Привороты Заговоры на... Отвороты

К.Г. Паустовский об известных людях. Конспект урока по литературе на тему "К. Паустовский "Телеграмма"" I. Организационное начало

Муниципальное казённое

общеобразовательное учреждение

«Центр образования»

Изобильненского

муниципального района

Ставропольского края

учитель русского языка и литературы

Никитюк Марина Ивановна

Тема урока: «Не забывай о матери своей…»

(по рассказу Паустовского « Телеграмма»)

Форма: модельный урок – размышление.

Метод: проблемный с использованием ИКТ и применением технологии развития критического мышления.
Цель: проанализировать содержание рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Задачи:

учебная: способствовать формированию умения анализировать содержание текста, давать характеристику героям определять тему и идею рассказа, высказывать свое мнение и суждение

развивающая: развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся.

воспитательная: воспитание нравственных качеств (чуткости, сострадания, милосердия).

Ожидаемые результаты.

личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения родителей в жизни человека, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

метапредметные: смысловое чтение; умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной речью и монологической контекстной речью; умение строить логическое рассуждение, умозаключение и умение делать выводы;

предметные: формулирование собственного отношения к рассказу Константина Паустовского «Телеграмма» ; умение пересказывать произведение или его отрывок с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по рассказу «Телеграмма», создавать устные монологические высказывания, вести диалог; написание сочинений на нравственные темы.

Оборудование:
1. Выставка книг Паустовского (подборка из школьной библиотеки):
а) К. Паустовский « Повести», Москва, « Детская литература» 1989 г.
б) « Русская советская проза», Москва, « Русский язык» 1977 г.
в) К. Паустовский « Поэтическое излучение», Москва, «Молодая гвардия» ,1976 г.
г) К. Паустовский « Повести и рассказы», Лениздат, 1979 г.
д) К. Паустовский « Кот-ворюга» , «Детская литература», 1985 г.
е) К. Паустовский « Стальное колечко» , Москва, « Детская литература», 1984 г.
ж) К.Паустовский «Золотая роза», Ставропольское книжное издательство, 1987 г.
2. Учебник 8-го класса сост. Г. И. Беленький

3. Картина Шишкина «Болото. Журавли» .
4. Клип песни Светланы Лазаревой « Мама».

5. Презентация к уроку.
Эпиграф к уроку: «Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение».
Оноре де Бальзак

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

1.Основные этапы жизни и творчества Паустовского.
2. Анализ текста с элементами выборочного комментированного чтения рассказа Паустовского «Телеграмма».

3. Заключительное слово учителя.

4.Домашнее задание.

5.Комментирование оценок учащихся.

Ход урока:

Учитель. Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?

Ответ учащегося: расссказ Александра Грина « Зеленая лампа». Основная мысль рассказа заключается в том, что человеческая жизнь не игрушка и играть ею жестоко, безнравственно.
Учитель. Что было задано на дом?

Ответ учащегося: на дом было задано прочитать рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» .
Учитель . Если Вы внимательно читали рассказы этих двух писателей, Грина и Паустовского, то, наверное, заметили, что их объединяет общая тема - тема нравственности. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока: «Не забывай о матери своей…» (по рассказу Паустовского « Телеграмма») Слайд № 1.

Учитель. Скажите, что такое нравственность?
Ответ учащегося. Слайд № 2.

Учитель. Давайте вспомним, какие произведения Паустовского вы читали?
Ученики: 1) « Скрипучи половцы»
2) «Корзинка с еловыми шишками»
3) «Заячьи лапы»
4) «Кот-ворюга»
5) « Михайловские рощи».
Учитель . Какому поэту Паустовский посвятил рассказ «Михайловские рощи». Слайд № 3.
Ученик. Это произведение Паустовский посвятил А. С. Пушкину. В этом рассказе писатель делится впечатлениями от встречи с внучкой Анны Петровны Керн. Этой женщине Пушкин посвятил следующие строки: « Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное явленье, как гений чистой красоты». Паустовский описывает Тригорский, Михайловский, Петровский парки.
Учитель. Что объединяет все эти произведения Паустовского?
Ученик. Во всех произведениях большое место писатель отводит описанию природы. Слайд № 4.
Учитель. Слайд № 5. Посмотрите на картину Шишкина « Болото. Журавли». Шишкин - мастер кисти, на своем полотне отобразил то, что Паустовский – мастер художественного слова, описывал в своих произведениях. Чтобы понять глубину и красоту произведений писателя, мы познакомимся с его биографией.

Ученица подготовила сообщение о Константине Паустовском.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в 1892 году, в семье железнодорожного служащего. С раннего детства любимой наукой Паустовского была география, его всегда манили путешествия, далекие страны и материки. Он изъездил всю европейскую часть России, был в Средней Азии, в Сибири. В молодости он сменил множество профессий: был водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом, но всегда знал, что жизнь свою посвятит литературе.
Признание пришло в начале 30-х годов, с появлением его повестей «Кара-Бугаз» (1932) , «Колхида»(1934), романа «Романтики» (1935) , в которых писатель показал энтузиазм и романтику повседневного труда, дерзкие планы, направленные в будущее, безграничные возможности созидательной деятельности человека.
Паустовского пишет о творчестве, о труде человека искусства: о художнике Левитане, знакомится с деятелями европейской культуры –Моцартом, Эдгардом По и Мопассаном, Диккенсом и Виктором Гюго. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: повести и рассказы, очерки и статьи, сказки и пьесы. Любимый жанр писателя - короткий рассказ.
Паустовского был писателем, безмерно влюбленным в просторы родной земли, её людей, скромных, незаметных, открытых всему прекрасному, этим героям он отдавал все свое сердце. Константин Паустовского блестящий знаток русского языка, прекрасный стилист.
В послевоенные годы Паустовского работал над большой автобиографической эпопей «Повесть о жизни» (1945-1963 г.), состоящей из шести частей. Это волнующая повесть о жизни и судьбе человека, мечтающего стать писателем, это литературный документ времени, где отразилась жизнь России первых десятилетий ХХ века, ее исторических событий – Октябрьской революции и гражданской войны.

Умер Константин Георгиевич Паустовский в Москве с 1968 году.

Списать со слайда № 6 в тетрадь:

Основные вехи биографии Константина Паустовского:
1) Паустовский родился в 1982 году в Москве.
2) Любимой наукой с детства была география.

3) Он сменил множество профессий, но всегда знал, что жизнь свою посвятит литературе.
4) Признание пришло в начале 30-х годов:
повести «Кара-Бугаз» (1932г.), «Колхида»(1934г.), роман «Романтики» (1935г.)

