Привороты Заговоры на... Отвороты

Русское искусство и век просвещения. Архитектура и изобразительное искусство эпохи просвещения Русская живопись в эпоху просвещения

Восемнадцатый век в Европе называют „веком просвещения. В России это определение может быть отнесено к последним десятилетиям века, к екатерининскому времени, и с существенными оговорками. Просвещение затронуло лишь тонкий культурный слой общества - дворянство, причем далеко не все, и небольшое количество выходцев из народа, выдвинувшихся благодаря таланту или предприимчивости в сферы интеллигенции и купечества. Своеобразный национальный вариант культуры Просвещения окрашивался специфическими условиями русской действительности.

Государственное положение дворянства изменилось - законом 1762 года оно было бессрочно освобождено от обязательной службы, которая приобретала теперь для лучших людей характер общественного долга. Образовавшимся досугом и огромными средствами, добываемыми крепостным трудом еще сильнее закабаленных крестьян, пользовались по-разному. Во времена Екатерины не только усиливалась социальная рознь. Явственным стало идейное расслоение дворянства-на впадающих в „древнюю дикость и дичающих до степени салтычих крепостников и тех, кто смысл жизни полагал в службе Отечеству или в собственном интеллектуальном и эстетическом совершенствовании. Все больше честных умов начинает судить о несправедливостях и пороках общества, видя путь к их исправлению в облагоражи­вании личности. Документы, письма, литературные произведения пестрят словами „Отечество, „просвещение, „общество, „добронравие, „человеколюбие, „попечение о благе общем, „чувствования человеческого сердца. К нам эта лексика пришла именно из екатерининского времени. Популярным жанром становятся сатиры, обличающие во имя благонравия и общественной пользы пороки и злоупотребления. Вся поэзия насыщена призывами к дворянству, примеры можно приводить десятками. Вот лишь несколько: А. П. Сумароков - „А во дворянстве всяк, с каким бы ни был чином, не в титле, в действии быть должен дворянином; М. М. Херасков - „Будь мужествен ты в ратном поле, в дни мирны доброй гражданин, не чином украшайся боле, собою украшай свой чин; Г. Р. Державин - „Вельможу должны составлять ум здравый, сердце просвещенно, (...) вся мысль слова, деяньи должны быть - польза, слава, честь. Утопичность программы эпохи Просвещения - сначала облагородить человека, а потом уж улучшить условия его жизни - нам сейчас ясна, мы помним о Пугачеве и Радищеве, но надо быть признательным этим идеям, послужившим питательной почвой для замечательной художественной культуры.

Рядом с нравственным воспитанием и мыслями об общем благе, естественно, шло и вольнодумство, увлечение произведениями французских просветителей, в изобилии читавшихся и переводившихся в России. Начиная от самой Екатерины, зачитывались Монтескье, Вольтером, Дидро, Руссо, Мерсье, Лессингом, Ричардсоном, вырабатывая в себе „античный вкус к доблести (из „Записок Екатерины). „При Петре дворянин ездил учиться за границу артиллерии и навигации; после он ездил туда усваивать великосветские манеры. Теперь, при Екатерине, он поехал туда на поклон философам. Вообще чтение, как никогда ранее, становится одним из любимейших занятий. Многие могли бы сказать о книгах, как ярославский помещик Опочинин: „Они были первое мое сокровище, они только и питали меня в жизни; если бы не было их, то моя жизнь была бы в беспрерывном огорчении...

Таковы были настроения просвещенных людей того времени, того возникшего культурного сообщества, о котором мы узнаем из мемуаров, из публикуемых писем русских писателей и к которому принадлежали лучшие наши портретисты. Удивительно ли, что их творения согреты высоким представлением о человеческой личности, что в их живописи чувствуется мечта о совершенном человеке?

