Привороты Заговоры на... Отвороты

Русские народные инструменты. Презентация на тему "русские народные инструменты " Академический и народный строй

Cлайд 1

Cлайд 2

- знакомство с русскими народными инструментами; - пробуждение интереса к музыкальному народному творчеству.

Cлайд 3

Инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков Древнейшие функции музыкальных инструментов - магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике музыкальные инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и др. признакам.

Cлайд 4

Трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной декой. Заиграй-ка, балалайка, Балалайка – три струны Запевайте, не зевайте, Выходите, плясуны!

Cлайд 5

Русский ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух деревянных ложек с удлинёнными ручками (в старину - с подвязанными к ним бубенчиками).

Cлайд 6

Г УСЛИ, русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные - 11-36, прямоугольные (столообразные) - 55-66 струн.

Cлайд 7

Гармошка - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия. Гармониста я любила Гармониста тешила, Гармонисту на плечо Сама гармошку вешала!

Cлайд 8

Так называется русский народный духовой инструмент флейтового типа, относящийся к свистковым духовым инструментам. В разных областях России он имеет свои названия, например «дудка» - в Курской области, «пикла» - в Брянской области. «Дудкой» иногда называют дуду (т. е. как бы большую дудку), но это другой инструмент - волынка. Отличительные признаки инструмента: косой срез «корытцем» в верхней части ствола, отсутствие свистка, пять отверстий, одно дополнительное - с тыльной стороны - увеличивает диапазон. В конструкции инструмента отсутствует пробочка - «пыж», поэтому роль свистка выполняет язык. При игре нужно следить за правильной подачей струи воздуха, его расходом, положением губ и языка.

Cлайд 9

ТРЕЩ ОТКА, общее название самозвучащих музыкальных инструментов. Обычно набор деревянных или бамбуковых пластинок.

Cлайд 10

Древний самозвучащий музыкальный инструмент. 2 основных вида колокольчика: подвешиваемый (как большой колокол) и колокольчик на ручке (ручной). Используется в культовых ритуалах (например, буддийских) и в быту. В России славились валдайские (поддужные или ямские) колокольчики. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. А.С. Пушкин

Cлайд 11

Русский народный духовой мундштучный инструмент. Изготовляется из древесины, рога животного, ныне также из металла. Длина 600-800 мм. Состоит из небольшого конического ствола с 5-6 пальцевыми отверстиями, с небольшим раструбом. Мундштук вырезается в верхней части ствола в виде небольшого углубления или делается приставным. Разновидности: дискантовый ("визгунок") и басовый ("подбасок"), В 18 в. появились исполнители на пастушьих рожках - рожечники.

Cлайд 12

Б УБЕН, ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками. Распространен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны у народов Сибири и Дальнего Востока.

Первые русские народные музыкальные инструменты возникли давным-давно, еще в незапамятные времена. О том, на чем играли наши предки, можно узнать из картин, рукописных брошюр и лубков.

Некоторое количество инструментов было найдено во время раскопок, и теперь уже ни у кого не может быть сомнений, что они действительно были распространены на Руси. Наши предки жить не могли без музыки. Очень многие из них умели самостоятельно изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству. Вечерами люди собирались и играли, отдыхая от трудового дня.

Давайте подробнее рассмотрим музыкальные инструменты. Хотя бы общее представление о них должно быть у каждого жителя нашей страны.

Гусли

Это инструмент со струнами. Впервые он появился на Руси.

Гусли - самый старинный из всех, дошедших до нас. Они бывают шлемовидными и крыловидными. Последние изготавливались в форме треугольника, минимальное количество струн у них - 5, а максимальное - 14. на крыловидных (звончатых) гуслях такова, что человек задевает правой рукой все струны сразу. А левой в это время нейтрализует ненужные звуки. Что же касается шлемовидных (также их называют псалтыревидными), то человек играет на них двумя руками сразу. Эти народные инструменты освоить достаточно сложно, но они того стоят.

Клавирообразные гусли

Рассмотрим и их. Они были распространены не только в древности, но и в ХХ веке, зачастую на них играли представители духовенства.

