Привороты Заговоры на... Отвороты

Возрождение слова. Любовь в жизни наташи ростовой - сочинения, рефераты, доклады Национальные, народные черты в развитии характера Наташи

План.

  1. Знакомство с Наташей.
  2. Дорогая цена испытаний.
  3. Наташа – воплощение любви.
  4. Счастье.
  5. Вывод.

Знакомство с Наташей.

В начале перед нами тринадцатилетняя девочка “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … она была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка” .

Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

Наташа полна внешнего и внутреннего движения. Такая бурная жизнь проявляется в ней, когда мы встречаемся с ней в Отрадном: “… Да посмотри ты, что за прелесть! Ах, какая прелесть!” . На наших глазах Наташа растет, постепенно раскрывая другие черты своего характера. Подрастая, она превращается в обаятельную девушку, пленяющую всех своей жизнерадостностью и непосредственностью. Секрет этого обаяния кроется в богатстве ее натуры, в ее “переполненности жизнью” .

Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

Наташа – дворянка, аристократка. Из своего семейства она более всех наделена “способностью чувствовать оттенки интонаций взглядов и выражений лица” . Она всем существом своим близка к народу и его поэзии.

“Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизученные, которых и ждал от нее дядюшка” . В этой русской пляске сказалась и любовь Наташи ко всему народному, и ее русская талантливость, артистичность ее натуры.

“Люди собирались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтоб отдавать все подводы под раненных, а сундуки сносить в кладовые” . Этот поступок Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает таким же важным, как и действия солдат, но он боится назвать этот поступок патриотическим.

Дорогая цена испытаний.

В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий Андрей. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за состояния страшной вины перед любимым человеком, бессонные ночи, проведенные ею у изголовья больного, показали сколько мужества и твердости в несчастье и страдании таилось в душе этой хрупкой девушки.

Наташа – воплощение любви.

“Сущность ее жизни любовь?” . Особенно сильно сказалось это, когда были получены известия о смерти Пети. “Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни всякую секунду, как будто со всех сторон обнимала графиню” .

Счастье.

В эпилоге мы видим Наташу замужем. И вот здесь-то, говорит Толстой, она нашла себя, свое место в жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической парой своей жизни: “Черты лица ее определились и имели выражения спокойной мягкости и ясности” , но в ней не было того огня оживления.

Все ее интересы сосредоточены на своем доме, муже, детях. Вне этого круга для нее нет жизни.

Вывод.

Я восхищаюсь ею, ее одаренностью, ее чуткостью и тонкой интуицией, богатством ее душевных качеств, ее душой и “открытостью душевной” , ведь душа – это самое главное в человеке.

И сладкое горе охватывало ее, и слезы уже выступали в глаза, но вдруг она спрашивала себя: кому она говорит это? Где он и кто он теперь? И опять все застилалось сухим, жестоким недоумением, и опять, напряженно сдвинув брови, она вглядывалась туда, где он был. И вот, вот, ей казалось, она проникает тайну… Но в ту минуту, как уж ей открывалось, казалось, непонятное, громкий стук ручки замка двери болезненно поразил ее слух. Быстро и неосторожно, с испуганным, незанятым ею выражением лица, в комнату вошла горничная Дуняша.

Пожалуйте к папаше, скорее, - сказала Дуняша с особенным и оживленным выражением. - Несчастье, о Петре Ильиче… письмо, - всхлипнув, проговорила она.

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.

«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», - мысленно сказала себе Наташа.

Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.

Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… - И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.

Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что-то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что-то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из-за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что-то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.

Графиня лежала на кресле, странно-неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.

Наташу, Наташу!.. - кричала графиня. - Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! - кричала она, отталкивая от себя окружающих. - Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха-ха-ха-ха!.. неправда!

Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.

Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, - шептала она ей, не замолкая ни на секунду.

Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.

Друг мой, голубушка… маменька, душенька, - не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.

Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.

Наташа, ты меня любишь, - сказала она тихим, доверчивым шепотом. - Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?

Наташа смотрела на нее налитыми слезами глазами, и в лице ее была только мольба о прощении и любви.

Друг мой, маменька, - повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как-нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя.