5) Любимый жанр писателя - короткий рассказ.
6) Константин Паустовский блестящий знаток русского языка, прекрасный стилист.
5) Умер в 1968 году.
Учитель. В своем творчестве Паустовский стремился к прекрасному не только в описаниях природы, отвлеченных образах, он находил людей с высокими нравственными ценностями. У каждого в жизни есть самый дорогой человек, которому мы обязаны своим появлением на этот свет, заботой о нас. Этот человек родной и близкий переживает, беспокоится о нас, радуется нашим успехам. Это - мама. А всегда ли мы с пониманием относимся к ней. Рассказ Константина Паустовского, который вы читали дома, называется «Телеграмма». Это произведение о материнской любви и неблагодарности, чёрствости душевной самого дорого существа для матери её дочери.
Работа с текстом.
Учитель. Прочитайте, пожалуйста, начало рассказа. Какое время года описывает автор? Слайд № 7.
- Автор описывает сентябрь. Это осень.
Учитель . К какой героине подходит это описание природы? Почему?
- Катерине Петровне. Осенью все отмирает. Все доцветал и не мог доцвести и осыпаться один только маленький подсолнечник. Катерина Петровна доживала свой век. Обратите внимания не жила, а именно доживала.
Учитель . Где происходит действие? Слайд № 8.
- В деревеньке, которая называлась Заборье.
Учитель . С кем живет Катерина Петровна? Слайд № 9.
- Она живет одна.
Учитель . С кем общается Катерина Петровна?
- Манюшка, дочь соседа, девочка, прибегавшая каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар.
Сторож при пожарном сарае Тихон. Он помогает Катерине Петровне по хозяйству: рубит в саду засохшие деревья, пилит их, колит дрова.
Учитель. Автор описывает простых русский людей, имена которых знает только их близкое окружение. Это не Чайковский, не Григ, не Пушкин. Но эти люди так добры и душевно красивы, что не сказать о них нельзя.
Учитель . Найдите слова в тексте, которые подтверждают одиночество Катерины Петровны?
- 1. Не было никого, с кем можно было поговорить о картинах, о петербургской жизни.
2. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.
3. Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил.
Учитель . Есть ли у Катерины Петровны близкий ей по крови человек?
- Дочь Настя, которая жила в Ленинграде.
Учитель . Найдите в тексте и прочитайте, что в жизни радует Катерину Петровну?
- Катерину Петровну радуют не деньги, которые она получала от дочери. Ей нравилось касаться их руками, она, видимо, думала, что их трогала дочь. Это ниточка, связывающая с дочерью.
Учитель. Почему Катерина Петровна идет ночью к заколоченной калитке?
- Калитка была заколочена несколько лет, и старушка подумала, что дочь могла и не знать об этом и стучать.
Учитель. Почему автор употребляет выражения « позабытые звезды»?
- Автор употребил слово « позабытые», чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы «позабыли».
Учитель. С чем автор сравнивает жизнь Катерины Петровны? Слайд № 10.
- Жизнь Катерины Петровны автор сравнивает с жизнью клёна. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видна неустроенность, одиночество:

« Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Героине тоже некуда идти, ведь ее тоже никто не ждет, она просто доживает.

Учитель. Именно после этой «встречи» с кленом она решается написать письмо дочери.
Слайд № 11. Читаем письмо. «Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна, - зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет - совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело, вся наша жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». Учитель. Удивило ли что-то в письме?
- Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти « зиму эту я не переживу» , «смерть забыла ко мне дорогу». А еще удивило то, что в таком коротком письме она пишет об окружающий природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках, а Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.
Учитель. Какой герой и каким способом пытается скрасить последние минуты Катерина Петровна?
- Сторож Тихон, пожалев Катерину Петровну дает телеграмму Насте, написав самое главное: « Катя помирает» , а потом, не дождавшись ответа, совершает, наверно, единственный раз в своей жизни, подлог: приносит умирающей женщине телеграмму от дочери.
Учитель. Почему Катерина Петровна догадалась об обмане?
- Её образованная, начитанная дочь не могла так написать: дожидайтесь,
так обычно пишут старые люди: остаюсь всегда любящей…
Учитель. Дождалась ли Катерина Петровна свою дочь?

Дочь Настю Катерина Петровна так и не дождалась.

Учитель. Где жила и работала Настя?

Настя жила в Ленинграде, работала секретарём в Союзе художников.

Учитель. Как Настя поступила с письмом?

Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, - решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет – значит жива.

Художники звали её Солвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Глаза – зеркало человеческой души. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце. Запишите значение имени в тетрадь. Словарь: значение имени Солвейг (древнескандинавское) можно трактовать двояко: «сильный дом» (в переносном смысле – «хорошая хозяйка дома») или «очень солнечная», «с волосами ярко-золотого, солнечного цвета».

Учитель. Кому пыталась помочь Настя?

Настя помогала скульптуру Тимофееву организовать выставку. Но не последнюю роль здесь сыграло то обстоятельство, что Тимофеев был очень талантлив. Настя поняла это. Он и сам со временем пробился бы.

Учитель. Как оценил деятельность Насти седой художник?

Он поблагодарил её за то, что она извлекла Тимофеева на свет божий.

Учитель. В это время Настя получила телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Какова реакция Насти на эту телеграмму?

Казалось надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. Настя скомкала телеграмму и нахмурилась.

Учитель. О чём в это время говорили с кафедры?

- «Забота о человеке становилась той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать…Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семёновне».

Учитель. Можно быть хорошим специалистом, но стать человеком добрым, отзывчивым куда сложнее. В нашей школе под руководством прекрасных мастеров Вы можете вырасти отличными специалистами, но вырасти человеком добрым, честным Вам никто не поможет. Вы должны сами работать над своими личностными качествами.

Вопрос. Кто выступает в роли судьи?

Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь; он выступает в роли судьи.

«Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх ты!». Слайд № 13.

Учитель. Какие изменения происходят в поведении героини, понявшей, что мать умирает?

Она как бы по – новому читает слова матери ненаглядная моя и вдруг ясно понимает: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет родней!» Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что «никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести». Действительно, мать могла успокоить Настю, простить её, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придётся испытывать это чувство вины. Кстати, в народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.

Учитель. Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле.

Учитель. К. Паустовский, осуждая Настю, все же верит в ее искреннее раскаяние и исправление. Неслучайно значение имени «Настя» - воскрешающая. «Воскресить» - восстановить, возродить утраченное, забытое. Наверное, недаром это имя дал своей героине писатель. Только мать смогла бы облегчить её страдания. Слайд № 14. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение». Оноре де Бальзак. Слова великого писателя ещё раз подтверждают ту мысль, к которой мы пришли в процессе нашей беседы.

Учитель. Как Вы думаете, почему в конце рассказа автор показал молодую учительницу?

Этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.

Учитель. Почему учительница пошла за гробом, поцеловала «высохшую жёлтую руку» покойной?

Она поняла, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Молоденькая учительница понимает, что мать – это самое главное в жизни человека. Может быть это поможет ей воспитывать своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.

