Привороты Заговоры на... Отвороты

Что такое дума в литературе. Отдел сбыта. Музыкально-стилистические признаки дум

Формы героического эпоса, который раньше исполнялся странниками: лирниками, бандуристами, кобзарями в Левобережной и Центральной Украине.

Какова структура думы?

Дума в литературе - это немного больше по объему, чем исторические баллады, однако она тесно связана с героическим эпосом. В структуре данного типа произведения можно выделить три структурных элемента: запев-заплачка, основная часть и окончание. Стихотворная форма думы - это астрофические, то есть без деления на куплеты, фразы, которые начинаются с восклицаний «ой» и заканчиваются на «гей-гей».

Дума как жанр литературного произведения выступает как высшая стадия речитатива, который был раньше развит в причитаниях. Поэтические образы и мотивы дум тоже частично заимствованы из причитаний. Думы чаще всего имели характерные импровизации, то есть певцы имели истории, которые они доносили до народа с помощью дум, но никогда не имели заученного текста. Кобзари - это слепые старцы, умеющие виртуозно играть на кобзе, они ходили от села к селу, пели думы селянам и за это получали в благодарность крышу на ночь и немного еды. Кобзарей, как и лирников, и бандуристов, любили и ждали, лишь бы послушать новых историй о казаках.

Кто пел думы?

Дума в литературе - это тот вид народного творчества, в котором нет абсолютной точности. Певцы, а именно кобзари, лирники и бандуристы, перенимали от своего учителя мотивы и варианты пения и игры мелодии. Для того чтобы исполнять этот вид творчества, необходимо было иметь особый талант - как к музыке, так и к слову. Певческая техника исполнителей также должна быть на уровне. Именно по этой причине настоящие думы смогли сохраниться только у профессиональных исполнителей.

В думах доминирует словесная составляющая, при этом мелодия идет как дополнение. Текст и рифмы чаще всего риторические, красиво оформленные, насыщенные эпитетами, тавтологиями, однокоренными словами. Например, часто использовались такие выражения, как: «земля христианская», «зори ясные», «неволя тяжкая», «бусурмане проклятые», «хлеб-соль», «турки-янычаре». Довольно часто в думах случались риторические вопросы, анафоры, повторы, обращения, инверсии и прочие речевые украшения. Дума в литературе - это действительно самый насыщенный вид искусства, который пока не удалось ничем затмить.

Тематика дум

Думы прославились тем, что они эпичные и торжественные. Главные темы дум ходили вокруг той эпохи, во время которой они и появились: казачество. Певцы рассказывали о битвах казаков с врагами, о подвигах гетманов и полководцев. Больше всего этот вид творчества развился в период борьбы с поляками, турками и татарами. В научной терминологии такой термин, как «дума» появился благодаря М. Максимовичу, который, последовав за П. Лукашевичем, П. Кулишом и еще несколькими литераторами, опубликовал первые думы. Наиболее обоснованным научным изданием дум до сих пор является издание «Украинские народные думы» под руководством Екатерины Грушевской, однако за это литератор была репрессирована, а ее книга была изъята изо всех библиотек.

Крупнейшим поэтом и главой де­кабристского романтизма по праву считается К. Ф. Рылеев. Накану­не 14 декабря 1825 г. и в день выступления он сыграл активную роль, фактически заменив намеченного диктатором Трубецкого, ко­торый изменил восставшим в последний момент. Рылееву в особую вину поставили попытку уговорить „Каховского рано утром 14 де­кабря. проникнуть в Зимний дворец и, совершая как бы само­стоятельный террористический акт, убить Николая". Причисленный к тем, кто замышлял цареубийство, он был осужден на смертную казнь. Имя его изъяли из литературы. Столовое серебро цена купить столовое серебро.

В 1823-1825 гг. Рылеев работал над завершением цикла „Ду­мы", начатого ранее. Это были произведения особой жанровой структуры. Написанные на историческом материале, они заметно от­личались от исторических поэм и баллад. Дума как жанр сочетает в себе признаки оды, элегии, поэмы, баллады и, может быть, исторической повести в стихах. В творческой установке Рыле­ева при создании дум преобладало воспитательное, поучительное стремление.