И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия.

Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила.

Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? - Наташа подошла к ней. - Ты похорошел и возмужал, - продолжала графиня, взяв дочь за руку.

Маменька, что вы говорите!..

Наташа, его нет, нет больше! - И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, - говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.

Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни - старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.

Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.

Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.

Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.

Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.

Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.

Ты устала - постарайся заснуть.

Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.

Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, - сказала княжна Марья.

Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.

«Похожа она на него? - думала Наташа. - Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».

Маша, - сказала она, робко притянув к себе ее руку. - Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.

И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.

С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другая была беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.

"Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное", - мысленно сказала себе Наташа.

Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слёз. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.

Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… - И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.

Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что-то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что-то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из-за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что-то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.

Графиня лежала на кресле, странно-неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.

Наташу, Наташу!.. - кричала графиня. - Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! - кричала она, отталкивая от себя окружающих. - Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха-ха-ха-ха!.. неправда!

Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.

Маменька!..голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, - шептала она ей, не замолкая ни на секунду.

Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.

Друг мой, голубушка… маменька, душенька, - не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.

Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.

Наташа, ты меня любишь, - сказала она тихим, Доверчивым шепотом. - Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?

Наташа смотрела на нее налитыми слезами глазами, и в лице ее была только мольба о прощении и любви.

Друг мой, маменька, - повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как-нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя.

И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия.

Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила.

Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? - Наташа подошла к ней. - Ты похорошел и возмужал, - продолжала графиня, взяв дочь за руку.

Маменька, что вы говорите!..

Наташа, его нет, нет больше! - И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.

III

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, - говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.

Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни - старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.

Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.

Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.

Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.

Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.

Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.

Ты устала - постарайся заснуть.

Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.

Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, - сказала княжна Марья.

Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.

"Похожа она на него? - думала Наташа. - Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная".

Маша, - сказала она, робко притянув к себе ее руку. - Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.

И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.

С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другая была беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.

Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.

Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.

Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда не нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.

Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.

1. Знакомство с Наташей.

2. Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

3. Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

4. Дорогая цена испытаний.

5. Наташа – воплощение любви.

6. Счастье.

Знакомство с Наташей.

В начале перед нами тринадцатилетняя девочка “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … она была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка” .

Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

Наташа полна внешнего и внутреннего движения. Такая бурная жизнь проявляется в ней, когда мы встречаемся с ней в Отрадном: “… Да посмотри ты, что за прелесть! Ах, какая прелесть!” . На наших глазах Наташа растет, постепенно раскрывая другие черты своего характера. Подрастая, она превращается в обаятельную девушку, пленяющую всех своей жизнерадостностью и непосредственностью. Секрет этого обаяния кроется в богатстве ее натуры, в ее “переполненности жизнью” .

Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

Наташа – дворянка, аристократка. Из своего семейства она более всех наделена “способностью чувствовать оттенки интонаций взглядов и выражений лица” . Она всем существом своим близка к народу и его поэзии.

“Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизученные, которых и ждал от нее дядюшка” . В этой русской пляске сказалась и любовь Наташи ко всему народному, и ее русская талантливость, артистичность ее натуры.

“Люди собирались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтоб отдавать все подводы под раненных, а сундуки сносить в кладовые” . Этот поступок Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает таким же важным, как и действия солдат, но он боится назвать этот поступок патриотическим.

Дорогая цена испытаний.

В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий Андрей. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за состояния страшной вины перед любимым человеком, бессонные ночи, проведенные ею у изголовья больного, показали сколько мужества и твердости в несчастье и страдании таилось в душе этой хрупкой девушки.

Наташа – воплощение любви.

“Сущность ее жизни любовь?” . Особенно сильно сказалось это, когда были получены известия о смерти Пети. “Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни всякую секунду, как будто со всех сторон обнимала графиню” .

В эпилоге мы видим Наташу замужем. И вот здесь-то, говорит Толстой, она нашла себя, свое место в жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической парой своей жизни: “Черты лица ее определились и имели выражения спокойной мягкости и ясности” , но в ней не было того огня оживления.

Все ее интересы сосредоточены на своем доме, муже, детях. Вне этого круга для нее нет жизни.

