Привороты Заговоры на... Отвороты

В чем видит гончаров бессмертие комедии. Бессмертное произведение грибоедова. Тест по произведению

Сто семьдесят лет разделяет наше время и создание бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», но и до-сегодняшнего дня она не потеряла своей значимости и актуальности.

Разве в наше время нет людей, готовых «порадеть родному человечку», и тех, кто хочет «служить делу, а не лицам»? Разве не встретишь в наши дни девушек, видящих в удачливом карьеристе героя своего романа? А проблема отношений отцов и дочерей, которую так широко освещает автор в своем произведении?

О яркой типичности некоторых образов, близких или далеких, вызывающих мою симпатию или антипатию, но никогда не оставляющих меня равнодушной, мне хотелось бы поведать вам в моем сочинении.

Следуя правилам приличия, вспомню сначала о хозяине дома - Павле Афанасьевиче. Он отец дочери-невесты, о чем ни на минуту не может забыть. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» - вздыхает Павел Афанасьевич. Ее необходимо выдать замуж. Но, конечно, не просто «сбыть с рук». Достойный зять - вот главная проблема, которая мучает нашего «уважаемого»1 родителя. Его надежды на хорошую партию связаны со Скалозубом: ведь он «золотой мешок и метит в генералы». Чем не мечта любого отца! (Заметьте, не невесты.) Как беззастенчиво лебезит Фамусов перед будущим генералом, льстит ему, шумно восторгается каждым словом этого откровенно глупого «воина», во время боевых действий отсидевшегося «в траншее»! Комичен и сам Скалозуб - его ума не хватает даже на то, чтобы усвоить основные правила приличного поведения. Он постоянно громогласно острит и хохочет, рассуждает о «многих каналах» добывания чинов, о счастье и товариществе в то время, когда товарищи «перебиты» и ему достаются звания. Но что интересно: Скалозуб смешон всегда «одинаково». Гораздо более сложен образ Фамусова: он интересен автору. И Грибоедов делает его смешным «по-разному». Он просто комичен, когда лебезит перед бравым полковником, заигрывает с Лизой или прикидывается святошей, читая нравоучения Софье. Но его рассуждения о службе: «подписано, так с плеч долой», его восхищение дядюшкой Максимом Петровичем, его гнев на Чацкого и униженный страх перед судом «княгини Марьи Алексеевы» уже не только смешны. Они и страшны, страшны своей глубокой безнравственностью и беспринципностью. Страшны тем, что свойственны отнюдь не только Фамусову, - это жизненные установки всего фамусовского мира, всего «века минувшего».

Если я не очень утомила моего великодушного читателя, позволю себе смелость рассказать о наиболее интересным и близком мне персонаже этой бессмертной комедии - А. Чацком.

Обаяние образа Чацкого заключается для меня в силе его ума, убеждений, он их высказывает горячо и страстно, они им выстраданы. Он не озабочен тем, много ли людей поверят ему и поддержат его сейчас. Он убежден в истине своих слов, поэтому стоек и упорен. Чацкий говорит от лица передового поколения. Он «положительно умен,.. - писал Гончаров. - Речь "его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен».
Рабской морали Фамусовых и молчаливых Чацкий противопоставляет высокое, декабристское понимание чести и долга. Подобно самому Грибоедову, он видит «не в наслажденьи жизни цель», а в служении обществу, родине.

Детство Чацкого прошло в доме Фамусова, «низкопоклонство» и пустота жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение «... но потом Он съехал, уж у нас ему казалось скучно, И редко посещал наш дом», - говорит впоследствии Софья. В своих монологах Чацкий подвергает разоблачению крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерную мораль, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. В самом остром политическом монологе «А судьи кто?..» он резко обличает «прошедшего житья подлейшие черты». Чацкий обрушивается на тех «негодяев знатных», которые меняют своих слуг на борзых собак, сгоняют для своих затей на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей» и распродают их «поодиночке». Горячие обличения Чацкого - совершенно в духе умонастроений декабристов, которые клялись в своем уставе Союза Благоденствия бороться со всякой неправдой и воспитывать в себе и окружающих доблестных граждан свободной России. Чацкий оставил службу, мундир его не прельщает. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - говорит он. Точно так же Рылеев, выходя в отставку, сказал: «служить могут лишь одни подлецы».