Ощущая, что Россия находится накануне революционного взры­ва и решительного перехода к будущему, Рылеев обратился к прош­лому. Это не уход от актуальных проблем, а попытка решить их особым образом. У Рылеева возник глубоко продуманный замысел: создать ряд произведений о героях, чей пример способствовал бы воспитанию полезных для общества качеств - патриотизма, граж­данской ответственности, ненависти к тиранам.

„Думы" - не сборник разрозненных произведений, хотя бы близких по теме: это в строгом значении слова цикл - наджанровое (или сверхжанровое) объединение ряда произведений для раскрытия замысла, для воплощения содержания, которые не раскрыва­ются и не выражаются в каждом отдельном слагаемом, а в полном объеме предстают лишь в границах всего цикла. Картина действи­тельности в циклах создается по принципу мозаики. Отдельные про­изведения взаимно дополняют друг друга. Связь между ними об­разуется не путем прямых авторских указаний, а вследствие сосед­ства, прилегания, взаимных параллелей, аллюзий; образных пере­кличек. Эти не заявленные в слове связи содержательны. Вследст­вие чего и возникает сверх суммы содержания отдельных слагаемых также дополнительное содержание или, по определению академика В.В. Виноградова, „приращение поэтического смысла".

По-видимому, Рылеев сам сознавал новаторский, необычный для русского читателя той поры характер своего цикла. Поэтому он счел необходимым „помочь" читателю, пояснив в общем введении суть своего замысла, а затем к каждому произведению дал пояснение в виде краткого предисловия или примечания. В общем введении сказано о задаче: „Напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти - вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине: ни­что уже тогда сих первых впечатлений, сих ранних понятий не в состоянии изгладить. Они крепнут с летами и творят храбрых для бою ратников, мужей доблестных для совета".

Как видно, это - поэтическая интерпретация политической программы „Союза благоденствия": длительное, на протяжении двух десятилетий воспитание целого поколения для планируемой на се­редину 40-х годов революции. „Думы" в этом смысле - произве­дения воспитательные. Литература превращается в орудие, с по­мощью которого должны быть достигнуты, по сути дела, внелитературные цели.

Создаваемая Рылеевым сложная, многослойная структура со многими внутренними связями должна была соответствовать богат­ству и общественной значимости содержания цикла „Думы". Объек­тивное содержание истории России не только изложено и освоено на разных поэтических уровнях, но и неоднократно преломлено под разными углами зрения. В принципе это должно было дать вы­пуклое, объемное выражение отдельным эпизодам и всей картине исторического развития страны.


Эпоха романтизма
Эпоха романтизма и один из её главных героев - Джордж Байрон,- отстоят от нас почти двумя столетиями. За это время в мировой истории и культуре произошло много событий, повлекших за собой смену как политических и экономических систем, так и художественных направлений и школ. Изменения охватили все стороны жизни человека, начиная от его...

Футуристы.
Футуристы вышли на литературную арену несколько раньше акмеистов. Они объявили классику и всю старую литературу как нечто мертвое. «Только мы - лицо нашего времени», - утверждали они. Русские футуристы- явление самобытное, как смутное предчувствие великих потрясений и ожидание грандиозных перемен в обществе. Это надо отразить в новых фо...

Время, предшествовавшее написанию «Божественной комедии»
Данте Алигьери родился в мае 1265 года в древнем городе Флоренция, расположенном в центральной Италии. Астрология предвещали ему успехи в науках и искусствах. Точная дата его рождения неизвестна; в то время еще не была восстановлена античная традиция вести подобные записи событий гражданской жизни. При рождении мальчик получили имя Дура...

16-17 вв., их основная тематика порожденная эпохой непрерывной всенародной борьбы с иностранными захватчиками украинских земель. В них рассказывается о подвигах народа или его отдельных представителей-героев, выступили на защиту своей Родины от нашествия чужаков-поработителей, часто воспевается героическая смерть воина в этой борьбе.