Я восхищаюсь ею, ее одаренностью, ее чуткостью и тонкой интуицией, богатством ее душевных качеств, ее душой и “открытостью душевной” , ведь душа – это самое главное в человеке.

Сленг, укорачивание фразы, ненормативная лексика влияют на культуру речи студентов. И проблема исчезновения красивого русского языка повсеместно выплывает на первый план. Молодежная среда диктует свои условия: хочешь быть крутым, используй в разговоре яркую речь. Однако не все молодые люди подхватили модный вирус. В Государственный музей Л.Н. Толстого на мастер-класс русского слова собралось множество приглашенных. Там выпускники Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина при Малом театре читали отрывки из романа Льва Толстого «Война и мир».

Организатором просветительского вечера выступил Международный продюсерский центр Аллы Благовещенской. Мощное духовное наполнение театрального пространства было гарантировано! Перед зрителями появлялись главные герои «Войны и мира». Болконского играл Илья Силаев, Безухова - Александр Колесников. Образ Наташи Ростовой был показан двумя молодыми артистками - Дарьей Хорошиловой и Светланой Исламовой. Обе в своих героинях - утонченные барышни - внешне хрупкие, но внутренне сильные.

Характеры героев и специфические интонации русского языка были профессионально показаны молодыми мастерами, отменно владеющими правильной речью. В зале присутствовали студенты и взрослые - коллеги и профессиональные актеры, в том числе из Театра на Таганке. Искушенные зрители, по их словам, были заворожены происходящим.

Преподаватель ВТУ им. М.С. Щепкина, педагог будущих актеров, доцент кафедры сценической речи Любовь Иванова довольна учениками и считает, что у них есть будущее. Вот ее мнение об одной из Наташ, Светлане Исламовой: «Света - очень способная. Она все может сыграть. Например, в дипломном спектакле «Бесприданница» у нее возрастная роль. А для молодой девочки это совсем непросто».

Интересно было пообщаться с самими артистами, выступавшими на вечере. Илья Силаев показал зрителям эпизод из жизни Андрея Болконского: раненый князь попадает на перевязочный пункт Бородинского поля, а затем волею судьбы оказывается в обозе Ростовых, отступающих вместе со всеми из Москвы во время Отечественной войны 1812 года. Вот что сказал Илья после литературного вечера:

- Нужно читать классику, потому что это - настоящий, хороший русский язык. Герои «Войны и мира» не говорят современными короткими фразами. Там все мысли связаны. Читая роман, обогащаешь свой собственный разговорный язык. Все настолько четко прописано, словно герои живут в соседнем доме. Нужно учиться жизни на их опыте, анализируя ошибки. Я знаю о Болконском чуть больше, чем о других героях. Его восприятие мира происходит по всем законам драматургии и логики. На глазах у читателя проходит вся жизнь князя Андрея с ее финалом - через катарсис (очищение), через страдание.

Вам все понятно было в романе? Сложно было готовить роль?

Роман непростой. Он мне нравился и не нравился одновременно. Это - масштабная вещь. Здесь все связано, нет никаких «несостыковок». Легкой работа над отрывком не была. Мне кажется, мой персонаж немного похож на меня.

Долго вы готовили эту работу?

Полгода.

Чем сейчас занимаетесь?

Заканчиваю вуз. Занимаюсь дипломной работой. Приходите на спектакли. (Илья успешно играет главную роль в комедии «Блэз» по К. Манье. Зрители в восторге. В конце спектакля от хохота болят животы. Илья делает колесо, танцует, пародируя артистов. Играть в комедии непросто, потому что надо суметь самому не засмеяться. Хорошее настроение на несколько дней Илья обеспечивает зрителям точно!)

А что читаете?

- После «Войны и мира» перечитал Достоевского - глубоко «окунулся» в русскую мысль. Сейчас перерыв - читаю не бульварную, но хорошую фантастику Роберта Хайнлайна.

Актриса Дарья Хорошилова показала все переживания Наташи Ростовой в момент, когда ее семья узнает о смерти Пети. Старая графиня Ростова, мать Наташи, никак не может поверить в то, что сына больше нет. Дочери приходится утешать ее, превозмогая собственное горе. Недавно на руках Наташи умер любивший ее князь Андрей. Вот как в прямом смысле «красиво» писал об этом автор.

