Привороты Заговоры на... Отвороты

Что дает человеку искусство урок. Урок «Дар предвосхищения. Какие знания даёт искусство? Искусство же включает в себя весь мир

На протяжении всей жизни человек сталкивается всюду с искусством. Оно дарит восхищение, радость, эмоции, уют. Это различные картины, строения архитектуры, музыка, дизайн и многое другое, что окружает нас. Но мало кто задумывается над тем, что это далеко не все особенности искусства. Оно способно дарить знания, наделять опытом и мудростью. Дарит знания именно искусство. Не обязательно им заниматься, самому создавать шедевры. Достаточно просто уметь видеть искусство, наблюдать за ним и интересоваться.

Искусство удовлетворяет потребности человека в философии, этике и эстетике. А также внутренние высокие потребности человеческой души. Дарит эмоции, способность мыслить и рассуждать.

Живопись дает возможность человеку увидеть всю красоту сочетания красок, а ведь это целое искусство. Помимо этого, детальное изучение или просто рассматривание картин, знакомит с законами взаимодействия цветов. Рассматривание портретов дает возможность научиться философствовать, искать в нарисованном человеке его черты характера, особенности личности. При рассматривании картин можно также познакомиться с композицией, что дает знания о пропорциях, гармонии, принципах расположения предметов. Ко всему прочему, многие картины знакомят и с геометрией.

Искусство архитектуры знакомит с пропорциями, гармонией, а также с геометрией и черчением. Рассматривание зданий, собор и церквей, даст знакомство с историей, стилем того времени, когда было возведено здание, особенности быта и культуры людей.

Музыка может подарить не только эмоции: страх, переживания, горе, радость, счастье, но и развить фантазию, воображение. К тому же, благодаря музыке люди снимают стресс, напряжение, проводят релаксацию. Слушая музыку разных времен, можно многое узнать, о культуре, социальном обществе того или иного времени. Кроме того, в песнях часто повествуются какие-либо легенды или истории из реальной жизни.

Книги и фильмы, безусловно, дарят людям много хороших эмоций, заставляют переживать вместе с героями. Так же, они знакомят нас с некоторыми событиями реальной жизни, случившимися в прошлом.

Кроме того, любое искусство, будь то живопись, скульптура, архитектура или музыка, дает исторические знания. А именно, знакомит с историей и обычаями того времени, когда был создан тот или иной предмет искусства, мифологией, легендами и даже религией. Некоторые фотографии знакомят и с наукой, ведь любое научное открытие сопровождалось запечатлением каким-либо образом.

Однако, это не все виды искусства, не все знания и преимущества, которые они дают. Ведь объять все это, как бы ни хотелось, к сожалению, невозможно. Одно понятно, искусство нам дано не только для того, чтобы получать удовольствие, но и для того, чтобы учиться у него, брать необходимые сведения, умело ими пользоваться, развиваться и совершенствоваться.

Дар предвосхищения. Какие знания даёт искусство?

Урок искусства в 9 классе

Цели урока: дать представление о знаниях, которые получают учёные с помощью живописи, музыки, литературы и других видов и жанров искусства; познакомить учащихся с объектами искусства, повлиявшими на науку и открытия, научить определять их в произведениях искусства, указывать роль данных примеров для научного знания; расширять кругозор учащихся, способствовать развитию творческого мышления

Эвелин де Морган. Кассандра

Организационный момент

Вступление учителя

Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным. Известно ли вам, чем была известна эта прорицательница? Послушаем рассказ о Кассандре. (Сообщение подготовленного учащегося).

Так же порой происходит и с произведениями искусства и литературы . Некоторые их создатели обладают удивительным даром предсказывать будущее , но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются.

3 Дар предвосхищения.

Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей — людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются.
Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса и др .

Можете ли вы привести примеры, когда искусство предвосхищает будущее?(Учащиеся говорят о сказках, фантастике). Значит, энергия искусства пробуждает чувства и сознание, и авторов произведений, и людей, их воспринимающих.

Не менее важны произведения искусства, в которых авторы, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социальных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее.

Задание 1 Рассмотрите иллюстрации.
. Вспомните сказки события будущего.

Объясните понятия: иносказание, метафора , аллегория, олицетворение — на примере известных вам произведений разных видов искусства.

(Волшебные предметы, помогающие героям сказок, предсказали появление машин, самолёта, мультиварки, телевизора и других бытовых предметов)


4. Какие знания даёт искусство? Попробуем ответить на этот вопрос, используя следующие знания.
В истории человечества искусство не раз открывало знания , имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.