Чацкий, как и декабристы, бичует дворянское общество за низкопоклонство перед всем иноземным, за презрение к родному языку и обычаям:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий возвращается в Москву, полный надежд и мечтаний. В чужих краях он истосковался по родине, «и дым отечества» ему «сладок и приятен». Но здесь его ждет личная драма. Измученный сомнениями, но все еще надеющийся, он узнает наконец горькую истину. Не называя имени, любимая им девушка признается, что «иные» ей милее Чацкого. Но виновата ли Софья?
Уехав путешествовать на три года, Чацкий оставляет любимую девушку одну. Он «хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли», вероятно, хотел побывать за границей, а может быть, там и был, так как Софья говорит:

Ах! Если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко?

И девушка, воспитанная на романах с Кузнецкого моста, от которых «ей сна нет», встречает Молчалива и видит в нем героя своего романа:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Но это и понятно! Она молода, неопытна.

А что же Чацкий? С Софьей он глух и слеп. «Вот я за что его люблю», - говорит Софья о Молчалине. Что же наш герой? Услышал, понял? Нет, ничего подобного: «Шалит, она его не любит».

Чацкий не способен отнестись к Молчалину и его «талантам» всерьез. А между тем это «жалчайшее созданье» не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял место в сердце Софьи, именно он - счастливый соперник главного героя. Брошенные слова: «молчаливы блаженствуют на свете...» - оказываются пророчеством.

Именно молчалины, идеал которых «и награжденья брать, и весело пожить», дойти «до степеней известных», становятся и в наши дни столпами общества. На них опирается любая власть сегодня: ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их «талант» - «умеренность и аккуратность».

Спустя полвека после создания «Горе от ума», в 80-е годы, Молчалин вновь заявил о себе в Очерке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Молчалины». Салтыков-Щедрин увидел в Молчалине одну из самых страшных фигур русского общества. Он «по достоинству» оценил молчаливых и мрачную роль, сыгранную ими в обществе. По его словам, именно молчалины являются создателями тех сумерек, благодаря которым «настоящий заправский человек не может сделать и шага, не раскроив себе лба».

Возвращаясь в Москву, Чацкий предвидел встречу с представителями фамусовского общества. Однако реальная действительность оказалась куда более мрачной. Старые друзья были заражены в той или иной мере фамусовщиной. Встреча с Репетиловым раскрыла Чацкому поверхностность и пустоту либерализма многих. Чацкий понял, что фамусовские идеалы и принципы очень живучи, что слишком рано он назвал «век минувший» «преданием».

«Комедия «Горе от ума» - драма о крушении ума человека в России, о скорби, которую испытал представитель ума в России», - замечает А. В. Луначарский.

Чацкий ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой, свободолюбивый человек. И общество принимает свои меры, чтобы его обезвредить: возводит на него клевету. Причиной «сумасшествия» Чацкого многие из гостей Фамусова считают просвещение, науку. Сами они люди невежественные, хотя берутся обо всем судить, считая, что их мнения непререкаемы. Сплетни, клевета - вот испытанное оружие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово - оружие Чацкого, но старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова, из Москвы, тискать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

Самостоятельность поступков и суждений еще нередко и сегодня продолжает обрекать человека на острые испытания в жизни.

А. Д. Сахаров - Чацкий нашего времени - своей судьбой лишний раз доказал нам правильность этого утверждения. И уже мы, современники, затаив дыхание у экранов телевизоров, учились у него, Человека, рожденного всем лучшим, что нам оставила великая русская интеллигенция, мужеству бороться, порой в одиночку, порой с наивной распахнутостью, но упрямо и бескорыстно за справедливость обретенной истины.

Именно такие личности, как Сахаров, доказывают, что Грибоедов и его комедия принадлежат вечности. Ей сто семьдесят один год, а нам вновь и вновь хочется перелистать страницы комедии, и кажется, что ее герои до сих пор живут рядом с нами.

Философское звучание комедии «Горе от ума», общечеловеческий смысл комедии. «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира» (И. А. Гончаров). Комедия «Горе от ума» в оценке А. С. Пушкина. Реализм комедии. Конфликт и его развитие. Чацкий против фамусовского общества. «Мильон терзаний» Чацкого. Ум — ценнейшее качество человека. А разве ушла в прошлое проблема горя от ума? Борьба ума с глупостью длится на протяжении всей истории человечества.