В портретной живописи снова, как в Петровское время, ощущается присутствие гражданственного идеала. Этому способствовала победа в искусстве и литературе эстетических принципов классицизма и его задачи „подражать прекрасной природе и выражать просветительские идеи. Живописец должен быть „в красках философом и смертных просветителем (Я. Б. Княжнин). О том, как нормативно понимались задачи портретиста в изобразительном искусстве теоретиками классицизма, красноречиво говорит популярное в России сочинение французского теоретика конца XVII - начала XVIII века Роже де Пиля, которое вольно, с собственными добавлениями, перевел на русский язык Архип Иванов (1789). Художнику предписывалось работать так, чтобы „портреты казались как бы говорящими о себе самих и как бы извещающими: смотри на меня, я есть оный непобедимый царь... я тот покровитель знатнейших художеств, оный любитель изрядства... я есмь та сановитая госпожа, которая благородными своими обращениями делает себе честь... я та веселонравная, которая любит только смехи и забавы... Для достижения этой цели художник, хотя и должен „подражать как недостаткам, так и красотам, может „поправить и „нос кривоватый, и „грудь гораздо сухую, и „плеча слишком высокие. В „Рассуждении о совершенном живописце П. П. Чекалевского (1782) каждой части лица на портрете поручалась своя задача: „откровенность на челе и бровях, разум в глазах, здравие на щеках и добродушие или приязненность на устах. В следующем году И. Ф. Урванов пишет о „портретного рода художнике: „...надлежит, чтобы все части головы одно изъявляли свойство, или веселое, или важное...

Классическая нормативность, даже догматичность, в какой-то степени стандартизировала портрет, особенно, конечно, парадный, однако присущая русским художникам привязанность к реальности вырывалась за рамки норм, не споря с ними, а создавая тот сплав правил и индивидуальности, который можно назвать стилем времени. Мы увидим далее, как у крупнейших мастеров идеал облагораживал реальность, не отнимая у нее конкретности, но наделяя ее значительностью или поэзией. Стандарт у них возвышался до типичности, до эстетически нравственной программности.

Каноны барочного парадного портрета А. П. Антропов (1716 -1795) Портрет императора Петра III 1762 Шарль-Жозеф Натуар (1700 -1777) Портрет Луи, дофина Франции 1747

Вариации императорского парадного портрета А. П. Антропов (1716 -1795) Император Петр III на фоне сражения 1762 А. П. Антропов (1716 -1795) Портрет императора Петра III Эскиз, 1762

Церковный (экклезиастический) портрет А. П. Антропов (1716 -1795) Портрет архиепископа Портрет архиепископа С. П. Кулябки. 1760 Платона (Левшина). 1775 Антон Рафаэль Менгс (1728 -1779) Портрет папы Климента XIII 1758

Аллегории правления Екатерины II Франческо Фонтебассо (1709 -1768/9) Аллегория восшествия на престол Екатерины II 1762 Стефано Торелли (1712 -1780) Аллегория покорения Екатериной II турок и татар Около 1772

Ранняя (ученическая?) работа Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет императрицы Екатерины II 1760 -е гг. Мартин ван Мейтенс (1695 -1770) Портрет императрицы Марии Терезии 1759

Портрет кисти Рокотова - “тип Рослина” Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет Екатерины II 1780 Александр Рослин (1718 -1793) Портрет Екатерины II. Ок. 1780 Дроттингхольм, королевский дворец

Портреты “высокопоставленных детей” Портрет великого князя Павла Петровича; 1761 Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет княжны Е. Б. Юсуповой; нач. 1760 -х гг.

“Герой, пиит и едкое время” Жан-Оноре Фрагонар (1732 -1806) Вдохновение Ок. 1769 Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет поэта В. И. Майкова Ок. 1766 “То ради славных дел от времени защиты Рождаются во свет с героями пииты, Дабы на оное оковы наложить И силу едкости его уничижить. Итак, когда певцы героев воспевали, С героями они жить вечно уповали. Прости, великий муж, ты слабости моей, Я вечно жить хочу со славою твоей; Когда сии стихи читать потомки станут, Конечно, и меня с тобою воспомянут” В. И. Майков “Послание графу П. И. Румянцеву”, 1775

“Загадочный герой” эпохи Просвещения Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет молодого человека в треуголке Начало 1770 -х гг. Бенджамин Уэст (1738 -1820) Автопортрет 1770

“Эксцентричный герой” эпохи Просвещения Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет Н. Е. Струйского 1772 Жозеф Дюкро (1725 -1805) Автопортрет в образе насмешника 1789 -91

“Таинственность” и кокетство (?) Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет А. П. Струйской 1772 Александр Рослин (1718 -1793) Портрет дамы с вуалью 1769

Молодая дама “стиля рококо” Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет неизвестной в розовом платье. 1770 -е гг. Александр Рослин (1718 -1793) Портрет мадам де Ламбаль 1770 -е гг.