Эти гусли были похожи на псалтыревидные, но на порядок лучше. Основой этого инструмента служил прямоугольный ящик, оснащенный крышкой. На одной его стороне вырезалось несколько голосников (специальных овальных отверстий), затем к ней присоединялась пара деревянных щепок. В одну из них были ввернуты металлические колки, на них были намотаны струны из этого же материала. Другая щепка служила приструнником. Здесь не требуется особых объяснений, название говорит само за себя. На ней фиксировались струны. Этому инструменту присущ был фортепианный строй. Интересно то, что струны, аналогичные темным клавишам, располагались ниже соответствовавших белым. Чтобы играть на клавирообразных гуслях, нужно было знать ноты. Иначе бы не получилось нормальной мелодии. Народные инструменты, картинки которых вы видите перед собой, очаровывают каждого, кто их услышит.

Родственник кантеле

Невозможно не упомянуть гусли, по виду напоминавшие кантеле - инструмент родом из Финляндии. Скорее всего, на их создание русских вдохновили традиции этой страны. К сожалению, в ХХ столетии такие гусли были совершенно забыты.

Теперь вы знаете самые известные старинные народные струнные инструменты.

Балалайка

На ней многие фолк-музыканты играют и сегодня. Балалайка - это щипковый инструмент, оснащенный тремя струнами.

Ее размеры очень разнятся: бывают модели, размер которых достигает 600 мм, но также встречаются виды длиной 1,7 метров. В первом случае речь идет о так называемой приме, а во втором - о балалайке-контрабасе. Этот инструмент имеет немного выгнутый корпус из дерева, но в XVIII—XIX столетиях встречались также овальные. Если спросить любого иностранца, с чем ассоциируется у него Россия, то ему непременно придет в голову балалайка. Гармонь и жалейка - тоже символы нашей страны, однако менее популярные.

Особенности звучания

Звучание у балалайки громкое, но нежное. Самые распространенные приемы игры - одинарное и двойное пиццикато. Не последнее место занимают также бряцание, дроби, вибрато, тремоло. Народные инструменты, в том числе и балалайка, звучат довольно мягко, хотя и звонко. Мелодии получаются очень душевными и зачастую печальными.

Балалайка-контрабас

Раньше у этого инструмента не было устоявшегося, повсеместно используемого строя.

Каждый музыкант настраивал его в соответствии со своими предпочтениями, настроением играемых мелодий и местными обычаями. Однако в XIX столетии кардинально изменил эту ситуацию, после чего балалайка стала непременным атрибутом многих концертов. Народные инструменты, фото которых вы видите, и сегодня многие музыканты используют в своих выступлениях.

Академический и народный строй

Строй, созданный Андреевым, завоевал огромную популярность среди исполнителей, разъезжающих по стране. Он стал именоваться академическим. Помимо него, есть и так называемый народный строй. В данном случае легче брать трезвучия, а сложность заключается в том, что достаточно трудно использовать открытые струны. Помимо всего перечисленного, существуют и местные способы настройки балалайки. Их насчитывается двадцать.

Можно сказать, что балалайка - довольно популярный народный инструмент. Многие учатся играть на ней в музыкальных школах нашей страны, а также Казахстана, Украины и Белоруссии. Народные инструменты сегодня привлекают немало молодых людей, и это радует.

Древняя балалайка

На вопрос о том, когда появилась балалайка, нет однозначного ответа - существует много версий. А популярность она обрела в XVII столетии. Не исключено, что ее прародительницей является казахская домбра. Древняя балалайка была достаточно длинным инструментом, длина корпуса которого составляла приблизительно 27 см. А ширина его достигала 18 см. Также инструмент был примечателен весьма продолговатым грифом.

Видоизменение инструмента

Балалайки, на которых играют сегодня, внешне отличаются от древних. Видоизменил инструмент музыкант В. Андреев совместно с С. Налимовым, Ф. Пасербским, а также В. Ивановым. Эти люди решили, что дека должна производиться из ели, а задняя сторона - из бука. Кроме того, Андреев предложил сделать инструмент немного короче, до 700 мм. Замечательный человек Ф. Пасербский изобрел целую группу балалаек: приму, тенор, контрабас, пикколо, альт, бас. Сегодня без них невозможно представить традиционный русский оркестр. Спустя некоторое время этот человек, изготовивший многие русские народные инструменты, получил патент на них.

Балалайку можно использовать не только в оркестрах, также часто на ней играют сольно.

Гармонь

Это язычковый инструмент, относящийся к семейству клавишно-пневматических.

Гармонь не следует путать с аккордеоном и баяном.