Вопросы для повторения

— Почему комедия названа «Горе от ума»?

— Что разделяет Чацкого и фамусовскую Москву? Что привело Чацкого к разрыву с ней?

— Почему Софья оказалась в лагере противников Чацкого? «Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть» Молчалин?

— Кто распустил слух о сумасшествии Чацкого и почему он так быстро распространился?

— Какие надежды Чацкого оказались иллюзиями и почему? Боролся ли Чацкий за осуществление своих надежд? Какие стороны его характера близки вам? Современен ли Чацкий?

— Почему Софья «не глупая предпочитает дурака умному» (А. С. Грибоедов)?

Чтение наизусть

Монолог Чацкого

Темы сочинений по комедии «Горе от ума »

Нравственный облик и жизненные идеалы Чацкого.

«Мильон терзаний» Чацкого.

Чацкий и Софья. Значение их образов в комедии.

Чацкий против фамусовского общества.

Москва в изображении Грибоедова.

Чацкий и фамусовская Москва.

«Горе от ума» Грибоедова — комедия на века.

«В группе 20 лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва» (И. А. Гончаров).

Чацкий и Молчалин.

Я — Чацкий.

Сцена бала в комедии Грибоедова «Горе от ума» и ее роль в пьесе.

«Почему не состарился до сих пор... грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И. А. Гончаров).

Чацкий и Онегин: кто значительнее?

Декабристская направленность комедии Грибоедова «Горе от ума».

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской...» (Нина Чавчавадзе).

Чацкий и Фамусов.

Чтение и рецензирование сочинений , определение жанра

1. «Почему не состарился до сих пор... грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И. А. Гончаров).

2. Я — Чацкий.

«Почему не состарился до сих пор... грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И. А. Гончаров)

Н. А. Некрасов

А. С. Грибоедов — один из гениев земли русской, писатель, дипломат, композитор... Чтобы прославиться, ему не нужно было писать десяток произведений. Благодаря всего лишь одной комедии «Горе от ума» его имя стало известно.

Почему же спустя два века комедия, а вместе с ней и ее главный герой не только не состарились, но и продолжают пользоваться возрастающим интересом? В чем же ее бессмертие?

Как мне кажется, поистине бессмертной ее делает образ Чацкого. Его образ можно связать с передовыми людьми как того времени, так и настоящего.

Ворвавшись в сонную тишину фамусовского дома, Чацкий становится неуместен в нем. Там не нужны его искренние чувства, его страстная любовь и вера:

Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног.

Осуждение лживой морали фамусовского общества, наигран-ность их речей делают Чацкого «опасным человеком». Чацкий осуждает общество, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея». Разве это не характерно порой для нашего времени?

Ум — это ценнейшее качество человека. А разве ушла в прошлое проблема горя от ума? Комедия «Горе от ума» убеждает нас в этом. Борьба ума с глупостью длится на протяжении всей истории человечества. Как много можно привести примеров, когда над умом и справедливостью одерживает победу глупость и невежество.

Комедию «Горе от ума» нельзя не назвать злободневной, так как главная проблема, поставленная в ней, до сих пор не теряет своей остроты. Это отметил И. А. Гончаров спустя 50 лет после создания произведения в своем критическом этюде «Мильон терзаний»: «Но пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других...»

Эти слова критика не потеряли свою актуальность, хотя и написаны больше века назад. До сих пор мы наблюдаем борьбу между старым и новым, застоявшимся и передовым, пошлым и высоким.

За что же борется Чацкий? В образе главного героя автор показал человека, вступившего на путь борьбы с ложью и пошлостью. В Чацком Грибоедов показал не только героя своего времени, но и дал образ борца за свободу и правду. Разрыв Чацкого с фамусовским обществом произошел потому, что он мог служить, а не прислуживаться:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Он беспощадно клеймит позором «мучителей толпу»:

Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!

Александр Андреевич Чацкий посвящает себя искусству, науке, отказывается от чинов, ненавидит «негодяев знатных».

Вслед за Гончаровым в конце XX века и мы можем сказать, что комедия не потеряла своей актуальности. Ее образы поражают жизненностью и осязаемостью. Через написанное рукой величайшего мастера мы чувствуем вокруг себя тупых скалозубов, подлецов молчалиных, блаженствующих Фамусовых.