Обнаженная фигура в “стиле рококо” Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Обнаженная девочка 1770 -80 -е гг. Франсуа Буше (1703 -1770) Туалет Венеры 1740 -е гг.

Немолодая дама в России и во Франции И. П. Аргунов (1729 -1802) Портрет А. А. Лазаревой Конец 1760 -х гг. Луи Токе (1696 -1772) Портрет мадам Данже за рукоделием 1753

“Естественный человек” на лоне природы Адольф Ульрик Вертмюллер (1751 -1811) Мадам д’О, подруга королевы Марии Антуанетты, в костюме доярки. 1787 И. П. Аргунов (1729 -1802) Портрет молодой женщины в крестьянском костюме 1784 “Кончает солнце круг, весна в луга идет, Увеселяет тварь, и обновляет свет. Сокрылся снег, зефир на пастве повевает: Источники журчат, и жавронок вспевает. Приближилися те дражайшия часы, Чтоб видеть пастуху пастушкины красы” А. П. Сумароков (1717 -1777) Эклога “Пальмира”, 1787

Эклога и пастораль на театральной сцене Н. И. Аргунов (1771 -1829?) Актер И. Я. Якимов в роли Амура 1790 Лоран Паш Младший (1733 -1805) Актеры, танцующие на сцене 1760 -е гг.

Статусный / ролевой автопортрет художника Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Автопортрет 1783? (1790 -е гг. ?) Жозеф Дюкро (1725 -1805) Автопортрет в морском мундире 1795

Портрет “просвещенного правителя” Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Екатерина II законодательница в храме правосудия. 1783 Помпео Джироламо Батони (1708 -1787) Император Франц I Стефан защитник правосудия. 1768

Аспекты образа “просвещенной императрицы” Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Екатерина II законодательница в храме правосудия. 1783 Ф. И. Шубин (1740 -1805) Екатерина II - законодательница 1789 -90 Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Екатерины II (в виде Минервы). 1780 -е гг.

Портрет просвещенного вельможи (I) Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова 1769 -1770 Антон фон Марон (1733 -1808) Портрет Иоганна Йохима Винкельмана 1768

Портрет просвещенного вельможи (II) Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет П. А. Демидова 1773 Жан-Луи де Вельи (1730 -1804) Портрет графа И. И. Шувалова 1755 -57

“Смягчить нравы и создать новую породу людей” Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой 1772 Джордж Ромни (1734 -1802) Портрет девочек Камберленд 1772 -73

Программа обучения в Смольном: танцы Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Екатерины Нелидовой 1773 Жак-Луи Давид (1748 -1825) Мадемуазель Жимар в виде Терпсихоры 1773 -74

Программа обучения в Смольном: светские манеры Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Наталии Борщовой 1776 Томас Гейнсборо (1727 -1788) Портрет Джиованны Баччелли 1782

Программа обучения в Смольном: музыка Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Глафиры Алымовой 1776 Помпео Джироламо Батони (1708 -1787) Принцесса Гиацинта Орсини Буонкампаньи Людовизи. 1770 -е гг.

Программа обучения в Смольном: естествознание Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Екатерины Молчановой 1776 Жак-Луи Давид (1748 -1825) Антуан-Лоран Лавуазье с супругой 1788

Просвещенное руководство “свободными художествами” Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет графа И. И. Шувалова 1780 -е гг. Сэр Джошуа Рейнольдс (1723 -1792) Автопортрет вдолжности президента Королевской Академии художеств 1773

Разум и чувства в “просвещенной жизни” (I) Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Урсулы Мнишек 1782 Жозеф Дюкро (1725 -1805) Портрет королевы Марии-Антуанетты 1782

