Привороты Заговоры на... Отвороты

Классификация тембров голосов Голос – это музыкальный инструмент, который дан нам самой природой. Фёдор Шаляпин и его чудесный голос Каким певческим голосом обладал федор иванович шаляпин

Фёдор Ива́нович Шаля́пин (род. 1873 - ум. 1938) - великий русский оперный певец (бас).

Фёдор Шаляпин родился 1 (13) февраля 1873 года в Казани. Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837-1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). В детстве Шаляпин был певчим. Получил элементарное образование.

Началом своей артистической карьеры, сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова. Вначале на должность статиста.

29 марта 1890 года состоялось первое сольное выступление Шаляпина - партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин», в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин - хорист опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

В сентябре 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

Совершенно случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко «Галька» заболевшего артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например Фернандо в «Трубадуре». В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в уфимском земстве, но в Уфу приехала малороссийская труппа Дергача, к которой и примкнул Шаляпин. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно позаняться своим голосом, благодаря певцу Д. А. Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нем большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году - в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894/5 г. - в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и пел с успехом партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере «Тайный брак» Д. Чимароза, но все же не получило должной оценки. Сообщают, что в сезон 1895-1896 гг. он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях». Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, первый заметив в Шаляпине дарование из ряда вон выходящее, уговорил его перейти в свою частную труппу. Здесь в 1896-1899 гг. Шаляпин развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в целом ряде ролей. Благодаря его тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он совершенно индивидуально, но вместе с тем глубоко правдиво создал целый ряд типов в русских операх. В то же время он много работал и над ролями в иностранных операх; так, например, роль Мефистофеля в «Фаусте» Гуно в его передаче получила поразительно яркое, сильное и своеобразное освещение. За эти годы Шаляпин приобрел громкую известность.

С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценен в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля А. Бойто (1901, 10 представлений). Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.

В революцию 1905 года примкнул к прогрессивным кругам, жертвовал сборы от своих выступлений революционерам. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации.

С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петроград).

С 1918 года - художественный руководитель Мариинского театра. Получил звание Народного артиста Республики.

Долгое отсутствие Шаляпина вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году Маяковский писал в «Письме к Горькому»: «Или жить вам, / как живет Шаляпин, / раздушенными аплодисментами / оляпан? / Вернись / теперь / такой артист / назад / на русские рублики - / я первый крикну: / - Обратно катись, / народный артист Республики!» В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было истолковано и представлено как поддержка белогвардейцам. В 1928 году постановлением СНК РСФСР он был лишен звания Народного артиста и права возвращаться в СССР; обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.

Весной 1937 года у него обнаружили лейкемию, а 12 апреля 1938 он скончался на руках жены. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

29 октября 1984 года в Москве на Новодевичьем кладбище состоялась церемония перезахоронения праха Ф. И. Шаляпина.

31 октября 1986 года состоялось открытие надгробного памятника великому русскому певцу Ф. И. Шаляпину (скульптор А. Елецкий, архитектор Ю. Воскресенский).

Который дан нам самой природой

– У каждого из нас свой, не похожий на других, оттенок голоса. Эту особенную, неповторимую «окраску» голоса музыканты называют французским словом «тембр». Повторите это слово. (Тембр.) Тембр (от французского timbre – «метка, отличительный знак». Э то особенная, неповторимая «окраска» голоса

– Высота голоса зависит от длины голосовых связок. У женщин и детей связки короче, чем у мужчин, поэтому их голоса всегда выше. Вы уже знаете, что музыкальные инструменты делятся на группы. Так и певческие голоса подразделяются на мужские, женские и детские голоса. Давайте познакомимся с каждой группой поближе.

(В ходе совместного обсуждения заполняется таблица, и просл ушиваются фрагменты арий, исполненные разными оперными голосами – на усмотрение учителя)

(Звучит песенка Герцога из оперы Дж. Верди “Риголетто” в исп. И.Козловского)

Эта ария была очень популярна. А когда И.С. Козловский брал высокие ноты, можете себе представить, что творилось в зале?

