Сарматы – народ матери. Разгаданная загадка. VI век в Грузии Смерть "черная" и "красная"
Ученые обнаружили в византийских хрониках за 536-540 годы нашей эры упоминания о закрытии Солнца "черным облаком". Это "затемнение", если верить хронисту Прокопию Кесарийскому и другим летописцам, продолжалось несколько месяцев. Именно с этим небесным явлением связывали прочие катаклизмы того времени, такие как неурожаи, голод, политические волнения и эпидемию Юстиниановой чумы.
Смерть "черная" и "красная"
Так называемая Юстинианова чума была первой в мире зарегистрированной чумной пандемией. Свое название она получила, так как началась при правлении византийского императора Юстиниана I и охватила практически весь цивилизованный мир. Впрочем, отдельные чумные эпидемии вспыхивали после этого еще на протяжении столетий — с 541 по 750 год.
Исследователи считают, что источник чумы появился в Эфиопии или Египте, откуда по торговым каналам вместе с грузом зерна в Константинополь "прибыли" зараженные инфекцией крысы и блохи. Оттуда эпидемия распространилась по всей Византии, а затем перекинулась на соседние страны… К концу 654 года она достигла Северной Африки, охватила всю Европу, Центральную и Южную Азию и Аравию.
В Византии пандемия достигла своего апогея к 544 году. Если верить хроникам, только в Константинополе ежедневно умирало от чумы до 5 тысяч человек, а порой смертность достигала 10 тысяч человек в день… Было уничтожено 40 процентов населения города.
На Востоке от чумы погибли около 100 миллионов человек, в Европе — около 25 миллионов. В ирландских источниках говорится о crom conaill ("Красной смерти"), ставшей в 549-550 годах причиной смерти многих святых и монархов. Так, именно от нее умерли валлийский король Гвинед Маэлгун и святой Финниан из Клонарда…
При желании пророчество об этих событиях можно отыскать и в Библии. Вот что говорится в девятой главе Откровения Иоанна Богослова:
"Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя…
Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера… От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей…"
Вулканический ужас
Что же произошло? Ученые считают, что причиной солнечного затемнения стали извержения вулканов, следы которых были обнаружены во льдах Гренландии и Антарктики.
"Каждое из этих извержений, которые произошли в 536 и 540 годах, должны были сильно повлиять на жизнь цивилизаций в то время, и их эффект был усилен тем, что они произошли с промежутком всего в четыре года, — комментирует Крюгер. — Пока мы не знаем, какие вулканы были виновны в этом, но у нас есть несколько кандидатов на эту роль в Центральной и Северной Америке, а также Индонезии".
Предположительно вулканы выбросили в атмосферу большое количество пепла, что вызвало так называемую "вулканическую зиму". Нечто похожее, только локального масштаба, приключилось в 1815 году после взрыва индонезийской горы Тамбора.
Лед и сера
Крюгер и ее коллеги нашли подтверждение "вулканической" гипотезе, проанализировав летописи VI столетия и исследовав образцы гренландского и антарктического льда, сформировавшиеся в ту эпоху.
Оказалось, что эти ледяные фрагменты содержат серу и другие соединения, которые в большом количестве входят в состав вулканических газов и пепла. Таким образом ученым удалось построить климатическую модель, позволившую реконструировать события конца 530-х годов.
Выяснилось, что последствия климатического катаклизма были куда более серьезными, чем ожидалось. Совокупная сила извержений двух вулканов была максимальной за последние 1200 лет.
В результате средняя температура на Земле на несколько лет понизилась на два градуса Цельсия, но больше всего изменения климата затронули северное полушарие. Были "задеты" Скандинавия, побережье Средиземного моря, Ближний Восток и Северная Африка.
В эту теорию вполне вписываются и события, изложенные в хрониках, и данные раскопок на севере Европы и Африки. По мнению исследователей из группы Крюгер, "апокалипсис" шестого столетия был "спровоцирован" именно вулканами. И нет никаких гарантий, что это не повторится вновь…
Группа исследователей из Института Земли Колумбийского университета (Earth Institute) проанализировала керны гренландского льда, который датируется 533 и 540 годами нашего века. В этих образцах было обнаружено большое количество атмосферной пыли, в том числе и неземного происхождения. На это в частности указывает большое количество олова, которое наблюдается во внеземных объектах.
Интересно, что исследованный материал оседал на поверхности ледников Гренландии на протяжении весеннего периода. Этот факт свидетельствует о его принадлежности метеорному потоку эта-Аквариды , который связан с кометой Галлея и ежегодно наблюдается с Земли в апреле-мае.