Учитель. Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую телеграмму имел в виду автор К. Паустовский и почему?

Вторую, потому что Тихон в отличие от Насти проявил настоящую чуткость, заботу, милосердие и преподнёс урок нравственности девочке: «Эх горе, её горькое, страдание неписаное. А ты смотри, дура, - сказал он сердито Манюшке, - за добро плати добром, не будь пустельгой ». Слайд 15. Такой «пустельгой» оказалась Настя. Запишите значение слова пустельга в тетрадь (словарная работа).

Учитель. Как Вы оцениваете поведение Насти?

Учитель. Очень жаль, что в сутолоке жизни и спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы хотелось, чтобы Вы тихим вечером посмотрели пристально на своих родителей, постарались понять их, вовремя сказать доброе слово. На добрых людях всё и держиться. Давайте послушаем песню в исполнении Светланы Лазаревой «Мама» и подумаем каждый о своём, о сокровенном.

Просмотр клипа (Светлана Лазарева «Мама»).

Работа с книжной выставкой.

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на книги Константина Паустовского. Это лишь маленькая часть всех изданий этого писателя. В книге «Золотая роза» есть рассказ, который называется «Зарубка на сердце». В этом рассказе К. Паустовский описывает события, имевшие место в его жизни. Писатель жил как – то в деревне, у одинокой женщины Катерины Ивановны. У хозяйки была дочь Настя, но она не навещала мать. Так и умерла старушка не повидав своей дочери.

Ученик читает наизусть стихотворение Ирины Самариной «Не забывай о матери своей». Слайд 16.

Не забывай о матери своей…

Нет ничего важней её здоровья…

И одари бесценною любовью,

Ведь нет и нас без наших матерей.

Не нужно о работе и делах

Поспешно ей твердить по телефону…

Она одна из сотен миллионов

Заметит грусти тень в твоих глазах…

Она в окошко смотрит каждый день, Слайд № 17.

С улыбкой грустной снова вспоминает,

Как ночью тихо песню напевает,

Качая осторожно колыбель…

Она молила Бога о тебе,

Под сердцем девять месяцев носила.

Она тебя ни разу не винила,

Что ей минутки нет в твоей судьбе…

Остановись, задумайся, пойми,

Что мама будет жить, увы, не вечно…

И не звонить, не ехать – бессердечно…

Ведь нас учили мамы быть людьми…

И чтоб потом над каменной плитой Слайд № 18.

Рыдая, не вымаливать прощенья,

Ты встреться с мамой в это воскресенье,

Его не жаль для матери родной…

У глаз её морщинки всё видней,

Но от улыбки так на сердце сладко…

Ей знать бы, что с тобою всё в порядке…

Не забывай о матери своей…

Заключительное слово учителя. Давайте вовремя начнём ценить наших родителей. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Ги де Мопассан). Когда вы сами станете матерью или отцом, ваши глаза откроются. Вы поймете, что родители сделали для вас, но уже будет поздно. Вы начнёте удивляться, как можно было со всем этим справляться, но уже не к кому будет обратиться. Когда вы будете достаточно зарабатывать, вы будете готовы одарить родителей всеми благами, купить квартиру, машину, всё необходимое – но благодарить уже будет некого. Успейте сказать спасибо родителям своими делами и заботой! Сейчас. Пока у вас есть шанс, возможность отблагодарить маму или отца. Как сказал В. Г. Белинский «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое».

Слайд № 19.

Домашнее задание. Сочинение «Мои самые близкие люди»

Прежде, чем приступить к этой работе, подумайте, кто для Вас является самыми близкими людьми.

Разделы: Литература

Цели урока:

  • знакомство учащихся с произведением К.Г.Паустовского,
  • развитие умения читательского мастерства,
  • воспитание бережного и благодарного отношения к своим родителям.

Оформление: На доске: тема урока, репродукция картины А.Шилова “Мать”, содержание телеграмм, два эпиграфа:

1.“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький

2. Страницу и огонь,
Зерно и жернова,
Секиры остриё и усечённый волос –
Бог сохраняет всё,
Особенно слова
Прощенья и любви,
Как собственный свой голос.

В.Брюсов

Оборудование:

  • Магнитофон.
  • Записи “Времена года. Октябрь” П.И.Чайковского
  • “Песня о матери” в исполнении ансамбля “Белый день”.

Урок построен по технологии встречных усилий.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало

– Здравствуйте, ребята!

Сегодня встретились мы в первый раз,
Но от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья,
И как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдёмся в мненьях
И вместе проведём урок.

II. Мотивация (эмоциональная)

Учитель. Когда называешь имя К.Г.Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой, о которой Н.Рыленков написал:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно…

– Вот так и Паустовский всмотрелся, вслушался, а потом сказал: “Она завладела мной навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые близкие люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”. И может стоит поучиться у писателя великому умению – остановиться и внимательно всмотреться и увидеть то, что нас окружает, и тех, кто живёт рядом с нами.

III. Подготовительный

– Сегодня мы начнём очень серьёзный разговор, в центре которого будет одно произведение К.Г.Паустовского. И называется оно?

– Телеграмма.

– Мы с вами читаем печальную историю о матери, напрасно ожидающей приезда своей дочери. Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы?

– Когда нужно сообщить что-то срочное.
– Когда стряслась беда.
– Когда у человека радость.

– А сколько было телеграмм послано в рассказе?

– Куда, кому и кем они были отправлены?

На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.

1 – дочери Насте в Ленинград: Катя умирает. Тихон.

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.

– Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти. Исходя из нашего разговора, определите тему рассказа.

– Взаимоотношения родителей и детей.

– Действительно, рассказ Паустовского затрагивает одну из важнейших проблем - отношения детей и родителей.

– Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

IV. Вызов

– Определите композицию рассказа. Сколько бы основных частей вы выделили? Почему?

Дети определяют 4 части, составляют план из кульминационных фраз каждой части и записывают его:

1. Мать. “Эх, горе её горькое, страданье неписаное!”

2. Дочь. “Эх ты, сорока!”

3. Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

4. Раскаяние. “Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять непоправимой вины, невыносимой тяжести”.

На протяжение всего урока учащиеся работают над планом, его цитатным оформлением. Задача учителя – направлять и корректировать их работу.

V. Сотворчество

– Сегодня нас ждёт большая и интересная работа творческого плана. Мы пишем с вами синквейн – пока только 4 части, для этого нужно быть очень внимательным слушателем и читателем. Расскажите об обитательнице старого дома. Что задело, затронуло вас в судьбе этой женщины?

Дети отвечают.

– Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский?

– Описание пейзажа, интерьера.

Идёт исследовательская работа с чтением фрагментов рассказа. Картина осеннего пейзажа. Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”.