Что значит умение петь ? (кого мы считаем певцом или мастером пения? и что необходимо для этого?)

(В форме мозгового штурма выявляются основные требования к умению петь)


  • должен быть талант, слух, голос;

  • для того чтобы научиться петь, нужно сначала научиться правильно дышать, правильное дыхание помогает долго держать ноту;

  • голос должен быть поставлен, а поставить голос – это:
- открыть возможности голоса;

Правильно держать дыхание;

Для сохранения здоровья и предупреждения расстройств голоса важно выполнять следующие упражнения.

Вдох носом направить в область живота (как бы ощущая его заполнение). Выдох через маленькое отверстие между губами, мышцы живота подтягиваются. Повторить 5-6 раз.

Для развития акустических и тембровых свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма (выполняем упражнения) .

Произнесите беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрывать полость зева, а не рот. Повторить 10 раз.

– По тембру и высоте различают три типа мужских голосов: тенор, баритон и бас.

Тенор-альтино (Контр-тенор) - самый высокий из мужских оперных голосов . Мужчина, поющий "женским" голосом. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение. (Олег Безинских, Павел Плавич)

(Звучит Ария Керубино из оперы В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро»

–– Многим из вас, наверняка, известно имя Александра Градского. Это известный российский певец , поэт и композитор. Уже много лет его удивительный голос волнует многочисленную команду его почитателей, и все его песни являются образцом вокального мастерства. Александр Градский (средний по тембру между тенором-альтино и характерным тенором), Леонид Агутин, Пелагея, Дима Билан (драматический тенор) (Звучит – «Мой друг лучше всех играет блюз»)

– 7 июля 1991 года в Риме при открытии чемпионата мира по футболу впервые выступили три выдающихся тенора: Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Запись выступления певцов разошлась рекордным тиражом в истории классической музыки. (Звучит запись голосов.)

– Муслим Магомаев – азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец и композитор. Он обладал необыкновенным, красивым голосом. В его репертуаре было более 600 произведений. По сей день, он остаётся кумиром для многих поколений людей. (Звучит запись голоса певца.)

– Дмитрий Хворостовский – выдающийся российский и британский музыкант и один из лучших баритонов современности, которого знает весь мир. Он поёт в лучших оперных театрах мира . (Звучит запись голоса певца.)

Фре́дди Ме́ркьюри (1946 1991 ) - британский певец парсийского происхождения Был Фредди скончался 24 ноября 1991 года от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИДа . Один из величайших рок-певцов и обладатель одного из величайших голосов за всю историю музыки».

Фёдор Шаляпин – выдающийся русский оперный певец. О нём писали, что в "Москве – три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Иванович Шаляпин». Шаляпин был разносторонне одаренной личностью – увлекался живописью, графикой, скульптурой, обладал литературным талантом, снимался в кинофильмах.

Поль Робсон американский певец (бас), актёр, правозащитник, полиглот. Он исполнял песни и говорил более чем на 20 языках, в том числе и на русском . (Звучит запись голоса певца, песня «16 тонн».)

Сопрано – самый высокий женский голос.

Существует лирическое, драматическое, колоратурное.

Галина Вишневская известная всему миру российская оперная певица, театральный режиссёр, педагог, актриса. Ее прекрасный голос покорил миллионы людей в разных странах мира. Галина Вишневская пела на всех крупнейших сценах мира. (Звучит запись Чайковский «Евгений Онегин», сцена письма Татьяны)

Любовь Казарновская – одна из самых знаменитых современных российских оперных звезд, обладающая голосом удивительной красоты, Лирическое сопрано . Певицу наперебой приглашают все главные мировые театры и фестивали.

Мария Каллас – греческая и американская оперная певица (драматическое сопрано), одна из величайших певиц ХХ века. Восторженные зрители при жизни наградили её титулом «Божественная».