«...Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что-то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь...

Наташу, Наташу!.. - кричала графиня. - Неправда, неправда... Убили!.. Неправда!..

Друг мой, голубушка... маменька, душенька, - не переставая шептала Наташа, целуя ее в голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы...

Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила.

Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? - Наташа подошла к ней. - Ты похорошел и возмужал, - продолжала графиня, взяв дочь за руку.

Маменька, что вы говорите!..

- Наташа, его нет больше! - И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать...».

По словам Дарьи Хорошиловой, роман - произведение вечное, поднимающее острые проблемы. Одна из них - отношения детей и родителей. «У меня были разногласия в семье. Но все разрешилось. Помогли роман «Война и мир» и мой педагог Наталья Штода», - рассказала Дарья. По ее мнению, необходимо с младших классов приучать детей не к пошлости, а к чему-то хорошему. Должна помочь классика. Читать необходимо, чтобы понять себя и «не быть узким в восприятии жизни».

Даша считает, что по характеру она - не Наташа Ростова. В процессе работы приходилось и с педагогом спорить. Хотела читать Лизу из «Дворянского гнезда» Тургенева. Но в итоге остановились на образе Наташи. И не зря! Актриса недавно получила третью премию на Всероссийском конкурсе чтецов им. Я. Смоленского именно за чтение этого отрывка. Она уже успела сняться в кино, в том числе у Лунгина в фильме «Царь», у Мохова - в «Братанах», у Игнатова - в «Слоне и моське». К тому же Даша - мастер спорта по бальным танцам. Собирается учиться дальше: пойдет в аспирантуру на кафедру сценического движения. После окончания планирует преподавать джаз-танец.

Молодой актер Александр Колесников рассказал о своем герое. Пьер Безухов встречает Наташу в доме княжны Марьи. Совсем недавно на руках молодой Ростовой умер Андрей Болконский. Она подавлена горем. Пьер, увидев ее, понимает, что любит:

«...Пьер взглянул еще раз на бледное... лицо компаньонки... «...Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она...» Но в это время княжна Марья сказала: «Наташа». И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, - улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее...» Кажется, если бы в другом порядке стояли в предложении слова и запятые, был бы другой смысл - появился бы иной оттенок, другая краска. Именно в таком языковом темпоритме автором заложена искра данного образа, данной сцены.

- Через этот наполненный переживаниями отрывок у меня появилась возможность в образе Пьера показать все, что творится в моей душе, - признался Александр Колесников. Ему кажется, что самое лучшее в литературе было написано давным-давно. Классику, в том числе «Войну и мир», надо перечитывать по много раз. Там масса пластов и подтекстов. Это похоже на айсберг, у которого большая часть находится под водой. На мой вопрос: «Вы по характеру - Пьер?» молодой актер ответил:

Он - более интересный, интеллигентный, одаренный, но я такой же добрый и неординарный. А насчет храбрости: у меня не было возможности себя проверить. В таких условиях, как Пьер на войне, не бывал.

После окончания института Александр мечтает сниматься в кино и одновременно работать в театре, чтобы набирать практику.

А вот что о своих студентах сказала педагог, профессор кафедры сценической речи Наталья Николаевна Штода.

Саша Колесников - тонкий, глубокий, кропотливо работающий над любым материалом молодой актер. Обычно, выбирая отрывок, мы стараемся «попасть» в данные молодого человека. Пьера у нас читают впервые. Илья Силаев - очень трудолюбивый студент. Даша Хорошилова категорически не хотела работать над ролью Наташи Ростовой. Но через отрицание пришла к победе, получила третью премию на конкурсе чтецов.