– Холодная осень, назойливо сыпался дождь, тащились, цеплялись рыхлые тучи. Маленький подсолнечник всё доцветал и не мог доцвесть. Продолжите фразу: “Как доцветал маленький подсолнечник, так и ….”.

Вывод: пейзаж печален, когда печален человек.

Описание интерьера: цвет жёлтый, сумрачный, есть серый. Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности.

– Какой вы увидели Катерину Петровну? Докажите текстуально.

Дети дают словесный портрет: “Она маленькая, сгорбленная, молчаливая, терпеливая, тактичная, великодушная, беспомощная, безмерно любящая свою дочь”. Доказывают, цитируя текст.

– Какие моменты вас особенно затронули?

– Этот момент отражён в иллюстрации учебника. Катерина Петровна осторожно перебирает пухлый бумажник. Её дорого всё, что связано с дочерью, она боится спугнуть запах духов дочери.

– Какими словами вы бы определили душевное состояние Катерины Петровны?

– Надежда, разочарование, осознание одиночества, душевная боль.

– Занесите эти слова в синквейн. Прочитайте отрывок 1 абзац стр. 314.

– Почему впервые за последний год она решилась выйти из дома?

– Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны?

– Она сочувствует звёздам, старому клёну, жалеет их. Время изменило и сад, о нём тоже мало заботятся.

– В своей книге “Золотая роза” в разделе “Зарубки на сердце” Паустовский писал: “Все обстоятельства, все подробности деревенского дома и осени, всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Петровны, с той тяжёлой душевной драмой, какую она переживала в последние свои дни”. Найдите это соответствие.

– Как передал писатель угасающую надежду старой женщины на то, что дочь приедет?

– Что поняла Катерина Петровна?

– Дни её сочтены, она умирает. И тогда она написала письмо.

Учитель читает письмо наизусть.

– Что вас затронуло в этом письме?

– О смерти она сказала очень просто, и думает она о саде.

– Действительно, Катерина Петровна и окружающий её мир – это одно целое, это всё родная земля, на которую, в конце концов, её опустили.

Чтение эпизода похорон, стр. 321.

– Каким стал пейзаж?

– Светлым, весёлым.

– Почему весёлым?

– Кончились её мучения, её одиночество, боль, успокоилась её страдающая душа. Смерть – избавление от страдания.

Продолжение работы над планом и синквейном. Слова Тихона заносятся в план и как кульминационная фраза в синквейн.

– Расскажите, пожалуйста, о дочери. Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не даёт описания природы?

– Она недобрый, чёрствый человек. Такие люди не замечают природы.

– В Ленинграде много садов, парков, но Насте некогда было всё это видеть, она много работала.

– Холодные глаза.

– Почему художники прозвали её Сольвейг? Согласны ли вы с этим?

Слово учителя: Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, а глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.
Давайте остановимся на моменте, когда Настя получила письмо от матери. Что она с ним сделала?

– Она положила его в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива.

– А когда получила телеграмму? Почему Настя не открыла старому художнику правду?

– Спокойна. Она даже не поняла, о какой Кате идёт речь.

– Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.

– Неприятное известие. Это нарушило её планы.

– Считаете ли вы, что такие взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?

– Конечно, нет.

– Да, такая жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью – такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна. Но когда-нибудь приходит прозрение. Приходит оно и к Насте. С чего оно началось?

– Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил её.

– Почему именно Гоголь?

– Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. “А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя. – Эх ты, сорока!”
И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта её ненастоящая, показная. Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь: “Эх ты!”

– Что стоит за этим “эх ты!”?

– Презрение, укоризна.

– И всё-таки душа Насти не очерствела до конца. Будь так, она бы не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.

– Какой мы видим Настю после смерти матери? Чтение отрывка стр. 318 со слов “Валил водянистый снег…”.

– Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.

Чтение эпилога стр. 322.

– Как вы думаете, эта часть важна? Докажите свою мысль.

– Холод души растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого – “воскресшая”. Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. Только мать смогла бы облегчить её страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям, в отличие от последних.

– Какие поговорки и пословицы о матери вы нашли?

Дети зачитывают пословицы и поговорки.

– Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы тихим вечером пристально посмотрели на маму, постарались понять её, вовремя сказать доброе слово, пока не стало поздно.

Идёт работа над эпиграфом и репродукцией картины.
Звучит песня.
Дети продолжают работать над синквейном (кроме последней части – эмоциональное отношение). Эта часть даётся на дом в качестве одного из домашних заданий.

Ученики зачитывают свои работы.

VI. Рефлексия

– Ваши впечатления от рассказа?

– Зарубки на сердце. Что это такое?

– Это след в душе, чаще всего болезненный, неизгладимый.

– У вас остались зарубки?

– Актуальна ли проблема, поднимаемая писателем?

– Прослушиваем песню о матери, исполняемую группой “Белый день”.

Читаю своё стихотворение, написанное под впечатлением рассказа:

Засыпает белым снегом
Твой последний путь.
Ничего уже, родная, не вернуть.

Тебя нет, и в старом доме
Стынет тишина.
Посреди вещей музейных
Боль одна.

Боль страданья, ожиданья
Доченьки своей,
Той, которая отрада,
Свет твоих очей,
Но не шлёт из Ленинграда
Доченька вестей.

Ненаглядная забыла,
Что пришла пора,
И уже не скажет мама:
“Доченька моя”.

Ветки, зябкие от жалости,
Стучат глухо в ночь.
Ты прости её, пожалуйста,
Свою дочь.

VII. Домашнее задание

– “Настя вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка”. Права ли Настя, думая так?
О людях, по-настоящему добрых, пойдёт у вас речь на втором уроке.
Благодарю детей за урок и читаю своё небольшое стихотворение:

Хоть наша встреча была недолгой,
Увидела: в вас равнодушных нет.
Желаю вам добра, любви и чувство долга –
Душа по капле собирает свет.

Урок нравственности

по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

« Нет никого ближе и роднее матери»

Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет,

И долголетен будеше

на земле.

(пятая заповедь Божья)

Есть на свете удивительное существо,перед

Которым мы в вечном долгу

М.Горький

Цели урока:

Метапредметные:

1.Формирование представлений о нравственности: добре,чуткости, отзывчивости, милосердии.

2.Раскрытие духовно-нравственных ценностей,по которым живут герои.

Обучающие:

Формировать:

1.навыки самостоятельного анализа текста;

2.умение высказывать свое отношение к прочитанному;

3.умение выделять наиболее важные качества в человеке

4.способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.

Воспитательные:

1.Учить заботиться о тех,кто дорог

2.Формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми.

Вступительное слово учителя.

Ребята,сегодня у нас необычный урок - урок нравственности по рассказу Г.К. Паустовского «Телеграмма», с которым вы дома познакомились. Надеюсь, внимательно читали. А что же обозначает слово «нравственность»? Давайте обратимся к толковым словарям В. Даля и Ожегова.(учащиеся находят значение слова)

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определённые этими качествами.(Ожегов )

Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность?

(Доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость ).

Вспомните произведение, изучая которые мы обращались к этим нравственным категориям. (« Лапти» И. Бунина, «Уроки французского» В. Распутина, «Юшка» А. Платонова )

Что общего между этими рассказами? (Они заставляют задуматься о доброте, чуткости, о любви к близким, учат быть неравнодушными)

А о чём рассказ «Телеграмма» К. Паустовского?Какие проблемы затрагивает автор?(отношение детей к родителям, чуткости, милосердия )

Тему нашего урока я обозначила словами «Нет никого ближе и роднее матери».

Кто из героев и когда произносит эти слова? (Настя, когда узнает, что мать умирает )

Скажите, а что такое «телеграмма»? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент. Что бы вы испытали в подобной ситуации? (Когда не ждёшь никаких вестей, то первое чувство - тревога, беспокойство)

Ребята, а как название рассказа отражено в содержании? (в рассказе было две телеграммы )

А выполнили они своё предназначение? (одна опоздала, другой не поверили )

Так стоило их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое?, говорит о другой тревожной вести?(возможно, название символично)А может быть, телеграмма адресована нам?(автор обращается к нам этим рассказом ).

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами постараемся ответить на проблемный вопрос:

«Что вы услышали в телеграмме от Паустовского?»

Назовите, пожалуйста, героев рассказа.(Катерина Петровна,Настя,Тихон,Манюшка )

Чтобы понять,какой урок нравственности преподносит нам Паустовский,я предлагаю вам проанализировать систему образов произведения, работая в группах.Каждая из 4-х групп получит свой образ и задание.Во время работы на лист записываете качества характера героя.

(Задание на слайде и раздается детям по группам) . Подготовить связный рассказ с текстовым подтверждением об одном из героев. Объяснить его поступки и постараться увидеть, с помощью каких средств художественной выразительности показано отношение героя к Катерине Петровне, оказавшейся перед лицом смерти.

Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

Знаете, И.А.Бунин говорил, что проза обладает такой же мелодией как и стихи, музыка. Я предлагаю работать под музыку П.И.Чайковского»Октябрь» и обратить внимание на тональность музыки и пейзажа в произведении.(звучит музыка)

Аналитическая беседа по образу Катерины Петровны. Группа 1.

Ребята что задело, тронуло вас в судьбе этой женщины ? "Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?

- Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.

Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину:

Спутанная трава в саду полегла..." (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) "Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи" (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). "Из них назойливо сыпался дождь" (не лил, а сыпался -" дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо).

Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.

Попытаемся передать душевное состояние героини:

(одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери ).

В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна?(Чтение со слов "Как-то в конце октября…" до "… побрела в дом").

Метафора в предложении "Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю". автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы "позабыли", и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: "Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи". Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает) .

Страдает человек,и природа у Паустовского "сочувствует" ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.

(Учащиеся читают письмо (слайд) : "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень".

А что-то удивило в письме?

Никакой радости, только одиночество. Причитание (в конце) бабки Матрёны говорят «такая задушевна, сердечна, и одинокая» и как укор звучат её слова Насте «видно высоко залетела»

Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никако дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу").

А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.

Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны.Она и окружающий ее мир - единое целое.А что обозначает ее имя?

Катерина (греч.)-чистая,непорочная.Именно такой представляем ее (слайд)

Спасибо. Вы очень подробно раскрыли образ Катерины Петровны.

Аналитическая беседа по образу Насти. Группа 2.

Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?

Настя - единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад..

Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет - значит жива).

- Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.

Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза - о жестоком сердце ).

Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать.

Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку .

Выставка удалась? Чья это заслуга?

Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку , незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).

Очень странно,что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника. Паустовский использует прием контраста в изображении характера Насти, показывает несоответствие ее поступков и похвалы.(зачитать)

Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А в это время в Заборье умирала мать.

Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?

Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой.

Кто словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”).

Я понимаю: она совершила предательство, и оценку ее поступкам дает Гоголь.Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее за тщеславие и эгоизм.

Почувствовала ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.

(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию - лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала ).

Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать.

Найдите по толковым словарям,что означает слово «совесть»?(Чувство моральной ответственности за свое поведение)

- Имя «Настя»(греч.)-воскрешающая,поэтому хочется верить,что она изменится .

Действительно,мать могла бы успокоить,простить,но ее нет,и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины.Оказывается,что к тому,кто был и,кажется,всегда будет,можно не успеть,не сказать самое главное.

Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (пятую )

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти?(приколоть на доску)(Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта, тщеславие,фальшивость.)

Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?

Аналитическая беседа по образу Тихона. Группа 3.

- Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность, чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати добром.» ". Что значит "пустельгой?(на слайде)

Пустельга - 1. Хищная птица из семейства соколиных.

2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

Сторож Тихон помогает старой женщине:рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).

Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь. Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона?(на доске прикалывают лист с качествами характера Тихона)

Аналитическая беседа по образу Манюшки. Группа 4.

Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место,которое должна занимать дочь Настя.

Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать

Девочка окружает одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки в большей степени,чем у дочери.

- Меня до глубины души тронул эпизод,когда Манюшка относила письмо на почту(зачитывает) «Жестяная пустота» в почтовом ящике имеет многозначительный смысл: такая же пустота на душе у Катерины Петровны.Очень жаль девочке эту старую одинокую женщину,Она напугана смертью, трясется,но на похоронах несет крышку гроба,

Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне?(Тихон и Манюшка ) (Читаем на доке слова-характеристики каждого из героев) .Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.А что же родная дочь?(Она забыла о матери )

Да,никакие поступки не могут оправдать дочь, если она забыла о родной матери.

А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы?

Я думаю, что этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.

Мне кажется, что сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.

А почему она сделала это?

Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.

Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.

Писатель как бы предупреждает эту учительницу: будь внимательна к своей матери .

И, я уверена, что от нас с вами тоже зависит, чтобы таких Катерин на Земле стало меньше. У вас есть тоже бабушки, прабабушки, дедушки. А как часто вы звоните им, коротаете вечера за чашкой чая, посвящаете свое время им, тем, кто дарил и дарит вам свою любовь просто за то, что вы есть, за то, что вы родные им люди?

Давайте вернемся к схемам, на которых вы разместили слова, обозначающие общечеловеческие ценности в каждом герое. И может быть, Паустовский смог помочь нам заглянуть в самих себя, и что-то в вашем миропонимании, мироощущении изменилось? Попробуйте еще раз определить место перечисленных ценностей в вашей жизни. А кому же автор посылает телеграмму? Что вы услышали в ней? На уровне рефлексии мы попробуем ответить на проблемный вопрос нашего урока.

