Привороты Заговоры на... Отвороты

Государственный исторический музей (ГИМ). Исторический музей на красной площади Коллекция Государственного Исторического музея быстро росла за счет даров от монастырей, библиотек, институтов, университетов и издательств

Исторический музей в Москве (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Режим работы:

Главное здание музея, Музей Отечественной войны 1812 года и Выставочный комплекс: понедельник, среда, четверг, воскресенье - с 10:00 - 18:00, пятница, суббота - с 10:00 - 21:00. Выходной - вторник.

Новый выставочный зал: понедельник, среда, четверг, воскресенье - с 10:00 - 19:00, пятница, суббота - с 10:00 - 21:00. Выходной - вторник.

Стоимость: 400 RUB, студенты и пенсионеры 150 RUB, семейный билет (на двух взрослых и двух детей до 18 лет) 600 RUB. Дети до 16 лет имеют право посещать музей бесплатно.

Филиалы Исторического музея

  • Покровский собор (является составной частью Собора Василия Блаженного) - Центральная церковь Собора недоступна для осмотра в связи с реставрационными работами. Стоимость: 500 RUB, студенты, пенсионеры - 150 RUB
  • Палаты бояр Романовых ; Адрес: ул. Варварка, 10; Время работы: Ежедневно - с 10:00 - 18:00, в среду с 11:00 - 19:00, выходной - вторник. Стоимость: 400 RUB, студенты, пенсионеры - 150 RUB, дети до 16 лет - бесплатно
  • Выставочный комплекс; адрес: Площадь революции, 2/3; цены различаются в зависимости от выставки
  • Музей Отечественной войны 1812 года; адрес: пл. Революции, 2/3; стоимость посещения: 350 RUB, льготные 150 RUB

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

И Исторического музея . Именно эти четыре строения окружают главную улицу России. И парадным входом на Красную площадь может считаться именно музей. Неслучайно ведь именно с его стороны выходят пешие войска и тяжелая техника во время ежегодного Парада 9 мая.

Исторический музей – по праву считается обладателем самой богатой коллекцией экспонатов не только в России. Только вдумайтесь – 4 тысячи квадратных метров, более 20-ти тысяч постоянных экспонатов и 5 миллионов предметов в музейных фондах. Неудивительно, что Исторический музей даже для тех, кто ходит в него регулярно, каждый раз открывается с новой, до того неизвестной стороны.

И кстати, привлекательно выглядят не только внутренние помещения и выставочные залы. Само здание является произведением архитектурного искусства. Неслучайно оно входит в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

История создания музея

Идея основания Исторического музея родилась в 1872 году. А инициатором его строительства выступил сам император Александр II. Первыми экспонатами стали военные трофеи, накопившиеся после Крымской войны. Государь, таким образом, хотел увековечить память о славном прошлом. было решено построить недалеко от Красной площади. До этого здесь располагался Земской приказ - на современный манер можно назвать Министерством регионального развития).

Был объявлен конкурс среди архитекторов. Главное условие – здание должно было быть выдержано в общем стиле, который к тому времени уже сложился вокруг Красной площади. Победителями стали В.Шервуд и А.Семенов, правда, первый впоследствии отказался заканчивать проект. И на конечной стадии строительством музея руководил Александр Попов. Возведение здание продолжалось почти 6 лет – с 1875 по 1881 год. А еще два года потребовалось для внутренней отделки и наполнения выставки экспонатами. И таким образом, датой, когда Исторический музей Москвы впервые распахнул двери перед посетителями, стало 27 мая 1883 года.

После Революции возникла серьезная опасность разграбления экспонатов Исторического музея. Но среди большевиков нашлись ценители высокого искусства и предметов старины. Экспонаты взяли под охрану Народного комиссариата, и даже возникли планы по дальнейшему расширению коллекции. Так, в период 1922-1934 годов к экспозиции были присоединены предметы, находившиеся до этого в Соборе Василия Блаженного, и еще ряде церквей и небольших хранилищ.

Правда, коммунистическая эпоха не прошла бесследно. Во-первых, в качестве пропаганды были закрашены или уничтожены некоторые декоративной отделки, так как она символизировала монарший строй. Например, большевики демонтировали красивые скульптуры львов, единорогов и, конечно, двуглавых орлов, которые украшали фасад здания.