Французский писатель-фантаст XIX в. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки, а русский писатель XX в. А. Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» — появление лазера. Художник В. Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).


Ван Гог «Вороны над пшеничным полем»

Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника В. ван Гога, утверждают, что своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в.

Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. — фуга — жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная — слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.

5 Заключение.

Задание 2

Как вы теперь ответите на вопрос: Какие знания даёт искусство?

Ответ запишите в тетради.

6 Домашнее задание:

Вспомните сказки , народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.

Приведите примеры научного значения художественного знания.

Конспект урока «Искусство» в 9 классе «Какие знания даёт искусство?»

(урок открытия новых знаний, с методами исследования и поиском решения поставленных задач, созданием проблемных ситуаций)

1 Организационный момент. Мотивация.

Звучит «песня волшебный мир искусства».

Учитель

Здравствуйте, уважаемые учащиеся, уважаемые учителя, гости сегодняшнего урока.

Я приглашаю вас в волшебный мир искусства. Приглашаю вас в путешествие к познанию мира через искусство.

Я надеюсь, что этот урок будет продуктивным и у нас всё получится. Дело тогда имеет результат, если каждый в это дело вложит частичку своего труда. Значит, от каждого из вас зависит итог нашего общения. Когда то Конфуций сказал: «Если я каждый день буду приносить горсть земли, то я в конце создам гору.»

2. Актуализация знаний.

На начальном этапе нашего урока я попрошу вас вспомнить

Какие виды искусства вы знаете!

(ответы детей)-музыка, живопись, литература, скультура, театр, кино, декоративно- прикладное искусство и т. д.

1 слайд

Наш урок я хотела бы начать словами из нашего параграфа.

Искусство помогает людям обратить на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с иной стороны.

Особенно важно, что искусство дает людям знания порой незаметно, ненавязчиво.

3. Создание проблемной ситуации.

Учитель:

Итак два слова.

Искусство. Знания.(прикрепляем слова на доске)

Учитель: предлагаю соединить два этих слова в одно предложение. Оно очень короткое!!!(подсказка лежит на поверхности)

Ваши варианты.

2 слайд

Итак предлагаю записать тему урока: «Какие знания даёт искусство?»

Предлагаю выявить проблему, которую мы должны решить за урок

Вам даны слова для справок

3 слайд знания, прошлое, искусство, наука,воплощение, будущее, реальность, (1 мин)

Обсуждение предположений (1 мин)

4 слайд Знания, полученные в прошлом в разных видах искусства, нашли своё научное подтверждение в будущем.

4. Целеполагание

Итак нам предстоит соединить уже три слова – наука знания искусство

И сформулировать цель урока (работа детей предположение)

5 слайд

«Выявить и исследовать научные знания в искусстве!»

5. Этап первичных усвоений знаний.

область изучения живопись (табличка на доске)

6 слайд Перед вами картина Ж.. Э. Лиотара «Шоколадница». Внимательно рассмотрите весь фон этой картины, что вы можете сказать?

Ответы детей (Разложение света на 7 цветов спектра)

7 слайд

Учитель: Да, ребята! Художник Лиотар разложил свет по законам, в то время еще не известным физике.

Учитель: Внимание на экран!

Демонстрация ролика о разложении света.(первичное закрепление знаний)

8 слайд Художник В. Кандинский разработал теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии.

9 слайд

Учитель Давайте проверим свои ощущения. Влияет ли цвет на нас. (первичная проверка знаний)

10 слайд Красный

11 слайд Синий

12 слайд Зелёный

13 слайд Жёлтый

14 слайд Белый

15 слайд Чёрный

16 слайд Работа у доски(первичное закрепление знаний)- соответствие

Вопросы: Почему потолок именно белый?

Какие цвета у вас преобладают в зале и в спальной комнате?

17 слайд Техника письма художника ВАН ГОГА

Задача: исследовать технику и выдвинуть предположения!

Один ученик приглашается к доске и ставит точку на полотне продлевая её, выводом служит, что линия получается полукруглая,(первичная проверка знаний) а это значит…..

Учитель: Читаем в учебнике….. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока. Теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных становится именно турбулентность.

Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника В. Ван Гога, утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Внимание на экран!

Демонстрация ролика – первичное закрепление знаний.

Область изучения –ЛИТЕРАТУРА

18 слайд

Учитель:

Нам предстоит познакомиться с 2 литературными произведениями.