Данный инструмент состоит из двух полукорпусов, на которых расположены панели с клавишами и кнопками. Левая сторона необходима для аккомпанемента: если зажать одну клавишу, будет слышен бас либо целый аккорд, а правая предназначена для игры. В середине расположено меховое отделение для накачивания кислорода к звуковым планкам гармони.

Чем этот инструмент отличается от аккордеона или баяна:

На стандартной гармони музыкант обычно извлекает исключительно диатонические звуки, в некоторых случаях прибавляются также хроматические;

Меньшее количество октав;

Компактность.

Кто изобрел этот инструмент?

Нет точных сведений о том, где была изготовлена первая гармонь. По одной из версий она была создана в Германии, в XIX столетии. Ее изобретателем считается Ф. К. Бушман. Но существуют и другие версии. В Германии бытует мнение, что гармонь была создана в России, и если верить ученому Миреку, то первый такой инструмент был изготовлен в северной столице в 1783 году, его создал Франтишек Киршник - органный мастер родом из Чехии. Этот человек придумал оригинальный способ получения звука - посредством железного язычка, приходящего в движение от воздействия кислорода. С конца XIX столетия гармонь считается татарским народным инструментом. Есть и другие, не менее интересные версии.

Классификация гармоней

Эти народные инструменты, распространенные в России, подразделяются на два типа по способу получения звука. К первой категории относятся гармони, у которых во время движения мехов все клавиши при нажатии издают звуки одинаковой высоты. Такие инструменты довольно популярны. А ко второй категории относятся гармони, у которых высота звучания зависит от того, в какую сторону двигаются меха. Первый вид включает в себя инструменты «хромка» (наиболее популярная сегодня), «русская венка», а также «ливенка». А «тальянка», «тульская», «черепанка» и «вятская» относятся ко второй категории. Можно классифицировать гармони по виду правой клавиатуры, а конкретнее, по количеству клавиш. На сегодняшний день широкую известность получила «хромка», у которой два ряда кнопок, однако существуют инструменты и с тремя, а у некоторых вообще бывает всего один ряд. Теперь вы понимаете, что гармоней много и все они разные.

  • Инструменты с одним рядом кнопок: "тульская", "вятская", "ливенская", "тальянка". Последнее название образовано от «итальянка», справа расположено 12/15 клавиш, а слева - 3.
  • Инструменты с двумя рядами кнопок: "хромка", "русская венка".
  • Гармонь автоматическая.

Ложки

Наши предки играли и на них. Минимальное количество ложек, приходящихся на одного музыканта - три, максимальное - пять.

Эти русские народные инструменты могут быть разного размера. При ударе ложек друг о друга выпуклой частью получается характерный звук. Высота его может колебаться в зависимости от способа его получения.

Техника игры

Музыкант, как правило, играет на трех ложках: одну он держит в правой руке, а оставшиеся две располагает между фалангами левой. Это несложно себе представить. Большинство исполнителей совершает удары по ноге или руке. Объясняется это тем, что так намного удобнее. Удары совершаются одной ложкой по двум, зажатым в левой руке. В некоторых случаях черпаки дополняются небольшими колокольчиками.

Белорусские музыканты предпочитают играть всего двумя ложками.

Следует отметить, что черпаки широко распространены среди фолк-исполнителей из США и Британии. Джефф Ричардсон, участник английского арт-рок-коллектива Caravan, во время концертов играет на электрических ложках.

Украинские народные инструменты

Несколько слов следует сказать и о них.

В давние времена на Украине были распространены цимбалы, волынки, торбаны, скрипки, гусли и другие духовые, ударные, а также струнные инструменты. В большинстве случаев их изготавливали из различных подручных материалов (кости зверей, кожа, древесина).

Наибольшую популярность получила кобза-бандура, без которой невозможно представить украинский эпос.

Широкую известность завоевали также гусли. Это со струнами, их могло быть много, вплоть до тридцати или сорока. Помимо украинцев и русских, на них играли чехи, белорусы и многие другие народности. Это говорит о том, что гусли действительно великолепны, они и сегодня не должны быть забыты.

Обязательно послушайте народные инструменты, названия которых теперь вам известны. Прекрасные мелодии точно не оставят вас равнодушными.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема: Русские народные инструменты (по программе Е. Д. Критской).

Цель: познакомить учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской.

Задачи:

  • раскрыть истоки создания народных инструментов,
  • способствовать формированию умения самостоятельного получения информации,
  • воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты, карточки с названиями инструментов.

