Привороты Заговоры на... Отвороты

Презентация на тему "памятник медный всадник". Медный всадник Петровская тема в творчестве а.пушкина

Должность: учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского района Хабаровского края

Слайд 2

«Дерзновению подобно»

7 августа 1782 года в Петербурге был открыт памятник Петру Первому. Вряд ли кто в тот праздничный день думал о трудностях, которые пришлось преодолеть, чтобы бронзовая фигура Петра предстала во всем своем величии. Открытию памятника предшествовали 16 лет напряженной работы, в ней участвовало много людей разных званий и профессий.

Слайд 3

  • 16 лет напряженной работы
  • Участие людей разных профессий
  • Слайд 4

    Значение памятника

    Создание памятника Петру Первому стало крупным событием в культурной и общественной жизни России конца 60-ых – начала 80-ый годов 18 века.

    Слайд 5

    История создания памятника

  • Слайд 6

    Петербург1766 – 1778(создание памятника)12 лет жизни конная статуя 17-18 век(идеализация монарха) памятник Петру Первомуличность человека: *динамизм * бурные преобразования* могущество власти

    Этьен Фальконе

    Слайд 7

    ученица Фальконе(основа – маска Петра, созданная Растрелли)

    изменила пропорции лица Петра характер монумента, главная идея:

    • страстность
    • неукротимая воля
    • одухотворенность
    • мысль
    • Мари Анн Колло
  • Слайд 8

    *психологическая глубина образа;*духовные качества;*выражение экспрессии

    Лик Петра вблизи

    Слайд 9

    Фигура Петра

    Слайд 10

    Фигура Петра величественно-спокойная, уверенно управляет конемжест правой рукинезыблемость

    государства

    Петровская эпоха

    ДИНАМИЗМ

    • бурные
    • преобразования;
    • исторические
    • перспективы;
  • Слайд 11

    русский скульптор Федор Гордеев змея аллегория зависть + зло борьба Петра

    Третья точка опоры

    Слайд 12

    Гром камень для постамента памятника

    Озеро на месте предполагаемого нахождения Гром камня

    Расколотый валун – предполагаемые осколки Гром камня

    План места погрузки камня

    ВИКИПЕДИЯ СООБЩАЕТ:

    Слайд 13

    Беспрецедентная эпопея

    • Крестьянин села Лахты Семен Вишняков
    • Камень- монолит, в народе «гром камень» (расколот молнией)
    • Перевозка монолита 80-пудовая гранитная глыба подтащить к берегу Финского залива; канаты и вороты; путь по воде; грузовой «прам»; надпись на камне «Дерзновению подобно»
  • Слайд 14

    Постамент памятника

    ВИКИПЕДИЯ

    Слайд 15

    «Дерзновению подобно»

    Слайд 16

    русский литейщик Емельян Хайлов 1775 пожар

    История отливки памятника

    • верхняя часть памятника сгорела
    • повторное литье
  • Слайд 17

    Слайд 18

    Наводнение. Петербург 1824 г.

  • Слайд 19

    История названия

    ВИКИПЕДИЯ

    Ме́дныйвса́дник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Медный всадник

    С момента основания Петербурга реальная история города интерпретировалась в разнообразных мифах, легендах и пророчествах. «Град Петра» представал в них не как обычный город, а как воплощение таинственных, роковых сил. В зависимости от оценки личности царя и его реформ эти силы понимались как божественные, благие, одарившие русский народ городом-раем, или, напротив, как злые, бесовские, а следовательно, антинародные. Град Петров

    Вступление - панегирик Петербургу государственному, парадному. Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, призрачный. «Корабли толпой» «к богатым пристаням стремятся», но людей на улицах нет. Поэт видит «спящие громады / Пустынных улиц». Сам воздух города - «недвижный». «Бег санок вдоль Невы широкой», «и блеск и шум и говор балов», «шипенье пенистых бокалов» - все красиво, звучно, но лиц жителей города не видно. В гордом облике «младшей» столицы скрывается что-то тревожное. Пять раз во вступлении повторяется слово «люблю». Это признание в любви к Петербургу, но произносится оно как заклинание, понуждение любить. Кажется, что поэт всеми силами старается полюбить прекрасный город, вызывающий в нем противоречивые, тревожные чувства.