Рефлексия

Урок помог задуматься…

(о том, как страшно потерять маму;

Об одиночестве, доброте и милосердии

О человечности, об отношении к маме

О моих родных

О том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм

Почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме .)

Что я услышал(а) в телеграмме Паустовского?

- (нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя

Нужно заботиться о маме

Я многого не знаю, но я никогда не поступлю так, как Настя

Старые люди нуждаются в нашей поддержке

Я очень люблю свою маму и боюсь её потерять

Нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно

Я никогда не стану «сорокой» и «пустельгой »)

Какую телеграмму написали бы вы Насте?(учащиеся пишут на бланках телеграммы Насте)

(-Настя, желаю тебе обрести человечность.

Настя, одумайся! Нельзя так поступать! Ведь мама у тебя одна!

Настя, желаю, чтоб душа твоя оттаяла.

Эх ты, сорока. Мне тебя жаль.

Настя, поздно ты поняла свою ошибку. Не дай бог, чтобы с тобой произошло то же самое.

- Пустельга. То, что совершила ты - неисправимо .

А сейчас послушайте напутствие:

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же - минёт час: ты старцем будешь сам,

Смотри же, не нарушай священного уклада.

(Из книги “В мире мудрых мыслей Хиероу


Подписи к слайдам:

по рассказу К.Паустовского "ТЕЛЕГРАММА" Урок Нравственности.

Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках. Аристотель Нравственность - это разум сердца. Г.Гейне

Задание группам. Подготовить связный рассказ с текстовым подтверждением об одном из героев. Объяснить его поступки и постараться увидеть, с помощью каких средств художественной выразительности показано отношение героя к Катерине Петровне, оказавшейся перед лицом смерти. Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

Такой мы представляем Катерину Петровну, героиню рассказа «Телеграмма».

Письмо Катерины Петровны дочери: « Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»

Любили тебя без особых причин За то, что ты – внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. В.Берестов.

Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных; 2. Легкомысленный пустой человек (разг.)

Рефлексия Урок помог задуматься… Я понял… В телеграмме от Паустовского я услышал…

Не забывай о том, что мать вспомнила нас, Отец же воспитал родное чадо Поэтому страшись в беспечности своей В их старые сердца пролить хоть каплю яда, К тому же - минет час: ты старцем будешь сам, Смотри ж, не нарушай священного уклада. (из книги «В мире мудрых мыслей» Н.Хиероу.) Напутствие.

Домашнее задание: написать письмо – покаяние своей маме (принести в конверте)


Урок литературы

в 8 классе

ТЕМА: «К. Г. Паустовский « Телеграмма».

Отношение Насти к матери.

Смысл названия рассказа.»

(2- ой урок)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: беседа, словарная работа, чтение и анализ прочитанного.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Паустовского, музыкальная композиция- запись

песни «Мама» в исполнении Лазаревой(слова – МартыненкоТ., музыка – Розанов А.), карточки с индивидуальным заданием для проверки домашнего задания.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ - Евдокимова Ирина

Николаевна

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Работа по составлению портрета Насти
  4. Обсуждение смысла названия рассказа
  5. Заключительное слово (наставление) учителя
  6. Домашнее задание

СЛОВАРЬ:

Пустельга - 1.Хищная птица из семейства соколиных.

2. Легкомыслинный, пустой человек (разг.)

ЭПИГРАФ УРОКА:

За добро плати добром, не будь пустельгой.

К.Г. Паустовский

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие

Посадка

Проверка готовности к уроку

  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
  1. Беседа по прочитанному

Каково ваше впечатление о рассказе «Телеграмма» Паустовского?

О чём этот рассказ ? (Основная тема - взаимоотношения родителей и детей. Вопрос Ти хона о Насте - завязка. Также в рассказе речь идет о милосердии, об от ветственности человека за свои поступки.)

Определить, как построен рассказ, выделить 3 основные части и озаглавить каждую.

  1. часть - Мать.
  2. часть - Дочь.
  3. часть - Телеграмма.

Последняя (4 часть) в композиционном плане играет роль эпило га. Основные действие уже закончено: мать умерла и похоронена по сторонними людьми, односельчанами; дочь не успела не только уви деться с ней, но и на похороны. Но автор оставляет надежду на то, что холод души ее растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это то же «зарубка на сердце».

восприятию произведения, создает тональность повествования.)

(Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже омерт вении природы: октябрь - «на редкость холодный», ветлы - «облетев шие», трава - «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение (тучи «тащились», «цеплялись», «даже сыпались назойливо».), и вечно будет длится этот нагоняющий тоску осенний месяц)

  1. Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? Восстановите прошлое героини. (Прошлое - в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Это была счастливая и насыщенная событиями жизнь, отсвет ее в эскизе к «Неизвестной» Крамского (подарок самого автора отцу героини). Кате рина Петровна живет воспоминаниями, они бы могли скрасить ее одино чество. Но и они тускнеют, как «потускнели от времени» картины на стенах. Автор своим подтекстом подчеркивает, что «сумрачно» не толь ко в опустевших комнатах, но и в душе героини.)

- Как вы считаете, были ли у Насти серьезные причины, чтобы не
приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна
оправдать дочь? Найдите строчки в тексте.

(«Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие пи сем, и нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как бережно перебирает Катерина Петровна принесенные почтарем деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных ду хов, помнят тепло ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери ге роини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катери не Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.)

  1. Самостоятельная работа по карточкам

Карточка №1

  1. Каков жанр этого произведения?
  2. Почему Тихон солгал Катерине Петровне?

« Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота».

Карточка №2

  1. Какова композиция рассказа «Телеграмма»?
  2. Почему Катерина Петровна пытается оправдать свою дочь?
  3. Какой многоязычный смысл заключён в данном выражении?

« Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».

Карточка №3

  1. Какую роль играют в рассказе Манюшка, Тихон, молоденькая учительница?
  2. Какой многоязычный смысл заключён в данном выражении?

«Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой - хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

Карточка №4

  1. Для чего хранит Катерина Петровна «сморщенные перчатки,
    страусовые перья, стеклярскую черную шляпу», а потом дарит их
    Маняше?
  2. Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?
  3. РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПОРТРЕТА НАСТИ
  1. Слово учителя

Во II части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в иной мир - мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Композиционный переход оправдан и внешним (письмо отправлено - естественно рассказать о том, как девушка его получила), и внутренним сцеплением событий: нам давно уже хочется узнать, что же это за бессердечная Настя.

Обратимся к образу Насти.

Что в ее внешнем облике подчеркивает автор?

(«Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг - в переводе означает «Солнечный путь. Но авторское оп ределение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза- зеркало души человека. Что-то подобного мы и ожидали.)

  1. Анализ эпизодов, изображающих отношения Насти к художникам,
    а) Настя в мастерской Тимофеева.

Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?

(Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрас ным. Героиня потрясена. «Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый человек. Настя видела, как на виске его бьется тонкая склеро тическая жилка», «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх ты, сорока», В душе героини происходит внезапный перелом в психологическом состоянии. Отступило суетное, сиюминутное - осталось главное: мать и ее одиночество.)

Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и ис торией жизни Катерины Петровны?

(И молодой талантливый художник, и старая женщина пережива ют душевную драму, причина которой - человеческое равнодушие и непо нимание.)

- Случайна ли цифра 3 во фразе, вложенной автором в уста Тимо феева: «Ночи не спишь!.. Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся?».

(3 года страдает от одиночества Катерина Петровна, три года про водит в творческих муках и безвестности Тимофеев, и эти же 3 года жи вет вдали от матери Настя, живет, по ее словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо».)

Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно («будем драться») помогает скульптуру Тимофееву? Она, по вашему мне нию, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием
к матери?

б) Выставка Тимофеева.

Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза Художников.

Бездушна ли, по-вашему, Настя?

(Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки.)

- Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темы Настиной

жизни.

(«Горячилась, доказывала», хлопотала, ссорилась и мирилась с неу живчивым скульптором, «приходила в отчаяние». Неужели это самая Настя, которая могла за три года не написать матери ни одного письма? Сколько душевных сил потратила.)

Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая
всяких оценок.

(«Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!». «Она подумала о переполненных поездах, пересадка на узкоколейку, тряской телеге, засо хшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашен ной скуке сельских дней».)

Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения передает неежелание ехать. Даже упоминание о материнских слезах - «неизбеж ных» - выдает Настино раздражение. Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.

  1. Расположите эпизоды, рассказывающие о выставке Тимофеева.
  1. Обсуждение выставки, где звучат похвалы Тимофееву и Насте.
  2. Появление Даши с телеграммой,
  3. Выступление Першина.

Как Настя принимает телеграмму?
(Спокойно. Она даже не поняла, о какой Насте речь.)

  1. Почему Настя не открыла старому художнику правду?

(Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она на слаждается похвалой, у нее умирает мать.)

- Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?

(Неприятное известие, не вовремя, это нарушило ее планы.)

  1. Чтение и анализ эпизода «Настя под «хмурым небом».

Этот внутренний монолог героини - кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает душевный кризис. Ее горькие сле зы - это слезы очищенья. Но с просветленьем души пришло и твердое понимание: «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом на полнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «не наглядная моя!» и по-детски милое «мама», впервые произнесенное за последний годы, мы готовы простить все Насте за ее раскаяние.

Успела ли Настя приехать к живой матери?

(Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Кате рину Петровну в последний ее путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей: «День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега. Впервые в пейзаже появляются немрачные, а светлые, жи вые штрихи.)

  1. Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».

Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте,

Настиному «недочувствию».

  1. Работа над эпиграфом к уроку.

В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона сказанные Ма-
нюшке. Почему они сказаны именно Манюшке?

(Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте.)

Какой смысл вкладывает в эти слова автор?

(«...не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного. Это и авторское напутствие чи тателям.)

Какую библейскую заповедь нарушает Настя?

(Открываем ее запись не доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма постра-

дала ее душа.

Какие факты свидетельствуют о том, что совесть и Насти все же

пробудилась? (Бросив все, она наконец-то поехала к матери: «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый (как на душе у Насти) рас свет», уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, «не мог снять с ней непоправимой вины, невы носимой тяжести».),

4. ОБСУЖЛЕНИЕ СМЫСЛА НАЗВАНИЯ РАССКАЗА

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сооб щение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тре ноги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается подержать ее в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграм му; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощения.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ – ИТОГ УРОКА
  1. Прослушивание музыкальной композиции

Эта песня о самом дорогом, самом близком, самом родном и так необходимом для каждого из нас человеке – о мамочке. Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нужда ются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком» - говорит Паустовский.-За добро плати добром!»

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(на выбор)

1уровень- Подготовить проект «Тема блудного сына» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».

2уровень- Написать мини- сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю».


Урок литературы в 7 классе

К.Г.Паустовский – романтик и гуманист. Паустовский о писательском труде. Рассказ «Телеграмма» - чтение в классе и первичное восприятие произведения учащимися.

Цель: пробудить у школьников интерес к личности писателя – романтика и гуманиста; показать, как рождался писатель-прозаик; выявить непосредственное восприятие произведения школьниками.

Оборудование: репродукции портретов К.Г.Паустовского, произведения писателя.

ХОД УРОКА

Слово учителя

Константин Георгиевич Паустовский прожил, как он сам говорил, «длинную и сложную жизнь». Он пережил три войны (первую мировую, гражданскую, Великую Отечественную), тяжёлые потери, мучительную болезнь, непонимание. И вместе с тем это был счастливый человек; его книги пронизаны убеждением, что жизнь прекрасна, что в мире непременно и всегда восторжествуют добро, любовь и справедливость, а если зло и встречается – такова жизнь, - оно обязательно будет побеждено. Откуда это радостное восприятие жизни у человека, прожившего нелёгкую жизнь? Наверное, оттого, что он смог «создать себя», реализовать то, что в нём было заложено от рождения. быть тем, к чеиу он был привязан, писателем.

Всмотритесь в лицо этого человека.

Учитель. Вот каким видели его знакомые, друзья, таким он остался в их памяти.

«Мы знаем К.Г.Паустовского по его фотопортретам, - вспоминает А.Ф.Измайлов, - гладко зачёсанные волосы, широкий лоб, внимательные, как бы изучающие вас глаза, большой нос и рот, крупный подбородок – признак волевого, настойчивого характера».

Е.Н.Андриканис, известный кинооператор и кинорежиссёр, осуществивший киноверсию «Северной повести», дополняет портрет писателя: «Он (Паустовский) немножко сутулился… Красивое своей мудростью лицо с большим лбом. Горбинка носа создавала своеобразный, орлиный, но далеко не горделивый профиль. От Константина Георгиевича веяло какой-то, присущей только ему, добротой и привлекательностью. Большое впечатление оставляли его излучающую душевную теплоту глаза».

Кто заинтересуется, у писателя есть автобиографическая «Повесть о жизни», где описывается период с раннего детства до начала 1930-х гг.

От отца, железнодорожного статистика (как скажет сам Паустовский. «неисправимого мечтателя») будущий писатель воспринял необычный, светлый взгляд на мир и окружающее, умение видеть прекрасное в самом обычном, необыкновенную чуткость и тонкость восприятия.

Ученик 1.

Паустовский считал, что «писателем может быть только тот, у кого есть что сказать людям значительного и интересного, тот человек, который видит многое, чего остальные не замечают…» Поняв, что он знает до обидного мало, что запас его жизненных наблюдений «слишком небогат и узок», он, как в своё время Максим Горький, «ушёл в люди»: «начал скитаться по России, менять профессии и общаться с самыми разными людьми». «Я жил, работал, любил, страдал, надеялся, мечтал, зная только одно – что рано или поздно, в зрелом возрасте или, может быть, даже в старости. но я начну писать вовсе не оттого, что поставил себе такую задачу, а потому, что этого требовало моё существо. И потому, что литература была для меня самым великолепным явлением в мире».

