Привороты Заговоры на... Отвороты

Структура личности в психоаналитической теории. Представление о личности в психоанализе Личность в представлении психоанализа

Id (Оно) – аспект структуры личности, все содержание которого является унаследованным, присутствует с рождения, закреплено в конституции индивида. Id чувственно, иррационально, свободно от каких-либо ограничений, аморально.

Это самая мощная сфера личности, не признает течения времени, действует по принципу удовольствия, ее содержание – в основном составляют импульсы агрессивные и сексуальные. В нем сосуществуют противоположные импульсы, которые могут действовать одновременно вследствие объединения под давлением принципа экономии, для разрядки напряжения объединяясь в компромиссные образования. Для процессов в Id не существует логических законов.Оно незнакомо ни скакими-либо оценками, ни с моралью, ни с добром и злом, иррационально и бессознательно. Поэтому находится в антагонизме со Сверх-Я.

Особенность Оно – отсутствие хода процессов во времени. Импульсы в нем и через десятилетия ведут себя так же, как будто возникли заново. Обесценить и лишить их энергии можно, лишь сделав осознанными – на этом основано психоаналитическое воздействие.

Оно – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений. Оно насыщено сексуальной энергией либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, и количество его энергии есть постоянная величина. Подчиняется принципу удовольствия , т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия.

Ego (Я) – сфера личности, характеризуется внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Согласно Фрейду, вырабатывается из Оно в раннем детстве, задача Ego – найти реалистичные формы удовлетворения желаний и влечений. Происходит от первых объектных привязанностей Оно (от Эдипова комплекса), связано с сознанием и олицетворяет то, что называется разумом и рассудительностью.

Я – совокупность организованных сил, непосредственно связанных с сознанием. Я находится в услужении у трех тиранов – внешнего мира, Сверх-Я и Оно. Я вынуждено наблюдать за внешним миром, удалять все искажения от внутренних источников возбуждения – принцип удовольствия замещается на принцип реальности, обещающий большую надежность и успех.

Во взаимоотношениях Я и Оно могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учета требований Сверх-Я и внешнего мира, не совместимых с требованиями Оно. По мере развития Сверх-Я Я становится полем битвы между Оно и Сверх-Я. В результате возникают психологические защиты. Я часто не справляется и реагирует появлением страха, который может быть перед реальным миром, страх совести, невротический страх перед силой Оно. Терапия психоанализом предполагает сделать Я более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия, освоить области Оно, тем самым освободить энергию, укрепить Я.

Syper - Ego (Сверх-Я) – психическая система,которая устанавливает и поддерживает морально-нравственные стандарты и желаемые цели, идеалы. При оптимальном функционировании она способствует внутрипсихической и межперсональной гармонии, облегчает социальную адаптацию («голос совести»). СодержаниеSuper-Ego – совесть и Ego-идеалы .

По современным данным Super-Ego развивается линейно с первого года жизни. Первыми Ego-идеалами выступают родители или лица из ухаживающего окружения. В подростковом возрасте происходит модификация Ego-идеалов, которые смещаются на групповых лидеров в среде сверстников, учителей, спортсменов, рок- и поп-певцов, кинозвезд – таким образом подростковый идеал все более удаляется от родительских фигур, что способствует снижению тревоги. В течение жизни Syper-Ego остается подверженным переносу: например, при прохождении курса психоаналитической терапии психоаналитик часто воспринимается преследующим и выносящим суждения, что провоцирует возникновение к нему тех чувств, которые вызывали у пациента в детстве родители.

Цель терапевтического анализа состоит в ослаблении влияния Syper-Ego на Ego-функционирование. Содержание Super-Ego лежит в основе формирования социальных чувств – стыда и вины. В аналитической литературе чаще подчеркиваются садистские компоненты Super-Ego , и меньше внимания уделяется его гуманным свойствам – защите, любви, внимании и заботе. Родители, наказывая, дают необходимые тепло, ласку, заботу. Идентифицируясь с этими свойствами, ребенок получает возможность любить, защищать себя, и появившееся вследствие этого чувство гордости дает возможности избежать разочарования и фрустрации. Хронически заниженное самоуважение свидетельствует о конфликте между Ego-идеалами.