Хотя думы определяются как лиро-эпический жанр, но в них преобладает эпический элемент. Об этом свидетельствуют четкое построение сюжета, фабульность, повествовательный характер описания событий, который, как правило, ведется в хронологической последовательности. Однако рассказ почти всегда подается в лирическом освещении, которое выявляют широкие авторские отступления, пейзажные зарисовки, проникновение во внутренний мир героев, воспевание их чувств и переживаний. «В отличие от плавности и широты рассказы гомеровского эпоса, - отмечает Г. Скука, - в думах имеющийся сильный лиризм, который вместе с драматизмом изложения очень трогает слушателя. В этом отношении думы близки к баллад и некоторое время европейские ученые так и называли их украинскими балладами. Однако своеобразная, слишком оригинальная, только думам присуща стихотворная форма, неповторимый стиль, их поэтика исключают подобное отождествление».

Думы отличаются стройной, отшлифованной веками своеобразной поэтической формой, отличной от всех других стиховых форм украинского фольклора. Непохожесть дум в других жанров определяется прежде всего манерой исполнения. Выполнялись думы речитативом (протяжным наспівним промовлянням) - итал. recitative, от лат. recitare - читать вслух произносить. Это была своеобразная форма декламации в праздничном, приподнятом стиле. Драматизм исполнения усиливался музыкальным сопровождением - игрой на гуслях (реже бандуре или лире). Віршовою и музыкальной формой думы представляют высшую стадию речитативного стиля, развитого ранее в причитаниях. Длинные рецитации дум имеющиеся в плавном, изменчивой форме. Поэтому Очень трудно (или невозможно) изучить их напамять дословно. По Мнению исследователей, каждый кобзарь перенял от своего учителя вроде рецитации (речитативного выполнения) лишь в общих чертах, а тогда витворював свой вариант мелодии, под который выполнял все думы своего репертуара. То есть достаточно гибкая и свободная относительно словесного и музыкального выражения дума будто всегда рождается заново, імпровізується. Ни один следующий вариант думы, даже если она выполняется одним и тем же исполнителем, не является тождественным с предыдущим: в ходе воспроизведения одни элементы невольно опускаются, другие добавляются, поэтому думы относятся к наиболее импровизационных видов фольклора.

К этому побуждает нечеткая грустная стихотворная форма. Думы не имеют привычной для песен, баллад, коломыи и других лирических жанров устойчивой строфы. Стихотворение думы астрофічний (без разделения на строфы) через изменение порядка рифмовки, а также неравносложный, с интонационно-смысловой членением на уступы. То есть строки в думах выделяются по признаку окончание мысли и группируются в уступы, периоды, тирады, которые являются своеобразными строфами дум. Строки не имеют определенной устойчивой количества складов (бывает от 5-6 до 19-20 и более слогов в строке), в свою очередь уступы не имеют постоянной количества строк (бывает 2-3, а бывает 9-12). Импровизацию дум облегчает свободное, неустойчиво рифмовки. Преобладает глагольное рифмовки, которым сочетаются 2-3 строки, а порой и больше - до 10 строк подряд с созвучным концом.

Несмотря на гибкость выполнения дум, достаточно стройной и устойчивой является их композиция, характеризуется чертами присущими только этому жанру. Она в абсолютном большинстве текстов сохраняет одни и те же составные элементы, жанровую структуру.

Думы начинаются поэтическим запевом, который кобзари часто называют «заплачкою». Этот начало зачастую строится на основе художественного параллелизма:

Не сизопері орлы защебетали,

А не сивая кукушка закуковала;

То бедные невольники, сидя в неволе, заплакали. («Дума о невольников»)

То не ясный сокол стонет-проквиляє,

Как сын к отцу, к матери в огороды христианские поклоны посылает. («Плач невольника»)

В воскресенье борзо рано порану, звездами пораненьку Сива зозуля налетала, На могиле садилась, Жалібненько закуковала...

