Привороты Заговоры на... Отвороты

Символика в скульптуре. Готическая скульптура. Где: Durham road, Гейтсхед, Англия

Образ льва - самый распространённый в скульптурном искусстве как в городской среде, так и в интерьерах. Все художники изображают этих животных по-разному, встречаются порой очень даже интересные и любопытные экземпляры. У каждого свой характер. Скульптуры львов можно увидеть в Пекине, Престоне, в Париже, в Одессе, во многих городах Германии, в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове, в Ливерпуле, Лондоне, Алупке, Лас-Вегасе, Вене, в городах Греции и других стран мира. Почему так распространены скульптуры этого царственного животного? Какие из них самые знаменитые? Об этом и пойдет речь в статье.

Почему именно лев?

Именно лев внушил человеку трепет и страх, уважение и величие. Из-за его гордого вида и поведения его называют царем зверей. Мы в своих фантазиях представляем это животное в расцвете сил, сильного, молодого, с пушистой гривой.

В архитектуре с древних времен используют огромное количество различных форм - как малых, так и больших, среди которых одной из самых распространённых является скульптура льва. Почему именно это животное?

Во-первых, лев - это образ, который символизирует мощь, царство. К этим качествам люди всегда были неравнодушны. Скульптура льва - это символ богатства.

Дома всех высокопоставленных граждан, которые имеют или имели отношение к власти, украшались этими животными.

Во-вторых, массивное, мощное, но в то же время гибкое тело льва с множеством мышц, обладающее огромной силой - это символ мощи и проворства, способности справиться с любым врагом.

В поведении царственного животного были подмечены такие качества, которые очень высоко ценились в человеческом обществе - верность, храбрость, бесстрашие. Недаром есть выражение «драться, как лев». Именно поэтому животное удостоилось такой чести, как увековечение в скульптурно-архитектурном искусстве.

История использования образа льва в скульптуре

С древних времен этих животных увековечивают в скульптуре. У каждого рода было свое тотемное млекопитающее, но самым распространенным был именно лев. Это животное у всех народов имело положительную символику. Скульптуры льва распространены в древней Ассирии, Египте, Вавилоне, Индии. Внешность этого животного можно усмотреть у многих мифических персонажей: химеры, грифона, сфинкса.

В мировых религиях львы окружены ореолом святости:

  • в буддизме именно Будду называли львом среди людей, он символизировал отвагу, защиту порядка, мудрость, веру;
  • в исламе львом Аллаха называли зятя Мухаммеда, он является символом уничтожения зла и защиты добра;
  • в индуизме Вишну превращался в полульва-получеловека;
  • в христианстве многие святые были брошены на съедение львам, но были не тронуты животными.

В Средневековье животное олицетворяло бдительную стражу, так как было наделено способностью спать с открытыми глазами. В изображали играющим с шарами, которые символизируют небесное светило - солнце. В эпоху Ренессанса лев стал символом гордости, храбрости. Именно с этого времени и началось массовое поклонение этому животному и использование его образа в скульптурном искусстве.

Скульптуры льва

Скульптурные львы встречаются в основном в городах. Это и понятно, так как искусство в основном зарождалось в крупных населенных пунктах.

В раннехристианском скульптурном искусстве лев был символом Иеронима и Марка, а чуть позже - и самого Иисуса Христа. Спустя время эти животные стали неотъемлемым украшением гербов многих государств и княжеств. Их статуями стали украшать дворцы и храмы. Так, например, Святого Марка стоит у главного входа во Дворец Дожа в Венеции.

Умирающий лев

Очень известной скульптурой льва во всем мире является памятник «Умирающий лев» в Люцерне. Он посвящен печальному эпизоду европейской истории. Создан по эскизу всемирно известного художника и скульптора Торвальдсена.

Скульптура посвящена швейцарским гвардейцам, 660 представителей которых стали жертвами разъяренной толпы, осаждавшей Тюильри. Отряд гвардейцев составлял дворцовую охрану Людовика - последнего французского короля.

Когда толпа людей прорвалась к дворцу, король отдал приказ: «Никому не стрелять в людей». Он не хотел стрелять в свой народ. Но граждане этого жеста не оценили. Монарх погиб, и вместе с ним погибли и его верные гвардейцы. Именно в честь их подвига и самопожертвования была высечена скульптура «Умирающий лев».

Небесные львы Будды

По традиции китайского льва многие называют «корейским» или «собакой Фу». В буддийской религии он является священным животным. Изображается он всегда в виде подносящего букет цветов Будде. Встречаются изображения божеств, сидящих верхом на льве. Царственное животное - это образ энергии, доблести и мудрости.

Собаку Фу изображают перед Буддой, как его защитника, в лапке у нее копье. Они бывают разных форм, размеров, цвета и изготовленные из различного материала. Иногда они изображены со свирепой мордой, готовые пойти на любые меры, чтобы защитить Будду от демонов.

Собаку Фу часто вышивали на древних одеждах. У китайцев есть поверье, что в лапах животного - молоко, и они очень любят играть с шарами. Древние люди, придя в лес, обязательно оставляли для них шары.

Собака Фу очень популярна в Китае и в настоящее время. Считается, что ее изображение защищает от воровства, забирает негативную энергию. Их располагают перед входной дверью в помещение.

Китайские львы, как правило, не свойственны культуре страны. Отдельные экземпляры привозились императору как подарки. Лев не присутствует в ранних китайских произведениях искусства, а получил широкое распространение только с появлением буддизма. Скульптурами львов стали украшать входы в храмы. Все китайские статуи изображают животное сидящим с одной приподнятой лапой.