Проявления Syper-Ego. Человек может оказаться способным на любое правонарушение из-за отсутствия моральных стандартов или, напротив, сверхнормальным, следящим за порядком, осуждающим за проступки других людей. В некоторых случаях он способен к поведению, провоцирующему наказание – для смягчения своей бессознательной вины, чем сильно озадачивает окружающих.

По мере развития самокритики самонаказания, самовознаграждения возникает более устойчивое чувство благополучия. Как только возникает такая стабильность и независимость, можно говорить о самостоятельном Syper-Ego. Если ребенок (подросток) наделяет авторитетом внешние фигуры, не может взять на себя полностью ответственность за собственные поступки – Syper-Ego слабое. При нехватке самостоятельности может иметь место зависимость от других, что одновременно вызывает сопротивление их давлению и порядкам, т.е. основанием служит принцип удовольствия. В случае, когда поведение подростка не совпадает с поведением, ожидаемым от него взрослыми людьми, родителями, он не способен идентифицироваться с авторитетными фигурами. Если подросток, а, впоследствии, и взрослый человек не достигает саморегуляции и самостоятельности Syper-Ego, то он продолжает ожидать соответствия своим желаниям от внешнего мира и получает всякий раз психическую травму, когда его желания не оправдываются.

Для обозначения нового метода изучения и лечения неврозов и психических расстройств. Однако со временем понятие психоанализа стало столь широко употребляемым в медицинской, психологической и философской литературе, что утеряло свое исходное терапевтическое значение. Можно утверждать, что уже на рубеже XX столетия «Психоанализ» стал названием метода психологии изучающим бессознательное в душевной деятельности человека и применяющим устойчивые закономерности проявления его в поведении для диагностики и лечения психических и психосоматических заболеваний.

Суть этой концепции состоит в следующем. Эрос, в качестве подсознательного базиса межличностного влечения формирует привязанность, нацеленную на создание общности. Сюда относятся сексуальное влечение, либидо эго, либидо объекта.

Топография и структурная модели психического аппарата

В основе топографической и структурной моделей психического аппарата человека лежит идея вытесненного в подсознание (патогенное) желания, впервые сформулированная З. Фрейдом в его работе «Толкование сновидений «.

В соответствии с этой идеей Фрейд построил трех-уровенную топографическую модель психического аппарата. Согласно этой модели психика человека располагает тремя подсистемами, каждая из которых определяется степенью осознанности. На нижнем (первом) уровне располагается подсистема «Бессознательного», элементы которой практически недоступны сознанию в нормальных условиях. На втором уровне расположена подсистема «Предсознательное», элементы которой готовые выйти на уровень осознанности. Венчает эту трех-уровенную модель подсистема 3-го уровня — «Сознательное», элементы которой — суть содержание сознания человека в текущий момент. Между подсистемами 1-го и 2-го уровней действует своеобразный защитный фильтр, который не пропускает нежелательные по тем или иным причинам элементы нижнего уровня выше, оставляя их в бессознательном.

Структурная модель психического аппарата детализирует топографическую модель, описанную выше, выделяя в ней психические функции, которые могут конфликтовать либо сотрудничать друг с другом в зависимости от контекста возникающего при том или ином психическом конфликте.

В отличие от топографической модели, структурная модель психического аппарата оперирует с двумя подсистемами. Одна — называемая ОНО — ассоциирована с бессознательным уровнем топографической модели. Она управляется инстинктивными побуждениями. Другая -называемая ЭГО — ассоциирована с предсознательным и сознательным уровнями топографической модели. ЭГО регулируется влечениями, одновременно контролируя их (эта функция ЭГО специфицирована как Супер-ЭГО). Подобную дихотомию можно наблюдать в ситуациях конфликта влечений. На подсознательном уровне ОНО в таком конфликте руководствуется инстинктивным желанием, которые воспринимаются ЭГО, как руководство к действию. С другой стороны Сцупер-ЭГО, взвешивает осуществимость возникающего желания с точки зрения морально-этического контекста существующего для личности в текущем моменте. Результат либо разрешается в рамках адекватного поведения, либо не разрешается. В этом случае нереализованное желание, блокируется на уровне под- либо пред — сознательного. В зависимости от длительности этой блокировки, может развиваться невроз или даже психоз.