Игра и страсть в “просвещенной жизни” Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет актрисы Анны Давиа Бернуцци 1782 Томас Гейнсборо (1727 -1788) Портрет актрисы Сары Сиддонс 1783 -85

Разум и чувства в “просвещенной жизни” (II) Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет А. Д. Ланского 1782 Иоганн-Батист Лампи (1751 -1830) Портрет светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического. 1792

Просвещенный ум: философ Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Дени Дидро (?) 1773 -74 Жан-Оноре Фрагонар (1732 -1806) Портрет Дени Дидро Ок. 1769

Просвещенный ум: мистик Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Н. И. Новикова 1797 (?) Карл Фредерик фон Бреда (1759 -1818) Портрет Эммануэля Сведенборга 1817

Э. -М. Фальконе - главный художник Севрской мануфактуры Этьен-Морис Фальконе (1716 -1791) Аллегория зимы Амур, грозящий пальцем Флора 1771 1757 1750 -е гг.

“Скульптурная аллегория русского Просвещения” Мари-Анн Колло (1748 -1821) Голова Петра I Барельеф Петра I 1767 1769 -70 Этьен-Морис Фальконе (1716 -1791) Памятник Петру I на Сенатской площади 1766 -1782

“Просвещенческая аллегория” в городской среде “Торжественное открытие памятника Петру I 18 августа 1782 года” Гравюра А. Мельникова (1830) по рисунку А. Ф. Давыдова; 1782 ↖ Неизвестный художник Перевозка “Гром-камня” (ноябрь 1769 – февраль 1770 гг.) Раскрашенная гравюра, 1780 -е гг. ← Беньямин Патерсен (1748 -1815) Вид Сенатской площади и памятника Петру I. 1799

Екатерининский двор - в скульптуре Ф. И. Шубин (1740 -1805) Портрет фельдмаршала Портрет статс-секретаря, обер-гофмейстера Портрет П. А. Румянцева-Задунайского А. А. Безбородко М. В. Ломоносова 1778 1798 1792

Аллегория искусства: “живописец - обезьяна Бога” И. И. Фирсов (ок. 1733 -1785) Юный живописец После 1765 Жан-Батист Симеон Шарден (1699 -1779) Обезьяна-живописец Париж, 1740

Дидактическая “бытовая сценка” ← И. Ф. Тупылев (1758 -1821) Плутовская игра 1790 -е годы Жорж де Ла Тур (1593 -1672) Мошенничество с тузом бубен. 1635 -47 Микеланджело да Караваджо (1571 -1610) Карточные мошенники. 1596.

“Оборотная сторона” Просвещения (I) ← Неизвестный художник Портрет Д. -А. -Ф. де Сада Начало 1760 -х гг. Неизвестный художник Портрет А. Н. Радищева (1749 -1802) Около 1790 Донасьен-Альфонс-Франсуа маркиз де Сад (1740 -1814) Первое издание романа “Жюстина, или несчастья добродетели” (Амстердам/Париж, 1791)

“Оборотная сторона” Просвещения (II) Жан-Франсуа Туркати (1763 -?) Жан-Поль Марат на трибуне С оригинала С. Пти; ок. 1792 Неизвестный художник Портрет Е. И. Пугачева (ок. 1742 -1775) Ок. 1775 -80 Г. -Х. Сивкинг (1751 -1799) Казнь короля Людовика XVI 21 января 1793 года Раскрашенная гравюра, 1793

“Естественный человек” погружен в природу (I) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794 Франсуа Буше (1703 -1770) Жанна-Атнуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур. 1759

“Естественный человек” погружен в природу (II) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1790 -е гг. Элизабет Виже-Лебрен (1755 -1842) Королева Мария-Антуанетта с розой в руке. 1783

Новый “канон сентиментального портрета” В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет Е. Н. Арсеньевой. Ок. 1795 Портрет Скобеевой. Ок. 1795

Сентиментализм или ампир? (I) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет М. И. Лопухиной 1797 Жак-Луи Давид (1748 -1825) Портрет неизвестной молодой дамы 1798
“Естественный человек” погружен в природу (III) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет Д. А. Державиной 1813 Антуан-Жан Гро (1771 -1835) Портрет Кристин Бойер Ок. 1800

