Привороты Заговоры на... Отвороты

Первое сентября по-имперски или «Куда отправляли своих детей родители до революции. Гимназия медведниковых Архитектура как основание удачной образовательной модели

Гимназия Медведниковых (официальное название "9-я классическая гимназия Ивана и Александры Медведниковых) - среднее учебное заведение для мальчиков Российской империи, расположенное в Москве. В настоящее время - школа № 59 им. Н. В. Гоголя.

Иркутский купец Иван Логгинович Медведников активно занимался благотворительностью в Иркутске и в Москве, куда он переехал в 1850-е годы после непродолжительного пребывания в Петербурге. После его смерти в 1889 году вдова Александра Ксенофонтовна Медведникова продолжила благотворительность и, после выделения в завещании немалых сумм на конкретные цели (в том числе миллиона рублей на больницу для неизлечимо больных) завещала остальной капитал (несколько миллионов рублей) на благотворительные цели «по усмотрению» душеприказчика, коллежского советника Николая Алексеевича Цветкова.

Цветков решил, что «лучшим способом увековечить её память будет дать русскому обществу такую школу, где бы серьёзность учения соответствовала возрасту, развитию и силам учащихся». Он обратился с заявлением о намерении принести крупный дар И. и А. Медведниковых (450 тыс. руб.) Министерству народного просвещения на учреждение в Москве средней общеобразовательной школы (гимназии) нового типа. По высочайшему повелению Николая II, гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых была учреждена 8 июня 1901 года. Открылась гимназия 2 октября 1901 года. Тогда же, в сентябре 1901 года, было заложено здание гимназии по адресу Староконюшенный переулок, дом 18 (по другим источникам, закладка произошла 12 мая 1902 года - нынешний . Новое здание строилось по проекту художника-архитектора И. С. Кузнецова и было закончено в январе 1904 года. До этого занятия происходили в помещении на Поварской улице, 40.

Проект И. С. Кузнецова включал обширные залы и коридоры, высокие потолки, эффективную вентиляцию с пылеосадочными камерами, способную трижды обновить воздух в классах в течение каждого часа, большой гимнастический зал (построенный на деньги промышленника Н. А. Второва, земляка Медведниковых).

Строительство обошлось в 300 тысяч рублей. Оборудование гимназии также проводилось по последнему слову техники: шинели гимназистов просушивались и подогревались в раздевалке; для гимназии была заказана специально сконструированная школьная мебель, оборудованы мастерские. Общие затраты составили 1 миллион рублей.

Гимназия поначалу существовала при поддержке московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

Н. А. Цветков и первый директор гимназии Василий Павлович Недачин сумели создать новый тип гимназического образования в России, рассчитывая, что по образцу Медведниковской гимназии будет перестроена вся школьная система. Количество часов на изучение древних языков было сокращено, зато обязательным стало изучение новых: французского, немецкого, английского, расширилось преподавание мироведения, естественной истории, физической географии, анатомии и гигиены. В штат гимназии вошли преподаватель гимнастики, педиатр и дантист. Всем ученикам предлагались горячие завтраки. Родители учеников участвовали в работе педагогического совета.

Предварительной подготовке учеников к поступлению в гимназию способствовала устроенная при ней особая подготовительная школа с трехлетним курсом, в которую принимались дети в возрасте 7–8 лет. Ребят учили чтению, письму, иностранным языкам, Закону Божьему. Расписание было построено таким образом, чтобы уроки чередовались со специальным часом для подвижных игр. После подготовительного класса ученики поступали в первый гимназический класс. При этом обязательно сдавали вступительные экзамены, потому что поступали и дети, бывшие на домашнем обучении. В гимназических классах вместо специального часа подвижных игр в середине дня полагались уроки гимнастики или пения. Заканчивалась учёба в три часа дня, но многие ученики приходили и вечером: на факультативы или просто поиграть на школьном дворе, который зимой становился катком, а летом - площадкой для спортивных игр. В самом здании были предусмотрены специальные залы для отдыха в ненастную погоду.

Плата за обучение составляла 300 рублей в год, но некоторые ученики были от нее освобождены. Одним из главных условий, поставленных Н. А. Цветковым, было бесплатное обучение беднейших детей в память покойных благотворителей Медведниковых. По Высочайше утвержденному Положению об учреждении гимназии было установлено 30 стипендий имени Медведниковых. С течением времени при гимназии были учреждены ещё четыре именные стипендии. При этом гимназия, как и все другие казённые учебные заведения, освобождала от платы за учение всех детей преподавателей средних учебных заведений, а также 10% «достойных из беднейших учеников». Общее число всех освобождённых от платы за учение доходило до 120 человек, что составляло около 30% от общего числа учащихся. Кроме того, гимназия назначала из своих специальных средств пособия ученикам до тысячи рублей в год и освобождала от платы за завтраки 40 человек.

Л. В. Собинов, у которого здесь учились сыновья, устраивал благотворительные концерты в пользу учащихся.

Учебные программы этой мужской гимназии вошли в основу открывшейся в 1906 году гимназии для девочек Н. П. Хвостовой в Кривоарбатском переулке (дом № 15).

Около 1912 года директором гимназии становится Сергей Николаевич Эверлинг вместо снятого «за либеральность» В. П. Недачина.