В науке психологии было и есть множество различных подходов к изучению личности, разные ученые предлагали собственные структуры личности. Мы рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, это психоаналитическая теория личности З.Фрейда. Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признание теории Фрейда, ведь именно он создал первую развернутую теорию личности.

В течение длительного периода в развитии психоанализа З. Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознание и бессознательное. Рассматривая их в единстве, З. Фрейд использовал эту «психическую карту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.

Позже Фрейд вводит три основные структуры личности : ид (оно), эго (я) и супер эго (сверх я).

I. Ид – функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, и.т.д.), которые наполняют наше поведение энергией. Ид – это нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам.

Ид подчиняется принципу удовольствия (немедленная разрядка напряжения).

З. Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме .

II Эго – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремиться выразить и удовлетворить желания Id в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от Id, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Id для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности.

В отличие от Id, природа которого выражается в поиске удовольствия, Эго подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности.

III. Супер эго. Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации»- посредством формирования супер-эго (сверх я).

Это последний компонент развивающейся личности, представляющие интернализованую версию общественных норм и стандартов поведения. Будучи морально-этической силой личности, супер-эго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей.

В супер эго выделяется совесть и эго- идеал.

Сегодня, на сайте сайт , вы узнаете, что такое структура личности в психологии по Зигмунду Фрейду, Карлу Юнгу, Эрику Берну, Фредерику Перлзу и другим выдающимся психоаналитикам и психотерапевтам.


Личность человека условно разделена на субличности, как бы несколько внутренних «Я» — своеобразная, психоаналитическая Я-Концепция. Это сделано для лучшего, почти наглядного понимания психологической структуры личности человека — ее содержания и функций, а главное — для психотерапии личностных расстройств.

Ортодоксальный психоанализ , где показана структура личности по Фрейду, состоит из трех частей: сознание, подсознание и бессознательное.


Основная концепция личностного структурирования Зигмунда Фрейда — это Супер-Эго (Сверх-Я), Эго (Я) и Ид (Оно).

По сути, Сверх-Я является социальной составляющей личности, Эго — психологической, а Ид — биологической.

Супер-Эго (Сверх-Я) — это «сознание», которое «живет» по принципу реальности и цензуры (осуществляет цензуру по морально-этическим нормам). Сверх-Я служит для сдерживания импульсов ИД (бессознательного).

Супер-Эго, как часть структуры личности — не врожденная, она развивается в процессе родительского воспитания и первичной социализации ребенка (в детсаду, школе, среди сверстников и т.п.).

По Фрейду, Сверх-Я имеет две подструктуры: Совесть и Эго-идеал (идеальное Я). Совесть развивается у ребенка посредством родительских наказаний, а идеал-Я — посредством поощрений и одобрений.

Все это формируется и фиксируется в личности ребенка путем интроекции (неосознанного внедрения в психику), исходя из моральных норм родителей и общества.

Эго (Я) — это «подсознание», «живущее», как и Супер-Эго, по принципу реальности и цензуры, но цензурирует Эго не только импульсы желаний из бессознательного (ИД), но также и из Супер-Эго и из внешнего мира.

Также ЭГО представляет собой логическое, рациональное и реалистическое мышление, связанные с когнитивными и интеллектуальными функциями личности.

Другими словами, именно ЭГО решает, когда и какие инстинкты могут быть удовлетворены, и является как бы арбитром между желаниями ИД и запретами (цензурой) Супер-Эго, тем самым руководит поведением человека.

Ид (Оно) — это целиком «бессознательное», область инстинктов Эрос и Тонатос (по Фрейду сексуальных, агрессивных, разрушительных).

«Ид» в структуре личности человека «живет» и действует по принципу удовольствия, это нечто темное, хаотичное, примитивное, не поддающееся морали и требующее немедленной разрядки. Ид (или Оно) стоит между психикой и соматикой.

Имеются два механизма бессознательного (Ид), позволяющих снять напряжение: рефлекторные действия и первичные процессы.

Рефлекторные действия ИД — это автоматический ответ на воздействие (кашель, слезы и т.д.).

Первичные процессы Ид — это иррациональная, фантазийная форма представлений, галлюцинаторное исполнение желаний (в мечтах, сновидениях).