Львы Санкт-Петербурга

Мраморные львы украшают многие города мира, но в Санкт-Петербурге львы, сфинксы и грифоны чувствуют себя превосходно, украшая парки, сады, набережные, площади и просто фасады домов. Итак, каменные цари зверей северной столицы России:

  • Львы Дворцовой пристани. Сторожевые животные являются самыми популярными в городе на Неве. Были установлены в 1832 году по приказу императора Николая Первого. Представляют собой пару львов-близнецов, охраняющих пристань Адмиралтейской набережной.
  • Львы на канале Грибоедова . Он был открыт в 1825 году. С тех пор чугунные двухметровые скульптуры животных восхищают коренных жителей и гостей города. Сторожевые львы мостика в пасти удерживают свисающие канаты, впившиеся в постамент лапы и напряженные спины дают понять, насколько тяжело нести веками этот груз.
  • Львы у Русского музея. Это два брата-близнеца, которые установлены на лестнице, ведущей в парк. Отлиты из чугуна, стоят в позе, вдавливая в гранит шары.
  • Дом со львами . Это роскошный особняк, который был передан Военному министерству. Его охраняют мощные львы из мрамора.
  • Львы с лестницы дворца Елагина. Первые отлитые из чугуна животные Петербурга.
  • Львы Самое многочисленное семейство скульптурных львов Петербурга расположено именно на этой набережной. Имя автора неизвестно, известно лишь примерное время их появления - это приблизительно 1790-е годы. Это очень благодушные животные, которые держат в зубах чугунную цепь.
  • Китайские львы на Петровской набережной . Уникальными и мифическими животными являются львы «Ши-цза». Высота их - около 4,5 метров, вес - 2,5 метров.
  • Гранитные львы у дома Лаваля. Точное время появления скульптур у стен особняка неизвестно.
  • Львы у Павловского дворца. Они с задумчивыми и печальными мордами, напоминающие львов-философов, установлены у флигелей дворца.

Заключение

Льва называют Он является символом власти, мощи, благородства и царственности. В египетской мифологии он - символ власти божественной. У ассирийцев и греков эти животные были спутниками богинь. Скульптуры льва создавали еще в древние времена и продолжают увековечивать это грациозное животное по сей день.

В настоящее время искусство вновь набирает силы, все, что ценилось в древние времена, становится еще более популярным сейчас.

Г. до н. э. Не сохранилась.

В лоджиях здания Российской национальной библиотеки (б. Публичной) архитектор Росси поставил статуи учёных, философов, поэтов древности.
Всего статуй десять: здесь Геродот и Эвклид, Цицерон и Тацит, Платон и Гомер, Вергилий и Еврипид, Демосфен и Гиппократ. Венчает фасад фигура богини мудрости Минервы.
Среди них и статуя Гиппократа - главного врача мировой медицины. В правой руке его -посох, обвитый змеей.


Бог врачевания - Асклепий (Эскулап) также изображался с посохом, вокруг которого обвивается змея. Змея и чаша, как известно - эмблема медицины.

А образ дочери Асклепия Гигиеи (от её имени - гигиена), в Петербурге запечатлен в фонтане. Фонтан "Гигиея" был создан скульптором Д. Йенсеном и архитектором А. Штакеншнейдером и установлен перед фасадом Военно-медицинской академии на ул. Лебедева.


На постаменте установлена статуя сидящей Гигиеи, её левая рука с чашей протянута вперёд, а по руке, обвивая её, ползет к чаше змея.
Очень гармоничный памятник, один из моих любимых.

Фонтан со змеями
Во дворе Института Экспериментальной медицины (ИЭМ) на улице Академика Павлова расположен фонтан скульптора И. Безпалова. Бронзовая чаша установлена в центре гранитного бассейна. По краям - четыре пьедестала, на которых свернулись змеи.

Согласно книге символов свернувшееся в клубок пресмыкающееся означает не только здоровье, но и рассудительность, сомнение, предосторожность.
Там же, кстати, расположен известный памятник собаке, поставленный по инициативе академика И. Павлова - один из первых памятников животным.

Аполлон
В Летнем саду стоит статуя Аполлона Феба - бога искусств и солнечного света. Рядом с ним дерево обвила змея. Это копия античного оригинала, известного Аполлона Бельведерского итальянского мастера Паоло Трискорни.

..............


Захарьевская ул., 23. Дом Л. И. Нежинской в стиле модерн. У подъездов - огромные статуи бога солнца Ра, а на стенах- обилие декоративных элементов на тему Древнего Египта.


По количеству змей в оформлении фасада это самый «змеиный» дом в Питере.

Голова Медузы Горгоны в период классицизма и ампира , стала традиционным декоративным элементом, сопутствующим военной арматуре в архитектуре зданий и оград. Она является частым мотивом в декоре оград и мостов Санкт-Петербурга.

Южная решетка Летнего сада, выходящая на Мойку, архитектор Шарлемань

Еще фигурка нэцке.
Киёхимэ — в японском фольклоре девушка, превратившаяся в змею от тоски по своему возлюбленному.Фигурка нэцке Киёхимэ является напоминанием о возможной расплате за невыполненные обещания.