Гимназия Медведниковых перестала существовать весной 1918 года; её бывший директор В. П. Недачин вскоре эмигрировал и создал в 1920-х годах русскую гимназию в Париже (Недачин собрал в ней лучших своих педагогов, привлёк бывшую профессуру Московского университета и возродил в новых сложных условиях славные традиции Медведниковской гимназии. Не удивительно, что именно эта гимназия просуществовала дольше всех учебных заведений эмиграции).

Было введено совместное обучение: часть учеников перевели в бывшую женскую гимназию Ломоносовой, а часть учениц оттуда перевели в Медведниковскую гиманзию.

  • В 1920-21 годах она стала 21-й трудовой школой Хамовнического района, специализированной в «гуманитарном цикле»
  • С 1921 года стала 106 объединённой школой Хамовнического района
  • С 1923 года стала 9-й опытной школой МОНО
  • В том же 1923 году после слияния с другими бывшими гимназиями школа стала 20-ой опытной школой имени Томаса Эдисона
  • В 1925-1930 годах школа была фабрично-заводской семилеткой с химическим и административно-советским уклоном
  • В 1933 году школа наконец получила сегодняшний номер (59-я)
  • В 1943 году вводится раздельное обучение, школа вновь становится мужской
  • 9 февраля 1952 года школе было присвоено имя Н. В. Гоголя
  • С 1954/1955 учебного года восстанавливается совместное обучение.

Директора школы:

  • С 1943 по 1954 - Давид Натанович Розенбаум
  • С 1954 по 1962 - Алексей Иванович Шемякин
  • С 1962 по 1963 - Валентин Григорьевич Панфилов
  • С 1963 по? - Алексей Алексеевич Агарев
  • С? по 1982 - Ирина Георгиевна Шишкина (мать М. П. Шишкина)
  • С 1982 по 2004 - Валентина Васильевна Ершова
  • С 2004 по настоящее время - Виктория Михайловна Филькина

Гимназию (до революции) закончили - Ю. А. Завадский, Г. П. Гольц, С. И. Фудель, Е. В. Милановский, А. А. Сидоров, Иммануил Великовский.

Среди учеников школы (после революции) - академики С. С. Аверинцев, В. И. Арнольд, В.П. Маслов, Ю.А. Рыжов (два последних учились в одном классе), В.П. Мясников, политик и писатель В. К. Буковский, биофизик А. М. Жаботинский, основатель компании «Вымпел-Коммуникации» («Билайн») Д. Б. Зимин, фотожурналист Борис Кауфман, философ и культуролог Г. С. Померанц, протоиерей Александр Салтыков, актёр В. С. Шалевич. В школе учились также археолог Н. Я. Мерперт, актер Р. Я. Плятт, писатель-фантаст Кир Булычёв, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв, писатель М. П. Шишкин и др.

Известные педагоги:

  • Кулагин, Николай Михайлович - мироведение (1903)
  • Любавский, Матвей Кузьмич - история (1914)
  • Моравский, Сергей Павлович - история (1903-1907)
  • Надеждин, Христофор Алексеевич - Закон Божий (1901-1915)
  • Фохт, Борис Александрович - философская пропедевтика.
  • В 1907 году в здании гимназии помещался только что основанный Московский археологический институт.
  • Медведниковская гимназия фигурирует в романе М. П. Шишкина «Взятие Измаила»:

Покойный родился в семье директора школы, где в цветочном горшке на подоконнике огрызок яблока, а из туалета лезет запах мочи.

Чу! Что за нездешние звуки летят по пустынным вечерним коридорам? Чьи шаги нарушают дерзко покой цитат и портретов? За кем бежит вприпрыжку по натертому до свиста паркету эхо Медведниковской гимназии?

Это бьет сарацин-невидимок шлемоблещущий мальчик, измученный очками с одним стеклом от косоглазия и истерзанный навязчивым страхом проглотить паука. Отец подарил мне на шестилетие сделанный в столярке учениками рыцарский набор - шлем, маленькие латы, похожий на крышку от кастрюли щит, обоюдоострый меч и длиннотенное копье. Вечером, когда здание запиралось на ночь, я убегал из флигеля, где отцу дали казенную квартиру, и с воплями носился по темным коридорам, разя направо и налево полчища врагов. Это был мой захваченный ими дом, мой замок, моя крепость, и я в яростных схватках срубал чалмы вместе с головами с обидчиков, очищая от скверны школу этаж за этажом.

  • В здании школы снимались сцены из фильмов: «Однажды 20 лет спустя», «Господин гимназист», «Дворы нашего детства», «Розыгрыш», «Александровский сад», «Казус Кукоцкого», выпуск № 46 киножурнала «Ералаш» (сюжет второй - «40 чертей и одна зеленая муха») и др.
  • Герой фильма «Гостья из будущего» (по повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперед») дед Павел учился в 59-й.
Ответить Подписаться Скрыть

Образовательное учреждение выполнили в востребованном тогда модерне. Его особенностью стали лаконичность и умеренность в декоре, что было достаточно редко для этого стиля той поры.

Главной достопримечательностью фасадной части стали размещенные справа арочное и полуовальное оконные проемы, предназначенные для естественного освещения залов гимназии.

Остальные окна, тоже не маленьких размеров, устроены в классных комнатах и также являются важной составляющей декорирования фасада. Пространство между ними - простенки - облицованы керамической плиткой темно-зеленого оттенка и украшены орнаментальной плиткой светло-зеленого цвета, размещенной в виде горизонтальных полосок.

Окна трех последних этажей имеют одинаковое обрамление, а оконные проемы второго и третьего уровней, к тому же, визуально были объединены общими в исполнении декоративными рамками, что придает простенкам между окнами вид пилястров. Этот элемент удачно дополняют действительные, устроенные под изгибом карнизной части и поддерживающие ее.