Вообще, если студент, а потом и актер читать не умеет, его ничем не заставишь. Художественное слово, сценическая речь - дисциплины непростые. Студент может «раскрыться» на речи неожиданно. Например, в свое время мы с Таней Арнтгольц работали над отрывком, где она играла Наташу Ростову. Так получилось, что надо было готовиться к госэкзамену по сценречи, а Таня в то время снималась в кино. Совместить было трудно. Я понимала, если она не пройдет последний этап репетиций, не наберет того, что необходимо. Речь шла о нескольких днях процесса окончательного созревания образа. Пришлось настоять, чтобы Таню отпустили со съемок. Я потом ужасно мучалась. Зачем я ее отрывала? Ей было так тяжело. А недавно она позвонила и сказала: «Я вам бесконечно благодарна за то, что вы меня заставили тогда заниматься». Ведь сценречь и сцендвижение - составные актерского мастерства...

Хочу сказать несколько слов о необходимых для молодого актера качествах. Один из моих учеников, очень успешный ныне актер Анатолий Белый в профессии был взрослым изначально. На него всегда можно было положиться. Мы знали: если надо помочь, сыграть отрывок, это сделает Белый. Так вот в Толе были заложены целеустремленность, неистовая работоспособность и надежность!

Задумывались ли зрители над тем, чего они внутренне ждут от предстоящей постановки? Несомненно, люди приходят в театр в надежде найти успокоение для души - освободиться от повседневных забот, насладиться искренностью артиста, услышать красивую речь. К сожалению, маститые актеры зачастую позволяют себе халтурить. И зритель уходит неудовлетворенным: вроде бы классика, вроде бы играли народные, а на душе как-то пусто...

Оазисами настоящего актерского горения, необходимого профессионалу, являются театральные вузы. Такая атмосфера сохранилась и на кафедре сценической речи знаменитой «Щепки».Именно там учились сегодняшние выпускники - участники литературного вечера в музее Л.Н. Толстого. По словам Любови Михайловны Ивановой, в вузе сохранилась традиция преемственности. Наряду со взрослыми здесь преподают и представители младшего поколения - вчерашние выпускники. Молодые передают молодым умение правильно и красиво говорить. В институте студентов учат читать на примере огромных книжных предложений - например, на языке Толстого. Овладев этим, молодой актер сможет работать над материалом любой сложности.

С первокурсниками педагоги работают над «архаичным словом». Процесс обучения начинается с произведений Кантемира, Ломоносова, Тредиаковского. Вначале студенты - в шоке. Им трудно привыкнуть к такому языку. Когда ребята «пропускают материал через себя», бывает бурное отрицание текста. Конечно, язык Пушкина и Чехова проще и потому нам сегодня ближе. Но, проучившись немного, студенты осознают, насколько ценны и важны полученные знания. В этом языке - своя особая стилистика. И к произведениям Толстого они уже подходят с интересом - с предвкушением!

По мнению преподавательниц, молодым актерам-выпускникам театрального вуза нередко навязывают дурной вкус: приветствуется отсутствие профессионализма, нарушение ударений в словах. На телевидении и по радио говорят «наоборот». Так, незаметно для языка становится неважной пауза. Студенты, приходя на кастинг в кино, слышат от режиссера: «Забудьте все, чему вас учили. Говорите, как в жизни».

Говорить органично и правдиво в кино и в жизни - разные вещи. Чтобы в кадре речь звучала легко и естественно, надо долго учиться, практикуясь на той же классике. В реальной жизни на самом деле говорят чудовищно! Нельзя переносить речь оттуда на «пьедестал кино», откуда ее услышат массы и будут принимать за правильную.

Что касается театра, там в ближайшее время смогут «устоять» только сильные личности. Начинающему актеру необходим внутренний стержень. Чем, по Пушкину, «славен человек»? «Самостояньем»! Выпускник должен противостоять «антипрофессионализму» на рабочем месте, даже в том случае, если он такой один.

Если не «сдуется» в начале, к нему непременно присоединится второй, третий, четвертый, - уверена Любовь Михайловна.

Кажется, сейчас с русским языком так плохо, что скоро должно наступить Возрождение - возрождение слова. Положительные тенденции пока невидимы, но они есть. Все больше молодых прислушивается к звучанию правильного, красивого языка. Такие и пришли на мастер-класс в музей Льва Толстого. Ведь слово - основополагающе.

Александра СТРУНЕЦ