Когда у человека все в норме (нет психоэмоциональных проблем) — значит вся структура личности, по Фрейду, работает согласованно, и Супер-Эго, и Эго, и ИД — «живут» в гармонии.

Психические заболевания или расстройства личности наступают, когда Эго не в состоянии контролировать и регулировать деятельность ИД и Супер-Эго.

Цель психоаналитической терапии — наделить властью (энергией) ослабленное ЭГО и привести к гармонии структуру личности человека, тем самым избавив его от эмоциональных, психологических, душевных страданий и улучшить качество жизни и общее здоровье.

Структура личности по Юнгу ^

Аналитическая психология — в ней изложена структура личности по Юнгу — это Эго, Личное бессознательное, Коллективное бессознательное.

Эго — это центр сознания, часть души, включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли, и все то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.

Личное бессознательное — это структура личности, в которую входят вытесненные (подавленные) из сознания воспоминания, чувства, переживания.

Также, по Юнгу, в личном бессознательном хранятся комплексы человека, которые могут захватить контроль над личностью и управлять ее поведением.

Коллективное бессознательное — это место хранения древних, скрытых воспоминаний, унаследованных от предков. Из-за этого коллективное бессознательное универсально, в отличие от личного, которое индивидуально.

Главная концепция Юнга — из-за чего собственно он разошелся во мнениях с Фрейдом — это именно коллективное бессознательное, лежащее в структуре личности человека и представленное в виде архетипов (первообразов).

Архетипы, по мнению Юнга, являются универсальными, общечеловеческими моделями восприятия, имеющими значительный эмоциональный элемент. Например, архетипы Матери, Энергии, Бога, архетип Героя, Мудреца, Ребенка и т.д.

Главные архетипы в структуре личности по Юнгу

Основные, главные архетипы в структуре личности по Юнгу — это Персона (Маска), Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона (или Маска) — это социальная роль человека, его публичная личность, маска, которую он неосознанно надевает в связи с господствующими установками с обществе.

Если Эго идентифицируется с Персоной, то человек перестает быть самим собой, всю жизнь играя чужую роль.

Тень — это противоположный Персоне архетип личности. Тень иррациональна, обычно аморальна, содержит отвергаемые в обществе импульсы (иногда сексуальные, агрессивные). Поэтому энергия Тени обычно подавляется защитными механизмами психики.

Зачастую, люди с нормальным ЭГО направляют эту энергию в нужное, управляемое русло. Например, в творческую деятельность.

И «Персона» и «Тень» могут проявляться в личном бессознательном и даже в Эго, например в виде отвергаемых мыслей или приемлемого поведения в социуме.

Анима и Анимус — архетип, связанный с бисексуальностью человека по своей природе. Он отражает женское психологическое начало в мужчине (Анима) и мужское начало в женщине (Анимус), т.е. в современном обществе можно заметить маскулинные проявления у женщин и феминные — у мужчин (не имеется в виду сексуальная ориентация, хотя при серьезных нарушениях может быть неправильная половая идентификация).

Самость — самый главные архетип в структуре личности — центр ЭГО (Я). По сути, это идеал, к которому люди неосознанно стремятся, но редко кто этого достигает.

Самость — «Бог внутри нас» — это архетип стремится к целостности и единству (нечто схожее можно увидеть в религиях Востока, это своего рода совершенство, характерно представленное в образах Христа, Будды…).

За счет индивидуации, обычно к возрасту середины жизни (часто, когда наступает кризис среднего возраста) может наступить четкое ощущение Самости. Это что-то такое…типа ощущение чего-то далекого, непостижимого и незнакомого и одновременно близкого, родного, хорошо известного…

Структура личности по Берну ^

Трансактный анализ — структура личности по Берну — это разделение Эго (Я) на три субличности (Я-состояния) — Родительское Я, Взрослое Я и Детское Я.

«Родитель» (родительское Эго-состояние «Р») — это хранилище морально-этических норм и ритуалов, заложенных в программы поведения человека родителями и другими воспитателями, а также социумом. Родитель «живет» по принципу предвзятости, долженствования, требований, запретов и разрешений («надо-не надо», «должен-не должен», «обязан-не обязан», «нельзя-можно»).