В декоре здания Медведниковской гимназии приковывает взгляд ленточный руст, который используется не только на нижнем уровне, но и украшает всю плоскость по правой стороне строения, в которой находятся гигантские по площади окна. Причем, рустовка будто подчеркивает арки устроенных входов и верхнего оконного проема.

Изысканным элементом декоративного убранства фасада являются рокайльные картуши, которые украшают одну из исполненных рустованных пилястр, а также главные окна.

Основной акцент при проектировании здания в Староконюшенном переулке был более направлен на внутреннюю структуру строения, нежели на наружное декоративное убранство.

Архитектор уделил огромное внимание инженерной оснащенности здания и повышенной комфортности, что, несомненно, являлось характерной чертой стиля модерн. Здесь были устроены просторные залы, высокие потолки, широкие коридорные проходы и большой гимнастический зал. Часть гимназических классов выполнили в виде амфитеатров, что было более присуще университетским аудиториям.

Из инженерных коммуникаций стоит обратить внимание на вентиляцию с использованием пылеосадочных камер, которая позволяла обновлять воздух в помещениях трижды в час.

Планировка внутренних помещений гимназии была устроена по принципу разделения пространств начальных и старших классов, которые имели отдельные входы в изолированные друг от друга учебные аудитории и иные помещения.

Еще одной оригинальной идеей здания можно считать размещенный на крыше зал для игр, который укрывал от непогоды застекленный свод.

История создания Медведниковской мужской гимназии

Иван Логгинович Медведников - купец 1-ой гильдии из Иркутска - заработал свое немалое состояние на золотодобыче и перепродаже пушнины. Слыл как щедрый благотворитель не только в родном городе, но и в Москве, куда переехал с семьей в 50-е годы девятнадцатого столетия. Личные средства направлялись им на строительство храмов, учебных заведений и больниц. Кроме этого, Иван Логгинович выплачивал стипендии гимназистам и студентам из необеспеченных семей.

В 1889 году Медведникова не стало. Его супруга - Александра Ксенофонтовна - решает продолжить былую благотворительную деятельность. В конечном итоге, она полностью отписала в завещании свое и мужнино состояние на богоугодные дела. Распоряжаться деньгами был назначен Николай Алексеевич Цветков - ее душеприказчик.

На снимках: Иван Логгинович и Александра Ксенофонтовна Медведниковы.

Глава из документальной повести «Мальчишки со Староконюшенного»

Я учился в 59-й московской школе, что в Староконюшенном переулке на Арбате. В истории отечественного образования нашей школе в начале прошлого, ХХ века выпала честь открыть новую страницу – стать первой в России средней общеобразовательной школой.

До октябрьского переворота 1917 года это была знаменитая, престижная, одна из лучших казённых в России Медведниковская гимназия. На старой фотографии на фасаде здания видна надпись: «Гимназiя имени Ивана и Александры Медведниковыхъ».
Великолепное здание, одно из лучших гимназических в Москве, построено по проекту архитектора-художника Ивана Сергеевича Кузнецова на участке в Староконюшенном переулке и на деньги, оставленные по духовному завещанию А. К. Медведниковой. Род купцов Медведниковых известен своими благотворительными делами.
Александра Ксенофонтовна была вдовой коммерции советника Ивана Логгиновича Медведникова. По рождению же она принадлежала к Сибиряковым, богатому и влиятельному сибирскому роду купцов, промышленников и меценатов, которые много способствовали экономическому и культурному развитию Восточной Сибири и Севера. С детства впитала традиции благотворительности. Эту замечательную женщину, получившую прекрасное образование, уважали и почитали как «человека высокой нравственности, одарённого недюжинным умом, сильной волей».
Её муж иркутский купец 1-й гильдии Иван Логгинович Медведников происходил из старообрядческого купеческого рода. Его предки Медведниковы, выходцы с Дона, из казаков, участвовали в покорении, а затем в освоении Сибири, добрались аж до Америки, были в числе первых русских поселенцев на Аляске и в Калифорнии. Иван Логгинович закупал и продавал пушнину, торговал с Китаем, откуда привозил чай и ткани, также занимался золотодобычей, стал золотопромышленником, учредил первый коммерческий заёмный банк в Иркутске, дававший населению кредиты под небольшие проценты. Согласно завещанию своей матери Елисаветы Михайловны на средства, оставленные ею, открыл сиропитательный дом (приют-школу для девочек-сирот), который содержался на доходы его банка. За это Иван Логгинович и Александра Ксенофонтовна Медведниковы были удостоены звания почётного гражданина Иркутска. Четыре года избирался городским головой Иркутска. Затем переехал, сначала в Петербург, потом в Звенигородский уезд Московской губернии. В Москве продолжал заниматься благотворительностью, жертвовал на храмы, больницы, помогал неимущим студентам и гимназистам.
Умер в 1889 году, супруга пережила его на десять лет.