Меццо-сопрано – женский певческий голос, средний между сопрано и контральто. Повторите это слово. (Меццо-сопрано.) Для этого голоса характерен более глубокий и насыщенный звук, по сравнению с высоким сопрано.

Елена Образцова – это знаменитая во всем мире российская оперная певица, актриса, педагог. Она ведет активную концертную деятельность в России и по всему миру. (Звучит запись Рахманинов «Вешние воды»)

Тамара Синявская – российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Выдающаяся представительница русской вокальной школы, обладающая уникальным, благородным и сильным голосом. Её голос вы слышали в начале урока.

–– Монсеррат Кабалье – испанская оперная певица. Специалисты считают, что репертуар Кабалье – один из самых обширных среди всех певиц, обладающих сопрано. Она поет итальянскую, испанскую, немецкую, французскую, чешскую и русскую музыку. Ее голос имеет и мягкость, и непревзойденную силу (Звучит дуэт с Фреди Меркьюри Гимн «Барселона»)

Контральто – самый низкий женский голос. Повторите это слово. (Контральто.) Этот голос встречается довольно редко и отличается особой выразительностью.

Бейонсе - популярная американская певица (контральто)

Лина Мкртчян (контральто) - певица, отличающаяся высокой музыкальной культурой и самобытной трактовкой исполняемых произведений. Ее теплый, полнозвучный голос обладает исключительным диапазоном - от самых низких контральтовых до неожиданно высоких сопрановых нот. В репертуаре певицы свыше сорока программ, в основе которых духовные и камерные произведения. Это старинная музыка XIII-XVIII вв., западно-европейская духовная и оперная музыка, русская вокальная классика, романтические и авангардные циклы. Лина – первая русская певица, исполнявшая русскую духовную музыку в Ватикане . (Звучит запись голоса певца Ave Maria. Бах-Гуно..)

Дискант – В группе человеческих голосов дискант - самый высокий голос мальчиков (Повторите это слово. (Дискант.)

Робертино Лоретти – итальянский певец, В начале 60-х годов 20 века, в подростковом возрасте, он завоевал мировую известность, благодаря своему очаровательному, ангельскому голосу-дисканту. (Звучит запись голоса певца.)

Альт – низкий детский певческий голос. Повторите это слово. (Альт.)



Мужские голоса

Женские голоса

Детские голоса

Тенор – самый яркий мужской голос; исполнитель – красавец-герой, блистательный любимец женщин. (И.Козловский, С.Лемешев, Пласидо Доминго , Л.Паваротти, Хосе Каррерас , Александр Градский, Дима Билан ).

    • Тенор-альтино (Контр-тенор) - самый высокий из мужских оперных голосов. Мужчина, поющий "женским" голосом. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение. ( Олег Безинских, Павел Плавич)
Баритон – средний мужской голос между басом и тенором. Красивый насыщенный голос мужественного характера, отличающийся полным и сильным звучанием, мягким, приятным тембром и выразительностью. (Муслим Магомаев, Фреди Меркьюри, Д.Хворостовский)

Бас – низкий мужской певческий голос. Самый низкий из всех голосов, тяжелый, крупный, красивый, гладкий (Ф.Шаляпин)


  • Сопрано -

  • Колоратурное - наиболее подвижный, самый высокий женский голос (В.Барсова, Б.Руденко, Ю.Загоскина)

  • Лирическое - отличается мягким тембром (Л.Казарновская)

  • Драматическое – большая сила звучания, (М.Гулегина, М.Калласс)

  • Меццо-сопрано - сочетаются полнота звучания и низкий грудной регистр. Для этого голоса характерен более глубокий и насыщенный звук, по сравнению с высоким сопрано (Е.Образцова, М.Максакова, М.Кабалье)

  • Контральто – самый низкий женский голос с наиболее выраженным бархатным грудным регистром, в природе встречается очень редко. (А.Петрова, Л.Мкртчян, Бейонсе, А.Пугачёва)

  • Дискант – это высокий детский певческий голос . (Робертино Лоретти – итальянский певец).