Заранее учащимся даётся задание – провести поиск материалов по теме «Русские народные инструменты».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна,
Как дождь в окно твоё стучится,
Повсюду музыка слышна!

– О чём стихотворение?
– Какие звуки музыки вы слышали в природе? (Примеры)
– Как нужно слушать музыку природы, чтобы понять её?

2. Актуализация знаний

Споём закличку «Дождик»:

Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай!
Дождик, дождик, лей, лей, лей!
На меня и на людей!

– Почему называется «закличка»?
– Кто написал эту песенку?(Народ)
– Как родились народные песни?
– Древние славяне были язычниками и поклонялись силам природы. Все верования сопровождались песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Продолжите ряд – заклички, веснянки… (хороводы, колыбельные, былины, частушки, потешки).
– Каким словосочетанием можно объединить народные музыкальные произведения?
– Музыкальный фольклор – народная мудрость. Он включает в себя песенное, танцевальное и инструментальное творчество народа.
– О чём нам могут рассказать народные песни? Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах.

3. Постановка проблемы

– Прослушивание русской народной песни «Во поле береза стояла».
– Какую информацию получили из этой песни о наших предках славянах?

Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три годочка…

– Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? Какие знаете русские народные инструменты?

Слайд 1. Назовите тему урока.

Слайд 2. Какие задачи вы ставите перед собой на уроке? А моя цель и задачи?

4. «Открытие» нового

Слайд 3. На фоне звучания гуслей учитель читает строки из былины «Добрыня» (фрагмент – гусли, « Былинные наигрыши»)

«То не белая берёза к земле клонится, то сын перед матерью преклоняется. Кланяется Добрынюшка родной матушке, просит великого благословения…»

– Кто такой Добрынюшка? Что знаете о былинах?
– Былина – русская народная песня-сказ, повествующая о подвигах богатырей.
– Какой народный инструмент звучал? Почему так решили?
– Гусли – самый древний музыкальный струнный инструмент. Ходили гусляры по свету белому и сказывали о делах давно минувших дней, пели былины (рассматривание картины В. М. Васнецова «Гусляры»).

Слайд 4. Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они «яровчатые». Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI-XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см. Название происходит от древнерусского слова «густы» – гудеть. Эпитет гуслей «яровчатые» преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий (фрагмент – «Как под яблонькой», русская народная песня).

Слайд 5. Что знаете о домре? (Cообщения учеников)

– Домра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами. Домра входит в состав оркестра народных инструментов (фрагмент – домра, оркестр, «Наваррская хота», хота – испанский народный танец).

Слайд 6. Главными исполнителями на домрах были скоморохи, и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами.

Они – на базарах, на княжьих пирах,
На игрищах тон задавали,
Играя на гуслях, волынках, гудках,
На ярмарках люд потешали.

А. Орлов

– Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и «гудьбой» они не только развлекали народ, высмеивали пороки, но и часто затрагивали сильных мира сего, позволяли себе шутки и над христианской религией. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Лишь в самом конце XIX века руководитель первого оркестра народных инструментов Василий Васильевич Андреев возродил домру по её изображению на рисунках (фрагмент – ансамбль ложкарей, «Нижегородские потешки»).

Слайд 7. О каком инструменте говорится в загадке?

У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать.

– Балалайка – струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Балалаек целое семейство, и большие, и маленькие. Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка» – народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить (фрагмент – оркестр, «Цыганочка»).

Слайд 8. Рассматривание картины М. В. Нестерова «Лель. Весна». По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Слайд 9. Свирель русский народный духовой инструмент, представляющий чаще всего спаренные деревянные трубки со свистками и боковыми отверстиями (свистковую флейту). Изготавливается из крушины, орешника, клёна или черёмухи(музыкальный пример игры на свирели).

Слайд 10. Сообщения учеников

Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает.

Из русской народной песни «Не будите меня, молоду!»

– Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем – вклеенный мундштук. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий. Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные, плясовые и танцевальные(фрагмент – «Во кузнице», русская народная песня).

Слайд 11. Прослушайте звучание ещё одного инструмента.По тембру звука сможете определить, какой инструмент звучал.

– Тембр звука пронзительный, жалостливый, резковатый. Жалейка – русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором.