В 1899 году по завещанию Александры Ксенофонтовны Медведниковой Москва получила более 5 миллионов рублей – по тому времени огромная сумма – на содержание церквей, монастырей, больниц, лазаретов и школ. Всем храмам Москвы и Иркутска единоразово было выдано по 100 рублей, монастырям – по 10 тысяч. Часть средств пошла на церковно-приходские школы. На Большой Калужской улице (ныне Ленинский проспект) был выстроен ставший её архитектурным украшением крупный благотворительный комплекс: больница для неизлечимых больных, оснащённая первоклассным медицинским оборудованием, при ней богадельня, две домовые церкви – Козельщанской иконы Божьей Матери и Тихвинской иконы Божьей Матери, а также докторский корпус, жилые квартиры для персонала, здание кухни, баня, прачечная. По сути это был один из первых хосписов в Москве, правда, тогда такого слова не знали. (После 1917 года Медведниковская больница и богадельня вошли в комплекс 5-й Градской больницы, которая с 1992 года стала называться больницей Святителя Алексия, её передали Московской Патриархии Русской Православной Церкви.)

Душеприказчик Александры Ксенофонтовны, старый друг семьи коллежский советник Николай Алексеевич Цветков решил, что лучшим способом увековечить память Медведниковых будет хорошая средняя общеобразовательная школа (гимназия), отвечающая современным передовым требованиям. По его представлениям и замыслу – это должна быть школа нового типа. Он и стал учредителем, а затем почётным попечителем такой школы.
9-я московская классическая гимназия имени Медведниковых была учреждена Высочайшим повелением Николая II 8 июня 1901 года. На торжественной церемонии при закладке здания в Староконюшенном переулке и освящении присутствовали высокие гости – московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной (зверски убитая большевиками в 1918 году, она в конце ХХ века канонизирована и причислена к лику православных святых), митрополит Московский и Коломенский Владимир. Не знаю, есть ли в России ещё школы, в освящении которых принимали участие святые. В основание здания положили памятную доску и несколько монет.
Упомянув одну святую, не могу не сказать о другой, жизнь которой непосредственно связана с нашим Староконюшенным переулком, с Арбатом. В красивом, украшенном резьбой, старинном двухэтажном деревянном доме-особняке № 30 по Староконюшенному переулку (ныне не сохранился, но я его помню) в годы моего школьного детства и отрочества – с 1942 по 1949-й – жила знаменитая московская старица Матрона. Слепая от рождения, а в 17 лет вследствие паралича ног утратившая способность ходить, она с детства была наделена чудесным даром духовного зрения и предсказания, провидения, а также даром исцеления и помощи людям, которые приходили к ней отовсюду. И при своей земной жизни, и сейчас прославленная и почитаемая в народе святая чудотворица Матрона Московская исцеляет людей и помогает всем, кто молитвенно и с верой обращается к ней.

Первое время Медведниковская гимназия проводила занятия в доме на Поварской улице, 40, а с 1904 года – уже в своём новом здании в Староконюшенном.
Гимназия имела большой, с огромными арочными окнами, украшенный лепниной актовый зал, классные комнаты с большими окнами и высокими потолками, лучшее по тому времени оборудование в предметных кабинетах и аудиториях (устроенных как университетские - амфитеатром), прекрасную библиотеку, хорошо оснащённые мастерские. Для неё была заказана специально сконструированная школьная мебель (мы ещё застали в классах кафедры для учителей). Любопытная деталь: воздух в здании принудительно прокачивался мощными вентиляторами с пылеосадочными камерами, эффективная вентиляция позволяла за час три раза обновить воздух в классах. В ненастные дни шинели гимназистов в раздевалке просушивались и подогревались тёплым воздухом, который поступал снизу сквозь решетчатый пол.
Младшие классы занимались отдельно от старших в примыкающем к основному зданию двухэтажном флигеле. В 4-м классе мы тоже учились в этом флигеле.
На верхнем, четвёртом этаже на средства иркутского земляка Медведниковых, купца, крупнейшего промышленника, владельца многих заводов, а позднее и банкира, владельца Московского Промышленного банка Николая Александровича Второва был устроен большой, хорошо оборудованный гимнастический зал. В этом великолепном спортивном зале проходили и наши уроки физкультуры и проводились баскетбольные и даже волейбольные соревнования на первенство города, такой там высоченный потолок.

Кстати, неподалёку, по другую сторону Арбата, в Спасопесковском переулке, Второв, обладатель самого большого состояния в России начала ХХ века, за деловую хватку прозванный «русским Морганом», в 1913-1915 годах построил для себя парадный дом. Этот роскошный особняк с полуротондой входа и парными античными ионическими колоннами считается выдающимся памятником неоклассического стиля. При советской власти второвский особняк отдали под резиденцию американского посла – ныне это известный «Спасо-Хаус».
В мае 1918 года 52-летний Николай Александрович трагически и загадочно погиб - по слухам, его застрелил побочный сын. На его похоронах рабочие несли венок с надписью: «Великому организатору промышленности». Сейчас в подмосковном городе Электросталь, название которому дал металлургический завод «Электросталь», построенный Второвым, одна из улиц носит его имя и поставлен памятник основателю города и выдающемуся русскому промышленнику.