Отрывок из них- произведения А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» у вас находится на столе. Я попрошу вас ознакомиться с текстом и предположить, что же изобрёл Гарин?(2 мин)

Учитель: Кто же такой Жюль Верн? И что он изобрёл, кто знает?

Ответы детей (подсказка в слайде.)

Слайд 20

Учитель:

  • В своих произведениях Ж. Верн предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе акваланги, телевидение и космические полёты. А также:
  • Электрический стул
  • Самолёт.
  • Вертолёт.
  • Полёты в космос, в том числе на Луну.
  • Видеосвязь и телевидение.
  • и многое другое

Слайд 21 Область изучения Вселенная

А. Эйнштейн, создатель теории относительности, сказал, что Вселенная – слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Докажите, что это высказывание верно!

Ответы детей –первичная проверка знаний

Область изучения – музыка

Слайд 22

Учитель: Выдающийся музыкант, основоположник классицизма в музыке. Он является основателем строгих законов музыки.- это И. С. Бах.

Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. - фуга - жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.(первичное усвоение знаний)

Проблемная ситуация. Охарактеризуйте друзей в классе по яркости их личности.

Послушайте фугу. Какие ассоциации вызывает у вас музыка?(закрепление знаний) Слшание муз фрагмента.

Слайд 23

Доказательством предположения Энштейна и Баха будет служить наш опыт. Работает 3 группы в рядах и одна с учителем

Песочная композиция(закрепление знаний)

Слайд 24 Кто это? (проблемная ситуация)

научные открытия Леонардо и живопись неразделимы, поэтому мы приблизим науку к живописи.

Учитель: На столах у вас лежат тексты с открытиями Леонардо да Винчи.

Попрошу повернуться друг к другу по 4 человека и обсудить открытия в трёх группах.

1 читает, все слушают (1 мин) делаем выводы.

Беседа о прочитанном

Проблемная ситуация.

Многие открытия Леонардо да Винчи не нашли своё отражение в жизни. Как вы думаете в чём кроется причина?

4. Обобщение результатов. Рефлексия.

Учитель:

Наши научные исследования в искусстве завершены, но в рамках только одного урока.

Подведём некоторые итоги

ВОПРОС: Что же помогает этим людям предугадывать события?

Ответы детей

Учитель: Это качество может быть только у людей с хорошо развитым образным мышлением. Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей - людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются.

Слайд 27

Вернёмся к проблеме

Знания, полученные в разных видах искусства, нашли своё научное подтверждение в будущем.

Доказали ли мы это? Справились ли мы с поставленной целью?

А теперь проверка знаний- я предлагаю их проверить тестированием

Слайд 28- 29

Слайд 30

  1. Поменяйтесь тестами и проверьте

Работы друг- друга.

  1. Инсталляция из бабочек.
  2. Притча о полном стакане.

Слайд 31

5 Домашнее задание

Художественно- творческое задание

Стр. 125 Приведите другие примеры научных знаний в произведениях искусства.

Спасибо за урок!!!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Какие знания дает искусство

А) нет Б) да

2. Что предсказал русский писатель А.Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина»?________________

Какие знания дает искусство

1.Верно ли выражение «любое художественное произведение устремлено в будущее»?

А) нет Б) да

2. Какое научное знание отразил в картине «Шоколадница» Жан Этьен Лиотар?

3. Какую теорию разработал в своих картинах русский художник В.Кандинский? А) влияние цвета на эмоции человека Б) теорию построения подводной лодки

В) теорию влияния индивидуальности ученого на его исследования

4. Каким даром обладал французский художник В.Ван Гог? А) турбулентностью Б) видел воздушные потоки В) делал научные открытия

Какие знания дает искусство

1.Верно ли выражение «любое художественное произведение устремлено в будущее»?

А) нет Б) да

2. Какое научное знание отразил в картине «Шоколадница» Жан Этьен Лиотар?

______________________________________________

2. Что предсказал русский писатель А.Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина»?_______________

3. Какую теорию разработал в своих картинах русский художник В.Кандинский? А) влияние цвета на эмоции человека Б) теорию построения подводной лодки

В) теорию влияния индивидуальности ученого на его исследования

4. Каким даром обладал французский художник В.Ван Гог? А) турбулентностью Б) видел воздушные потоки В) делал научные открытия

Какие знания дает искусство

1.Верно ли выражение «любое художественное произведение устремлено в будущее»?