    Петербург полон резких конфликтов, неразрешимых противоречий. Пушкин подчеркивает двойственность Петербурга: он «вознесся пышно, горделиво», но «из тьмы лесов, из топи блат». Это город-колосс, под которым болотная топь. Задуманный Петром как просторное место для грядущего «пира», он тесен: по берегам Невы «громады стройные теснятся». Петербург - «военная столица», но таким его делают парады и гром пушечных салютов. Это «твердыня», которую никто не штурмует, а Марсовы поля - поля воинской славы - «потешные».

    Тучи, как волосы, стали дыбом Над дымной и бледной Невой. Кто ты? О, кто ты? Кто бы ты ни был – Город – вымысел твой. Б.Пастернак

    „Медный всадник" был создан Пушкиным осенью 1833 года, но задуман он был, вероятно, еще несколько раньше. При жизни Пушкина поэма не была опубликована из-за запрета императора. В основе „Медного всадника" лежит сложная многоступенчатая система образов. В ее состав входят следующие действующие лица: 1. Петр с его „спутниками" Александром, Медным всадником и Петербургом. 2. Стихия. 3. Народ. 4. Евгений. 5. Поэт, который, не выступая открыто, неизменно присутствует в качестве одного из действующих лиц. Создание поэмы, система образов

    Поэма открывается картиной, которая сразу ставит читателя лицом к лицу с главными действующими лицами поэмы: Петр - это прообраз Медного всадника, река - это еще непобежденная Нева, „бедный чёлн " - отдаленная параллель к „бедному безумцу" Евгению. Эта первая картина отличается большой четкостью своих очертаний, но она так многозначительна, что позволяет догадаться: из этого раздумья Петра должно родиться великое волнение, все действие поэмы. Однако в последней редакции „Медного всадника" Петр так и не назван по имени, и потому этот образ как бы теряет четкость своих очертаний. Пётр I

    На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный чёлн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. Поэма открывается картиной, которая сразу ставит читателя лицом к лицу с главными действующими лицами поэмы: Петр - это прообраз Медного всадника, река - это еще непобежденная Нева, „бедный челн" - отдаленная параллель к „бедному безумцу" Евгению. Эта первая картина отличается большой четкостью своих очертаний, но она так многозначительна, что позволяет догадаться: из этого раздумья Петра должно родиться великое волнение, все действие поэмы. Однако в последней редакции „Медного всадника" Петр так и не назван по имени, и потому этот образ как бы теряет четкость своих очертаний.

    И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен На зло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. Следующий отрывок раскрывает раздумья и замыслы Петра. Каким же хотел видеть свой новый город Петр? Каким видит Пушкин «Петра творенье»?

    Поэт начинает с той же парадной стороны города, которая прославляется и в предыдущем отрывке: с гранитной набережной Невы; но уже прозрачный „чугунный узор оград" толкает его мысль к „прозрачному сумраку" белых ночей; в свою очередь белые „задумчивые ночи" влекут за собой рой воспоминаний, и таким путем незаметно и нечаянно от официального Петербурга он переходит к автобиографическому образу поэта, погруженного в свои мысли среди „пустынных улиц" заснувшего города (своеобразной отдаленной параллели к Петру среди „пустынных волн").