Молодой монах Анчин обещал вернуться, но позабыл про Киехимэ, а та долго ждала его возвращения.
Кипя от гнева, она направилась к монастырю и превратилась в огромную змею-дракона. Анчин в страхе решил спрятаться от змеи под колоколом. Однако Киехимэ нашла его и оплела колокол кольцами своего тела. Огнем ненависти Киехимэ расплавила колокол и сожгла монаха, а затем покинула монастырь.
................
Стражи - наги у входа в буддийский храм в Камбодже

Скульптура Будды, сидящего на кобре

.

............
Скульптурная группа в аэропорту Тайланда Суварнабхуми по мотивам мифа о взбивании (пахтаньи) Молочного океана. Боги- дэвы и демоны- асуры занимаются пахтаньем Молочного океана , чтобы добыть нектар бессмертия амриту .
С одной стороны короля змей Васуки тянут боги, с другой - асуры.


Это принесло в мир не только амриту, но и массу ценных артефактов.

Фонтан в парке на берегу Меконга, Вьентьян, Лаос

Ват Сампхан - гигантский Храм Дракона. Тайланд

Потрясающий храм, который снаружи обвит огромным змеем-драконом
..............
И напоследок еще "рукотворный" змей
Фараонова змея
Фараоновыми змеями называют ряд реакций, которые сопровождаются образованием пористого продукта из реагирующих веществ и сопровождаются бурным выделением газа. Химический фокус))

В итоге выглядит реакция так, будто из смеси реагентов выползает большая змея и ползет по столу, как настоящая.
..............

Знаки и символы С первобытных времен различные виды изображений(скульптур ные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.






Знаки и символы Знаки- это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы SOS или сирены скорой помощи, самые разные жесты и т.п.


Знаки и символы Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 символ совершенства и завершённости (семь дней в каждой фазе луны, семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов, семь таинств Иероним Босх (ок) Семь смертных грехов


Знаки и символы Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции. Иероним Босх (Около) Триптих Сад земных наслаждений.


Знаки и символы С. Боттичелли «Благовещение» В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб символы таинства причащения; цветы лилии или ириса символ Богоматери.


Знаки и символы Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни. Троица. Андрей Рублев.


Знаки и символы С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья. В бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.


Джузаппе Рекки. Натюрморт с пятью чувствами. Джузеппе Рекки, мастер натюрмортов, решил эту проблему как настоящий последователь лаконизма в одной картине. На небольшом столе он разложил несколько предметов, которые олицетворяли пять чувств человека: лютня - слух, тетрадь с нотами - зрение, блюдо из ижею - вкус, подзорная труба и очки - ещё одно напоминание о зрении, цветы - обоняние. Для олицетворения осязания осталась небольшая шкатулка. В искусстве Неаполя своё место занимали картины на темы пяти чувств человека - слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания. Известные картины Хосе де Риберы на эту же тематику. Осязание у Риберы олицетворял слепой скульптор, обоняние - крестьянин с чесноком, слух - весёлая девчонка с тамбурином. Для каждого из чувств была отдельная картина.


Ю. Ван Стрек. Суета сует Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования.


Череп напоминание о неизбежности смерти. Череп напоминание о неизбежности смерти. Мыльные пузыри краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla «человек есть мыльный пузырь». Мыльные пузыри краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla «человек есть мыльный пузырь». Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Песочные и механические часы быстротечность времени. Песочные и механические часы быстротечность времени. Музыкальные инструменты, ноты краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств. Музыкальные инструменты, ноты краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств. Оружие и доспехи символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. Оружие и доспехи символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок.


Балтазар ван дер Аст «Корзина фруктов» Если предположить, что здесь яблоки символизируют победу над грехом, а насекомые и ящерицы часто связывались со злом, то этот обычный В картине множество замаскированной символики. Присутствие дефектов и червоточин, бабочек, стрекоз и мух - очень необычно для натюрмортов. сюжет - ящерица грызущая яблоко, выпавшее из корзины, превращается в сцену борьбы добра и зла.


Кипренский Орест Адамович - Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. На Авдулиной жемчужное ожерелье. Жемчуг в христианской символике означает одновременно и богатство духа, и горе,печаль. И если сама Авдулина является воплощением хрупкой молодой красоты и духовности, то тёмные грозовые тучи и едва заметная в сумраке, полого поднимающаяся по холму дорога символизируют трудный жизненный путь и навевают мысль о хрупкости и беззащитности одухотворённой красоты в нашем суровом мире. Во время работы над портретом художником владели грустные думы, которые кратко можно выразить словами Фридриха Шиллера: Прекрасное всё гибнет в лучшем цвете, Таков удел прекрасного на свете. Свёрнутый и опущенный вниз веер в руке символизирует исчезновение.


Символы в архитектуре.Очень выразительна, например, символика православных храмов. Символично и количество глав на храме. Если у храма одна глава, значит он посвящен Господу Иисусу Христу. Две главы напоминают нам двойственную природу Христа: Бога и Человека. Три главы храма указывают на три лица Святой Троицы; Пять глав означают Иисуса Христа и четырёх евангелистов; семь глав семь святых таинств и семь Вселенских Соборов; тринадцать Иисуса Христа и 12 апостолов.


Автопортрет в фетровой шляпе. Ван Гог Винсент.. Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога () отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу.


В. Ван Гог. Звездная ночь. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.


Символы в живописи. «Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», говорил художник. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения. В. Ван Гог. Натюрморт с олеандром В. Ван Гог. Церковь в Овере


Символы в живописи. П. Пикассо. Музыкальные инструменты. П. Пикассо. Скрипка. Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.