(«Плач кукушки»)

После запева идет собственно дума (развертывание сюжета со всеми эпическими элементами композиции и лирическими отступлениями). В канву сю ясету могут вводиться дополнительные эпизоды, но, как правило, дума не бывает чрезмерно усложненной: сюжет разворачивается линейно в хронологической последовательности, события передаются якнайприродніше без элементов фантастики и неожиданных поворотов в развитии действия.

Завершается дума концовкой, которая называется славословіє, потому что в ней восхваляются подвиги, отвага, дела героя, который победил врага или же погиб за правое дело:

Сохрани - » Думы - Определение и поэтика жанра . Появился готов произведение.

ДУМА - 1) Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Широкую известность получили «Думы» К.Ф. Рылеева, составившие своеобразный цикл философско-патриоти-ческих поэм и стихотворений: «Димитрий Донской», «Смерть Ермака», «Богдан Хмельницкий», «Волынский», «Державин» и др. К философско-лирическим принято относить «Думы» А.В. Кольцова и «Думу» («Печально я гляжу на наше поколенье...») М.Ю. Лермонтова. Один из разделов сборника стихотворений А.А. Фета «Вечерние огни» назван «Элегии и думы». Цикл стихотворений «Думы» есть у К.К. Случевского. Широкой известностью в первой половине XX века пользовалась «Дума про Опанаса» Э.Г. Багрицкого. 2) Эпический и лиро-эпический песенный жанр украинского фольклора, напоминающий русские былины. Украинские думы исполнялись речитативом, обычно в сопровождении бандуры; разделяют их на три цикла: о борьбе с турецко-татарскими набегами в XV-начале XVII веков, о народноосвободительной войне 1648-1654 годов и о воссоединении Украины с Россией, на общественно-бытовые темы.

Дума – жанр русской литературы, стихотворение, содер­жащее размышления поэта на патриотическую, обществен­ную, историческую, философскую или нравственную тему. В русской литературе данный жанр представлен в творчестве К.Ф. Рылеева (“Дмитрий Донской”, “Богдан Хмельницкий”, “Волынский”, “Державин”), АВ. Кольцова (“Думы”), М.Ю. Лермонтова (“Дума”), в советской – в творчестве Э. Багрицкого (“Дума про Опанаса”), Термин “дума” также использовался для обозначения произведений украинского фольклора, ис­полняемых кобзарями и напоминающих русские былины и исторические песни.

Глоссарий:

  • что такое дума в литературе определение
  • что такое дума в литературе
  • стихотворение рылеева названо думой дайте определение жанра

Другие работы по этой теме:

  1. Рассказ – малый повествовательный жанр, небольшое про­заическое произведение. Отличительные черты жанра рас­сказа: лаконизм повествования, постановка автором одной проблемы, рассказ об одном ярко характеризующем героя со­бытии,...
  2. Загадка - это один из малых жанров фольклора. В. И. Даль писал: “Загадка - краткое иносказатель­ное описание предмета, предлагаемое для разгадки”. В загадках происходит замена...
  3. Стансы (франц. stance, от итал. stanza, буквально – по­мещение, комната, обстановка) – небольшое стихотворение медитативного или (реже) любовного содержания, состоя­щее из композиционно замкнутых строф (каждая...
  4. Баллада (франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo – танцую) – лиро-эпический жанр, стихотворение, в основе которого какой-либо остродраматический сюжет, не­обыкновенный случай. Истоки данного жанра...
  5. Тема: “Государственная Дума XX столетия и Дума новой России”. К 105 – летию Государственной Думы в России. Цели урока: Образовательные – вовлечение учащихся в активный...
  6. Пьеса - предназначенное для исполнения на сцене художественное произведение. Пьеса имеет свои осо­бенности. Она состоит из диалогов и монологов героев, или действующих лиц. Пьеса делится...
  7. Повесть – средняя эпическая форма, прозаический жанр занявший свое место между рассказом и романом. Для жанра повести характерно достаточно медленное развитие действия (по сравнению с...