Современная история Музея связана в первую очередь с масштабной реконструкцией, из-за которой посетители не могли лицезреть коллекцию на протяжении 11 лет (1986-1997). Но в награду за терпение теперь можно видеть здание таким, каким оно задумывалось в самом начале. Так, шпили башен вновь венчают позолоченные скульптуры львов и орлов. Конечно, это не те самые, которые «исчезли» в советское время, но их точные копии.

А внутри Исторический музей теперь выглядит как настоящий царский дворец. Достаточно упомянуть, что парадный вход представляет собой огромное «Родословное древо российских государей», на котором в золоченых рамках представлены портреты 68 царей, императоров и великих князей. Что же до остальной коллекции, то для лучшего восприятия она поделена на 39 залов, и в каждом рассказывается о конкретной эпохе развития страны. А среди самых ценных экспонатов стоит выделить – 8-метровую лодку, сделанную каменными топорами еще в доисторическую эпоху, рыцарские доспехи времен Александра Невского, икону «Казанской Богоматери», глобус Петра Первого и его парадный камзол.

В 2017 году Государственный исторический музей отмечает 145-летие со дня основания. 9 февраля 1872 года императором Александром II было принято решение о создании в Москве музея национальной истории России. К этой памятной дате для Исторического музея было подготовлено официальное видео, съёмки которого проводила творческая группа компании «Медиа 1» из Санкт-Петербурга.

Путеводитель по архитектурным стилям

Оттуда в музей поступили первые экспонаты. Члены императорской семьи также передали музею свои коллекции предметов светского и религиозного искусства. Археолог Алексей Уваров и его супруга пополнили экспозицию находками из экспедиций по разным регионам России. А самый щедрый дар преподнес купец П.И. Щукин: в 1905 году он отписал городу свой частный музей русских древностей, а его коллекция тогда превышала весь фонд ГИМ.

В 1874 году Московская городская дума выделила для постройки Государственного исторического музея землю на , где ранее находились здание земского приказа, первая в России аптека и московский университет.

Строили здание музея в псевдорусском стиле по проекту В.О. Шервуда и А.А. Семенова. В итоге в 1881 году на Красной площади появился сказочный теремок с шатрами и башенками. При этом здание из красного кирпича органично вписалось в ансамбль площади, стилистически перекликаясь с Московским и собором .

27 октября 1917 года возле Государственного исторического музея произошла стычка солдат-двинцев (бывших узников Двинской тюрьмы) и кремлевских юнкеров. Погибшим посвящена мемориальная табличка.

После Революции музей стали называть Государственным Российским историческим музеем. Новые власти организовали специальную комиссию для реорганизации музея. По воспоминаниям хранителей, им не раз предлагали выбросить все «поганые черепки» и «никуда не годные бумаги», а в здании устроить фабрику.

В 1922 году к ГИМ присоединили музей Дворянского быта 40-х годов, а также закрытые церкви и другие здания: «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в городе Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря», Палаты , «Новодевичий монастырь».

Работу Государственного Исторического Музея переориентировали на коммунистическую пропаганду. Поэтому в 1935 году с башен здания исчезли двуглавые орлы и геральдические фигуры львов и единорогов. А в 1936-1937 годах в связи с открытием новой экспозиции в честь 20-летия Октября уничтожили многие росписи и детали интерьеров залов.

В годы Великой Отечественной войны музей продолжал работать. Лишь однажды бомбежки заставили его закрыться на 8 дней. Но все равно самые ценные экспонаты эвакуировали сначала в Поволжье, а затем в Казахстан. Зато с начала войны сотрудники проводили выставки «по горячим следам», собирая материалы на фронте.

В 1986 году музей закрыли на ремонт, чтобы вернуть ему исторический вид. Окончательно облик ГИМ восстановили в декабре 2003 года, когда на башни вернулись львы и единороги (двуглавые орлы вернулись в 1997).

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Каждый из залов Государственного исторического музея соответствует особой исторической эпохе, а росписи в них повторяют знаменитые церковные и дворцовые фрески. Еще на стадии проектирования здания разработали основную идею экспозиции. Поэтому каждый зал проектировали с учетом экспонатов, которые будут в нем располагаться.