В Берновском Родителе, как и во Фрейдовском Супер-Эго, хранится совесть и цензура, а также стереотипное мышление, предвзятости и глубинные убеждения человека. В большинстве своем, все это не осознается и включается в мышление, чувствование и поведение человека автоматически.

Родительское -эго-состояние в ряде случаев может быть заблокировано, что может сделать человека аморальным циником.

«Взрослый» (взрослое Я-состояние) «В» — это логическая и рациональная часть структуры личности, способная к тестированию реальности в настоящем времени, выстраиванию прогнозов и адаптации к ситуации. Взрослый «живет» по принципу реальности («могу-не могу», «возможно-невозможно», «реально-нереально»…).

В случае «заражения» (контаминации) Взрослого Эго-состояния Родителем, Ребенком или сразу обоими, наблюдается структурная патология личности, что приводит к различным расстройствам, неврозам и проблемам в отношениях.

Например, если Взрослый контаминирован Ребенком, то человек становится инфантильным, несдержанным, с иллюзорным мышлением и не совсем адекватным чувствованием и поведением.

Если Взрослый «заражен» Родителем, то человек, например, становится ригидным, менторским, занудливым…

При контаминации Взрослого эго-состояния, и Родителем и Ребенком одновременно — это приводит к неврозам, психологическим, эмоциональным, когнитивным и поведенческим расстройствам личности.

У некоторых людей Взрослая часть личности может быть заблокирована — это обычно приводит к психотическим расстройствам (психозам) и патологиям.

«Ребенок» (детское Эго-состояние) «Д» — это часть структуры личности, которая «живет» по принципу удовольствия и эмоций («хочу-не хочу»).

От свободы Ребенка зависит спонтанность человека, интуиция, творчество и креативность. Эта детская часть личности дает человеку счастье, радость жизни и близость общения и отношений.

Но, при слабом Взрослом, детское Я-состояние может принести и душевные страдания из-за непредсказуемости, несдержанности, асоциальности…

Иногда Ребенок может быть заблокирован, тогда человек становится бесчувственным, безрадостным, с пустотой в душе, по сути «роботом».

Личностная структура по Берну второго порядка


Р-3 («Родитель» в «Родителе Р-2») — это, по сути, один из реальных родителей (воспитателей) вашего настоящего родителя (мамы, папы и других воспитателей) — для вас бабушка, дедушка, сохраненные в глубине психики.

Точнее, Р-3 — это набор информации (убеждения, мысли, установки, стратегии поведения), унаследованные от родителей и воспитателей ваших родителей (от ваших дедушек, бабушек и других значимых людей).

В-3 (Взрослый в Родителе Р-2) — это Взрослое Эго-состояние ваших реальных прародителей.

Д-3 (Ребенок в Родителе Р-2) — это Ребенок, Детское эго-состояние ваших прародителей (дедушек, бабушек…), сохраненных в структуре личности у вас.

Р-2 (Родитель) — это то же Родительское Эго, но с более глубинным анализом. Здесь находятся эго-состояния интроецированные от реальных родителей и воспитателей.

В-2 (Взрослый) — это Я-состояние не делится…в него ничего не входит…

Д-2 (Ребенок) — это, по сути, вы и есть…только в возрасте 3-5-7 лет, с внесенными автоматом установок ваших реальных родителей, и зафиксированных в структуре личности второго порядка — более глубоко в психике.

Р-1 (Родитель в Ребенке Д-2) — это набор информации, программ и установок (часто неадекватных и негативных), переданных вам неосознанно в процессе воспитания (родительского программирования сценария жизни) от «Д-2» ваших реальных родителей и воспитателей.

По Берну, «Р-1» — это «Электрод», суть которого «включать» негативные мысли, чувства и поведение. Говоря на «компьютерном языке» — это как бы «Вирус», который мешает человеку быть счастливым, нормально, адекватно реагировать на ситуации в жизни, быть самим собой и радоваться жизни.

Еще, некоторые аналитики и психотерапевты, называют «Р-1» «Большим Свином» (подкладывает нам свинью), внутренним «Бесом» (делает нам всякие пакости), «внутренним врагом» (когда мы как бы сами себе вредим и создаем проблемы)…и т.п.