Символы в музыке Н. Паганини «Вечное Движение» Символом воплощения образа «вечного движения» стали инструментальные пьесы «Pегреtuum mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н.Римского-Корсакова и др.. Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон высоты, длительности, тембра, громкости представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости.


Симфония 5 Л. Бетховена Симфония 5 Л. Бетховена. Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы зерно- интонацию, из которой вырастает вся Симфония 5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество. Симфония 5 Л. Бетховена Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.


Домашнее задание Подберите произведения музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе. Подберите произведения музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе.



Использование Символа при создании надгробных памятников позволяет передать широкий пласт значений, так или иначе ассоциируемых с умершим человеком. Следует отметить, что использование символики отличается от простой передачи сведений в форме текста несравненно большей смысловой насыщенностью. Восприятие того или иного символа является процессом сугубо индивидуальным, даже не смотря на устоявшиеся правила их трактовки. Человек по средствам расшифровки символа надгробия самостоятельно формирует представление об умершем человеке.
Существует огромное количество исторически сложившихся погребальных надгробных символов различного характера - этнических, профессиональных, указывающих на социальное положение, возраст, определенные личные качества, эпоху, но в первую очередь - религиозных.

Далее приводится примерный список наиболее распространенных символов используемых при создании надгробных монументов. Символы объединены в группы по характеру используемых элементов. В конце приводится список цитат на латыни, наиболее часто используемых при создании католических надгробий
Геометрический символизм
Круг - дохристианский символ, чье изначальное значение было воспринято и христианской религией. Универсальный символ Вечности и Вечной Жизни, исключительно часто встречающийся на надгробиях. Наиболее распространенная его форма - крест в круге (Кельтский крест). Два круга - один над другим - символизируют землю и небо. Три соединенных между собой круга символизирую Троицу.

Равносторонний треугольник/ Трилистник/ Трикетра («готическая розетка», треугольник из трех дуг) - христианский символ Святой Троицы. Также может выглядеть как треугольник в круге, трикетра в круге, круг в треугольнике. Кроме того, треугольник используется для символа «Всевидящего Ока» (глаз в равностороннем треугольнике). Всевидящее Око, заключенное в треугольник и круг символизирует вечность Святой Троицы.

Пирамида - символ Вечности. Считалось, что этот символ предотвращает воздействие на могилу темных сил.

Квадрат - символизирует земное существование. На некоторых монументах можно увидеть квадрат, перевернутый ромбом, указывающий своими углами направления земли и неба.

Пентаграмма - пятиконечная звезда, нарисованная одним росчерком пера, заключающая в себе равносторонний пятиугольник, в Христианстве олицетворяет пять ран Христа. Древнейший символ, использовавшийся еще вавилонянами, чье происхождение точно неизвестно. В дохристианские времена кельты называли пентаграмму «ведьминым следом», В Средние века ее также звали «крестом гоблинов» и печатью Соломона (интересный разброс, кроме того, пентаграмма символизировала пять чувств). В Средние же века символ активно использовался алхимиками и исследователями. Считается, что пентаграмма защищает от воздействия темных сил и демонов, также как и пятиугольник. Также используется представителями Wicca. В иудаизме пентаграмма символизирует пять книг Моисея.

Звезда Давида - общепринятый символ Иудаизма, шестиконечная звезда, образованная из двух треугольников, олицетворяет божественную защиту. Древнейший символ, использовавшийся в Греции и некоторых государствах Малой Азии. В Средние века использовался также алхимиками в качестве символа огня и воды. Звезда Давида получила широкое распространение как символ Иудаизма только в начале XX века с легкой руки еврейского активиста Теодора Хертцеля (Theodore Hertzel).

Свастика (Crux Dissimulata) - один из древнейших и наиболее широко распространенных символов, имеет несколько способов начертания. Олицетворяет солнце, огонь, круг жизни и четыре стороны света. Точное происхождение символа не установлено, он был известен еще в древней Азии, и считается, что именно оттуда перешел к германским племенам. Крест, вписанный в круг, также символизирует направления земли и неба и самосовершенствование человека. В различных культурах имеет свою специфику: в буддистских мемориалах символизирует доктрину Будды, в Китае также имеет две формы - мужскую и женскую (по/против часовой стрелки). Использовалась римлянами, а также, что всем известно, являлась символом нацистской Германии...

Крест (распятие) является объединяющим символом различных направлений христианства, олицетворяет жертву Христа, воскресение и собственно веру.

Существует немало различных форм христианского креста:

Латинский крест («Божий знак») - один из старейших символов Христианства, а также одна из простейших и наиболее распространенных форм (надо сказать, что он только выигрывает за счет лаконичности дизайна).

Голгофский (трехступенчатый) крест - латинский крест, установленный на трех ступенях, символизирующих веру, надежду и любовь (либо милосердие). В католической культуре очень распространена традиция украшения Латинского Голгофского креста венком из роз или лилий. Сам по себе розовый венок символизирует вознагражденную добродетель и красоту, венок из лилий - чистоту и непорочность, фронтальный венок может также символизировать Вечность, создавая вместе с Латинским крестом форму Кельтского.

Кельтский (ирландский) крест - это крест, заключенный в круг, олицетворяющий Вечность или Вечную Жизнь. С этой формой креста связана легенда о Св. Патрике,

начертавшем крест в круге на священном камне Богини Луны и благословившем его.

Восточный крест - относится к Ортодоксальной (Православной) церкви и принят в России и Греции. Этот крест имеет две добавочные детали сверху и снизу: сверху -

дощечка с надписью «Иисус Христос - царь иудеев», снизу перекладина, которой касались стопы распятого Христа.