Слайд 12. Свистульки. Двуглавые кони, барыньки, всадники, петушки имели свой символ. Например, птица - наиболее распространенная свистулька - символизировала собой народное представление о счастье. Роспись носила знаки солнца - круги, кресты, ромбы. На Руси много веков назад свистульки использовались как игрушка для детей, но в то же время имели ритуальное и обрядовое значение. С языческих времен свистульки служили магическими инструментами: в засуху вызывали дождь, в непогоду - тепло и лучи солнца. Этот обряд так и назывался – «свистопляска».

Ученики демонстрируют звучание свистулек и рассказывают каждый о своей.

Слайд 13. Картина Б. М. Кустодиева «Масленица».Почему так называется картина? Что хотел нам рассказать художник?

Слайд 14. Так как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков? Благо и труда-то особого не требовалось: колокольчики и бубенчики вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались, издавая целую гамму серебристых звуков. Бубенчик является полым шаром, в котором катается металлический шарик.

– Прослушайте звучание бубенцов.

Слайд 15. Что в давние времена называли бубном? Что такое ратный бубен?

Выступления учащихся об истории создания этого инструмента.

– Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной.

– Прослушайте звучание бубна.

Слайд 16.

Была берёзовая чурка
Валялась, где лежат дрова.
Потом из чурки вышло чудо,
Точнее, не одно, а два.
Два чуда – две чудесных ложки!
Округлых, звонких, расписных!
Чечётку, даже без гармошки,
Я так отплясывал под них!

Л. Логинов .

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого, что размеры ложек разные, возникает впечатление чередования звуков по высоте.

Игра учеников на ложках, (фрагмент – ансамбль ложкарей, «Задорный сормачек»).

Слайд 17. Трещотка – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок.
Обращение к толковому словарю В.Даля (Что означает слово трещотка?)

Использование трещотки в народных обрядах. Исследование учащихся.

В. Даль в толковом словаре объясняет слово «трещотка» как снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь. Использование трещоток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток.

Музыкальный пример.

5. Первичное закрепление

Слайд 18. Объясните значение слова «оркестр» (многочисленный коллектив музыкантов-инструменталистов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава).

– Оркестр русских народных инструментов включает в свой состав домры, балалайки, гусли, жалейки, рожки, свирели, ложки, бубенцы, бубны, трещотки, баяны и другие инструменты народного происхождения.

Эх, оркестр народный, раздольно-хороводный!
То он плачет, то хохочет – с нами делает, что хочет!
Л. Яковлев

– Как понимаете последние строчки?

– Прослушайте фрагмент русского народного наигрыша «Полянка» в исполнении оркестра народных инструментов. Ваша задача – определить звучащие инструменты. А я проверю, внимательные ли вы слушатели.
– Какие инструменты звучали?
– Какой характер у мелодии?

Вывод. Каждый инструмент имеет свою тембровую окраску звука.

6. Самостоятельная работа

Работа в парах: раздаются карточки с названиями инструментов, ученики делят на группы. Проверка – (слайд 19) .

7. Включение в систему знаний и повторение

Слайд 20. Кроссворд «Инструменты народного оркестра»:

Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками.
– Трёхструнный щипковый инструмент.
– Ударный инструмент, состоящий из связки деревянных пластинок.
– На этом инструменте часто играли пастухи.
– Струнный инструмент, у которого 3 или 4 струны.
– Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя.
– Встряхивая ими, играющий извлекает серебристые звуки.
– Дудочка с голосом жалобного звучания.
– По вертикали получилось название оркестра «народный». Почему его так назвали?

Учащимся раздаются ударные шумовые инструменты: ложки, трещотки, бубны. Звучит фрагмент плясового наигрыша «Смоленский гусачок» в исполнении оркестра русских народных инструментов. Участие ребят в исполнении произведения.

8. Рефлексия

Слайд 21. Вывод

Что нового узнали? Чему научились?
– Какими слушателями и исполнителями были на уроке?

9. Домашнее задание

– Провести поиск материалов по теме «Баян».

Давно покрылись пылью, что на них играют лишь студенты музыкальных училищ да пожилые музыканты, то вы глубоко заблуждаетесь!Народные инструменты – это не дремучее прошлое, они популярны по сей день. Их активно используют не только народные коллективы, но и исполнители музыки различных стилей и жанров. От классики до рока и джаза все чаще можно услышать звучание гармони, балалайки, домры.