    Образ Евгения возникает в конце описания осеннего ненастного вечера как ничтожная составная часть обширной картины природы. Поэтическая фигура умолчания („он") в обозначении Петра была выражением тайного почтения. Полуфиктивное имя Евгения („Мы будем нашего героя звать этим именем") и замечание, что он не помнит своей родни, скрывает некоторое пренебрежение к нему автора. „Наш герой" также звучит легкой иронией. Вся первая часть свидетельствует о полуироническом отношении поэта к Евгению, который только с развитием событий пробуждает к себе более глубокое сочувствие. Первая часть поэмы открывается повествованием о судьбе Евгения. Но можно обнаружить и черты своеобразного параллелизма между образом Евгения и Петра. Как и вступление, первая часть начинается с картины природы в ее контрастном сопоставлении с фигурой героя. Только Петр высится в виде исполинского силуэта, царящего над береговым пейзажем у его ног. Евгений

    Над омраченным Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом. Плеская шумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постели беспокойной Уж было поздно и темно; Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя. В то время из гостей домой Пришел Евгений молодой. Мы будем нашего героя Звать этим именем…

    «Думы великие» основателя города, государственного деятеля «Волненья разных размышлений» Евгения. грозить шведу город заложён прорубить окно в Европу ногою твердой встать при море все флаги будут в гости к нам запируем на просторе беден трудом он должен был себе доставить и независимость и честь Бог прибавит ума и денег служит всего 2 года трудиться день и ночь готов устрою приют смиренный и простой воспитание ребят до гроба рука с рукой дойдем мы оба внуки похоронят Сопоставим мысли героев. К чему стремится Петр? О чем мечтает Евгений?

    Величие Петра в патриотизме, понимании исторической закономерности. Во вступлении Петр предстает как решительный, деятельный, мудрый. Используется множественное число («мы»). Петром руководит идея блага Отечества. Евгений мечтает о смиренном и простом счастье маленького человека. И ничего постыдного в его желаниях нет, хотя нет в них и высокого полёта романтической мечты и бурного жизненного порыва.

    Какую роль играет изображение наводнения в Петербурге? Каковы следствия наводнения? Меняется ли отношение автора к Евгению?

    Наводнение – это бунт неукрощенной стихии, и направлен он с негодованием на «гранит подножия Петра». Затем мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план – Пушкин сравнивает бунт «возмущенной» Невы с народным бунтом. Стихия природы и стихия народного протеста переданы словами, которые рисуют развернутую символическую картину. Возмущения народа неизбежны и трагически безрезультатны. В ходе повествования поэт все более переходит на сторону „бедного Евгения" , сочувствует своему герою. Результат наводнения - крах судьбы «маленького человека». Тем не менее это не безропотная гибель. Евгений оказался способен на протест, он бросил вызов «кумиру», хотя одолеть каменного властелина не смог.

    Медный всадник - необычный литературный образ. Он представляет собой образную интерпретацию скульптурной композиции, воплощающей идею ее создателя, скульптора Э.Фальконе, но в то же время это образ гротескный, фантастический, преодолевающий границу между реальным («правдоподобным»), и мифологическим («чудесным»). Медный всадник, разбуженный словами Евгения, срываясь со своего пьедестала, перестает быть только «кумиром на бронзовом коне», то есть памятником Петру. Он становится мифологическим воплощением «грозного царя». Образ Медного всадника Бронзовый Петр в пушкинской поэме - символ государственной воли, энергии власти, освобожденной от человеческого начала.

    В поэме множество композиционных и смысловых параллелей. Их основа - соотношения, устанавливающиеся между вымышленным героем поэмы, водной стихией, городом и скульптурной композицией - «кумиром на бронзовом коне». В образной системе поэмы сосуществуют два, казалось бы, противоположных принципа - принцип подобия и принцип контраста. Например, Евгений, спасающийся от стихии на мраморном льве, - трагикомический «двойник» хранителя города, «кумира на бронзовом коне», стоящего «в неколебимой вышине». Параллель между ними подчеркивает резкий контраст между величием вознесенного над городом «кумира» и жалким положением Евгения. Во второй сцене сам «кумир» становится другим: теряя свое величие («Ужасен он окрестной мгле!»), он выглядит пленником, сидящим в окружении «львов сторожевых», «над огражденною скалою». «Неколебимая вышина» становится «темной», а «кумир», перед которым стоит Евгений, превращается в «горделивого истукана». Особенности поэмы