“Начало русского ориентализма” В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Муртаза Кули-хан, брат персидского шаха Ага-Мухаммеда. 1796 Жак-Андре-Жозеф Авед (1702 -1766) Паша Мехмед Саид, посол турецкого султана во Франции. 1742

Образ военного героя Антуан-Жан Гро (1771 -1835) Генерал Бонапарт на Аркольском мосту. 1796 В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет генерала Ф. А. Боровского 1799 “Как буря, молнией угрюма, Взмахнув, в яру, крылами шума, Рванулись Россы к бою вновь. Не знает их копье отдыха, Грудь взнемлется от часта пыха, Течет ручьем с них пот и кровь” В. П. Петров (1736 -1799) “Ода на взятие Измаила” (1790)

Дамский “ампирный” портрет (I) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет Е. В. Родзянко 1821 Жан-Огюст-Доменик Энгр (1780 -1867) Портрет мадам Леблан 1823

Дамский “ампирный” портрет (II) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет мадам А. -Л. -Ж. де Сталь Около 1812 Жак-Луи Давид (1748 -1825) Портрет мадам Генриетты де Вериньяк 1802

Устойчивость канона парадного портрета В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера двора Павла I 1801 -02 Антуан-Жан Гро (1771 -1835) Ж. -К. -М. Дюрок, герцог Фриулийский, гофмаршал двора Наполеона I 1804

Устойчивость канона “августейшего” портрета (I) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет императора Павла I 1800 Робер Лефевр (1755 -1830) Коронационный портрет Наполеона I 1804

Аскетический (квази-романтический?) портрет С. С. Щукин (1762 -1828) Портрет императора Павла I 1797 -99 Антуан-Жан Гро (1771 -1835) Бонапарт - первый консул 1802

Устойчивость канона “августейшего” портрета (II) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет императора Александра I 1807 -08 Сэр Томас Лоуренс (1769 -1830) Портрет Георга IV, короля Англии 1820

Религиозная живопись Просвещения В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Богоматерь с младенцем и ангелами ← 1823 Мертвый Христос во гробе 1824 -25 ↓ Жак-Луи Давид (1748 -1825) Распятый Христос 1782

Михаил В.А.

Известно, что век Просвещения был временем глубоких перемене экономической и социальной жизни всей Европы. Мануфактуры заменяются крупными фабриками с применением машин. С эмансипацией угнетаемых классов все больше внимания уделяется общественному благосостоянию. Экономические потребности и стремления передовых умов приближают отмену феодального порядка. Известны расхождения между защитниками различных доктрин: защитников разума и защитников точных наук, приверженцев античности и почитателей человеческого сердца. Если век Просвещения может считаться эпохой, которая завершилась отменой старого порядка, то фактически буржуазная революция произошла только во Франции.

Россия оставалась страной по преимуществу аграрной. Правда, Е. Тарле давно уже отмечал, что в XVIII веке она не была безучастна к индустриальному развитию Европы (E. Тарле, Была ли Россия при Екатерине экономически отсталой страной? - „Современный мир", 1910, май, стр. 28.). Просвещение быстро получило распространение в стране. Но третье сословие, которое во Франции возглавляло борьбу против привилегированных сословий, было в России мало развито. Успехи капитализма не улучшали условий жизни крепостных. Наоборот, участие землевладельцев в торговле вело к увеличению барщины и оброка. В течение второй половины XVIII века крестьяне несколько раз поднимали восстания. Пугачевщина угрожала империи. Хотя правительство расправилось с восставшими, сопротивление их не ослабевало.

Во Франции в жалобах сельских жителей проглядывает уверенность, что, удовлетворяя их прошения, можно улучшить их положение (E. See, La France economique et sociale au XVIIIe siecle, 1925, p. 178.). В России, по выражению одного современника, крестьяне даже не в состоянии были осознать всю степень их угнетения (Г. Плеханов, Сочинения, т. XXI, M.-Л., 1925, стр. 255.). В одной народной песне того времени говорится о том, что господа привыкли обращаться с ними как со скотиной. Чтобы понять век Просвещения в России, нельзя обойти это главное противоречие.