Немного истории

Любой народный музыкальный инструмент – это часть истории этноса. Они способны раскрыть специфику нравов и обычаев, поведать многое о культуре своего народа. Например, русские народные инструменты обнаруживают богатство русской души, ее яркий творческий нрав. Подтверждение тому – мелодичный характер русской музыки, ее многоголосие.

В общую музыкальную культуру славянских народов вошли такие инструменты как: древнерусские гусли, продольные флейты, свирели, бубны, трещотки, деревянные коробочки, рубели, колотушки, ложки, сопель, дудки, глиняные свистульки, жалейки, волынки, пищалки, погремушки, жужжалки, фурчалки, ревуны, балалайки, домбры.

На фото – народные инструменты славян

Не будем заглядывать так далеко в прошлое. Еще наш

и дедушки играли на таких народных и всеми любимыми музыкальных инструментах, как гармонь и балалайка. Некоторые инструменты (гусли и другие) после усовершенствования легли в основу современных оркестров народных инструментов.

Многие профессиональные музыкальные инструменты истоками уходят в так называемые «народные прототипы». Так, например, скрипка в далеком прошлом была народным музыкальным инструментом. От простейшей народной флейты произошла современная флейта, а отшалмея, хорошо известного специалистам по истории славянской культуры, – гобой.

В современной музыке народные инструменты чаще всего используют фолк-исполнители. Например,фолк-рокгруппа Мельница (кельтская арфа, мандолина, перкуссия) или русско-американская рок-группа RedElvises, работающая в стилях серф, фанк, рокабилли фолк-music (бас-балалайка). Легендарная рок-группа Калинов мост использует в своем творчестве баян, советская и российская рок-группа Ноль – баян, балалайку. Список исполнителей и инструментов можно продолжать. Давайте рассмотрим наиболее популярные музыкальные инструменты, используемые в современном творчестве.

Популярные народные музыкальные инструменты

Балалайка

– это музыкальный символ русского народа. Это русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным, слегка изогнутым деревянным корпусом. Длина инструмента варьируется от 600–700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас).Корпус склеен из отдельных сегментов (6–7), головка длинного грифа слегка отогнута назад. У инструмента три струны, а на грифе современной балалайки расположены 16–31 металлических ладов.


Звук балалайки звонкий, но мягкий. Балалайка дол

жна иметь три струны и так называемый «балалаечный» строй. Никакие другие строи балалайки: гитарный, минорный и другие – для игры по нотам не используются.

Как выбрать «правильную» балалайку?

Учиться играть нужно на хорошем инструменте. Только он может дать сильный, красивый, певучий звук, а от качества звука и от умения им пользоваться зависит художественная выразительность исполнения.

Хороший инструмент легко определить по его внешнему виду: он должен быть красивым по форме, собран из качественных материалов, хорошо отполирован.

Идеальная балалайка должна отвечать следующим требованиям:

  • Гриф балалайки должен быть совершенно прямым, без искривлений и трещин. Не очень толст и удобен для обхвата, но и не слишком тонок, так как в этом случае под влиянием внешних причин (от натяжения струн, сырости, изменений температуры) он может со временем покоробиться. Лучший материал для грифа –это черное дерево.
  • Лады должны быть хорошо отшлифованы как сверху, так и по краям грифа и не мешать движениям пальцев левой руки.
  • Все лады должны быть одной высоты или лежать в одной плоскости, то есть так, чтобы положенная на них ребром линейка касалась их всех без исключения. Лучший материал для ладов – белый металл и никелин.

  • Колки для струн должны быть механические. Они хорошо держат строй и допускают очень легкую и точную настройку инструмента.
  • Дека, построенная из хорошей резонансной ели с правильными, параллельными мелкими слоями, должна быть плоской, а не вогнутой внутрь.
  • При наличии навесного панциря следует обратить внимание на то, чтобы он был действительно навесным и не касался деки. Панцирь необходим фанерованный, из твердого дерева (чтобы не покоробился). Он предохраняет нежную деку от ударов и разрушения.
  • Верхний и нижний порожки должны быть сделаны из твердой породы дерева или из кости.

  • Подставка для струн в правильном инструменте выполнена из клена и всей своей нижней плоскостью плотно соприкасается с декой, без просветов.
  • Кнопки для струн (около нижнего порожка) выполнены из очень твердой породы дерева или кости и прочно сидят в своих гнездах.
  • От подбора струн зависит чистота строя и тембра инструмента. Слишком тонкие струны дают слабый, дребезжащий звук; слишком толстые затрудняют игру и лишают инструмент певучести или рвутся.