    «Медный всадник» - одно из самых совершенных поэтических произведений Пушкина. Поэма написана, как и «Евгений Онегин», четырехстопным ямбом. Обратите внимание на разнообразие ее ритмов и интонаций, поразительную звукопись. Поэт создает яркие зрительные и слуховые образы, используя богатейшие ритмические, интонационные и звуковые возможности русского стиха (повторы, цезуры, аллитерации, ассонансы. Мы слышим праздничное многоголосье петербургской жизни («И блеск и шум и говор балов, / А в час пирушки холостой / Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень голубой»), видим растерянного и потрясенного Евгения («Он остановился. / Пошел назад и воротился. / Глядит... идет... еще глядит. / Вот место, где их дом стоит, / Вот ива. Были здесь вороты, / Снесло их, видно. Где же дом?»), нас оглушает «как будто грома грохотанье - / Тяжело-звонкое скаканье / По потрясенной мостовой ». «По звуковой изобразительности стих «Медного всадника» знает мало соперников», - заметил поэт В.Я. Брюсов, тонкий исследователь пушкинской поэзии.

    В короткой поэме (менее 500 стихов) соединились история и современность, частная жизнь героя с жизнью исторической, реальность с мифом. Совершенство поэтических форм и новаторские принципы художественного воплощения исторического и современного материала сделали «Медный всадник» уникальным произведением, своего рода «памятником нерукотворным» Петру, Петербургу, «петербургскому» периоду русской истории.


    ПОЭМА А.С.ПУШКИНА

    «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»


    Презентацию

    к уроку литературы в 10-м классе

    выполнила учитель

    ГБОУ ЦО № 170

    Колпинского района Санкт-Петербурга

    ГАВРИЛОВА

    Татьяна Михайловна


    ПЕТРОВСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ А.ПУШКИНА

    1826 год «Стансы»

    1827 год «Арап Петра

    Великого»

    1828 год «Полтава»

    1833 год «Медный

    всадник»

    «История Петра

    Первого»


    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОЭМЫ

    «Петербургская повесть» написана в Болдине в октябре 1833 года. Исторической основой стало страшное наводнение в Петербурге, которое произошло 7 ноября 1824 года.

    Почему А.Пушкин через 9-ть лет возвращается к этим событиям?


    ЖАНР ПОЭМЫ

    «Медный всадник» - лиро-эпическая поэма, однако Пушкин, который очень хорошо разбирался в признаках литературных жанров, назвал её «Петербургская повесть». Можно предположить, что подзаголовок «Медного всадника» является не определением жанра, а указанием на «истинность происшествия». Определение «петербургская» должно было подчеркнуть местный колорит сюжета.


    КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ

    1.Вступление

    Гимн Петербургу

    2.Часть первая

    Наводнение в Петербурге

    3.Часть вторая

    Бунт Евгения

    Какая композиционная часть отсутствует? Почему?


    • между бунтующей стихией и её грозным укротителем Петром,
    • между громадной империей, олицетворенной в памятнике самодержцу, и бедным незначительным чиновником .

    ГЕРОИ ПОЭМЫ

    «Петр I - самый полный тип эпохи или призванный к жизни гений-палач, для которого государство было все, а человек ничего, он начал нашу каторжную работу истории, продолжающуюся полтора века и достигнувшую колоссальных результатов».

    А.И. Герцен


    ГЕРОИ ПОЭМЫ

    Назовите героя, изображенного

    на иллюстрациях,

    Дайте ему краткую характеристику.




    ДОМ КНЯЗЯ ЛОБАНОВА-РОСТОВСКОГО

    Паоло Трискорни

    Огюст Монферан


    ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПОЭМЫ

    Частный человек и символ государственности – вот полюсы пушкинской повести, необходимая и благая преобразовательная деятельность осуществляется безжалостно и жестоко, становясь страшным упрёком всему делу преобразования. Евгению противостоит уже не Петр-преобразователь, а тот самодержавный порядок, который олицетворен в бронзовом изваянии («кумир на бронзовом коне»).