А) нет Б) да

2. Какое научное знание отразил в картине «Шоколадница» Жан Этьен Лиотар?

______________________________________________

2. Что предсказал русский писатель А.Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина»?_________________

3. Какую теорию разработал в своих картинах русский художник В.Кандинский? А) влияние цвета на эмоции человека Б) теорию построения подводной лодки

В) теорию влияния индивидуальности ученого на его исследования

4. Каким даром обладал французский художник В.Ван Гог? А) турбулентностью Б) видел воздушные потоки В) делал научные открытия

Какие знания дает искусство

1.Верно ли выражение «любое художественное произведение устремлено в будущее»?

А) нет Б) да

2. Какое научное знание отразил в картине «Шоколадница» Жан Этьен Лиотар?

_______________________________________

2. Что предсказал русский писатель А.Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина»? _______________

3. Какую теорию разработал в своих картинах русский художник В.Кандинский? А) влияние цвета на эмоции человека Б) теорию построения подводной лодки

В) теорию влияния индивидуальности ученого на его исследования

4. Каким даром обладал французский художник В.Ван Гог? А) турбулентностью Б) видел воздушные потоки В) делал научные открытия

Какие знания дает искусство

1.Верно ли выражение «любое художественное произведение устремлено в будущее»?

А) нет Б) да

2. Какое научное знание отразил в картине «Шоколадница» Жан Этьен Лиотар?

______________________________________________

2. Что предсказал русский писатель А.Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина»?_____________

3. Какую теорию разработал в своих картинах русский художник В.Кандинский? А) влияние цвета на эмоции человека Б) теорию построения подводной лодки

В) теорию влияния индивидуальности ученого на его исследования

4. Каким даром обладал французский художник В.Ван Гог? А) турбулентностью Б) видел воздушные потоки В) делал научные открытия

11. Какие знания дает искусство

1.Верно ли выражение « любое художественное произведение устремлено в будущее»?

А) нет Б) да

2.Какое научное знание отразил в картине «Шоколадница» Жан Этьен Лиотар?

____________________________________________

3. Что предсказал русский писатель А.Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина»?

____________________________________________

4. Какую теорию разработал в своих картинах русский художник В.Кандинский?

А) влияние цвета на эмоции человека

Б) теорию построения подводной лодки

В) теорию влияния индивидуальности ученого на его исследования

5. Каким даром обладал французский художник В.Ван Гог?

А) турбулентностью

Б) видел воздушные потоки

В) делал научные открытия

6. . И. С. Бах написал многоголосное произведение, которое называется_________


Слайд 2

Дар предвосхищения предполагает способность человека воспринимать будущие чувства и отношения, мысли и идеи, события и открытия, свидетельствуя другим людям о том. Что уже доступно обладателю этого дара.

Слайд 3

Миф о Кассандре

Дочь троянскогоцаря – Кассандра была награждена Аполлоном даром пророчества, а потом, когда девушка отвергла его любовь, сделал так, что люди перестали ей верить. Поэтому, когда Кассандра, предсказывая гибель Трои, пыталась предупредить троянцев об опасности, которая таится в деревянном коне, ей никто не верил. И Троя, как известно, действительно погибла. Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным.

Слайд 4

Иносказание - высказывание, выражение, содержащее скрытый смысл, намек. Фразеологизм «пророчество Кассандры» означает: -пророчество, которому не верят -слова, которые дают возможность предотвратить неприятность в будущем «Кассандрами» зовут всех тех, кто берет на себя роль прорицателя будущего, предсказателя зловещих событий, которые кажутся маловероятными. Эвелин де Морган. Кассандра

Слайд 5

Так же порой происходит и с произведениями искусства и литературы. Некоторые их создатели обладают удивительным даром предсказывать будущее, но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются. - Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей - людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются. Альбрехт Дюрер1471 - 1528

Слайд 6

Гравюра «Четыре всадника»

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение - это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию.

Слайд 7

Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса.

Жюль Габриэль Верн (1828 – 1905) – французский писатель и географ, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики. Предвосхитил появление видеосвязи и телевидения, самолета и вертолета, изобретение акваланга, полеты в космос, подводной лодки. Все предвидения писателя являются результатом блестящего самообразования.

Слайд 8

Домашнее задание

Вспомните сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего. Объясните понятия: иносказание, метафора, аллегория, олицетворение - на примере известных вам произведений разных видов искусства.

Слайд 9

Какие знания дает искусство?

Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны.

Слайд 10

В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.