Главная задача транзактного анализа (СМ.) и психотерапии, условно говоря, обнаружить «вирус Р-1» и обезвредить его… (сделать человека свободным от негативных, иллюзорных убеждений и верований, избавить от вредных, накопленных эмоций, и обучить новой, адекватной ситуации, стратегии поведения).

В-1 (Взрослый в Ребенке Д-2) — это, по Берну, «Маленький профессор». Эта часть личности развивается примерно к 4-5 годам («возраст почемучки»), и ребенок в это время активно познает мир, порой задавая родителям «сложные вопросы».

Именно эта часть личности принимает решение, как вы проживете свою жизнь, какова будет ваша судьба.

Также, у взрослого человека, «В-1» служит источником интуиции.

Например, если вы курите, переедаете, «перепиваете»…или по другому вредите себе, если у вас невроз, страхи, депрессия и другие расстройства личности, то чтобы изменить свою жизнь к лучшему, вам не достаточно осознать проблему во Взрослом эго-состоянии «В-2» — каждый и так знает, что хорошо, а что плохо.

Нужно чтобы это «понял» и «принял новое решение» ваш «В-1» (Взрослый в Ребенке) — на это и направлена психотерапия и психоанализ.

Д-1 (Ребенок в Ребенке Д-2) — это вы и есть, только еще без всяких установок, убеждений, верований и другого «информационного мусора». Это естественный, настоящий Ребенок внутри вас.

Т.е., когда вы родились — это и был «Д-1», который сейчас, во взрослой жизни, может находится в плену приобретенных убеждений, установок, мыслей и представлений. И если этот Ребенок в Ребенке закрыт, то человек априори не может быть счастливым.

В процессе психотерапии и психоанализа, это настоящее Детское Я-состояние освобождается от гнета «Р-1» (Б. Свина) и человек начинает личностно расти, становится самим собой, укрепляет свою жизненную Я-позицию…и…становится счастливым…, «заражая» этим счастьем и своих близких…

Структура личности по Перлзу ^

Гештальт-подход — структура личности по Перлзу — это три части Я-осознания действительности — внешняя реальность, внутренняя реальность и абстрактная реальность.

Тема: Психическая структура личности в психоанализе З.Фрейда

Тип: Реферат | Размер: 29.86K | Скачано: 57 | Добавлен 09.12.13 в 19:34 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


План :

1. Особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и действие механизмов психологической защиты 3-5

2. Роль «коллективное бессознательное» в аналитической психологии К.Г. Юнга 6-10

3. Практическое задание 11-12

4. Список литературы 13

Особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и действие механизмов психологической защиты

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названо это направление по имени Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе З.Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А.Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в поздний период своей деятельности.

Человеческая психика, по Фрейду, трехслойна. Самый нижний и самый мощный пласт ее представлен как раз бессознательным, или Оно (Id). Фрейдовское бессознательное живет по принципу или закону удовольствия. Свою энергию оно черпает в основном из двух источников: либидо - сексуального влечения (это здесь главное) и инстинкта агрессии (разрушения, смерти). Говоря символически - из Эроса и Танатоса. На поверхности бессознательного, Оно, покоится сознательное - Я (Ego). Живет оно по принципу реальности, т. е. адекватной ориентации в объективных и субъективных (межличностных) структурах жизненного мира человека. Наконец, третий слой психики человека - «Сверх-Я» (Super-Ego), представленное совестью, различными правилами и запретами, общественными ценностями, нормами и идеалами, вообще культурой. Закон жизни этого слоя - внутренняя цензурность, контроль, репрессия. С помощью «Сверх-Я» ограничивается, социально канализируется спонтанность (свобода) человеческих влечений, настоятельно требующих своего удовлетворения.

Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям Оно, то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями, — раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают Я снимать напряжение с помощью разного рода выпускных клапанов, к которым можно отнести и разработанные Фрейдом и его дочерью Анной механизмы психологической защиты.

Это подавление, отвергание, вытеснение, сублимация, реактивное обучение, проекция и рационализация. Наиболее значимыми для делового общения являются сублимация, проекция и рационализация. Рассмотрим их вкратце.

Сублимация как разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение.