Если бы Чацкий только боролся против крепостного права, вряд ли комедия имела успех в наше время. Чацкий осуждает и неправый суд, который защищает людей, имеющих власть и деньги: «А судьи кто?»

По словам Гончарова, «Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым... Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого...».

В образе Чацкого заключена огромная обобщающая сила, поэтому Гончаров и отнес его к вечным проявлениям бунтующей в человечестве энергии обновления.

Как истинно великое произведение, классическая комедия Грибоедова «Горе от ума» ставит проблемы надвременные. Написанное около двух веков назад, произведение поднимает актуальные проблемы. И главный герой комедии волнует нас и вдохновляет своей стойкостью, мужеством и оптимизмом.

Но я считаю, что не только содержание дает комедии связь с нашим временем. Разве не стали нарицательными имена главных героев? А как часто мы употребляем выражения из комедии, ставшие крылатыми: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?», «Ба! знакомые все лица...». В своем произведении Грибоедов с величайшим мастерством соединил разговорный язык с литературным, простонародный — с лексикой образованного дворянства.

Глубина изображения жизни, яркая типичность образов, меткий и живой язык, оригинальность жанра и композиции — все это обеспечило долголетие комедии и бессмертие ее талантливого создателя.

Комедия «Горе от ума» является одним из памятников мировой культуры, «вечной книгой», ярчайшим художественным документом эпохи декабризма. По выходе в свет комедия была признана моментально, и пророческие слова А. Бестужева: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее среди первых творений народных» — казались излишне экзальтированными. Но замечательным качеством комедии оказалось то, что полифонизм ее содержания становился все ощутимее с ходом времени, почему и «не состарился до сих пор... грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

Рецензия. В сочинении по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова на фактическом материале комедии убедительно показано, что главным критерием формирования человека как личности является его высокая идейная убежденность, а мерилом ценности личности являются его духовное богатство, патриотизм, служение Отечеству.

В сочинении доказана незаурядность Чацкого, говорится о значении образа героя комедии Грибоедова для современности. Суждения автора сочинения самостоятельны, глубоки.

Я — Чацкий

(По комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)

Я — человек, которого приняли за сумасшедшего, и человек, который все-таки прав!

Нет, я не утверждаю, что объявившие меня сумасшедшим («Он не в своем уме», «Безумный по всему», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений») не правы во всем, но в большинстве случаев они умышленно возводят напраслину или глубоко заблуждаются.

Что меня привело в дом Фамусова — так это любовь к Софье:

Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног.
Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше семисот пронесся, ветер, буря...

Но когда я узнал, что Софья любит другого, то вместо того чтобы добиваться ее взаимности, ссылаясь на давнюю любовь к ней, я стараюсь объяснить Софье ее страшное заблуждение.

Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!
В нем Загорецкий не умрет!
Вы давече его мне исчисляли свойства.
Но многие забыли? — да?

И наконец, поговорив с самим Молчалиным, я убедился, что Софья на многое в жизни смотрит его глазами.

С такими чувствами, с такой душой любим!..

И вот я одинок. Но я освободился от иллюзий по отношению к Софье.

Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.

Я разглядел своих многоликих врагов, еще лучше осознал свои цели.

Я долго путешествовал и думал, что знаю людей, их мысли, их думы. Ан нет...

Мечтанья с глаз долой — и спала пелена.

В кругу Фамусова говорят только о чинах, деньгах, достижениях, осуждают науку:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина...
...Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Женятся по расчету:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячи две родовых —
Тот и жених.
Все это неприемлемо для меня.

Вот поэтому каждое новое лицо, которое появляется в комедии, становится по отношению ко мне во враждебную позицию, и страшно злословят не только те, которые имели прямые столкновения со мной, но и лица, ни разу со мной не говорившие:

Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых...
И мне остается единственное:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Рецензия. Сочинение-эссе интересно по форме — взглядом на Чацкого как бы изнутри. Очень личностное, яркое, взволнованное.

Современное прочтение классики

Новейшие публикации по А. С. Грибоедову

Велагин А. П. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: Прочитаем вместе. — М.: Просвещение, 1991. — С. 24.