Например, в зале «Неолит» можно увидеть копии наскальных рисунков с берегов Ангары, Онежского озера и Белого моря. Архитектура зала «Восточная Европа и Античный мир» воспроизводит ступенчатый свод склепа из царского кургана Куль-Оба, раскопанного в Крыму в XIX веке. Стены зала «Восточная Европа и Азия» украшены копиями шиферных плит из древнейших киевских храмов XI–XII веков. В оформлении зала «Древнерусское государство» использовали элементы древнерусской архитектуры, - сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочные завершения дверных проемов. А в декоре наличников и мозаике мраморных полов угадываются орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг - Остромирова Евангелия 1056 года и «Изборника» Святослава 1073 года.
В оформлении зала «Древнерусский город» использовали копии фресок церкви Спаса-на-Нередице, построенной в 1199 года. Ценность этих копий особенно возросла после гибели самого храма в 1942 году во время оккупации города фашистскими войсками. Источником богатого убранства зала «Внутренняя и внешняя политика государства (середина XII–первая половина XIII веков)» стали архитектурные памятники древнего Владимира - роспись XII века, белокаменная резьба Дмитриевского собора. В основу оформления зала «Культура Древней Руси XI–первой половины XIII веков» легла белокаменная резьба стен Георгиевского собора, построенного в 1234 году в Юрьеве Польском. А свод зала «Государев двор и государственное управление России в XVI–XVII веках» украсил травный орнамент наподобие росписей галерей Покровского собора.

Коллекция Государственного Исторического музея быстро росла за счет даров от монастырей, библиотек, институтов, университетов и издательств.

Знаменитые дворянские фамилии также передавали в дар музею свои коллекции. И сейчас фонды музея насчитывают уже 5 млн предметов. Вот наиболее интересные экспонаты:

  • Копия погребения со стоянки Сунгирь Владимирской области. Возраст ее более 25 000 лет. Погребенные оказались подростками, а причина их одновременной смерти и захоронения в одной могиле неизвестна. Умерших положили на одной линии, голова к голове, в одежде, расшитой тысячами бусинок из бивня мамонта.
  • Подлинные бивни мамонта. В конце XIX века иркутский купец И. Громов нашел их на берегу Енисея в слое вечной мерзлоты и подарил музею.
  • Челн длиной 7,5 метров, обнаруженный на берегу Дона, недалеко от Воронежа, в 1954 году. Лодка выдолблена из целого ствола дуба каменными топорами. С внутренней части бортов можно увидеть парные отверстия - места крепления сидений для гребцов.
  • Маски погребального культа таштыкцев. Главная их особенность - портретность, благодаря чему можно представить, как выглядели люди, населявшие в древности Южную Сибирь.
  • Таманский саркофаг, один из памятников античной культуры IV века до н.э. Он происходит с территории Боспорского царства, древнегреческого государства, занимавшего Таманский и Керченский полуострова. Скорее всего его привезли из Греции по заказу знатного боспорского вельможи. Для его изготовления использовали мрамор, добытый в горах Малой Азии.
  • Копия ритуального серебряного ковша, найденного в Западной Сибири. На нем изображен распространенный сюжет - единоборство богатырей. Этот древний ритуал передачи верховной власти бытовал у многих тюркских народов: правитель в рукопашной схватке должен был или победить, или уступить престол более удачливому сопернику.
  • Сборник XV века, в состав которого вошла «Русская Правда», - древнейший свод законов, записанный при Ярославе Мудром и его сыновьях.
  • «Изборник», составленный по приказу князя Святослава Ярославича в 1073 году. На одной из первых страниц можно увидеть портрет самого князя с женой и сыновьями.
  • Список «Повести временных лет», древнейшей русской летописи начала XII века, написанный и иллюстрированный миниатюрами XV века.
  • Самая первая берестяная грамота, найденная в новгородской земле в 1951 году. Она датируется XIV веком и представляет собой отчет управляющего крупной боярской вотчиной о сборе оброка.
  • Копия врат Новгородского Софийского собора, изготовленная специально для музея в XIX веке. Врата, созданные в XII веке в немецком городе Магдебурге, украшены литыми бронзовыми пластинами с рельефами на темы Ветхого и Нового Завета. Позднее врата попали в Новгород, где в XIV веке их перемонтировали. В нижнем ярусе левой створы можно видеть фигуры мастеров с кузнечными инструментами в руках. Две фигуры по краям изображают немецких мастеров XII века, отливших эти врата. Центральная фигура - автопортрет новгородского мастера Авраама, который сумел починить врата.
  • Берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в начале XIII века. Судя по характеру рисунков, ему было 5-7 лет, и он учился грамоте. На одном кусочке бересты он учится писать буквы, на другом изобразил рогатое чудище и написал «аз звере». Еще одна грамота XIII века с предложением выйти замуж обращена к женщине, следовательно, грамотным были не только мужчины.
  • Икона с изображением Василия III. Эта икона происходит из Московского - она располагалась около гробницы великого князя. В конце XIX века икону передали на хранение в музей. В процессе реставрации выяснилось, что образ написан в начале XVI века, а изображены на ней святые Василий Великий и Пафнутий Великий. В 1670-е на месте лика Пафнутия появилось лицо великого московского князя Василия III.
  • Герса - самая древняя крепостная решетка, дошедшая до наших дней. Герсу с помощью ворота и цепей поднимали или опускали в воротах проездной башни, контролируя проход внутрь крепости. Уникальный памятник происходит из Новодвинской крепости с берегов Белого моря и датируется началом XVIII века.
  • Деревянные резные врата иконостаса церкви в селе Монастырщина, где, по легенде, были похоронены участники Куликовской битвы. Тонкая резьба покрыта золотой фольгой.
  • Копия «Царского места» Ивана IV, изготовленного в 1551 году для Успенского собора в Московском . Копия сделана специально для музея в конце XIX века и интересна тем, что представляет собой реконструкцию памятника в его первоначальном виде с восстановлением утраченных оригиналом деталей декора, золочения и полихромной росписи. «Царское место» играло роль символа самодержавной власти российских государей. В документах XVI–XVII веков оно даже именуется «престолом», троном. На его дверных створках есть текст легенды, как в XII веке великий киевский князь Владимир Мономах получил государственные регалии и шапку Мономаха.
  • Покаянная моленная одежда царя Ивана IV, власяница. Эта вещь поступила в собрание музея из Александровской слободы, которая 10 лет была центром формирования опричного войска.
  • Комплекс оборудования соляной варницы и орудия солевара. Их привезли в музей из Вологодской области в 1930-х годах.
  • Одна из самых первых европейских карт с изображением Российского государства. Ее составил английский купец и путешественник Антонин Дженкинс в 1552 году. В поисках сухопутного пути в Индию англичанин посетил Россию. В итоге Московское государство заключило с Англией торговый договор. Основной статьей экспорта из Англии стали олово и оловянная посуда.
  • «Апостол» 1564 года Ивана Федорова, первая датированная русская печатная книга без единой опечатки или помарки. «Апостол» до сих пор является непревзойденным образцом печатного искусства.
  • Медный, вставленный в оправу резного дерева глобус, изготовленный в Голландии в начале 1690-х годов фирмой наследников картографа Виллема Блау по заказу шведского короля Карла XI. Его наследник, Карл XII, отказался выкупать глобус, а в 1697 году, будучи с Великим посольством в Европе, его приобрел Петр I. В 1733 году глобус поместили в Сухареву башню, где располагалась московская математико-навигационная школа. Там он служил учебным пособием до 1752 года. Затем его перевезли в Санкт-Петербург. Вскоре глобус вернулся в Москву в Румянцевский музей, откуда в 1912 году попал в ГИМ.
  • Сабля и меч-палаш в украшенных драгоценными каменьями ножнах. Оружие принадлежало героям борьбы русского народа с иноземной интервенцией - князьям Д.М. Пожарскому и М.В. Скопину-Шуйскому. Полководец Михаил Скопин-Шуйский не позволил интервентам отторгнуть от Российского государства Северо-Западные земли. Князь Дмитрий Пожарский возглавил в 1612 году народное ополчение, штурмом взял Московский , где засели поляки, и освободил город от захватчиков. По преданию, благодарные москвичи преподнесли князю эту саблю. Она считается самым древним русским наградным оружием.
  • Исполненные неизвестным польским художником в начале XVII века, картины обручения Марины Мнишек в Кракове, ее торжественного въезда в Москву и венчания в Успенском соборе Кремля в мае 1606 года. Но особый интерес представляют парадные портреты Марины Мнишек и Лжедмитрия I. Марина и Лжедмитрий изображены в соответствующих моменту одеяниях, в торжественных позах. Портреты сопровождают пояснительные надписи, в которых обоих называют «императорами Московскими», причем подчеркнуто - Дмитрий является зятем Сандомирского воеводы Юрия Мнишка, что отражает зависимое положение Самозванца. На самом деле, возведение на престол Лжедмитрия было организовано на деньги польской знати и самого короля. Других современных портретов участников событий начала XVII века не существует.
  • Русская «мумия» - мумифицированные останки женщины 25-ти лет, чей возраст сравним со знаменитыми египетскими мумиями.