Ученик 2.

Первой своей настоящей книгой Паустовский считал сборник рассказов «Встречные корабли» (1928г.)

Ездит он по-прежнему много: был на Кольском полуострове, жил в Мещере, изъездил Кавказ и Украину, Волгу, Каму, Дон, Днепр, Оку и Десну, Ладожское и Онежское озеро, был в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Сибири, на чудесном нашем северо-западе – в Пскове, Новгороде, Витебске, в пушкинском Михайловском.

Во время Великой Отечественной войны Паустовский был военным корреспондентом и также изъездил множество мест. После войны он опять много путешествует, впервые едет на Запад: Чехословакия, Италия, Турция, Греция, Швеция, Франция…

Учитель.

Путешествия по северу вызвали к жизни такие книги, как «Судьба Шарля Лонсевиля», «Северная повесть», рассказы «Колотый сахар» и «Беглые встречи».

Средняя Россия подарила нам известные книги писателя: «Мещерская сторона», «Повесть о лесах», цикл рассказов «Летние дни», «Старый челн», «Наедине с осенью», «Телеграмма».

Паустовский был неисправимым романтиком. Как вы понимаете смысл слов: романтик, романтизм?

Романтик – человек, проникнутый романтикой; романтика – умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.( Ожегов С.И. «Толковый словарь»)

Ученик 3.

Уже будучи зрелым писателем, Паустовский писал: «Мне кажется, что одной из характерных черт моей прозы является её романтическая настроенность. Истинное счастье – это прежде всего удел знающих, удел знающих, ищущих и мечтателей…».

Ученик 4.

Паустовского, как человека безусовно образованого и знающего, всегда интересовали жизнь и судьба замечательных людей. «Я пытался найти общие черты их характеров, те черты, что выдвинули их в ряды лучших представителей человечества». У него есть проникновенные книги, посвящённые людям искусства – мастерам живописи, музыки, литературы: это отдельные книги о художниках – И.И.Левитане, О.А.Кипренском, украинском поэте Т.Г.Шевченко, композиторах П.И.Чайковском, В.А.Моцарте, художнике М.А.Врубеле, о писателях и поэтах А.П.Чехове, А.С.Пушкине, М.Ю.Лермонтове и др.

Учитель.

Профессиональным писателем Паустовский становится только в 1929г., когда вышел его роман «Блистающие облака».Впрочем, с его характером вряд ли он сам когда-нибудь решился бы назвать себя «профессиональным писателем»… Ему было свойственно сомневаться, переделывать по множеству раз один и тот же текст, шлифовать его, разбираться в тонкостях того или иного слова, вычёркивать и снова шлифовать.

Всё больше он обращался к мотивам природы родного края, он старался через неё понять человеческую душу, культуру, язык. Русский язык был очень важен для Паустовского,он придавал ему чуть ли не мистическое значение. Писатель говорил:»Каждый, самый скромный журналист обязан знать строй и выразительную интонацию родного языка, чувствовать характер каждого слова и особенно внимательно изучать русский глагол».

Неизменным мерилом краткости и точности для Паустовского всегда был Пушкин. Именно в это время начал формироваться его неповторимый стиль – состоящий из оттенков и полутонов.

Из воспоминаний современницы Паустовского Т.Хмельницкой: «Паустовский, виртуозно владеющий словесной палитрой, прежде всего мастер эпитета. Ему всего важнее не предметы и не действия, а отношение к предметам – прилагательные. Эпитет во фразе Паустовского – это тот воздух, которым окутан предмет. Описания изобилуют оттеночными эпитетами: «зеленоватый отблеск хвои», «Голубоватое зарево Москвы», «в розоватом цвете зари»… Именно оттенки, а не цвета. Не свет,а отсвет, не блеск, а отблеск, отражения, переходы, переливы».

Ученик 5.

«Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание..,» - говорил Паустовский.

Через все невзгоды судьбы он пронёс светлое стремление к своей мечте, и писательство стало для него смыслом жизни. «Нет в мире работы более увлекательной, трудной и прекрасной! Может быть, поэтому мы почти не знаем примеров ухода из этой профессии. Кто пошёл по этому пути, тот почти никогда не сворачивает».

Учитель.

В жизни уже немолодого Паустовского была встреча, о которой вспоминают многие: встреча с… Марлен Дитрих. Казалось бы, что может быть общего между голливудской звездой и советским писателем? Вспоминает его дочь Галина Арбузова: «Отец хотел пойти на её концерт в Дом литераторов, но врачи – к тому времени у него было несколько инфарктов и тяжёлая астма – его не пускали. И. кроме того, он только что вернулся из больницы. Но его любимый домашний врач, Виктор Абрамович Коневский, сказал: «Ну, хорошо, я пойду с вами». После концерта Марлен Дитрих задали несколько вопросов: «Знаете ли вы русскую литературу?», «Какой у вас любимый писатель?»… Она ответила: «Я люблю Паустовского, и особенно его рассказ «Телеграмма». Когда она это сказала, то по залу пошёл шумок: «Паустовский здесь, Паустовский здесь…» Переводчик ей это перевёл, и она стала смотреть в зал, думая, что писатель сейчас поднимется. А Паустовский не вставал. Тогда зал начал аплодировать, как бы подталкивая его выйти на сцену… Константин Георгиевич, наконец-то, поднялся, а Марлен, не говоря ни слова, встала перед ним на колени в своём вечернем платье, расшитом камнями. Платье было таким узким, что нитки стали лопаться, и камни посыпались по сцене. Когда Марлен помогли подняться, Паустовский поцеловал ей руку, и неловкость исчезла. Потом Дитрих ему прислала три фото на память.

Паустовский - признанный мастер прозы. Его произведениям присущи лиризм, глубокий психологизм, драматизм сюжета, лаконизм и выразительность языка. Один из примеров – это рассказ «Телеграмма», который мы сможем вместе прочитать.

Рассказ написан в 1945г. Великая Отечественная война обогатила писателя новым подходом к отображаемой действительности, усилилась лирическая интонация его произведений.

Паустовскому пришлось многое испытать, перечувствовать, передумать за свою жизнь, и он не жалел ни физических. ни душевных сил, вкладывая в каждую строку все свои знания, свой опыт и мастерство, подмечая малейшие оттенки человеческого настроения и душевных переживаний, с лирической взволнованностью и достоверностью передавая их читателю, пробуждая в нём лучшие духовные устремления.

Чтение рассказа.

Учитель.

Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какие мысли и чувства пробудил? Что показалось самым волнующим?

Ученики высказывают своё мнение.

Танкова А.Н. учитель.