Проекция, состоящая в наделении других людей собственными чувствами, не приемлемыми с точки зрения Сверх-Я, может найти проявление в контактной фазе делового общения.

Такой механизм психологической защиты, как рационализация (поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия), встречается довольно часто в диалоговой фазе делового общения. Здесь важна не только психологическая направленность на партнера, но умение слушать и убеждать его.

Под вытеснением подразумевается процесс, посредством которого угрожающие и неприятные мысли вытесняются из сознания в область бессознательного. Поскольку процесс происходит на бессознательном уровне, то человек может и не догадываться, что он подавляет какие-то свои желания или чувства.

Подавление является процессом работы сознания. Неприемлемые, невыносимые для человека представления, идеи, аффекты исключаются из сознания и оказываются в области предсознательного, откуда они могут вновь перейти в сознание.

До Фрейда психология в качестве объекта исследования имела, как правило, нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического ограничивался или областью философских рассуждений о несводимости психики человека только лишь к сознанию, или сферой физиологических исследований о бессознательных двигательных актах индивида.

Неврологические учения второй половины XIX века, сосредоточив внимание на патологических отклонениях от традиционно признанных норм разума, обнажили необходимость исследования внутрипсихических характеристик личности и под углом зрения их болезненных нарушений.

Фрейдовский психоанализ в известной степени был попыткой синтезирования двух плоскостей исследования человеческой природы: не ограничиваясь исследованием природных элементов человеческого существа, он направлен и на раскрытие психических влечений человека, его внутреннего мира, смысла человеческого повеления и значения культурных и социальных образований для формирования психической жизни человека и его психологической реакции. Это в свою очередь предполагало более глубинное изучение структуры личности, поскольку при анализе и оценке человеческой деятельности исследователь постоянно сталкивался с такими поведенческими характеристиками, которые не покрывались областью сознательного и рационального в человеке.

Роль «коллективное бессознательное» в аналитической психологии К.Г. Юнга

Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, Юнг в отличие от него отвергает пансексуалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а психическая энергия как таковая.

Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные душевные побуждения или силы, энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений.

При этом в качестве фундамента психики индивида, придающего определенную форму ее содержанию, выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличное от личностного бессознательного.

Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном явилась качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности. Она обусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения и взаимосвязи элементов и систем психики индивида.

Что же такое коллективное бессознательное?

Характеризуя его как такую психическую систему, которая имеет коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов, Юнг выделяет такие его особенности:

1) своим существованием коллективное бессознательное обязано исключительно наследственности;

2) оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;

Архетипы столь близки инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или образцами инстинктного поведения.

Являясь регулятором психической жизни, архетипы выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно.

Юнг отмечает, что архетипов ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции — не в форме заполненных содержанием образов, но прежде всего как форм без содержания, представляющих только возможность определенного типа восприятия и типа действия.

По мнению Юнга, активизация архетипа происходит тогда, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу. Тогда, подобно инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле, прокладывает себе путь. При этом конкретная форма архетипа реализуется символическим путем через архетипический образ в психике индивида.

Архетипические образы обнаруживают себя через определенные символы в сновидениях (непроизвольных, спонтанных Продуктах бессознательной психики), в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при расстройствах психики.

Следует отметить, что Юнг связывает архетипические образы со спонтанным, непроизвольным проявлением нравственных эмоций, к примеру такого эмоционально-ценностного феномена, как совесть. В своей статье Совесть с психологической точки зрении Юнг отмечает, что моральная оценка какого-либо действия индивида не всегда может быть им осознана. Она может функционировать без всякого участия сознания на уровне символического образа, вызванного определенным архетипом.

При этом могут отсутствовать так называемые муки совести, но сам возникающий символический образ может указывать на возможную нечистоту или аморальность какого-либо действия или поступка.

Различие между совестью (моральной реакцией) и нравственным кодексом (моральным законом) становится еще очевиднее, когда происходит столкновение долга и совести. Здесь Юнг ставит под сомнение истинность кантовского категорического императива, согласно которому следование долгу придает поступку нравственный характер. Истинная и подлинная совесть, по мнению Юнга, может возвышаться над моральным кодексом и не подчиняться его решениям.