Медведниковской гимназии было суждено явить собой новый тип отечественного образования – она стала первой в России средней общеобразовательной школой. Это заслуга учредителя Н.А. Цветкова и первого директора В.П. Недачина, которые мечтали, что по их образцу будет перестроена вся школьная образовательная система России. Они предложили свой образец.
В отличие от других классических гимназий в Медведниковской могли учиться дети разных сословий. Учредитель добился, чтобы гимназия была устроена «на особых началах». У неё был собственный устав, который значительно отличался от типового гимназического устава, своя учебная программа и даже свой особый штат. В учебной программе Медведниковской гимназии было сокращено преподавание древних языков, латыни и греческого, зато более широко вводились современные – французский, немецкий, английский, расширено изучение мироведения, естественной истории, физической географии, анатомии и гигиены. В её штат входили, в частности, преподаватели гимнастики, танцмейстер, а также врачи – педиатр, отоларинголог, окулист и дантист.
Кстати, зубной врач гимназии Лидия Александровна Тамбурер была близким другом семьи поэта Марины Цветаевой, жившей неподалёку – на Собачьей площадке. Юная Марина прозвала её Драконной, а много позже благодарно вспоминала о ней: «Это - наш общий друг: друг музея моего старого отца и моих очень юных стихотворений, друг рыболовных бдений моего взрослого брата и первых взрослых побед моей младшей сестры, друг каждого из нас в отдельности и всей семьи в целом, та, в чью дружбу мы укрылись, когда не стало нашей матери...». С Драконной было легко и светло, она помогала Марине пережить многие трудности и горести юности.
Интересно, что в педагогический совет гимназии входили и принимали в нём активное участие также родители.

При Медведниковской гимназии была создана подготовительная школа, в которую принимали детей 7–8 лет. Здесь их учили чтению, письму, иностранным языкам, Закону Божьему. Расписание было составлено так, чтобы уроки чередовались с часом подвижных игр. После подготовительного класса ученики поступали в первый гимназический класс. При этом все обязательно сдавали вступительные экзамены, потому что в гимназию поступали также дети с домашним обучением. В гимназических классах в середине дня вместо игр проводились уроки гимнастики или пения. В здании также были предусмотрены специальные залы для отдыха учеников в ненастную погоду.
Обучение в гимназии было платным, но часть учеников от платы освобождалась. Одно из главных условий, поставленных учредителем Н. А. Цветковым, – бесплатное обучение бедных детей в память благотворителей Медведниковых. По Высочайше утверждённому Положению о гимназии было установлено 30 стипендий имени Медведниковых. При этом гимназия, как и другие казённые учебные заведения, освобождала от платы за обучение детей преподавателей средних учебных заведений, а также 10 процентов «достойных из беднейших учеников». Общее число освобождённых от платы доходило до 120 человек, около 30 процентов от всех учащихся. Кроме того, гимназия выделяла из своих средств до тысячи рублей в год на пособия ученикам и предоставляла бесплатно горячие завтраки 40 гимназистам.
Великий русский певец Леонид Собинов, два сына которого – Борис и Юрий – учились в Медведниковской гимназии, давал благотворительные концерты в пользу её учащихся.

Первым директором Медведниковской гимназии стал статский советник Василий Павлович Недачин, человек с университетским образованием, широкого кругозора и либеральных взглядов. Вместе с попечителем Цветковым он заложил дух гимназии, демократический и либеральный. Медведниковская гимназия считалась передовой, одной из лучших в России, славилась своими преподавателями, среди которых были университетские профессора. Недачин был членом комиссии при Министерстве народного просвещения по разработке реформы средней школы. Василия Павловича уволили из директоров за слишком либеральные взгляды в 1912 году.

Весной 1918 года Медведниковская, как и другие гимназии в стране, была ликвидирована советской властью. Пришли другие времена, в которые история школы испытывала крутые повороты. Школа в Староконюшенном переулке неоднократно меняла свои названия и номера, а также методы обучения. 21-я советская трудовая школа (с гуманитарным циклом предметов); 106-я Объединённая школа; 9-я опытная школа МОНО; 20-я опытно-показательная школа имени Томаса Эдисона (?!); в 1925-1930 годах школа была фабрично-заводской семилеткой с химическим и административно-советским (?) уклоном. Образовательная вакханалия продолжалась до 1932-1934 годов, уровень школьного образования в стране упал. Тогда опомнились, вернулись к основам старой школы, предметному преподаванию, была восстановлена система классных уроков, главной фигурой в школьном образовании снова стал учитель. В 1933 году наша школа получила номер 59, который носит до сих пор. Одиннадцать лет – с 1943 по 1954, когда в городах проводилось раздельное обучение мальчиков и девочек, школа была мужской.

Такой была наша школа, предмет нашей любви и гордости, и её история. В 1952 году, когда отмечалось столетие со дня смерти великого писателя, непонятно почему школе присвоили имя Н.В. Гоголя. Могу предположить, как юмористически, а то и саркастически отнёсся к этой странной затее сам Николай Васильевич, кстати, один из моих самых любимых писателей.
В 2001 году наша школа отпраздновала своё столетие. К юбилею был выпущен нагрудный значок с изображением школы. Я бережно храню его.

У профессора МГУ Алексея Александровича Померанцева мне довелось увидеть и ознакомиться с удивительным фотоальбомом, изданным во Франции, в Париже. А рассказывал французский альбом, как это ни покажется странным, о нашей школе.
Оказалось, что первый директор Медведниковской гимназии В.П. Недачин и часть преподавателей не приняли советской власти и эмигрировали во Францию. Успели эмигрировать. Родной брат Недачина Николай Павлович, священник в Смоленской губернии, в 1918 году был расстрелян красными латышскими стрелками. В 1920-х годах в Париже Василий Павлович создал и стал директором известной Русской гимназии. Он собрал лучших русских педагогов-эмигрантов, привлёк бывших профессоров Московского университета и на французской земле возродил славные традиции Медведниковской гимназии. В этой парижской Русской гимназии учились дети многих известных эмигрантов. В 1926 году Недачин был избран председателем Союза русских преподавателей во Франции.
Тяжек и горек был хлеб русских учителей на чужбине. Всё же им удалось собрать средства и издать фотоальбом о Медведниковской гимназии как память об оставленной далёкой России, Москве, Арбате. Каким-то образом экземпляр уникального парижского издания оказался у московского профессора, выпускника Медведниковской гимназии Померанцева.
В.П. Недачин скончался в Париже в 1936 году, был похоронен на кладбище в Бийанкуре, впоследствии его прах перезахоронили в Ницце на русском кладбище Кокад.