Ведущий автор исследования доктор Даллас Эбботт (Dallas Abbott) считает, что пыль метеорного потока эта-Акварид вполне могла стать причиной небольшого похолодания в 533 году. Однако в 536-537 годах произошли драматические события, которые повлекли за собой снижение температуры на 3˚С.
В тех же кернах льда исследователями были найдены следы вулканической деятельности, но и извержения вулкана в 536 году было бы недостаточно для столь резкого изменения климата.
"Небольшой вулканический эффект всё-таки был, — поясняет доктор Даллас, — но основным фактором могло стать столкновение космического объекта с океаном". В подтверждение этому в образцах льда были обнаружены крошечные тропические организмы: несколько видов диатомовых и дихтиохофициевых водорослей. На это вполне мог быть способен кусок кометы Галлея.
Исследователи из Колумбийского университета полагают, что столкновение куска кометы Галлея с Землёй повлекло за собой снижение температуры на 3˚С
(фото NASA).
Комета Галлея проходит мимо Земли приблизительно раз в 76 лет. По свидетельствам астрономов, она появилась в небе Земли в 530 году, и это было одно из самых ярких её появлений. Дело в том, что обычно кометы "облеплены" кусками грязного льда и снега, но иногда они откалываются или тают, и комета выглядит значительно ярче.
На настоящий момент остаётся невыясненным, в какую часть Земли ударил кусок кометы и какого он был размера. Но в 2004 году было проведено исследование, в ходе которого стало понятно, что глобальное изменение климата в 536-537 годах мог вызвать фрагмент диаметром всего 600 метров.
Исследователи заключают, что это похолодание в 6 веке нашей эры спровоцировало засуху, резкое снижение урожайности плодородных земель и всеобщий голод. И вполне вероятно, что именно эти события привели к возникновению среди ослабленного человечества в 541-542 годах нашей эры пандемии Чёрной смерти .
Доктор Эббот представила результаты своей работы на собрании Американского геофизического союза (AGU).
Самое время вспомнить про уже случившуюся землетрясительно-вулканскую мегакатастрофу в 6-м веке н.э.
Загадочный "конец света" и закрытие Солнца черным облаком
, о чем писали византийские хроники в 536 и 537 годах нашей эры
, и последовавшая за ними чума Юстиниана, были связаны с извержениями вулканов, чьи следы ученые нашли во льдах Гренландии и Антарктики, говорится в статье, опубликованной в журнале Climatic Change.
"Каждое из этих извержений, которые произошли в 536 и 540 годах, должны были сильно повлиять на жизнь цивилизаций в то время, и их эффект был усилен тем, что они произошли с промежутком всего в четыре года. Пока мы не знаем, какие вулканы были виновны в этом, но у нас есть несколько кандидатов на эту роль в Центральной и Северной Америке, а также Индонези и", — заявила Кирстин Крюгер (Kirstin Krueger) из университета Осло (Норвегия).
Крюгер и ее коллеги изучали одно из самых загадочных явлений в истории поздней античности и начала средневековья. В 536, 537 и 540 годах нашей эры Прокопий , другие византийские летописцы и их коллеги в других очагах цивилизации в иных регионах Европы писали о "конце света " - загадочном эпизоде затемнения Солнца, в ходе которого некое темное облако накрыло светило, заставив его почернеть, что продолжалось несколько месяцев.
С данными эпизодами хроники того времени связывали самые разные катаклизмы и события - голод в Византии из-за неурожаев, серию политических и социальных волнений, и эпидемию чумы 540 года, которая возникла в результате завоза в Константинополь крыс и чумных блох из Египта вместе с грузами зерна.
О причинах этого события ученые спорят довольно давно - часть климатологов и геологов считает, что в этом были виноваты вулканы, выбросившие большое количества пепла в атмосферу по аналогии со знаменитым взрывом горы Тамбора в 1815 году, которая тоже вызвала "вулканическую зиму", а другие приписывают эту роль иным природно-климатическим факторам.
Авторы статьи выяснили, что первая гипотеза, скорее всего, является верной, проанализировав несколько вариантов летописных описаний данного "конца света", а также изучив содержание образцов льда из Гренландии и Антарктики, сформировавшихся в то время.
Эти фрагменты льда, как показал анализ, содержали в себе большое количество соединений серы и других соединений, содержащихся в большом количестве в вулканических газах и пепле. Используя доли этих соединений в качестве ориентира, Крюгер и ее коллеги построили климатическую модель, описывающую события 536 и 540 годов.