Струве П. Б. Лицо и гений Грибоедова // Литература в школе. — 1994. — № 1.

Баженов А. К тайне «горя»: Идеи и образы комедии «Горе от ума» // Литература в школе. — 1996. — № 4, 5.

Ланщиков А. И. «Горе от ума» как зеркало русской жизни // Литература в школе. — 1997. — № 5.

Комедия "Горе от ума", написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней.

Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными. Давайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог - это рьяная защита "века покорности и страха". Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов: "Учились бы, на старших глядя". А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это ярко видно на примере его отзывов о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который "не то на серебре - на золоте едал". Максим Петрович, вельможа времен "матушки Екатерины", является для Фамусова образцом для подражания, потому что "когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб". Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии.

Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня "протекционизмом". Герой комедии признается:

При мне служащие чужие очень редки,

Все больше сестрины, свояченицы детки...

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку.

Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: "Кто беден, тот тебе не пара". Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он "не нынче - завтра генерал".

В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых.

То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба. Главной целью их жизни является карьера, положение в обществе и все, что с этим связано. Они привыкли к "легкому" хлебу, которого добиваются, выслуживаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство, подхалимство. Так, например, Молчалин живет по принципу:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

В лице Молчалина Грибоедов создал выразительный обобщенный образ циника, лишенного нравственных ценностей, который сумеет дойти до "степеней известных". Этот герой к своим достоинствам относит "умеренность и аккуратность", умение промолчать, когда тебя бранят.

Что же касается полковника Скалозуба, то в нем Грибоедов воссоздал тип тупого, самовлюбленного и невежественного героя парадных учений, ярого противника всего нового. Этот "хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки" гоняется за чинами, орденами и богатой невестой.

На мой взгляд, это страшно, когда в обществе есть такие люди, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Из-за того, что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя правда на их стороне. Эти герои Грибоедова составляют ту прослойку общества, которая всегда безропотно выслуживается перед властью, какой

Бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в антидемократическом государстве, в чем убеждает история нашей страны.

Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам "века минувшего". Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению.

Убеждения героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о "Несторе негодяев знатных", обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые "не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели", о тех, "чья чаще гнулась шея".

Он презирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.

Он не принимает "век минувший": "Прямой был век покорности и страха". Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся "вписаться в полк шутов".

Критически относится к засилью иностранцев:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам творческим высоким и прекрасным". Чацкий стремится "служить", а не "прислуживаться", причем служить "делу", а не "лицам".

Чацкий - передовой человек своего времени. Следует отметить, что этот персонаж Грибоедова весьма реалистичен, он живет в настоящем, а его взгляды направлены далеко в будущее. Подобных людей можно отыскать в каждой эпохе, а особенно - на стыке "века минувшего" и "века нынешнего". По этому поводу И. А. Гончаров в своей статье "Мильон терзаний" писал: "При резких переходах из одного века в другой - Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств - все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым..."

Мы видим, что Чацкий - неординарная личность. Он, в отличие от остальных героев комедии, открыто выражает свои мысли, ничего не скрывает. Этот человек прямо говорит о том, что противоречит его взглядам на жизнь, что он не принимает. В наше время таких, как Чацкий, называют "белыми воронами", так как они не такие, как все. Чацкий выделяется своей ярко выраженной индивидуальностью. Именно поэтому он не вписывается в фамусовское общество, которое его не понимает и даже не пытается понять. Напротив, его признают сумасшедшим:

С ума сошел!.. Ей кажется, вот на!

Недаром? Стало быть... с чего б взяла она!

Гончаров в своей статье "Мильон терзаний" писал о "Горе от ума", - что оно "все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности". Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