Кстати, именем выпускника Медведниковской гимназии Алексея Александровича Померанцева в 1922 году, когда отмечалась 5-я годовщина Октября, был назван один из московских переулков между Пречистенкой и Остоженкой. Прапорщика Померанцева, избранного солдатами председателем полкового военно-революционного комитета, посчитали геройски погибшим во время октябрьских уличных боёв 1917 года в Москве. О бравом «красном» офицере в лайковых перчатках, который на виду и под пулями юнкеров раскрывал серебряный портсигар и закуривал папиросу, рассказывали легенды – об этом я читал в сборнике «Октябрь в Замоскворечье», издания 1957 года. В действительности он был тяжело ранен случайной пулей, его, потерявшего сознание, солдат на спине дотащил до госпиталя. Долго лечился, в полк уже не вернулся. На костылях пошёл в университет, очень хотел учиться. Когда через годы узнал о Померанцевом переулке, высовываться не стал, мол, вот он я – живой, сделал вид, что они – однофамильцы. Возможно, это спасло ему жизнь, воскресшие герои революции советской власти были не нужны. Революция, как это уже не раз бывало в истории, пожирала своих детей.
Алексей Александрович выучился, стал учёным-теплофизиком с международным авторитетом, крупным специалистом в области молекулярной физики, доктором физико-математических наук, профессором МГУ, был награждён орденом Ленина.
О том, что «прапорщик революции» и нынешний видный учёный – это один и тот же человек, выяснилось спустя несколько десятилетий. Но это уже совсем другая увлекательная история, которая и привела меня, журналиста «Известий», в квартиру старого профессора. Здесь неожиданно встретились два выпускника разных лет одной гимназии. Это сблизило нас, сделало «своими». Тогда-то Алексей Александрович вынес из соседней комнаты и доверительно показал мне парижский альбом, который открывался поразившей меня фотографией актового зала нашей школы с портретом в полный рост царя Николая II над сценой. Когда мы учились, этого портрета не было, а на сцене стояла грязная гипсовая статуя усатого истукана.

Кстати, раз заговорили об эмиграции, не могу не назвать одного знаменитого эмигранта. Это советский диссидент, политик и писатель Владимир Буковский, выброшенный из СССР и сейчас живущий в Англии. Во второй половине 1970 годов популярной в народе была ехидная частушка:
«Обменяли хулигана
на Луиса Корвалана.
Где б найти такую б...,
чтоб на Брежнева сменять?»
Поясню: в центральной партийной газете «Правда» Буковского обозвали «злостным хулиганом, занимающимся антисоветской деятельностью». Л.И. Брежнев – партийный и советский лидер того времени, его правление охарактеризовано выразительным и точным словом «застой», который приблизил неизбежный крах прогнившей советской политической и неэффективной плановой экономической системы, произошедший в начале 1990 годов. «Хулиган» же Буковский, которого обменяли на лидера чилийских коммунистов, учился в нашей 59-й школе. Он – тоже наш мальчишка со Староконюшенного!

Мы – дети Арбата. Мы росли в духовной ауре Арбата, которая создавалась многими поколениями самых образованных, интеллектуальных и творческих людей России, её духовной элиты. Эта незримая аура влияла на нас.

ОТ АВТОРА. В этой главе моей книги мне хотелось рассказать о замечательных людях, которые стояли у истоков создания школы, в которой я учился, заложили её дух и её традиции. В годы советской власти их имена были вычеркнуты из истории и преданы забвению. Сейчас наша благодарная память возвращает их. Я восхищаюсь этими выдающимися личностями и преклоняюсь перед ними.
Я СЧИТАЮ, ЧТО ШКОЛЕ В СТАРОКОНЮШЕННОМ ПЕРЕУЛКЕ НУЖНО ВЕРНУТЬ СЛАВНЫЕ ИМЕНА ИВАНА ЛОГГИНОВИЧА И АЛЕКСАНДРЫ КСЕНОФОНТОВНЫ МЕДВЕДНИКОВЫХ. Этим людям она обязана своим рождением и с их именем вошла в историю отечественного образования, как первая в России средняя общеобразовательная школа. Нормальные люди от своих родителей не отказываются. А на здании школы нужно установить памятную доску с их фамилиями и фамилиями учредителя школы Н.А. Цветкова и первого директора В.П. Недачина. Эти люди оставили на Земле добрый след, и мы не имеем права забывать их.

Я ОБРАЩАЮСЬ КО ВСЕМ ВЫПУСКНИКАМ МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ № 59:
Друзья, поддержите идею возвращения нашей любимой школе её прежнего славного и гордого названия МЕДВЕДНИКОВСКОЙ. Думаю, что мой любимый писатель Н.В. Гоголь, чьё имя сейчас носит школа, поймёт и будет на то не в обиде. Нас, выпускников Медведниковской школы разных лет, много. Вместе мы – большая сила!