Эта модель показала, что двойное "почернение Солнца" привело к гораздо более сильным последствиям, чем можно было ожидать от каждого извержения по отдельности - его сила была максимальной за последние 1200 лет. В среднем, температура на Земле понизилась на два градуса Цельсия на несколько лет, а больше всего этот феномен затронул северное полушарие Земли, и в особенности северные широты, в том числе Скандинавию во время зимы, а также побережье Средиземного моря, Ближний Восток и Северную Африку - во время лета.
Подобный "рисунок" климатических изменений хорошо соответствует тому, о чем нам говорят римские и константинопольские хроники, а также данные раскопок на севере Европы и Африки. Это, как считают Крюгер и ее коллеги, позволяет с уверенностью говорить о том, что "конец света" 536 и 540 годов были вызваны именно вулканами.
Наиболее полная справочная таблица основных дат и событий истории России с 6 по 12 век. Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.
Основные события 6 -12 век |
|
Образование племенных союзов Восточных славян |
|
Создание раннегосударственных объединений Восточных славян в районе Днепра и оз. Ильмень |
|
Совместный морской поход Днепровских славян и варягов на Константинополь (Царьград) |
|
Княжение Рюрика в Новгороде |
|
Правление в Киеве князей Аскольда и Дира |
|
Княжение Олега в Киеве |
|
Поход Олега на Константинополь. Первый договор Руси с Византией о дружественных отношениях, нормах международной торговли и мореплавания |
|
Второй договор Руси с Византией |
|
Княжение Игоря в Киеве |
|
Первый поход князя Игоря на Константинополь, закончившийся провалом |
|
Второй поход князя Игоря на Константинополь. Договор Руси с Византией. (Русь теряла право беспошлинной торговли и обязывалась оказывать помощь в охране пограничных с нею владений Византии). |
|
Правление Ольги в Киеве (после убийства древлянами ее мужа князя Игоря). |
|
945 – 972(973) |
Княжение Святослава Игоревича в Киеве |
Посольство княгини Ольги в Константинополь. Принятие ею христианства (под именем Елена) |
|
Разгром князем Святославом Хазарского каганата (на нижней Волге). Установление контроля над торговым путем Волга – Каспийское море. |
|
Походы князя Святослава в Дунайскую Болгарию. Войны с Византией и печенегами |
|
Разгром печенегов под Киевом |
|
Договор Руси с Византией |
|
972(973) – 980 |
Междоусобицы в Киеве после убийства печенегами князя Святослава |
Княжение Владимира I Святославича в Киеве |
|
Создание единого пантеона языческих богов в Киеве |
|
Поход князя Владимира на волжских булгар |
|
Крещение Руси |
|
Сооружение в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви) |
|
Междоусобные войны сыновей Владимира I за великокняжеский престол. |
|
Княжение Ярослава Владимировича Мудрого в Киеве. Составление свода законов «Правда Ярослава» - наиболее древней части «Русской правды» |
|
Восстание в Ростово-Суздальской земле; подавлено князем Ярославом |
|
Раздел Руси между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом по Днепру: Правобережье (с Киевом) отходило к Ярославу Левобережье (с Черниговом) – к Мстиславу |
|
Строительство Спасо-Преображенского собора в Чернигове |
|
Победа князя Ярослава Мудрого над печенегами, обеспечившая Руси мир на четверть века (до прихода в Степь половцев) |
|
Строительство Софийского Собора в Киеве |
|
Последний поход Руси (во главе с сыном Ярослава Мудрого князем Владимиром Ярославичем Новгородским) на Константинополь; завершился неудачей |
|
Строительство Софийского Собора в Новгороде |
|
Великое княжение в Киеве Изяслава Ярославича. Составление «Правды Ярославичей» - второй части «Русской правды» |
|
Набег половцев на Русь. Поход русских князей (Ярославичей) на половцев; поражение на р. Альта. Восстание горожан в Киеве. Бегство Изяслава в Польшу. |
|
Восстания в Новгороде и Ростово-Суздальской земле |
|
Перенесение в новую церковь г. Вышгорода мощей князя Бориса и Глеба (сыновей князя Владимира I), убитых сторонниками Святополка, ставших первыми русскими святыми |
|
Изгнание князя Изяслава из Киева |
|
Великое княжение в Киеве Святослава Ярославича |
|
Великое княжение в Киеве Всеволода Ярославича |
|
Великое княжение в Киеве Святополка Изяславича |
|
Поражение князей Святополка и Владимира Всеволодовича Мономаха в битве с половцами на р. Стугна |