В большинстве же индивидуальных случаев совесть проявляется как моральная реакция на действительное или замышляемое отклонение от нравственного закона. А поскольку эта моральная реакция в лучшем случае лишь частично осознанна, то при всей своей моральности она не может претендовать на этическое значение. Это значение совесть приобретает тогда, когда она рефлексивна, то есть включена в сознательное обсуждение.

Юнг советует при коллизиях долга и совести отдавать большее предпочтение своему внутреннему голосу совести, как первичному, более древнему феномену, авторитет которого всегда стоял выше человеческого рассудка.

Возникающие в психической структуре комплексы Юнг связывает с определенной направленностью психики личности, ее доминирующими установками. В качестве таких установок он выделяет интроверсию и экстраверсию, которые характеризуют предрасположенное реагирование психики индивида и тем самым определяют не только образ действия и вид субъективного опыта, но и характер бессознательной компенсации.

У экстраверта психическая энергия почти вся направлена в сторону объекта, поэтому он больше ориентирован на то, что происходит вне его. Он не только легко вступает в общение, но и может соотносить свои личностные суждения с мнениями других. В деловом общении экстраверт активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объективных факторов деловой ситуации всегда ограничивает его возможности.

Для интроверта характерно некоторое негативное отношение к объекту. Он больше ориентирован на свои собственные ощущения и оценку объекта, чем на сам объект, как таковой. Психическая энергия интроверта направлена во внутрь, она рефлексивна. В деловом общении он старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.

У экстраверта ведущим является правое полушарие головного мозга, так как оно ориентировано на текущее время и пространство. У интроверта ведущим является левое полушарие, связанное с внешним миром более опосредствованно.

Типология Юнга, включающая интровертированную и экстравертированную установки психики личности, была дополнена им введением дополнительных различий внутри этих типов четырех психических функций: мышление, эмоции, ощущение, интуиция.

Соответственно в типологии личностей он выделил: мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов личностей ориентирован в своей деятельности на соответствующие психические функции.

В деловом общении мыслительный тип личности более склонен анализировать информацию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать свои эмоции и чувства.

Эмоциональный тип личности, напротив, способен воздействовать на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив и может воспользоваться этим средством воздействия на партнера.

Ощущающий тип быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе, реалистичен и не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают практических результатов.

Интуитивный тип долго размышляет при принятии решений, склонен к колебаниям, сомнениям, проявляет беспокойство о будущей реализации делового соглашения.

В психоанализе чаще всего речь идет о смене душевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный механизм психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В кон. 1950-х гг. американское телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского чувства.

Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление, обусловливают его поступки.

Практическое задание

Сублимация является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная жизнь человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая насилие в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний.

Монотонная, изматывающая повседневность постоянно порождает в человеке чувство неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает потребность в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая компенсация, и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, число реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются.

В наше время понятие сублимации трактуют шире и понимают под ней не только направление сексуальной энергии в творчество, но и подавление недобрых импульсов. Так, нежелательное социальное поведение можно трансформировать в социально приемлемое - выбрать подходящую профессию. Например, парень со склонностью к криминалу идет работать в полицию, человек с нездоровым интересом к трупам - патологоанатомом.

Сублимацией может быть и хобби — к примеру, коллекционирование марок, значков, иных предметов. Креативное зерно — занятие благотворительностью, меценатством. Нравится находить и поддерживать таланты, переводите часть зарплаты, посылаете игрушки или одежду в детский дом? Значит, вы — творец, совершаете благо. Иными словами, сублимация — это все, что направлено на созидание. Даже на обычной кухне можно стать непревзойденным креатором. Например, в пятницу вечером, когда вся семья ждет вкусного ужина, приготовили салат из креветок и выложили его на тарелку в форме сердца, украсив помидорами черри? Поздравляем, вы трансформировали сублимацию - сексуальную энергию и творчество. В этом кулинарном аспекте оно, кстати, укрепит семью.

Сублимация благоприятствует и карьерному росту. Например, влюбившись, можно сделать ремонт и превратить тесную хрущевку в маленький оазис: с плетеной мебелью из лозы, с вазами, пепельницами в виде экзотических фруктов. А затем познакомиться с профессиональными дизайнерами и убедиться, что есть люди, которые оформляют квартиры лучше.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.