  • Альт – низкий детский певческий голос.

В ыходец из крестьянской семьи, Федор Шаляпин выступал в самых престижных театрах мира - Большом, Мариинском, Метрополитен-опере. Среди поклонников его таланта были композиторы Сергей Прокофьев и Антон Рубинштейн, актер Чарли Чаплин и будущий английский король Эдуард VI. Критик Владимир Стасов называл его «великим художником», а Максим Горький - отдельной «эпохой русского искусства»

Из церковного хора к Мариинскому театру

«Если бы все знали, какой огонь тлеет во мне и угасает, как свеча…» - говорил Федор Шаляпин друзьям, убеждая их, что рожден быть скульптором. Будучи уже знаменитым оперным исполнителем, Федор Иванович много рисовал, занимался живописью, лепил.

Талант живописца проявлялся даже на сцене. Шаляпин был «виртуозом грима» и создавал сценические портреты, добавляя к могучему звучанию баса яркую картинку.

Певец словно лепил свое лицо, современники сравнивали его манеру нанесения грима с полотнами Коровина и Врубеля . К примеру, образ Бориса Годунова менялся из картины в картину, проявлялись морщины и седина. Шаляпин–Мефистофель в Милане вызвал настоящую сенсацию. Федор Иванович одним из первых стал гримировать не только лицо, но и руки и даже тело.

«Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный - это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. Артисты, хористы, даже рабочие окружили меня, ахая и восторгаясь, точно дети, дотрагивались пальцами, щупали, а увидев, что мускулы у меня подрисованы, окончательно пришли в восторг».

Федор Шаляпин

И все же и талант скульптора, как и талант художника, служил лишь обрамлением удивительного голоса. Пел Шаляпин с детства - красивым дискантом. Выходец из крестьянской семьи еще в родной Казани занимался в церковном хоре и выступал на деревенских праздниках. В 10 лет Федя впервые побывал в театре и мечтал о музыке. Постигал сапожное, токарное, столярное, переплетное искусство, но манило его только искусство оперное. Хоть с 14 лет и работал Шаляпин в земской управе Казанского уезда писарем, все свободное время он отдавал театру, выходя на сцену в статистах.

Страсть к музыке повела Федора Шаляпина с кочевыми труппами по стране: Поволжье, Кавказ, Средняя Азия. Подрабатывал грузчиком, крючником, голодал, но дождался своего звездного часа. Один из баритонов накануне спектакля заболел, и роль Стольника в опере Монюшко «Галька» досталась хористу Шаляпину. Хоть дебютант и сел мимо стула во время представления, антрепренер Семенов-Самарский был растроган самим исполнением. Появились новые партии и окрепла уверенность в театральном будущем.

«Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого» , - говорил впоследствии Федор Иванович.

В 22 года Федор Шаляпин дебютировал в Мариинском театре , пел Мефистофеля в опере «Фауст» Гуно. Спустя год Савва Мамонтов пригласил молодого певца в Московскую частную оперу. «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента» , - говорил Шаляпин. Молодой летний бас собирал своим исполнением полный зал. Иван Грозный в «Псковитянке» Римского-Корсакова , Досифей в «Хованщине» и Годунов в опере «Борис Годунов» Мусоргского . «Одним великим художником стало больше» , - писал о Шаляпине музыкальный критик Владимир Стасов.

Федор Шаляпин в главной роли в постановке оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Фотография: chtoby-pomnili.com

Федор Шаляпин в роли Ивана Грозного в постановке оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». 1898 год. Фотография: hrono.ru

Фёдор Шаляпин в роли князя Галицкого постановке оперы Алексанндра Бородина «Князь Игорь». Фотография: hrono.ru

«Царь-бас» Федор Шаляпин

Мир искусства словно только и ждал молодое дарование. Шаляпин общался с лучшими живописцами того времени: Василием Поленовым и братьями Васнецовыми , Исааком Левитаном , Валентином Серовым , Константином Коровиным и Михаилом Врубелем. Художники создавали удивительные декорации, которые подчеркивали яркие сценические образы. В то же время певец сблизился с Сергеем Рахманиновым . Композитор посвятил Федору Шаляпину романсы «Ты знал его» на стихи Федора Тютчева и «Судьба» по стихотворению Алексея Апухтина.