Слайд 11

Жан Этье́н Лиота́р; род. 22 декабря 1702, Женева - 1789, Женева) - швейцарский художник 18 века.

Слайд 12

Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1944) - выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).

Слайд 13

Слайд 14

Винсент Ван Гог

(1853 – 1890) Всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.

Слайд 15

Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения Винсента Ван Гога утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.

Слайд 16

Вороны над пшеничным полем

  • Слайд 17

    Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. - фуга - жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха (немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог).

    Слайд 18

    Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная - слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной. Альберт Эйнштейн 14 марта 1879 - 18 апреля 1955

    Слайд 19

    Многие произведения литературы, кино, театра, рассказывающие о научных открытиях (например, фильм «Девять дней одного года» режиссера М. Ромма, по роману Д. Гранина «Иду на грозу» и др.), не научат ставить эксперименты или делать опыты. Но из них узнают, какие разные по своему характеру люди занимаются наукой, как от индивидуальности ученого зависит путь исследования и как опасно, когда в науку проникают далекие от ее интересов личности.

    Слайд 20

    Жюль Габриэль Верн (1828 – 1905)

    Одним из первых поднял вопрос о нравственной стороне научных открытий, вопрос, который в 20 веке был во главе угла: быть или не быть человечеству в связи с созданием атомной и водородной бомбы.

    Слайд 21

    В ряде романов «Властелин мира» 1904г., «Пятьсот лет Бегумы»1879г. Появляется тип ученого, стремящегося с помощью своих изобретений подчинить весь мир.

    Слайд 22

    В таких произведениях, как «Равнение на знамя» 1896г. и «Необыкновенное приключение экспедиции Барсака»1914 г. писатель показал другую трагедию: -ученый становится орудием тиранов. 20 век оставил немало примеров того, как ученый в условиях застенка, вынужден был работать над изобретением истребляющих веществ и орудий.

    Слайд 23

    Домашнее задание

    Приведите другие примеры научного значения художественного знания. Послушайте фугу И.-С.Баха. Какие ассоциации у вас вызывает эта музыка?

    Слайд 24

    Интернет – ресурсы

    http://top-antropos.com/mythology/greek/item/75-kassandra http://piarbook.ru/zhyul-vern.html http://www.liveinternet.ru/tags/jean-etienne+liotard/ http://smallbay.ru/kandinsky.html http://www.impressionism.ru/images/Gogh/starrynight.jpg http://www.calend.ru/person/1632/ http://fantlab.ru/edition3174 http://www.livelib.ru/series/16116/~2

    Посмотреть все слайды

    Искусство и человек существовали и развивались вместе с самого начала истории. Поначалу это были всего лишь неуверенные попытки воздействия на действительность, выраженные в примитивных наскальных рисунках. Позже навыки человека совершенствовались, понимание мира становилось более глубоким, а искусство из части магического ритуала превратилось в совершенно самостоятельную сферу деятельности.

    Определить, что дает искусство человеку, достаточно непросто, поскольку сфера его влияния на жизнь и сознание населения третьей от Солнца планеты чрезвычайно велика. Тем не менее, попробовать стоит.

    Начнем с малого

    Если не вдаваться в подробности и начать с наиболее очевидных вещей, конечно, следует отметить функцию Какие знания дает искусство? Прежде всего, оно прививает человеку понимание прекрасного, причем понимание как рационального характера, так и духовного.

    Пожалуй, эту разницу следует пояснить. Человек, более-менее сведущий в культурологии и искусствоведении, способен осознать ценность, красоту и величие мазков, чеканки или филигранного построения нот. В этом он обязательно увидит определенную систему. В данном случае понимание будет сугубо рациональным.

    Теперь немного о духовном понимании прекрасного. Что дает нам искусство, если не наслаждение от его восприятия? В данном случае речь идет, скорее, об осознании, формировании сверхчувствительности души человека благодаря соприкосновению с искусством.

    Искусство и история

    Зачем нужны такие знания? Дающее искусство знание нужно человечеству для того, чтобы осознавать самое себя. Где как не в творениях великих авторов отражена вся суть истории в практически первозданном виде? По сути, любой акт творения является откликом на изменившийся мир.

    К примеру, называют самым точным отражением исторических событий: революций и восстаний, открытий и изобретений. То же самое можно говорить и о живописи, архитектуре или музыке. Разница заключается лишь в языке, на котором искусство рассказывает свою историю: это ноты, особенности резьбы и лепки или же специфика мазков и выбора цветов и форм.