История возникновения гимназии такова. Александра Медведникова, вдова коммерции советника Ивана Медведникова, завещала огромные суммы на пользу людям. Среди других добрых дел еще при своей жизни дарительница обсуждала вопрос о создании хорошей школы. После ее смерти за это дело взялся ее душеприказчик Н.А. Цветков, который и стал учредителем гимназии. В своем ходатайстве об учреждении гимназии он поставил условие о присвоении этой гимназии имени Ивана и Александры Медведниковых. Так гимназия стала памятником добрых дел.

В классах было но 47-50 учащихся. Гимназия находилась в Староконюшенном переулке (вблизи Арбата). Здание было специально построено для нее, и при этом была проявлена особая забота о здоровье учеников. При сооружении здания были приняты во внимание все основные требования школьной гигиены. При гимназии имелся обширный двор с двумя площадками для игр и физических упражнений, с горками и хоккейной площадкой. В каждом классе были поставлены измерительные линейки, с помощью которых определялся рост учеников, и в связи с этим они рассаживались за партами. Школьная мебель была не стандартной, а рассчитанной на каждого ученика.

Так же, как физическое развитие детей, было тщательно продумано и хорошо организовано их обучение. При гимназии имелись обширная библиотека и замечательные коллекции наглядных пособий. В основу преподавания были положены министерские указания и программы, но в них вносился ряд изменений и дополнений; так, например, курс естествознания был развернут, широко иллюстрирован (учащиеся довольно обстоятельно знакомились с анатомией и физиологией человека на разборном скелете, опыты ставились на подопытных животных).

Учителями применялись новые методы преподавания, так, в старших классах часто читались лекции, сопровождавшиеся показом наглядных пособий, что для того времени было редкостью. Наглядность в преподавании использовалась почти по всем предметам.

На физическое состояние учащихся обращалось особое внимание, врач наблюдал за здоровьем учеников. Спорт, гимнастика, подвижные игры были введены в обиход школьной жизни.

Большое внимание уделялось развитию духа товарищества и взаимопомощи, дружбы. Доносы, жалобы не поощрялись. Детям постоянно внушалась мысль, что позорно обижать младших и слабых. Более сильные в учении всегда помогали с самого первого класса слабым.

В то же время развивалась ответственность за себя, самостоятельность. Самостоятельное выполнение учебных заданий, забота о чистоте и опрятности, о своих вещах, учебных пособиях, классной мебели необходимы были для каждого гимназиста.

Каким образом удавалось частным учебным учреждениям в Москве, Петербурге, российской провинции добиваться таких успехов, за чей счет существовали Медведниковская гимназия и реальное училище Мазинга в Москве, Тенишевское училище в Петербурге, громадная Кекинская гимназия в Ростове Великом? Ответ довольно прост – в основе всех этих учреждений лежали здравый расчет и добрая воля благотворителей.

В последние годы мы все чаще слышим о необходимости унификации образовательных программ, создании единой линейки учебников, объединения школ в образовательные комбинаты и упразднения специальных учебных заведений. За последние пять лет многие гимназии, спецшколы и лицеи, действительно, лишились особой поддержки государства, а многие экспериментальные образовательные программы были закрыты. На этом фоне тем более удивительным и интересным представляется тот факт, что одной из важнейших отличительных черт образовательной системы Российской Империи даже в самые неблагоприятные для нее 1880-90-е гг., когда в государственной образовательной политике преобладал реакционный дух, вполне выраженный знаменитым «Циркуляром о кухаркиных детях», было ее разнообразие. В конце XIX века на первый план выходят частные учебные учреждения

Забытые традиции

В Империи существовало множество частных и казенных учебных учреждений, программы которых (хотя и имели некоторый общий стержень), позволяли радикально пересматривать и порядок учебного процесса, и систему изложения курсов. Конечно же, основным источником новейших идей в сфере образования становились именно частные гимназии и училища, которые «при царизме», в отличие от современных, в большинстве случаев не были сословно или классово замкнутыми, а, напротив того, имели репутацию демократических заведений, чьи по тем временам очень либеральные программы курсов составляли лучшие университетские профессора. Кстати, многие представители университетской профессуры преподавали в гимназиях и училищах, и не видели в этом ничего зазорного, чего не скажешь о современных наших школах даже самого высокого уровня. Каким же образом удавалось частным учебным учреждениям в Москве, Петербурге, российской провинции добиваться таких успехов, за чей счет существовали Медведниковская гимназия и реальное училище Мазинга в Москве, Тенишевское училище в Петербурге, громадная Кекинская гимназия в Ростове Великом? Ответ довольно прост – в основе всех этих учреждений лежит здравый расчет и добрая воля благотворителей.

Хорошим примером для понимания того, как было устроено частное образование в Российской империи в начале XX века, может стать знаменитая Медведниковская гимназия. Она располагалась по двум адресам. В начале (с 1901 по 1904 гг.) в особняке князя А. Б. Голицына на Поварской улице (д. 40), построенном в 1880-х гг. по проекту архитектора А. Э. Эрихсона (по его же проектам построены издательство сытинского «Русского слова» на Тверской, аптека Феррейна на Никольской, музей Щукина на М. Грузинской). А позже (с 1904 и по сей день) располагалась в Староконюшенном переулке (д. 18)., в здании, специально для гимназии построенном по проекту архитектора И.С. Кузнецова (который проектировал так же «Деловой двор» на Славянской площади и Саввино-Сторожевское подворье во дворе дома № 6 по Тверской улице).