Шаляпин - целая эпоха русского искусства и с 1899 года ведущий солист двух главных театров страны - Большого и Мариинского. Успех настолько грандиозный, что современники шутили: «В Москве есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас - Федор Шаляпин» . Шаляпинский высокий бас знали и любили в Италии, Франции, Германии, Америке, Великобритании. Восторженный прием публики вызывали и оперные арии, и камерные произведения, и романсы. Где бы ни пел Федор Иванович, вокруг собирались толпы поклонников и слушателей. Даже во время отдыха на даче .

Остановила триумфальные гастрольные турне Первая мировая война . Певец на собственные средства организовал работу двух лазаретов для раненых. После революции 1917 года Федор Шаляпин жил в Петербурге и был художественным руководителем Мариинского театра. Год спустя Царь-бас первым из деятелей искусств получил звание народного артиста республики, которого лишился, отправившись в эмиграцию.

В 1922 году артист не вернулся из гастрольной поездки по США, хотя считал, что покидает Россию лишь на время. Объехав с концертами весь мир, певец много выступал в «Русской опере» и создал целый «театр романса». Шаляпинский репертуар насчитывал около 400 произведений.

«Люблю граммофонные записи. Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей» , - говорил певец и записал около 300 арий, песен и романсов. Оставив богатейшее наследие, на родину Федор Шаляпин не вернулся. Но до конца жизни так и не принял иностранное гражданство. В 1938 году Федор Иванович умер в Париже, а спустя полвека сын Федор добился разрешения перезахоронить прах отца на Новодевичьем кладбище. В конце ХХ века великому русскому оперному певцу вернули звание народного артиста.

«Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр... Драматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом на всем стиле их вокально-сценической интерпретации, в том числе произведений Верди…»

Джанандреа Гаваццени, дирижер и композитор

Искусство Шаляпина - это явление, ка-

кого мы никогда прежде не встречали, его

нельзя объяснить и описать словами!

Daily Telegraph (1925)1

Им начинаются и кончаются все теории

о пении и исполнительском искусстве, и до

сего времени нет другого певца, вокруг

имени которого сверкал бы подобный оре-

ол преданий и сказаний, в совокупности

создающих легенду об артисте. Нет рав-

ного ему, поскольку такое сочетание глу-

бокого художественного интеллекта, го-

рячего и искреннего чувства, бесконечной

творческой пытливости, а главное -

Божьей искры подлинного гения и удиви-

тельного личного обаяния - неповторимо!

Пражская газета «Narodni listy» (1932)"

В 2003 г. исполняется 130 лет со дня рождения величайшего из

певцов - Федора Ивановича Шаляпина. Поистине гениальная ар-

тистическая и вокальная одаренность сделала его имя бессмерт-

ным в истории русской и мировой вокальной культуры. Крупней-

ший итальянский певец, солист «Ла Скала» Джакомо Лаури-

Вольпи назвал Шаляпина «русским гигантом, заслонившим вели-

кого Карузо». «Шаляпин, - писал он, - остается одиноким гиган-

том... Он стал басом-эталоном и его имя облетело континенты»

(Лаури-Вольпи, 1972).

Выдающиеся мастера вокального искусства

Как известно, сам Шаляпин в своих печатных трудах крайне

делая акцент прежде всего на исполнительской стороне певческого

искусства (см. фрагменты его высказываний в Приложении 1).

современников, так же как и его гениальное актерское мастерство.