Ум и дела твои бессмертны в памяти русской.
Н. Чавчавадзе

Малый театр. Гаснет свет. На сцене Виталий Соломин в роли Чацкого. Зал полон. В антракте горячо обсуждаются проблемы, поднятые А. С. Грибоедовым в комедии “Горе от ума”. Девятнадцатый век, а сейчас кончается двадцатый. Но и сегодня “Молчаливы блаженствуют на свете”, а у Чацких “горе от ума”. Почему же бессмертна комедия? Почему пороки не изжиты? Почему и сейчас лучшие умы России готовы воскликнуть: “Карету мне, карету!”? Спектакль окончен, но в памяти еще долго звучат обличительные речи Чацкого, блистательные афоризмы и вспоминаются уроки литературы, на которых мы решали проблемы: “Сломлен ли Чацкий?”, “Чем опасны Молчалины?”, “В чем загадка Софьи?”. Вспоминаются слова Пушкина: “О стихах я не говорю: половина из них войдет в пословицы”.
В небольшой по объему пьесе, где изображен всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы современности: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о преклонении перед всем иностранным. Автор освещает самые важные явления своего времени: борьбу двух жизненных укладов, столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим”. Грибоедов живо нарисовал в своей комедии фамусовскую Москву, негодующе описал пороки общества, столпами которого являются Скалозубы, Хлестовы, Ту-гоуховские и Марьи Алексеевны. В доме Фамусова отношения построены на лжи и лицемерии. Софья искусно прячет от отца свой роман с Молчаливым. Фамусов скрыто ухаживает за Лизой. Основные их занятия - “обеды, ужины и танцы”. В дом, где все пороки завуалированы показной добродетелью, Чацкий врывается вихрем:

Я сорок пять часов, глаз мигом не пршцуря,
Верст больше седьмисот пронесся, - ветер, буря;
И растерялся весь, и падал сколько раз -
И вот за подвиги награда!

Личное и общественное слиты в истории героев, в развитии сюжета “Горе от ума”. Смешные, уродливые явления жизни вызывают у автора осуждение, ошибки любимого героя - сожаление, незримое присутствие автора помогает нам правильно понять и осмыслить суть столкновения героев.
Комедия интересна именно тем, что судьба героев - это часть большой жизни. Конфликт между Чацким и его противниками - это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Эта борьба упорна, длительна.
Близкий автору герой любит, негодует, сомневается, спорит, терпит поражение, но остается непобежденным. Наоборот, отрицательные герои как будто одерживают верх: они остались, Чацкий уехал “вон из Москвы”. Но разве не чувствуется за этой внешней победой страх перед неминуемым поражением в схватке с десятками Чацких:

Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.

Фигура Чацкого - центральная в пьесе, к его речам зритель прислушивается с особенным вниманием. Ведь он говорит то, что автор пьесы хочет сказать своим слушателям. Не случайно Чацкий так наблюдателен и хорошо понимает людей. Возвратившись из дальних странствий, наш герой видит, что в дворянской Москве мало что изменилось:

Дома новы, да предрассудки стары...

Чацкий возвратился на родину полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. “По сей день везде, где требуется обновление, - по словам Гончарова, - возникает тень.
Чацкого”. А я думаю о сегодняшней Москве, о сегодняшней России... Как никогда нам нужно это обновление, нам нужны люди, способные трезво и независимо мыслить, люди, которые видят пороки и противоречия современного общества и хотят бороться с ними. Это современные Чацкие.
А Чацкий Грибоедова - небогатый дворянин, отказавшийся от службы. Почему же он “не служит и в том пользы не находит?”. Он так отвечает на этот вопрос: “Служить бы рад - прислуживаться тошно”. По его мнению, надо служить “делу, ане лицам”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”. Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком:

Но есть ли в нем та страсть, то чувство?
пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем,
И всем его делам Душою - вы, вам угожденье?..
Сам это чувствую...