    • Конфликт между государством и личностью неизбежен.
    • Личность всегда терпит поражение, когда ее интересы приходят в столкновение с самовластительным порядком.
    • Гармония между личностью и государством не может быть достигнута на почве несправедливого общественного порядка.
    • Медный всадник и Евгений соизмеримы друг другу, за каждым из них стоит своя правда.

    КОНЦЕПЦИЯ ПОЭМЫ

    (от лат.conceptio - понимание, система) - определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе.

    Какова концепция поэмы «Медный всадник»?


    • Жанр - стихотворная повесть и одновременно поэма
    • Подведен итог поэзии «высокого» стиля
    • Создан образ великого города
    • Разработан образ «маленького» человека

    «Медный всадник» - итоговая поэма, причудливо шифруемая авторским подтекстом, является мировоззренческим завещанием, тревожным сигналом о нарастающей угрозе бездуховности, жестокого взаимонепонимания и отчуждения, в пределе - краха, безумного саморазрушения земной цивилизации ».

    Л.А.Коган


    «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отрази­лись в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла»

    Н.В.Гоголь


    • Универсальность творчества, творчество как мера идеального;
    • Создание русской картины мира, в которой было «озаглавлено» будущее;
    • «Лелеющая душу гуманность», «милость к падшим» как главная ценность бытия и творчества;
    • …………… .

    История создания и анализ поэмы "Медный всадник" А.С. Пушкина


    История создания Последняя поэма, написанная Пушкиным в Болдине в октябре 1833 г., художественный итог его размышлений о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории. Основные темы поэмы «Медный всадник» Основные темы поэмы: тема Петра, «строителя чудотворного», и тема «простого» («маленького») человека, тема взаимоотношений простого человека и власти.


    Рассказ о наводнении формирует первый смысловой план поэмы исторический, который подчеркнут словами «прошло сто лет». Рассказ о городе начинается с 1803 г. (в этом году Петербургу исполнилось сто лет). Наводнение историческая основа сюжета и источник одного из конфликтов поэмы конфликта между городом и стихией. Анализ поэмы "Медный всадник"


    Второй смысловой план поэмы литературный, вымышленный задан подзаголовком: «Петербургская повесть». Евгений центральный персонаж этой повести. Лица остальных жителей Петербурга неразличимы. Это «народ», толпящийся на улицах, тонущий во время наводнения (первая часть), и холодный, равнодушный петербургский люд во второй части. Реальным фоном рассказа о судьбе Евгения стал Петербург: Сенатская площадь, улицы и окраина, где стоял «ветхий домик» любимой Евгения. Анализ поэмы "Медный всадник"


    Медный всадник, разбуженный словами Евгения, срываясь со своего пьедестала, перестает быть только «кумиром на бронзовом коне», то есть памятником Петру. Он становится мифологическим воплощением «грозного царя». Столкнув в поэме бронзового Петра и бедного петербургского чиновника Евгения, Пушкин подчеркнул, что государственная власть и человек разделены бездной. Анализ поэмы "Медный всадник" Важную роль играет третий смысловой план легендарно-мифологический. Он задан заголовком поэмы «Медный всадник». Этот смысловой план взаимодействует с историческим во вступлении, оттеняет сюжетное повествование о наводнении и судьбе Евгения, а в кульминации поэмы (погоня Медного всадника за Евгением) доминирует. Появляется мифологический герой, ожившая статуя Всадник Медный.


    Евгений антипод «кумира на бронзовом коне». У него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа. Он способен мечтать, печалиться, «страшиться» за судьбу возлюбленной, изнемогать от мучений. Глубокий смысл поэмы в том, что Евгений сопоставлен не с Петром-человеком, а именно с «кумиром» Петра, со статуей. Анализ поэмы "Медный всадник"


    Сошедший с ума Евгений бродит по Петербургу, не замечая унижений и людской злобы, оглушенный «шумом внутренней тревоги». Именно «шум» в душе Евгения, совпавший с шумом природной стихии («Мрачно было: / Дождь капал, ветер выл уныло») пробуждает в безумце память: «Вскочил Евгений; вспомнил живо / Он прошлый ужас». Именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с «кумиром на бронзовом коне». Это кульминационный эпизод поэмы. Анализ поэмы "Медный всадник"