В этой связи особый интерес для нас представляет высказывания о

всемирно известного оперного театра «Ла Скала» и других круп-

1 Высказывания приводятся по ст.: Мальков, 1998.

Искусство резонансного пения 109

нейших оперных сценах. Имена этих выдающихся певцов также

известны всему миру: Тоти Даль Монте, Беньямино Джильи, Тито

Скипа, Джакомо Лаури-Вольпи, к ним относится и восхититель-

нейшая из итальянских примадонн своего времени Аделина Патти.

Но предварим их высказывания словами нашего выдающегося

мастера вокального искусства И.С. Козловского.

Иван Козловский

«Имя - Федор Шаляпин - не только не забыто, но, наоборот,

обретает как бы все новое содержание. Обретает и звучание все

более громкое и наполняется смыслом все более огромным...

Шаляпин - и в своей красоте, в стиле своего народного, поко-

ряющего таланта, и в той непоправимой драме, на которую обрек-

ла жизнь этот великий, более того, гениальный талант, - сегодня

постигается нашим выросшим за эти годы сознанием...

В самом деле: трудно представить себе фигуру более трагическую,

чем Шаляпин, при всем том, что всю жизнь он слышал и чувствовал

слова, сказанные Стасовым: «Радость безмерная!». Эти слова- бла-

годарность Шаляпину за его труд, за его талант, за его творчество -

подлинно отображают отношение к Шаляпину не только прогрессив-

ной России, но и всего мира...»(Козловский, 1992).

Тоти Даль Монте

«Я прожила довольно большую сценическую жизнь, отдав те-

атру двадцать пять лет. Моими партнерами были лучшие певцы

мира. Но самое яркое и волнующее воспоминание оставила встре-

ча с Шаляпиным.

О, это был гениальный артист, непревзойденный по дарованию

художник оперной сцены! Во всех своих ролях он был неповто-

рим, оригинален и грандиозен! Да, именно грандиозен! Такого

впечатления, которое он оставил в роли Бориса Годунова, я нико-

гда больше не переживала.

Надо сказать, что итальянские зрители, пожалуй, самые требо-

вательные в мире. <...> От [их] критики не уходили даже самые

прославленные певцы. Но я не помню ни единого слова упрека,

высказанного кем-нибудь в адрес Шаляпина, - все, что он делал,

было так совершенно, так ярко и убедительно, что никогда не вы-

зывало сомнений или возражений. <...> Несомненно, что искусст-

во Шаляпина сыграло большую роль в повышении требовательно-

сти итальянской публики к оперным артистам.

сценическим талантом. У Шаляпина еще был глубокий ум. Он был

110_____________________ В.П. Морозов______________________

мыслитель в искусстве, и это поднимало его даже над уровнем всего

самого лучшего, что было в его время на оперной сцене.

Если говорить о манере пения Шаляпина, то надо признать бли-

зость ее к итальянской школе, во всяком случае в области эмиссии

мерам помещениях. Я помню, что в Цинциннати (Америка) мы с

ним пели спектакль в театре, вмещавшем девять тысяч зрителей, и

нас повсюду было превосходно слышно.

чит. Вокальное звукообразование не переносит какого-либо нажи-

ма, насилия - оно должно быть совершенно легким и свободным,

тембра. При неверной постановке звук получается напряженный,

насильственный, тембр исчезает, стирается, и голос плохо доходит

до слушателя.

У Шаляпина был, видимо, от природы верно поставленный

и закрепить эту природную манеру пения, что и приближало ее

к итальянской школе, зиждящейся на принципах естественного,

природного звукообразования. Правда, в пении Шаляпина слы-

шалось и что-то своеобразное, что, вероятно, шло от русского

языка. Ведь он был настоящим русским человеком и хранил

свой родной колорит и в пении. Это не только не портило его,

но придавало особую выразительность, красоту и своеобразие

его искусству. Конечно, лучше всего этот колорит проявился в

партиях русского репертуара.