Личная драма героя, страстность заставляют его с негодованием выступать против московских “тузов”, которые живут “на старших глядя”, ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. Тем и привлекает нас Чацкий, что он не вздыхает, подобно Горичу, не болтает, как Репетилов, а смело бросается в бой за новое с отжившим, старым. И хотя ему приходится идти “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”, не жалость, а восхищение вызывает у меня герой Грибоедова. Ведь как прав был И. А. Гончаров, когда писал в статье “Мильон терзаний”, что фигура Чацкого никогда не состарится, ибо “при резких переходах из одного века в другой - Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств - все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым”...
При каждой схватке нового со старым вспоминаются бессмертные герои комедии Грибоедова. Она заставляет размышлять нас о том, как правильно жить: вмешиваться ли в решение общественных вопросов, терзаться ли общим горем и несправедливостью - или “не сметь свое суждение иметь”. Развиваться, расти - или “твердить одну и ту же песнь”? Как относиться к своему народу, к России? Для меня современный Чацкий воплощен в личности Дмитрия Холодова, борца за правду в наше сложное время. Его решительность, бескомпромиссность заставили многих высокопоставленных чиновников усомниться в своей безнаказанности. Такие люди, как герой Грибоедова, появляются там, где необходимо нравственное очищение общества, где идет борьба с бюрократами и подлецами, равнодушными к судьбе отечества.
Образ Чацкого останется актуальным до тех пор, пока не переведутся вокруг нас Фамусовы, Молчалины, Скалозубы... Изменилась эпоха, ушли в прошлое герои комедии, а фигура Чацкого никогда не состарится, потому что понимать жизнь, как Чацкий, - это счастье, трудное и красивое счастье человека, который не может жить спокойно, не может мириться с тем дурным, что осталось в наши дни. Современные Чацкие не мирятся с несправедливостью, с бесчестием, с безразличием, зовут к милосердию, предупреждают об опасности временщиков в любом деле, стараются сохранить национальную культуру. Они тревожат память, волнуют душу.

Комедия "Горе от ума", написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней.
Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными. Давайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог — это рьяная защита "века покорности и страха". Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов: "Учились бы, на старших глядя". А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это ярко видно на примере его отзывов о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который "не то на серебре — на золоте едал". Максим Петрович, вельможа времен "матушки Екатерины", является для Фамусова образцом для подражания, потому что "когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб". Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии.
Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг:

А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня "протекционизмом". Герой комедии признается:

При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки...
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку.

Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: "Кто беден, тот тебе не пара". Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он "не нынче — завтра генерал".
В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых.
То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба. Главной целью их жизни является карьера, положение в обществе и все, что с этим связано. Они привыкли к "легкому" хлебу, которого добиваются, выслуживаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство, подхалимство. Так, например, Молчалин живет по принципу:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья
--
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

В лице Молчалина Грибоедов создал выразительный обобщенный образ циника, лишенного нравственных ценностей, который сумеет дойти до "степеней известных". Этот герой к своим достоинствам относит "умеренность и аккуратность", умение промолчать, когда тебя бранят.
Что же касается полковника Скалозуба, то в нем Грибоедов воссоздал тип тупого, самовлюбленного и невежественного героя парадных учений, ярого противника всего нового. Этот "хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки" гоняется за чинами, орденами и богатой невестой.
На мой взгляд, это страшно, когда в обществе есть такие люди, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Из-за того, что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя правда на их стороне. Эти герои Грибоедова составляют ту прослойку общества, которая всегда безропотно выслуживается перед властью, какой бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в антидемократическом государстве, в чем убеждает история нашей страны.
Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам "века минувшего". Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению.
Убеждения героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о "Несторе негодяев знатных", обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые "не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели", о тех, "чья чаще гнулась шея".

Он презирает людей, готовых
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.

Он не принимает "век минувший": "Прямой был век покорности и страха". Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся "вписаться в полк шутов".

Критически относится к засилью иностранцев:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам творческим высоким и прекрасным". Чацкий стремится "служить", а не "прислуживаться", причем служить "делу", а не "лицам".
Чацкий — передовой человек своего времени. Следует отметить, что этот персонаж Грибоедова весьма реалистичен, он живет в настоящем, а его взгляды направлены далеко в будущее. Подобных людей можно отыскать в каждой эпохе, а особенно — на стыке "века минувшего" и "века нынешнего". По этому поводу И. А. Гончаров в своей статье "Мильон терзаний" писал: "При резких переходах из одного века в другой — Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым..."
Мы видим, что Чацкий — неординарная личность. Он, в отличие от остальных героев комедии, открыто выражает свои мысли, ничего не скрывает. Этот человек прямо говорит о том, что противоречит его взглядам на жизнь, что он не принимает. В наше время таких, как Чацкий, называют "белыми воронами", так как они не такие, как все. Чацкий выделяется своей ярко выраженной индивидуальностью. Именно поэтому он не вписывается в фамусовское общество, которое его не понимает и даже не пытается понять. Напротив, его признают сумасшедшим:

С ума сошел!.. Ей кажется, вот на!
Недаром? Стало быть... с чего б взяла она!

Гончаров в своей статье "Мильон терзаний" писал о "Горе от ума", — что оно "все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности". Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.