические взгляды Чайковского были скорее либеральными: «Как бы оживилась Россия, если б государь (имеется в виду

Из книги Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным автора Волков Соломон Моисеевич

Из книги После Шлиссельбурга автора Фигнер Вера Николаевна

Из книги Фатьянов автора Дашкевич Татьяна

Чайковский О пьесе «Un poco di Chopin» («Немного Шопена»), ор. 72 № 15 То время, когда Монпарнас имел весьма деревенский вид. Бородатый Макс жил на бульваре Эдгар Кине. В своем ателье писал «улыбки маленьких блудниц». Они были у него под окном - ведь он жил прямо напротив

Из книги Чайковский в Петербурге автора Конисская Лидия Михайловна

Чайковский в жизни Баланчина Баланчин: Нa

Из книги Мои воспоминания. Книга вторая автора Бенуа Александр Николаевич

Глава двадцать четвертая Н. В. Чайковский К периоду моей жизни в Выборге относится один эпизод, связанный с именем Чайковского.Тем кто жил в то время, хорошо известно, в каком состоянии брожения находилась Пермская губ. в 1904–1905 гг. Там прославился Лбов, солдат, служивший в

Из книги 22 смерти, 63 версии автора Лурье Лев Яковлевич

1. Композиторская «Мекка» в усадьбе Надежды фон Мекк …В 1943 году, когда немца от Москвы отогнали, Правительство во главе со Сталиным обратило внимание на цвет нации - творческую интеллигенцию. Перебиваясь скудным карточным пайком, в безденежье и голоде, жили наши лучшие

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

Л. М. Конисская Чайковский в Петербурге Петр Ильич Чайковский.Жил в нашем городе удивительный человек, творец гениальной музыки. Ходил по улицам, по которым ходим мы. Бывал в домах, которые и сейчас живут своей жизнью и помнят его: у домов ведь память крепкая и долгая. Как

Из книги Петр Ильич Чайковский автора Кунин Иосиф Филиппович

ГЛАВА 45 Князь Щербатов и фон Мекк. «Лебединое озеро» Вторую половину лета и всю осень 1902 года я был, кроме перечисленных задач по редактированию наших журналов и по постановке «Гибели богов», занят еще одной крупной работой, а именно, я принял участие в создании некоего

Из книги Русские предприниматели. Двигатели прогресса автора Мудрова Ирина Анатольевна

Петр Ильич Чайковский Петр Ильич Чайковский. Выпускник Императорского училища правоведения. Автор 10 опер, в том числе «Пиковой дамы» и «Евгения Онегина», балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», 40 инструментальных произведений. Почетный доктор

Из книги автора

Биография

Отец Надежды, Филарет Фроловский, начал с детства прививать дочери любовь к музыке, а от матери - Анастасии Димитриевны Потемкиной, - девочка унаследовала деловую хватку, сильный характер и предприимчивость.

В знак признательности Чайковский посвятил свою 4-ю Симфонию Надежде Филаретовне. Она из скромности не пожелала, чтобы там значилось её имя, и композитор указал на титульном листе партитуры - «Посвящается моему лучшему другу». Его «Траурный марш» (ныне утерянный), написанный в 1877 году и 1-ая сюита для оркестра, также посвящены ей.

Духовная связь с Надеждой фон Мекк оказалась для Чайковского столь мощным фактором, что, несмотря на свою психологическую неуверенность в своих силах, он мог продолжать работать, игнорируя критику, которая постоянно преследовала его самого и его творения почти до конца жизни. Так, после того, как была раскритикована его 5-я Симфония, Надежда фон Мекк умоляла его не малодушничать и упорно продолжать свой творческий путь.

Однако, с октября 1890 года Надежда фон Мекк уже не имела возможности далее оказывать финансовую поддержку Чайковскому, поскольку её собственные дела в то время резко пошли на убыль. Умерла Надежда фон Мекк от туберкулеза в начале января