Но если вокальная школа Шаляпина была близка итальянской,

Родился в семье крестьянина Ивана Яковлевича из деревни Сырцово, который служил в земской управе, и Евдокии Михайловны из деревни Дудинской Вятской губернии.

Сначала маленького Федора, стараясь приставить «к делу», отдали в ученики к сапожнику Н.А. Тонкову, затем В.А. Андрееву, затем к токарю, позднее к столяру.

В раннем детстве у него проявился красивый голос дискант и он часто пел вместе с матерью. В 9 лет он начал петь в церковном хоре, куда его привел регент Щербицкий, их сосед, и начал зарабатывать на свадьбах и похоронах. Отец купил на толкучке скрипку для сына и Федор пытался на ней играть.

Позднее Федор поступил в 6-е городское четырехклассное училище, где был замечательный учитель Н.В. Башмаков, которое закончил с похвальной грамотой.

В 1883 году Федор Шаляпин впервые попал в театр и дальше стремился смотреть все спектакли

С 12 лет он начал участвовать в спектаклях гастролировавшей труппы в качестве статиста.

В 1889 году поступил в драматическую труппу В.Б. Серебрякова статистом.

29 марта 1890 года Федор Шаляпин дебютировал с партией Зарецкого в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин», поставленной Казанским обществом любителей сценического искусства. Вскоре он переезжает из Казани в Уфу, где выступает в хоре труппы С.Я. Семенова-Самарского.

В 1893 году Федор Шаляпин переехал в Москву, а в 1894 году – в Санкт-Петербург, где начал петь в загородном саду «Аркадия», в театре В.А. Панаева и в труппе В.И. Зазулина.

В 1895 году дирекция Санкт-петербургских оперных театров приняла его в состав труппы Мариинского театра, где он пел партии Мефистофеля в «Фаусте» Ш. Гуно и Руслана в «Руслане и Людмиле» М.И. Глинки.

В 1896 году С.И.Мамонтов предложил Федору Шаляпину петь в его Московской частной опере и переехать в Москву.

В 1899 году Федор Шаляпин стал ведущим солистом Большого театра в Москве и, гастролируя, с огромным успехом выступал в Мариинском театре.

В 1901 году Федор Шаляпин дал 10 триумфальных представлений в «Ла Скала» в Милане в Италии и проехал с концертным турне по Европе.

С 1914 года он начал выступать в частных оперных антрепризах С.И. Зимина в Москве и А.Р. Аксарина в Петрограде.

В 1915 году Федор Шаляпин исполнил роль Ивана Грозного в кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» по драме Л. Мея «Псковитянка».

В 1917 году Федор Шаляпин выступил как режиссер, поставив в Большом театре оперу Д. Верди «Дон Карлос».

После 1917 года он был назначен художественным руководителем Мариинского театра.

В 1918 году Федору Шаляпину было присвоено звание народного артиста Республики, но в 1922 году он выехал на гастроли в Европу и там остался, продолжив успешно выступать в Америке и Европе.

В 1927 году Федор Шаляпин пожертвовал деньги священнику в Париже для детей русских эмигрантов, что было представлено как помощь "белогвардейцам на борьбу с Советской властью" 31 мая 1927 года в журнале «Всерабис» С. Симоном. И 24 августа 1927 года СНК РСФСР постановлением лишил его звания Народного артиста и запретил возвращаться в СССР. Это постановление было отменено Советом Министров РСФСР 10 июня 1991 "как необоснованное".

В 1932 году он снялся в главной роли в фильме «Приключения Дон Кихота» Г. Пабста по роману Сервантеса.

В 1932 -1936 Федор Шаляпин поехал в гастроли на Дальний Восток. В Китае, Японии, Маньчжурии он дал 57 концертов.

В 1937 году ему был поставлен диагноз лейкемия.

12 апреля 1938 года Федор скончался и был похоронен на кладбище Батиньоль в Паржие во Франции. В 1984 году его прах был перенесен в Россию и 29 октября 1984 года перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.