Готический крест («Fleuree») - все четыре стороны этого креста расширяются подобно лепесткам, символизирует взрослого, зрелого христианина.

Крест - трилистник («Botonee») - три стороны этого креста заканчиваются модифицированным изображением трилистника, символизирующего Троицу (встречается

и на православных кладбищах).

Греческий крест - все четыре стороны этого креста имеют равную длину. Эта форма креста отсылает нас в пре-христианскую эпоху, когда четыре равные стороны его

символизировали четыре стихии - землю, воздух, огонь и воду.

Ионический крест - по форме сходен с Кельтским крестом, но стороны его расширяются подобно готическому. Существует еще как минимум три более своеобразных формы креста, встречающихся на надгробиях.

Андреевский крест - крест в форме «X » По легенде, Св. Андрей не мог позволить, чтобы его распяли на кресте, подобном кресту Иисуса, поэтому упросил мучителей о распятии на кресте этой формы.

Египетский/Коптский крест - Анк, символ Вечной Жизни, действительно встречающийся и на католических надгробиях.

Тевтонский/Мальтийский крест - выглядит как равносторонний Готический крест. На московском Введенском кладбище, представлены практически все перечисленные формы крестов, часто не только в чистом виде, но и с очень интересными и эффектными вариациями.

«Объектные» символы

Ангел - кладбищенская «классика», символ духовности. В каноническом христианском восприятии ангелы - «посланники Господа» охраняют могилы, сопровождают души умерших, молятся за попавших в Чистилище. Двое из них легко узнаваемы - это архангелы Михаил и Гавриил, святые, особо почитаемые католической церковью: Михаил обычно изображается с мечом, Гавриил - с трубой (знаком Судного дня). Ангелы, изображаемые без этих артефактов большей частью принадлежат к бесчисленному сонму ангелов-хранителей, семейных и, так сказать, персональных.

Арка (либо радуга) - победа Жизни над Смертью, либо победа в смерти («смертию смерть поправ...»), путь на Небо, переход из жизни через смерть в Вечную Жизнь.

Арфа - символ набожности и надежды. Относится к Св. Сесилии, покровительнице музыкантов.

Всевидящее око - «Господь вездесущ». «Всевидящее око», заключенное в треугольник символизирует Троицу.

Голова херувима - олицетворение души.

Горящий светильник - Вечное Пламя или бессмертная душа человека.

Дети - обыкновенно символизируют безвременную смерть невинного. Часто это смерть родителей (либо одного из них), оплакиваемая детьми. Изображение ребенка, держащего череп, обозначает детскую могилу. Нередко дети изображаются с гирляндами цветов - роз или лилий (оба цветка символизируют непорочность).

Драпировки - символ скорби и траура.

Женская фигура (плакальщица) - канонический надгробный мотив столь же распространенный, как и ангелы. Нет смысла объяснять, что она олицетворяет скорбь от потери близкого, неувядающую любовь, смирение и веру.

Закат - угасание жизни, смерть.

Звезда - символ жизни Христа, его пять ран. В более широком значении символ духовности, Вечный Свет, пронзающий тьму забвения. Пятиконечная звезда символизирует чистую душу, поднимающуюся в Небо...

Кельтский узел - воскресение и Вечная Жизнь.

Ключи - символизируют духовное знание. В руках ангела или святого (Св. Петра) означают ключи от Рая

Книга - молитвенник, библия, Книга Жизни, может также символизировать знание или даже память. Обычно изображается раскрытой. Может указывать на «профессиональную» принадлежность священника.

Корона - бессмертие, символ чести и славы. Может изображаться в руках ангелов.

Корона, венчающая крест - символ верховной власти Господа.

Коса - смерть как «урожай Господний», персонификация Смерти - Мрачный Косарь

Крылатое колесо - олицетворение Святого Духа.

Крылатый шар - изначально символ Ра, бога Солнца у египтян. В Викторианскую эпоху трансформировался в христианский символ, олицетворяющий животворную силу Господа.

Крылатый череп - очень старый символ, позднее превратившийся в голову херувима в качестве олицетворения души умершего, возносящейся на Небо.

Кувшин - традиционный иудаистский символ: кувшин для омовения рук первосвященников.

Лабиринт - жизненный путь.

Менора - иудаистский символ присутствия Бога, подсвечник с семью свечами, символизирующими семь дней творения.

Обелиск - египетская универсальная форма памятника, возрожденная в XIX веке.

Песочные часы - символизируют неизбежное течение времени, быстротечность жизни, смерть и Вечность. Песочные часы, лежащие на боку, означают, что время для умершего остановилось; песочные часы с крыльями символизируют быстрый полет времени...

Пламя - Вечность.

Разорванное кольцо - потеря одного из членов семьи.

Разрушенная колонна (может быть украшена цветочной гирляндой) - жизнь, оборвавшаяся слишком рано, потеря главы семьи, тлен и упадок.

Ракушка - традиция использования ракушек в похоронных ритуалах уходит корнями в седую, еще доегипетскую древность. Ракушка - символ плодородия и изобилия, возрождения и странствий. Существует старый обычай оставлять на кладбищах мелкие камешки, монетки и ракушки в знак поминовения...

Рассвет, поднимающееся солнце - обновленная, возрожденная Жизнь.

Саркофаг, гроб - смертность, тленность всего сущего.

Свеча - Жизнь. Потухшая свеча - угасшая жизнь...