В своих законодательных начинаниях и реформах правительство Екатерины II широко пользовалось идеями Просвещения. Наказ Комиссии представителей был выдержан в столь радикальных тонах, что королевская цензура запретила его во Франции. Екатерина испытывала потребность в поддержке общественного мнения Европы. Она призывала дворянство быть более благоразумным, чтобы не вызвать восстания угнетенных („Хрестоматия по истории СССР", т. II, М., 1949, стр. 173.). Но вся ее внутренняя политика, особенно во второй половине царствования, клонилась к укреплению полицейского режима („Осмьнадцатый век". Исторический сборник, издаваемый П. Бартеневым, т. Ill, M., стр. 390.). Образованность становилась привилегией дворянства. Освободительные идеи жестоко преследовались. После 1789 года подозрения в симпатиях к якобинству могли погубить каждого человека.

Русское правительство опиралось на дворянство и на высшую администрацию. Но среди дворянства были люди, которые осознавали приближение кризиса монархии. Они восставали против продажности и падения нравов и требовали, чтобы дворянство было более действенно и добродетельно. Только выполнение гражданского долга может оправдать его привилегии (П. Берков, Л. Сумароков, М.-Л., 1949.".). Консервативная знать думала только о поправках к тому, что существовало, не допуская мысли об изменении общественного порядка.

Другой слой дворянства, разочарованный положением вещей, был склонен к такому отношению к жизни, которое можно определить современным термином „escape" (бегство). Русские франкмасоны стремились к усовершенствованию собственной личности. Уставшая от придворной и светской жизни знать готова была восхищаться порывами сердца и чувствительности, а также прелестями сельской природы (Г. Гуковский, Очерки по русской литературе XVIII века, М. - Л., 1937, стр. 249.).

Наиболее радикальные революционные воззрения отстаивал А. Радищев. Сформировавшийся под воздействием мыслителей Просвещения, Радищев идет дальше своих вдохновителей. Сочувствуя страданиям человеческого рода, Лоренц Стерн блещет в „Сентиментальном путешествии" больше всего в анализе своих глубоко личных переживаний. В „Путешествии из Петербурга в Москву" Радищев целиком захвачен картиной страданий народа (А. Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву. Т. I-II, М.-Л., 1935.). Все его мысли и стремления направлены на то, чтобы улучшить судьбу угнетенных людей на всех широтах мира, включая Новый Свет. Сатира Новикова разоблачала пороки привилегированных сословий и оказывала этим сильное воздействие на умы (Г. Макагоненко, Н. Новиков и просвещение в России в XVIII веке, М.-Л., 1951.).

Жан-Жак Руссо и Мабли признавали право народа подниматься против феодальных злоупотреблений. Но Вольтер сомневался в умственных силах народа и не скрывал своего презрения к „черни". На Западе утверждали, что необходимо сперва освободить душу, то есть дать народу образование, прежде чем освободить его тело. Русские просветители относились с большим доверием к простым людям. Радищев был убежден, что как только народ получит свободу, он породит героев.

В поисках золотого века мыслители Запада обращались к первобытному обществу арабов и индейцев. Русские мыслители угадывали в трудовой и патриархальной жизни русских крестьян мудрость, которой не хватало светскому обществу. Скромный дар, полученный Радищевым от слепого нищего, рассматривается им как знак его сердечного согласия с народом.

Представители третьего сословия во Франции уделяли мало внимания нуждам крестьянства, и это стало источником их постоянных разногласий. В России прогрессивным представителям дворянства было суждено защищать интересы народа. Своим интересом к эпической поэзии, к сказкам, к фольклору русские опередили Шлегеля и Перси. Композитор XVIII века Е. Фомин, значение которого было открыто совсем недавно, был автором оперы „Ямщики", сплошь сотканной из народных напевов (Б. Доброхотов, Е. Фомин, М.-Л., 1949.).