|
Победа князя Святополка над половцами в битве под Переяславлем. |
|
Съезд князей в г. Люблеч |
|
Долобский съезд русских князей для подготовки похода на половцев |
|
Поход князей Святополка и Владимира Мономаха на половцев |
Основание князем Владимиром II Всеволодовичем города |
|
Восстание в Киеве против ростовщиков. Призвание князя Владимира II Всеволодовича |
|
Великое княжение в Киеве Владимира II Всеволодовича Мономаха. Укрепление великокняжеской власти. Издание «Устава Владимира Мономаха»; ограничение ростовщичества |
|
Победа князя Владимира II Мономаха над половцами |
|
Великое княжение в Киеве Мстислава Владимировича |
|
Княжение Юрия Владимировича Долгорукого в Ростово-Суздальской земле |
|
1127 - ок.1155 |
Княжение в Рязани Ростислава Ярославича |
Княжение в Смоленске Ростислава Мстиславича |
|
Походы князя Мстислава Киевского на Литву |
|
Великое княжение в Киеве Ярополка Владимировича |
|
Волнения в Новгороде. Изгнание по решению веча князя Всеволода Мстиславича. Упрочение «боярской республики» и принципа приглашения князя |
|
Великое княжение в Киеве Всеволода Ольговича |
|
Первое упоминание в летописи Москвы |
|
Великое княжение в Киеве Юрия Владимировича Долгорукого |
|
Уход князя Андрея Юрьевича Боголюбского из Киева в Ростово-Суздальскую землю |
|
Первое избрание архиепископа в Новгороде |
|
Восстание в Киеве |
|
Великое княжение Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле |
|
Строительство Успенского собора во Владимире |
|
Перенос во Владимир из Киевского Вышгородского монастыря иконы Богоматери (Богоматерь Владимирская) |
|
Поход русских князей на половцев |
|
Взятие и разграбление Киева войсками Андрея Боголюбского |
|
Битва суздальцев с новгородцами. Поражение суздальцев |
|
Убийство князя Андрея Боголюбского боярами-заговорщиками |
|
Усобицы и восстания во Владимиро-Суздальской земле |
|
Великое княжение во Владимиро-Суздальской земле брата князя Андрея Боголюбского – Всеволода Юрьевича Большое Гнездо |
|
Объединенный поход южнорусских князей на половцев. Разгром хана Кобяка на р. Орель |
|
Неудачный поход на половцев князя Новгород-Северского Игоря Святославича, послуживший темой для «Слова о полку Игореве» |
Япония в хрониках Китая
Впервые древняя Япония упоминается в китайских исторических хрониках империи Хань 1 века н. э.. В этих письменах говорится, что древние представители Японии вадзин обитали на островах в Восточном море, были разделены на 100 небольших государств и периодически платили Китаю дань.
В «Книге Поздней Хань» уцелела заметка о делегации вана одной из японских стран На, которому в 57 году китайский император подарил золотую печатку.
В хрониках китайской империи Вэй «Предание о людях ва», датируемых третьим веком, говорится о 30 японских странах, из которых самой могущественной страной был Яматай. В письменах утверждается, правительница Яматай женщина-ван Химико имела большую власть благодаря использованию «чар для одурманивания людей». В 239 году Химико направила в Вэй делегацию с данью и китайский император наградил ее титулом «вана японцев, вторая Вэй» и сотней зеркал из бронзы. Из-за большого числа неопределенностей в упоминании о Яматай археологи с историками до сих пор не могут точно определить, где располагалась эта страна. Одни утверждают, что она находилась в районе Кинки, другие - на северной части острова Кюсю.
Япония 3 век
Государство Яматай было вынуждено войти в китаецентричную систему международных отношений Восточной Азии. В соответствии с этой схемой, сформированной в период царствования династии Хань, Китай начинал вести диалог с зарубежными правителями только если они признавали господство императора Китая и платили дань. В ответ китайский император оказывал иностранному предводителю политическую и военную поддержку и давал разрешение на торговлю с Китаем.
Хозяйство и общество
В китайских хрониках упоминается, что в 1-2 веке н. э. японцы выращивали просо, рис, коноплю. Они создавали холсты и шелк, добывали жемчуг и сапфиры.
Китайцы утверждают, что зимой можно было выращивать овощи, климат был теплый. В качестве оружия в основном использовали копья, стрелы с костяными наконечниками, щиты для защиты.
Мужчины наносили татуировки на тело и лицо, которые определяли их социальное положение.