Балалайка не так популярна среди исполнителей, но есть виртуоз и очень популярный исполнитель - Алексей Архиповский

Сегодня балалайку можно услышать не только в составе профессиональных оркестров. Пусть инструмент не так популярен, но среди исполнителей встречаются настоящие виртуозы. Один из них – Алексей Архиповский. Выдающийся музыкант исполнял композиции на открытии Олимпийских игр в Русском доме в Ванкувере, конкурса Евровидение и Первого Кинофестиваля имени Андрея Тарковского. Балалаечник широко известен и в интернет-пространстве. Билеты на концерты распродаются в считанные дни, что делает его одним из самых знаменитых исполнителей народной музыки на сегодняшний день.

Гусли – древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент. В России с ним путают несколько разновидностей лежачих арф. Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые–столовидные и гусли клавишные. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.


В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры-сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции игры на гуслях и пения под их аккомпанемент. Наряду с щипковыми гуслями, основной прием игры на которых – щипок и бряцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывает струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях

– старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя, а иногда и четырьмя струнами.Играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской балалайки и до сих пор существует у калмыков, татар и киргизов.

Домра состоит из грифа с колками в верхней части и из деревянного корпуса со щитом в нижней. Также внизу крепятся струны и протягиваются до колков.

Виды домр: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. В оркестре русских народных инструментов получили распространение пикколо, малые, альтовые и басовые домры.

Историческая судьба домры почти трагична. Этот инструмент был забыт и воссоздан в наше время. Сегодня домра – это молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни, поднявшийся до высот академического жанра.

Как выбрать «правильную» домру

Выбирая для себя домру, следует обратить внимание на следующее:

  • звук инструмента, а именно нравится вам звучание или нет;
  • тембр звучания по всему грифу должен быть ровным, без посторонних звуков, чтобы ничего не подтрескивало, не подзванивало, проверить нужно на каждом ладу;
  • смотрим, не повело ли гриф в сторону не повело ли гриф в сторону;
  • нужно слушать долготу звука, если есть выбор, то по долготе можно определить лучший инструмент;
  • важен фактор «полётности» звука (желательно проверить в большом помещении), сила звучания, звонкость, от него зависит, будет ли слышен инструмент в зале, так как в маленьком помещении ощущения могут быть другими;
  • инструмент должен быть удобным для рук, нужно обязательно поиграть, чем больше, тем лучше.

– струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинной деревянной шейкой с грифом, на котором натянуто от четырех до девяти жильных струн. Род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента покрыта кожей, как барабан). В современной Америке словом «банджо» обозначается либо его теноровая разновидность с настроенными по квинтам четырьмя струнами, нижняя из которых – до малой октавы, либо пятиструнный инструмент с иной настройкой. Игра на банджо осуществляется с помощью плектра.


Банджо –родственник общеизвестной европейской мандолины, похож на неё формой. Нобанджо имеет звук более звенящий и резкий. В некоторых странах Африки банджо считается священным инструментом, прикасаться к которому могут только высшие жрецы или правители.

Современное банджо бывает разных видов, включая пяти- и шестиструнные. Шестиструнный вариант, настраиваемый как гитара, тоже стал весьма популярным. Почти на всех видах банджо играют характерным тремоло или арпеджируют правой рукой, хотя существуют различные стили игры.


Сегодня банджо обычно ассоциируется с музыкой в стилях кантри и блюграсс. В последнее время банджо стали использовать в самых разных музыкальных жанрах, включая поп-музыку и кельтский панк. Ещё более недавно интерес к банджо стали проявлять музыканты, играющие хардкор.

– это миниатюрная четырёхструнная гавайская гитара. В переводе с гавайского «укулеле» – прыгающая блоха. Укулеле распространено на различных тихоокеанских островах, но ассоциируется прежде всего с гавайской музыкой.

Если вы только начинаете осваивать этот инструмент, то лучше начинать с сопрано или с концертной. Если у вас большая рука, то вам подойдет концертная укулеле. Она чуть больше сопрано, с большим количеством ладов. На ней удобнее брать аккорды.

Как выбрать укулеле

При выборе инструмента в музыкальном магазине обратите внимание на следующие моменты:

    Инструмент вам должен просто понравиться.