Свиток - символ жизни и времени. Оба конца, закрученные вверх показывают неопознанность прошлого и будущего и неопределенность жизненного срока («Пути Господни неисповедимы»). В руке ангела означает, что жизнь записывается им. Также может символизировать признание и память.

Сердце - традиционный символ любви, смелости и разума, пылающее сердце олицетворяет исключительную религиозность. Сердце, заключенное в терновый венец, символизирует страдания Христа. Сердце, пронзенное мечом, символизирует Деву Марию в момент, когда она слышит прорицание Симеона о рождении Христа («И меч пронзит твою душу...»), также этот символ может олицетворять милосердие. Два соединенных между собой сердца обозначают узы брака.

Скрещенные мечи - смерть в бою.

Скульптура Спящего - сон - это нить между Жизнью и Смертью. Спящий ребенок олицетворяет чистоту, естественность, невинность.

Створка раковины (округлая, напоминающая цветок) - символ паломничества, странствий, вечной жизни, рождения и воскресения. Традиционный символ пуритан, возникший как знак совершенного к гробнице Св. Якова паломничества, когда створку раковины вешали на шею в качестве кулона.

Стрела либо фигура со стрелой - смертность

Символ Тао (Инь/Янь) - как ни странно, этот символ единства противоположностей, встречается и на христианских надгробиях...

Трубы - символ победы и спасения в Судный день.

Урна - широко используемый символ траура. Изначально в древние времена урна являлась вместилищем праха усопшего. Начиная с середины XIX века широкое распространение получила символическая надгробная композиция, представляющая собой ангела (либо плакальщицу), склонившегося над урной с прахом, украшенной драпировкой или цветочной гирляндой.

Факел - дублирует символ лампы, свечи, светильника: Вечная Жизнь души.

Погасший факел - физическая смерть.

Херувимы (дети-ангелы) - обычно обозначают детские могилы.

Череп (со скрещенными костями), танцующий скелет – «Memento mori» - традиционный символ смерти.

Якорь (либо крест и якорь) - раннехристианский символ со времен катакомбной церкви, замаскированный символ креста (забавно, что в результате перевернутого). По словам Христа «надежда - якорь души». Часто изображается зажатым между скалами. Якорь с разорванной цепью символизирует прервавшуюся жизнь. Может также просто указывать на профессиональную принадлежность умершего.

Изображение рук вполне молено выделить в отдельный раздел:

Протянутые руки - мольба о милосердии.

Благословляющая рука - благословение остающимся.

Рука, указывающая вверх - символизирует надежду на милость Господню, подтверждает жизнь после смерти.

Рука, указывающая вниз - символизирует внезапную смерть.

Руки, держащие цепь с разорванным звеном - символ потери одного из членов семьи.

Рука Бога, выдергивающая звено из цепи - означает, что Он забирает к себе душу умершего.

Руки, держащие раскрытую библию - символизируют христианскую веру.

Сжатые руки - последнее прощание. Единство и любовь даже после смерти. Этот символ имеет интересную деталь: как правило, правая рука держит левую, левая рука - это рука женщины, жены, часто это можно определить и по манжету. Сжатые руки и сердце олицетворяют милосердие.

Две руки, соприкасающиеся большими пальцами - интересный символ, означающий пожелание долгой жизни и процветания и относящийся к иудаизму. В конце службы в ортодоксальных синагогах этот жест является благословением.

Животные

Бабочка - душа / короткая жизнь. Довольно редкий символ, чаще всего встречающийся на могилах детей. Символ воскрешения Христа, три стадии: гусеница - куколка - бабочка олицетворяют жизнь - смерть - воскресение.

Белка, держащая в лапках орешек - религиозность, духовный поиск

Голубка - Святой Дух. Образ белой голубки взят из эпизода крещения Господня в Евангелии от Иоанна. Голубка, изображенная с оливковой ветвью, символизирует надежду.

Дельфин - воскресение.

Дракон - дракон, побежденный Св. Георгием - символ победы над грехом.

Змея - змея, свившаяся кольцом и кусающая себя за хвост, символизирует Вечность.

Кит - материнство.

Лев - олицетворяет силу Бога и вечно защищает могилу и душу умершего от темных сил. Кроме того, символизирует смелость, мужество и, как и большая часть христианских символов, воскресение.

Лошадь - смелость и щедрость. Кроме того, в католицизме представлены следующие «конные» святые: Св. Георгий, Св. Мартин, Св. Морис и Св. Виктор.

Лягушка - мирские радости и грехи, с другой стороны может символизировать и воскресение

Олень - вера, духовный поиск / Христос, победивший Сатану.

Орел - символ Св. Петра. Может указывать на военную карьеру умершего. Смелость, доблесть.

Павлин / Феникс - символизируют воскресение, бессмертие и духовную красоту.

Петух - пробуждение, воскресение.

Птицы в полете - символ «крылатой души», Вечной Жизни, часто используется на могилах детей. Традиция изображения души в виде птицы восходит к Древнеегипетской цивилизации. Позднее крылья стали изображать в качестве символа божественной миссии.

Рыба - указывает на веру

Собака - своеобразный символ, означающий, что хозяин заслуживал любви

Сова - традиционный символ мудрости.

Ягненок - один из излюбленных христианских символов и один из излюбленных символов для обозначения детской могилы. Символизирует чистоту, невинность и смирение. Любопытно, что, являясь одним из основополагающих символов христианства, олицетворяющим жертвенность Христа, изначально возник еще в египетской мифологии...