    Итак, какие знания дает искусство? Оно открывает перед нами историю во всем величии прошлого и таинственности будущего.

    Искусство говорящее

    Творческое наследие дает нам знания не только об истории, но и о человеке как таковом. Соприкасаясь с других народов, мы приобщаемся к их мировидению, более глубоко понимаем их ценности, особенности жизни, устои, традиции.

    Если необходимо дать определение, искусство в этом контексте является языком, на котором народы мира говорят между собой. доступный всему человечеству, не знающий языкового барьера.

    Творение и наука

    Если говорить о том, какие знания дает искусство, нельзя забывать и о его огромной роли в научном прогрессе. по большому счету, воспринимает культурное наследие как прикладную, вторичную составляющую прогресса. Данное предположение смело можно назвать ошибочным.

    По сути, именно искусство часто выступало в качестве самого мощного двигателя научной мысли. Фантастические летательные аппараты, подводные лодки, корабли, способные покорять космос, изначально существовали в среде именно искусства, и только затем стали достоянием деятелей науки. Вспомнить, к примеру, летучий корабль из знаменитой русской сказки или «Наутилус» Жюля Верна.

    Леонардо да Винчи в свое время значительно опередил науку, работая над чертежами не только оружия, но и летательных аппаратов. Знаменит он и своими трудами в области анатомии. Большей части мира он известен все же как великий художник.

    Этическая составляющая

    Об искусстве попросту невозможно говорить вне этического контекста. Именно оно, по сути, является наилучшим показателем добра и зла, справедливости и корысти, душевной красоты и внутреннего уродства. Если говорить о том, какие знания дает искусство, нельзя не упомянуть об этической составляющей.

    Практически все художественные творения мировой культуры направлены на объяснение человечеству непоколебимости истины, добра и красоты. Конечно, если смотреть на то или иное произведение искусства буквально, можно предположить, что в силу тех или иных особенностей оно не воплощает красоту или идеалы человечности. Тем не менее, именно благодаря этому формируется у нас четкое представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо. По сути, начиная с детских сказок и заканчивая произведениями кинематографа, искусство воспитывает в нас человечность.

    Невозможное возможно

    Наконец, искусство учит нас самому важному - осознанию того, что в мире нет невозможных вещей, неподъемных нош и недостижимых целей. Пример Бетховена учит нас тому, что даже практически лишившись слуха можно писать потрясающие симфонии, которые человечество пронесет сквозь века и будет восхищаться ими.

    Роман «Улисс», признанный вершиной мирового модернизма, писался Джеймсом Джойсом в постоянной борьбе со слепотой.

    Потолок знаменитой Сикстинской капеллы был расписан Микеланджело в одиночку.

    Исходя из этих фактов, какие знания дает искусство? Прежде всего, это четкое осознание того, что в мире нет ничего невозможного для человека, если он творит.

    Исцеление творением

    Во всем мире давным-давно активно применяется практика лечения психических расстройств путем включения пациентов в среду искусства. Это может быть простая демонстрация репродукций или сеансы прослушивания классической музыки. Может быть задействован и непосредственный акт творения. Большинство психиатров мира убеждены, что именно путем приобщения к созидательной деятельности быстрее всего приходит в норму.

    Говоря о том, какие значения дает искусство, нельзя забывать и о факте положительного воздействия на организм человека. К слову, такого рода практика применяется не только в среде психиатрии - человечеству вообще свойственно обращаться к искусству для борьбы со страхом.

    Исключительные черты

    Итак, мы перечислили основные пути взаимодействия человека и искусства. Теперь обратим внимание на то, в чем же заключается особенность культурного наследия.

    По широте возможного познания искусству попросту нет равных. К примеру, если мы говорим о науке (физике, алгебре или биологии), перед нами предстает совершенно обособленная отрасль человеческого знания. В ней можно, но сложно отклониться в сторону, прикоснуться к остальному миру.

    Искусство же включает в себя весь мир. Литература, к примеру, может охватывать этику, обыгрывать законы физики, обращаться к истории, биологии или астрономии. Живопись предоставляет великолепную возможность осмыслить не только особенности техники рисования, но и сравнить каноны красоты в истории человечества. Древнегреческие скульптуры представляют собой идеальную модель тела в плане анатомических особенностей.

    Искусство, которое большая часть человечества столь легкомысленно называет прикладной отраслью деятельности, по сути своей является мультинаучным, поскольку именно оно обращается к миру и отражает его во всей красоте, полноте и величии.