    Посмотрите внимательно, нет ли на нем трещин.

    Попросите продавца настроить инструмент. Если инструмент настраивается впервые, то вам придется повторять процесс настройки несколько раз, так как струны еще не растянуты и несколько дней они будут выходить из строя. Следует слегка потянуть за струну перед ее настройкой. Настраивать струну нужно от низкого тона к высокому.

    Следует проверить все лады на всех струнах, чтобы они строили и не «звенели».

    Струны должны легко нажиматься (особенно на первом и втором ладах). Расстояние между струнами и грифом не должно быть большим.

    Внутри ничего не должно дребезжать, когда вы играете. Все струны должны быть одинаковыми по громкости и ясности.

    Проверьте, ровный ли гриф.

    Если инструмент идет со встроенным звукоснимателем («pickup»), попросите подключиться к гитарному усилителю и проверьте, что все работает. Убедитесь, что батарейка в звукоснимателе новая.

    Обязательно рассмотрите несколько инструментов, прежде чем сделать выбор. Иногда дешевый инструмент какой-нибудь неизвестной фирмы вас сможет удивить.

Народные инструменты сегодня

В настоящее время в моде другие, более современные музыкальные инструменты, с электронной начинкой и множеством функций. Но хочется верить, что интерес к народным инструментам не угаснет со временем. Ведь их звучание самобытно и неповторимо.

В магазинах POP-MUSICпредставлены различные народные инструменты: балалайки, банджо, домры, мандолины, укулеле и другие. Опытные консультанты помогут вам сориентироваться и предоставят возможность реализовывать идеи.

Слайд 2

Цели и задачи:

Знакомство с русскими народными инструментами; - пробуждение интереса к музыкальному народному творчеству.

Слайд 3

МУЗЫʘАЛЬНЫЕ ИНСТРУ̘ЕНТЫ,

Инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков Древнейшие функции музыкальных инструментов - магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике музыкальные инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и др. признакам.

Слайд 4

Балалайка

Трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной декой. Заиграй-ка, балалайка, Балалайка – три струны Запевайте, не зевайте, Выходите, плясуны!

Слайд 5

Ложки

Русский ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух деревянных ложек с удлинёнными ручками (в старину - с подвязанными к ним бубенчиками).

Слайд 6

Гусли

ØУСЛИ, русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные - 11-36, прямоугольные (столообразные) - 55-66 струн.

Слайд 7

Гармонь

Гармошка - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия. Гармониста я любилаГармониста тешила,Гармонисту на плечоСама гармошку вешала!

Слайд 8

Дудка

Так называется русский народный духовой инструмент флейтового типа, относящийся к свистковым духовым инструментам. В разных областях России он имеет свои названия, например «дудка» - в Курской области, «пикла» - в Брянской области. «Дудкой» иногда называют дуду (т. е. как бы большую дудку), но это другой инструмент - волынка.Отличительные признаки инструмента: косой срез «корытцем» в верхней части ствола, отсутствие свистка, пять отверстий, одно дополнительное - с тыльной стороны - увеличивает диапазон. В конструкции инструмента отсутствует пробочка - «пыж», поэтому роль свистка выполняет язык. При игре нужно следить за правильной подачей струи воздуха, его расходом, положением губ и языка.

Слайд 9

Трещотка

ТРЕ٘ОТКА, общее название самозвучащих музыкальных инструментов. Обычно набор деревянных или бамбуковых пластинок.

Слайд 10

Колокольчик

Древний самозвучащий музыкальный инструмент. 2 основных вида колокольчика: подвешиваемый (как большой колокол) и колокольчик на ручке (ручной). Используется в культовых ритуалах (например, буддийских) и в быту. В России славились валдайские (поддужные или ямские) колокольчики. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. А.С. Пушкин

Слайд 11

Рожок

Русский народный духовой мундштучный инструмент. Изготовляется из древесины, рога животного, ныне также из металла. Длина 600-800 мм. Состоит из небольшого конического ствола с 5-6 пальцевыми отверстиями, с небольшим раструбом. Мундштук вырезается в верхней части ствола в виде небольшого углубления или делается приставным. Разновидности: дискантовый ("визгунок") и басовый ("подбасок"), В 18 в. появились исполнители на пастушьих рожках - рожечники.

Слайд 12

Бубен

Б˜УБЕН, ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками. Распространен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны у народов Сибири и Дальнего Востока.