Растения.

Венок, гирлянда - изначально, древний дохристианский символ победы и признания. Был воспринят христианской религией как символ победы через искупление грехов, в настоящее время один из наиболее распространенных мемориальных мотивов.

Абстрактное дерево - Древо Жизни.

Абстрактный цветок - хрупкость жизни.

Акант - божественный сад. Один из старейших надгробных мотивов, напоминающий о скалистых землях, где располагались греческие кладбища.

Ананасы и инжир - процветание, Вечная Жизнь

Анютины глазки - символ смирения и памяти.

Боярышник - надежда, радость, символ весны.

Дуб - символ Христа, считается, что его крест был сделан из дуба. В пре христианские времена друиды поклонялись дубу как Древу Жизни. С другой стороны, в качестве украшения могилы дубовые листья и желуди символизируют силу, власть (в особенности военную), победу.

Жимолость - преданная любовь и нежность, щедрость.

Кизил - символ Христианства, божественная жертва, воскресение, триумф Вечной Жизни.

Кипарис - романская дохристианская традиция. Ветвями кипариса в знак скорби украшали дом, пока там находилось тело умершего, на кипарисовые ветки его укладывали перед погребением. По одной из версий кипарис символизирует надежду и память. Кипарисы были и остаются обязательной частью средиземноморских кладбищ.

Кисть винограда с листьями - христианская вера (виноград - один из символов Христа).

Крокус - юность.

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Скульптуре принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени. Она усиливала эмоциональность и зрелищность готической архитектуры, в ней наиболее очевидно проявлялось стремление к чувственно-поэтическому, изобразительному воплощению не только религиозных представлений времени, но и наивно обоготворенной человеком природы и его самого как ее совершенного порождения. Особенно богато украшался готический собор, который Виктор Гюго образно сравнивал с гигантской книгой. Главное место в его внешнем и внутреннем декоративном убранстве принадлежало статуе и рельефу. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе.

Пророк Иеремия


Пророк Даниил


Колодец пророков

Клаус Слютер, Колодец пророков, 1395–1406 годы, монастырь Шанмоль, Дижон, Франция

В храме, олицетворяющем, как и прежде, образ вселенной, теперь наиболее развернуто в зримых чувственных формах представлялась религиозная история человечества с ее возвышенными и низменными сторонами, с ее жизненной многосложностью. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых располагались вереницами, как бы встречая посетителей. Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях.

Готическая скульптура – органическая часть архитектуры собора. Она включается в архитектурную конструкцию, входит в состав функциональных элементов постройки. В Реймском соборе она даже определяет его внешний облик. Взаимодействие архитектуры со скульптурой и живописью порождало то неповторимое разнообразие впечатлений, которым готика обогащала современников. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. Фигуры удлиненных пропорций как бы вторят вертикальным членениям архитектуры, подчиняясь динамическому ритму целого, образуя единый архитектурно-скульптурный ансамбль. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами, зависели от установленного религиозными канонами месторасположения. В готической архитектуре увеличилась не только степень подчинения скульптуры архитектуре, но и поднялось самостоятельное значение скульптуры. Готика продолжила начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего декоративного убранства. Стала более свободной трактовка художественной формы, усилилась роль статуарной круглой пластики, ее взаимодействие с окружающей пространственной и световоздушной средой. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Легкие изгибы, повороты торсов и перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные живые позы и жесты придают фигурам динамичность, которая несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора.


Санта Репарата
Музей дель Дуомо, Флоренция


Кампанила собора Санта
Мария дель Фьоре, 1337–1343


Надежда, 1330
Баптистерий, Флоренция

Скульптор и архитектор Андреа Пизано, двери флорентийского баптистерия, рельефы и статуи флорентийского собора

Огромную эмоциональную выразительность статуям придавали драпировки одежд, подчеркивающие пластичность и гибкость человеческого тела, его жизнь в пространственной среде. Складки приобрели естественную тяжесть; глубоко западая, они порождали богатую игру света и тени, уподоблялись то каннелюрам колонн, то образовывали напряженные резкие изломы, то струились легкими потоками, то ниспадали бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. Часто сквозь тонкую одежду просвечивало тело, красоту которого начинали признавать и чувствовать и поэты и скульпторы того времени. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. Их образы становились разнообразными, остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочеталось в них с повседневным житейским. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Обращенные к окружающим и друг к другу святые, исполненные душевной близости, как бы сердечно беседовали между собой. Готический художник передавал тонкие душевные движения, радость и тревогу, сострадание, гнев, страстную взволнованность, томительное раздумье.

Появляются скульптурные группы, объединенные сюжетом и драматическим действием, разнообразные по композиции. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. Стремление усилить чувственную достоверность образа обнаруживало себя в острой наблюдательности и жадном интересе к единичному, частному, индивидуальному, портретному и даже необычному, случайному. Человеческое лицо, как красивое, так и уродливое, для средневекового мастера было отблеском вечной красоты и мудрости мироздания. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Расцвет скульптуры начался на рубеже 12–13 столетий во Франции, когда процесс национального пробуждения был на подъеме. Простота и изящество четких форм, плавность и чистота контуров, ясность пропорций, сдержанные жесты служили во французской скульптуре выражением нравственной силы, духовного совершенства.