    Этот кульминационный эпизод поэмы, завершившийся погоней Медного всадника за «безумцем бедным », особенно важен для понимания смысла всего произведения. Нередко в словах Евгения, обращенных к бронзовому Петру («Добро, строитель чудотворный! / Шепнул он, злобно задрожав, / Ужо тебе!..»), видят бунт, восстание против «державца полумира» В этом случае неизбежно возникает вопрос: кто же победитель - государственность, воплощенная в «горделивом истукане», или человечность, воплощенная в Евгении? Однако вряд ли можно считать слова Евгения бунтом или восстанием. Слова безумного героя вызваны пробудившейся в нем памятью. Анализ поэмы "Медный всадник"


    В сцене погони происходит второе перевоплощение «кумира на бронзовом коне» Он превращается во Всадника Медного. За Человеком скачет механическое существо, ставшее чистым воплощением власти, карающей даже за робкую угрозу и напоминание о возмездии. Анализ поэмы "Медный всадник"


    Бессмысленная и безрезультатная погоня, напоминающая «бег на месте», имеет глубокий философский смысл. Противоречия между человеком и властью не могут разрешиться или исчезнуть: человек и власть всегда трагически связаны между собой. Пушкин, признавая величие Петра, отстаивает право каждого человека на личное счастье. Столкновение «маленького человека» - бедного чиновника Евгения – с неограниченной властью государства заканчивается поражением Евгения. Автор сочувствует герою, но понимает, что бунт одиночки против властелина судьбы безумен и безнадежен. Анализ поэмы "Медный всадник"

    3 слайд

    Статья о поэме «Медный всадник» Поэма была написана в Болдине осенью 1833 г. В рукописях ее начало помечено 6 октября, конец - 31 октября. Полностью поэма не была разрешена Николаем I к печати, и лишь ее начало Пушкин напечатал в "Библиотеке для чтения", 1834, кн. XII, под названием: "Петербург. Отрывок из поэмы" (от начала и кончая стихом "Тревожить вечный сон Петра", с пропуском четырех стихов, начиная со стиха "И перед младшею столицей"). О запрещении "Медного всадника" Пушкин писал в своем дневнике 14 декабря 1833 г. Он пробовал изменить строки, на которых остановилось внимание Николая I, но бросил исправления, не доведя их до завершения. Переделывал все эти места уже Жуковский после смерти Пушкина и напечатал поэму в томе 5 "Современника", 1837 г. Поэма явилась результатом размышлений Пушкина об историческом значении реформ Петра и развитии новой, послепетровской России. Поэта волновала мысль о том, что поступательное движение истории вызывает жертвы в лице таких людей, как Евгений, деклассированный дворянин, обреченный на гибель всем ходом вещей. Жестокое столкновение исторической необходимости с обреченностью частной личной жизни и натолкнуло Пушкина на разработку сюжета, намеченного уже в неоконченной поэме "Езерский". Возможно, что тема наводнения и памятника Петру вызвана произведениями Мицкевича, упоминаемыми в примечаниях: "Олешкевич" и особенно "Памятник Петра Великого" ("Дзяды"). В последнем стихотворении Мицкевич описывает себя с другим поэтом, в котором узнавали Пушкина, у памятника Петру, причем русский поэт в беседе с Мицкевичем так истолковывает аллегорию памятника: "Уж пьедестал готов, летит медный царь, царь-кнутодержец, в тоге римлянина, вскакивает конь на гранитную стену, останавливается на краю и вздымается на дыбы". И поэт, сравнивстатую с застывшим водопадом, заключил: "Скоро блеснет солнце свободы и западный ветер согреет эту страну: что же будет тогда с водопадом?" Отрицательному отношению Мицкевича к Петру Пушкин противопоставил свое, положительное, и в этом можно видеть полемическую цель Пушкина. Для описания наводнения 7 ноября 1824 г. Пушкин обратился к журнальным сообщениям, в частности к статье Булгарина в книге Берха.