По-моему, Григорий Ефимович Ройтберг точно уцепился за главное в своем выступлении на диагностическом саммите – изменение модели взаимоотношений между врачом и пациентом в эпоху цифровой трансформации. Действительно, раньше врач был почти как божество, которое знает, что делать и как лечить, а пациент просто должен был следовать его указаниям, как овца стаду.
А сейчас, благодаря доступности информации в интернете, пациенты стали гораздо более информированными и требовательными.
Представьте, как это может выглядеть на практике. Пациент заходит к врачу и говорит: «Доктор, я почитал в интернете, что у меня может быть либо простуда, либо недостаточная серотониновая активность в мозгу. Прошу проверить оба варианта». И врач, в свою очередь, скрупулезно выписывает направления на все анализы, которые только могут быть связаны с этими двумя диагнозами, чтобы удовлетворить информированность пациента и свою же компетентность в глазах этого самого пациента.
А еще теперь у пациентов есть возможность получить «второе мнение» из интернета.
Вот уж где врачи переживают настоящий конкуренцию! Попробуй доктору доказать пациенту, что у него не опухоль головного мозга, а всего лишь головная боль от переутомления, когда у пациента на экране сияет десять статей о симптомах опухоли и ни одной о переработке на работе.
Еще один интересный момент – Григорий Ефимович упомянул, что цифровизация в здравоохранении повлияла и на методы диагностики. Согласитесь, врачи сейчас настоящие цифровые маги, которые умеют интерпретировать результаты анализов и изображений с такой скоростью, что простым смертным кажется, что они читают не рентгеновское снимок, а свежий гороскоп.
И как же не вспомнить о фетишизации изображений, о которой говорил Ройтберг. Клянусь, сейчас между молодыми врачами ходят слухи, что у них сейчас на столе красивое, четкое медицинское изображение – это новый статусный аксессуар, как iPhone последней модели или сумка от Chanel.
Да что там говорить, при таком увлечении изображениями можно и пациента, который у вас перед глазами, ошибочно принять за пациента из соседней палаты, если только его рентген лучше выглядит.
Ну и конечно же, цифровые технологии позволили пациентам буквально сами становиться врачами. Если вы не верите, спросите у любого человека с доступом в интернет, сколько он уже «вылечил» своих друзей и близких благодаря «грамотному» докторению в Google.
Кажется, совсем скоро мы все будем лечить друг друга, и больницы превратятся в кафе с Wi-Fi и удобными креслами для пациентов, которые пришли «на враческую консультацию».
Так что, видимо, Григорий Ефимович Ройтберг совершенно прав, говоря о том, что врачам теперь необходимо всегда помнить о своем призвании и не терять гуманности и чувства заботы к пациенту. Ведь в мире цифровых технологий, информированных пациентов и море данных иногда так легко забыть, что исцеление – это не только лечение тела, но и души.