Высшие достижения готической скульптуры связаны со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений, которые отличаются высоким эстетическим пафосом. Здесь вырабатывались классические приемы скульптурного декора и разрабатывался синтез всех искусств под эгидой архитектуры. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала – с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Зрелым мастерством отличается статуя святого Феодора с южного портала – в нем воплощен идеальный чистый образ христианского рыцаря с доверчивым открытым лицом юноши, сосредоточенного, немного грустного и вместе с тем непоколебимо мужественного. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением.


Ханс Мульчер
Святая Троица, 1430,
Собор в Ульме, Германия


Мишель Коломб
Надгробная плита Маргриты де Фой,
1502, собор, Нант, Франция


Мишель Коломб, Святой
Георгий, поражающий дракона,
замок Гайон, Франция

В статуях святых – Мартина, Григория и Иеронима южного портала Шартрского собора сделан решительный шаг в совершенствовании построения человеческой фигуры. Сохраняя необходимое для архитектуры фронтальное положение, мастер оживил фигуры святых едва заметным движением – легким поворотом голов, сдержанным жестом. Каждый образ – определенный характер с соответствующим ему состоянием: Мартин гневен и властен, Георгий сердечен, тихий Иероним вдумчив. Вместе с тем все три фигуры объединены единым ощущением нравственной силы, душевного благородства – люди этой эпохи сообразовывались в своих помыслах и поступках с высоким, но отвлеченным понятием чести, верности, великодушия. В дальнейшем французская скульптура шла по пути все большей свободы в постановке фигур, повороты, жесты, движения становились отчетливыми и разнообразными. Среди реймских статуй особой силой пластического выражения отмечены мощные фигуры двух женщин – Марии и Елизаветы. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Ее голова наиболее пластически сложна. Ниспадающее с вьющихся волос покрывало то затеняет, то открывает лицо и позволяет с разных точек зрения уловить тонкие оттенки настроений, проскальзывающих в чертах: то спокойствия, то грусти, то просветленности, которая доминирует в профиле. Духовное волнение выражено не только в классически прекрасных чертах, но в движении корпуса, в трепетной вибрации драпировок одежд, гибких извилистых линиях контуров. Марии с ее духовным подъемом, с ее величавой грацией противопоставлен образ пожилой, суровой, умудренной, исполненной чувства достоинства и трагического предчувствия Елизаветы. Созданные реймскими мастерами образы привлекают нравственной силой, высотой душевных порывов и в то же время близкой античному идеалу телесной жизненностью, простотой и характерностью, обаянием женской красоты. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен святой Иосиф (группа «Сретение», 1240-е годы) – элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. Выразительны детали: острый, задорный взгляд, франтовато закрученные усы, буйно вьющаяся шевелюра, кудрявая бородка, стремительный поворот головы к собеседнику. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения.

Изменяется трактовка традиционных образов. Изображая сцены из жизни Христа, готический мастер обнаруживает близость его к страдающему человечеству. Таков образ Христа-страннника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. В народной среде был любим образ Мадонны с младенцем па руках, воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность. С 13 века ей часто посвящаются порталы. Она изображается с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, улыбающейся, с полузакрытыми глазами. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 века). Широкие волны линий, идущих от бедра к ступне, уже заметные в реймских статуях, приобретают здесь характер движения, полного благородного ритма. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е годы) привлекают духовной чистотой, изяществом стройных пропорций. Одна из них символизирует торжествующую христианскую Церковь, другая – побежденную Синагогу. Образ Церкви, с властным взглядом, с гордой осанкой, оттененной плавным ритмом складок одежд, дан как положительный. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. Поникшая голова, сложное спиралевидное движение гибкого тела, неожиданно резкий надлом копья выражают душевное смятение, неустойчивость. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Сквозь повязку на лице Синагоги просвечивают очертания глаз, через тонкую ткань, покрывающую руку Церкви, проступают ее изящные формы.

Скульптура Страсбургского собора соединила черты, свойственные французской и немецкой готике: высокий этический строй французской пластики и экспрессивность немецкой. В мир возвышенных образов готической скульптуры часто включались бытовые мотивы, в которых давала себя знать народная струя искусства: гротескные фигуры монахов, жанровые фигуры мясников, аптекарей, косарей, сборщиков винограда, торговцев. Тонкий юмор царит в сценах «Страшного суда», утративших суровый характер. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. В 1385 году герцог Бургундии Филипп Смелый основал картезианский монастырь Шанмоль в окрестностях Дижона во Франции. С 1390-х годов по заказу герцога лучшие мастера возводили монастырские здания и создавали произволения скульптуры. Одним из них был нидерландский скульптор Клаус Слютер, который исполнил для монастыря шесть каменных статуй пророков в человеческий рост.

В Германии скульптура была менее развита. Более тяжеловесная в своих формах, чем французская, она захватывает силой драматических образов. Тенденция к индивидуализации характера и чувств рождает почти портретность Елизаветы Бамбергского собора (1230–1240), с суровыми чертами волевого лица, с мрачно-взволнованным взором. Резкие угловатые формы, беспокойные ломаные складки одежд усиливают драматизм образа. В Германии рано появляются конные изображения. Бамбергский всадник – воплощение мужества и рыцарской энергии.

Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. В статуе маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 века) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом. Хрупкость и лиричность отличают его супругу Уту – меланхоличную, сосредоточенную, с неповторимо индивидуальной выразительностью как бы внезапно запечатленных движений. С 60-х годов 13 века одухотворенность вытеснялась манерностью миловидных образов, особо проявлявшейся в мелкой пластике. В 14 столетии доминировало холодное изящество, натуралистическая приземленность. Искреннее вдохновение зачастую подменялось условной схематизацией.