Города были обнесены частоколом. Дома были разделены на отдельные помещения для мужчин и женщин, для молодых и стариков, также присутствовала общая комната. Отсутствовали столовые приборы, хотя посуда была. Японцы в большом количестве употребляли алкогольные напитки. Обувь не носили. Среди японцев было множество долгожителей, которые доживали до 100 лет. Количество женщин было большим, многие имели по 2-3 жены, богатые 4-5 жён. Мужская одежда состояла из горизонтальных отрезков ткани. Женщины обматывали голову своими волосами, в качестве косметики использовали киноварь. Воровство происходило редко. Преступника отдавали в рабство вместе с семьёй, за серьезные преступления убивали всю семью. Умершего не хоронили 10 дней, постились и оплакивали его. Перед морским плаванием один из членов команды корабля соблюдал пост, не мылся, не расчёсывал волосы, не разговаривал с женщинами. Если плавание проходило неудачно, этого человека убивали, так как считали, что все беды из-за того, что он плохо постился.
Ямато. Период кофун (Япония в 4-6 веках нашей эры)
Япония перестает упоминаться в китайских хрониках в 4 веке н.э. В Китае началась эпоха междоусобиц, которые подорвали его авторитет на международной арене. Вместе с этим на Корейском полуострове образовались три государства - Силла, Когурё и Пэкче, каждое из которых стремилось захватить власть над всей Кореей. На фоне этих событий государство Ямато, которое располагалось в регионе Ямато нынешней префектуры Нара, также начала стремиться объединить Японию. Письменные упоминания о том, как возникло это государство, отсутствуют, однако историки считают, что усиление его влияния связано с популяризацией культуры курганов кофун в центральной части Японии.
Обычай хоронить в земляных курганах кофун богатых и влиятельных людей появился на Японских островах в 3 веке и поддерживался до середины 6 столетия н.э. Эта эпоха носит название периода кофун, а культура этого времени называется «культурой кофун». Курганы могли быть разных форм, тем не менее наиболее распространены были кофуны, при взгляде сверху напоминавшие замочную скважину. В основном подобные захоронения использовались в Ямато и Кавати, где сейчас располагаются префектуры Нара и Осака, что указывает на союз знатных родов этих районов. На юг культура кофун распространилась до префектуры Кагосима, а на север - до префектуры Иватэ. Археологи и историки считают, что распространение культуры курганов связано с постепенным захватом страной Ямато территорий Японских островов.
Предположительно Ямато имела федеративное устройство. Страной руководил вождь окими, глава яматских родов, он имел всю полноту религиозной и военной власти. Ему подчинялась региональная знать, которая была объединена в роды удзи. В зависимости от статуса удзи вождь окими наделял руководителей родов титулами кабанэ, которые определяли позицию рода в иерархии правительства. Такая система организации государства носила название родово-титулярной.
Курган кофун Дайсэн (г. Сакаи)
Фрески в кургане Такамацудзука
Железный доспех времен Ямато
Внешняя политика Ямато
Страна Ямато активно участвовала в делах восточноазиатского межнационального сообщества и нередко вмешивалась в политику южнокорейского государства Пэкче. В 4 веке н.э. Ямато оказало военную помощь Пэкче в конфликте с северокорейским государством Когурё, и за это получило южные земли Мимана. На это указывает текст стелы, возведенной в честь правителя Когурё Квангетхо. В 5 веке лидеры Ямато пытались дипломатическими средствами получить власть над корейским полуостровом, для этого они просили помощи у Китая. В письменных хрониках китайской династии Сун рассказывается о «пяти японских ванах», которые в период с 413 по 478 год отправили к императору Китая 10 делегаций с просьбой признать их правителями юга Кореи. Так как Ямато признавало господство Китая, Китай оказал Ямато военную и политическую поддержку в противостоянии с Когурё. В шестом веке Пэкче и Ямато создали союз для оказания сопротивления другому корейскому государству под названием Силла. Однако эта война не принесла успеха и закончилась присоединением Миманы к Силле в 562 году.
Благодаря тому, что правительство Ямато проводило энергичную внешнюю политику, в Японию было ввезено множество достижений цивилизации материка. Китайские и корейские переселенцы, поселившиеся на Японском архипелаге передавали японцам новые умения - методы создания прочных керамических изделий, способы ювелирной обработки металлов, строительное искусство, иероглифическую письменность и познания в медицине.
В 6 веке правитель Пэкче передал яматоской знати буддистские образы и сутры. Таким образом в Японию пришел буддизм. Однако по отношению к новой вере среди японцев возникли споры, впоследствии переросшие в религиозную войну. Сильный род Сога требовал принять буддизм, как его приняли соседние государства, а древний род Мононобэ защищал старинные верования. Обладая поддержкой эмигрантских родов, Сога в 587 году разгромили Мононобэ и сосредоточили всю власть в стране в своих руках.
Жанр статьи - История Японии