Мало кто знает, что были идеи снести здание Государственного исторического музея.

Например, в 1940 году Н.А. Милюков представил проект устройства эстакады, соединявшей Красную площадь с улицей Горького ). Но проект не приняли.

Говорят, что... ...для написания фриза «Каменный век» в 1885 году меценат Савва Мамонтов построил Виктору Васнецову в своей усадьбе Абрамцево мастерскую, а позировали художнику местные крестьяне и гости Мамонтовых. Васнецов рисовал на основе тех данных, которые предоставили ему ученые конца XIX века, поэтому сегодня многие элементы фриза считаются устарелыми и ошибочными.

Мини-путеводитель по Красной площади

Фотографии Государственного исторического музея и его экспозиции разных лет:

Государственный исторический музей – один из лучших музеев страны, находится в самом центре столицы на Красной площади.

Уникальная экспозиция отражает все вехи истории России с древних времен и до начала 20-го века, в музейных фондах хранится более 5 000 000 экспонатов. ГИМ является самым крупным музеем России.

Основан музей указом императора Александра Второго 21 февраля 1872 года, а первых посетителей принял 27 мая 1883 года. Здание для Исторического музея на Красной площади было построено по проекту выдающихся архитекторов В.О. Шервуда и А.А. Семенова в псевдорусском стиле с элементами теремной архитектуры, отделку интерьеров выполнили известные художники Айвазовский, Репин, Васнецов, Коровин и другие.

В 1990 году здание Государственного Исторического в составе объектов Красной площади внесено в Список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В годы Советской власти интерьеры многих залов были изменены: забелены росписи, уничтожены детали декоративного оформления. В 1990-х годах была проведена реставрация здания и внутренних помещений и приведение их к первоначальному виду.

Парадные сени с богатой настенной росписью и львами. На потолке – «Родословное древо государей Российских», 68 портретов великих князей, царей и императоров.

Постоянная экспозиция размещена на двух этажах в хронологическом порядке, каждый зал соответствует определенной исторической эпохе. В начале пути расположены экспонаты времен первобытнообщинного строя – каменные орудия труда, подлинные бивни мамонта, скульптурные портреты древних людей.

Найденный на территории Воронежской области огромный 7,5-метровый челн, выдолбленный каменными топорами из цельного дуба:

Зал Бронзового века. В центре находится сравнительно недавно перевезенный в ГИМ из-под Туапсе дольмен «Колихо» — древнее сооружение из каменных плит.

Бронзовый идол, обнаруженный в Галичском кладе в Костромской области, считается атрибутом шаманского культа. На втором фото — бронзовые женские налобные украшения, найденные около муромской деревни Подболотье.

Переход из зала раннего средневековья Восточной Европы и Азии в зал с экспонатами Древнерусского государства.



Музей помогает вспомнить о драматических событиях русской истории: раздробленности, Монгольском нашествии, войне со шведами и Ледовом побоище, Куликовской битве и Смутном времени.

Витрина с доспехами и оружием русского воина времен Ледового побоища, печатью Александра Невского и шлемом и щитом западноевропейского рыцаря.

На второй фотографии — стальные доспехи и сабля польского Крылатого гусара. Позади доспехов – «крыло» с лебедиными перьями, придававшее всаднику эффектный и грозный вид. Реконструкторов в похожем облачении я видела в прошлом году в Коломенском на .

Зал «Русская культура в 16-17-х» веках.

Икона «Богоматерь Казанская» с золотым и серебряным обрамлением, драгоценными камнями – сапфирами, изумрудами, рубинами, жемчугом, шпинелью и альмадинами.

Особо ценный экспонат – глобус голландской фирмы Блау, приобретенный Петром Первым во время поездки в Западную Европу.

На другом этаже показана политика, экономика и культура Российской империи от Петра Первого до Александра Третьего.

Первый российский Император — отливка, выполненная по маске, снятой скульптором Растрелли в 1719 году.

Камзол Петра Первого.

Залы времен царствования Екатерины Второй и Александра Первого.

В музее регулярно проводятся интересные тематические выставки. Одна из них – «Золото. Металл богов и царь металлов». Здесь представлены роскошные золотые предметы и украшения, монеты и ордена, экспонаты религиозного характера Востока и Запада двух последних тысячелетий из фондов Исторического музея.