Фото liveinmsk.ru

Архитектура как основание удачной образовательной модели

История создания гимназии вполне типична для начала XX века: вдова купца Ивана Логиновича Медведникова – Александра Ксенофонтовна, много занимавшаяся благотворительностью, по своему завещанию оставила 2 миллиона рублей «на нужды благотворительности и просвещения», назначив своим душеприказчиком знаменитого Н.А. Цветкова. После смерти Александры Ксенофонтовны (1899 г.), коллежский асессор Николай Алексеевич Цветков распорядился часть завещанных денег выделить для создания частной гимназии имени Ивана и Александры Медведниковых и строительства в Староконюшенном переулке, недалеко от церкви Иоанна Предтечи (прихожанкой которой была Александра Ксенофонтовна) специального здания для гимназии.

Архитектором был приглашен Иван Сергеевич Кузнецов, который и раньше много строил для семьи Медведниковых. Он совместно с преподавателями разрабатывал проект школы нового типа, предполагавшей обустроить пространство не только для обучения, но и для различных внеурочных и внеклассных занятий. Одним из важных новаторских элементов стало создание огромного зала под стеклянной крышей для подвижных игр во время плохой погоды, а также планомерное разделение помещений между младшими и старшими классами, которые имели не только особый вход в здание, но также и собственные рекреации и площадки для игр. Здание также было оборудовано всеми новейшими достижениями техники: лифт, телефон, электричество, водопровод, душевые кабины, автономная система отопления, система вентиляции и кондиционирования.


Парадный зал гимназии в Староконюшенном переулке.

И.С. Кузнецов, как и положено архитектору эпохи модерна, разрабатывал не только план здания и решение фасада, но также и все мельчайшие детали – расстекловку окон, форму и размер дверных ручек, тяжесть входных дверей, парты, стулья и кафедры для преподавателей в кабинетах. Им были созданы даже наброски для особенных авторских физических приборов (например, колесо машины Вирмшурста в его исполнении не только обладало необычной формы спицами, но и было снабжено чугунной ручкой в форме молнии!). Такая детальная проработка, а также создание подробной инструкции по правильной эксплуатации здания, были внове для московской публики, но именно они позволили быстро наладить образовательный процесс, не занимая головы почтенных профессоров простыми бытовыми проблемами.

Из оставшихся после строительства и отделки помещений средств по распоряжению Цветкова был образован фонд поддержки гимназии, наподобие современных эндаументов: гимназия существовала не за счет расходования вложенной в фонд суммы, но за счет процентов с нее. Это позволило учредить специальные стипендии для беднейших учеников, которые могли учиться в гимназии бесплатно. Число таких стипендиатов изначально равнялось 30, но позже стали появляться и другие «именные» стипендии. Прочие ученики платили 300 рублей в год, однако эти деньги не были основным доходом учебного зеведения – как и многие другие негосударственные учебные учреждения Медведниковская гимназия существовала за счет пожертвований меценатов, дополнительных вкладов попечителей и все более разраставшегося со временем фонда. Именно на попечителей гимназии ложилась задача поиска все новых средств для развития школы и материального поощрения ее сотрудников. Кажется, что в условиях постоянно сокращающегося государственного финансирования именно такая задача ложится на плечи и современных попечителей российских школ.

Именно эта финансовая и даже — в известном смысле — политическая независимость позволяла Медведниковской гимназии развивать свою собственную модель образования, в основу которой (вопреки принципу, распространенному среди казенных гимназий), были положены не только древние языки, но и изучение современных европейских языков, современной литературы, технических и естественнонаучных предметов. Также в школе появилось множество факультативов и дополнительных предметов, что при наличии собственной столовой с горячими (по тем временам это было очень важное, даже радикальное нововведение!) завтраками и обедами, давало ученикам школы возможность находиться там большую часть дня. Конечно, внесение таких изменений требовало высочайшего согласия, но после его получения школа оказывалась практически независимой.

Демократические принципы работы школы

В гимназии работали многие известные ученые, профессора университетов, такие, как Н.М. Кулагин, С.П. Моравский, Б.А. Фохт, М.К. Любавский (последний преподавал в гимназии историю, будучи уже ректором Московского университета!). Директором школы с 1901 по 1912 годы был известный историк и педагог В.П. Недачин, который и разрабатывал основные принципы работы школы. Некоторые из них до сих пор производят особенное впечатление. Например, в основу внутришкольных взаимоотношений ставилась идея дебюрократизации, «замена формального, чисто чиновничьего отношения к делу воспитания и обучения детей отношением истинно педагогическим, т.е. разумным, сердечным, основанным на близком общении учащих с учащимися и на взаимной их любви и доверии», индивидуальная работа с каждым учеником, устранение узкой предметной специализации, создание настоящей средней «общеобразовательной» школы.

К сожалению, несмотря на заступничество попечителей и преподавателей, в 1912 году Недачин был снят со своей должности, а спустя несколько лет он эмигрировал, и стал основателем Русской гимназии в Париже, в программе которой во многом были реализованы педагогические наработки Медведниковской гимназии. Вообще программа гимназии стала основой для многих новых учебных учреждений – среди них, помимо упомянутой Русской гимназии в Париже, женская гимназия Хвостовой в Кривоарбатском переулке и Кекинская гимназия (позже — училище) в Ростове Великом.

После Октябрьской революции 1917 года фонд и попечительский совет гимназии перестали существовать, а сама гимназия была национализирована и перепрофилирована. После ряда переименований и экспериментов с программой, гимназия Медведниковых получила номер «59», а позже посвящение Н.В. Гоголю.Так она называется и сейчас.