Екатерина еще при жизни своим меценатством завоевала себе европейскую славу. Эта слава долго сохранялась и после ее смерти. Екатерина умела воспользоваться огромными средствами, которыми располагала, и угадывала дарования поэтов и художников, которые окружали ее трон. Можно подумать, что в России в XVIII веке все происходило в искусстве по воле государей и в их честь.

В действительности коронованные меценаты и их приближенные были далеко не всегда чутки к нуждам искусства. Э. Фальконе сталкивался с сопротивлением императорской бюрократии („Переписка Фальконе". Сборник императорского русского исторического общества, Спб., 1879.). Великая княгиня упрекала Камерона за нарушение „правил архитектуры" (L. Hautecoeur, L"architecture classique a Saint-Petersbourg a la fin du XVIIIe siecle, Paris, 1912, p. 60.). Но главное это то, что смысл искусства этой эпохи не может быть сведен к прославлению монархии и крепостничества. Ломоносов и Державин вынуждены были посвящать свои оды императрицам, но больше всего их вдохновляла слава родины, богатства ее природы, судьбы народа. Великие архитекторы XVIII века, русские и иностранные, строили дворцы для государей и вельмож. Но при дворе господствовал стеснительный этикет и сервилизм, подавляющая человека роскошь. Между тем в парке и в беседках Павловска царят благородная простота и чувство меры, достойные мудреца, покинувшего развратный свет. В своей недавней книге Рудольф Цейтлер справедливо отмечает внутреннее родство между утопиями этого времени и статуями и картинами классицизма (R. Zeitler, Klassizismus und Utopie, 1914.). Многие дворцы и парки XVIII века выглядят как воплощение мечтаний гуманистов эпохи Просвещения (П. Чекалевский, Рассуждения о свободных искусствах с описанием произведений русских художников. Спб., 1792. Автор хвалит художников Древней Греции, „так как они не унижали своего разума для того, чтобы украсить пустяками дом богатого человека по его вкусу, так как все произведения искусства соответствовали тогда мыслям всего народа". В этом высказывании можно угадать эстетическую программу русского художника XVIII в.).

Нет возможности каждого отдельного художника связывать с определенным общественным слоем и считать его представителем (В. Богословский, Общественная природа и идейная сущность архитектуры русского классицизма последней трети XVIII века. - „Ученые Записки Ленинградского университета". Серия исторических наук, т. 2, 1955, стр. 247.). Более существенно не упускать из виду общей зависимости искусства Просвещения от общественных вопросов, постоянную зависимость лучших умов эпохи от того брожения мыслей. Русские художники эпохи Просвещения служили задаче освобождения человечества от болезней века. Воображая себе общественный строй, основанный на правде, природе, справедливости, они рисовали в своем творчестве идеальные картины искомой гармонии. В этом - связь искусства с историческими предпосылками эпохи.

Петербург - это наиболее регулярный город среди всех столиц Европы, он больше других проникнут духом Просвещения. Европеизация русского искусства была облегчена пребыванием в России в то время первоклассных западных мастеров и, с другой стороны, образовательными путешествиями молодых русских художников во Францию и Италию. Эпоха Просвещения была глубоко проникнута уверенностью, что те же моральные и эстетические принципы могут найти себе применение на всех широтах. Французский язык - как универсальный язык „республики изящной литературы" - укреплял эту уверенность. В результате нередко предавался забвению национальный характер культуры. Недаром почитатель всего французского Фридрих II не обнаруживал чуткости к немецкой культуре своего времени.

Возрождение классического ордера и почитание колонны в архитектуре, мифологические мотивы и аллегории в скульптуре, черты придворной светскости в портрете - все это в большей или меньшей степени было свойственно искусству XVIII века во всех странах Европы. До недавнего времени принято было считать, что и Россия не составляла исключения из этого правила. В свое время А. Герцен считал, что в XVIII веке русская цивилизация была целиком европейской. „Национального в ней осталось, - по его словам, - только известная грубость" (А. Герцен, О развитии революционных идей в России. - Собр. соч., т. VII, М., 1956, стр. 133-262.). Пристальное изучение как русской культуры этого времени, так и других европейских стран, убеждает, что каждой из них были свойственны свои особенности.

В мировой культуре восемнадцатый век ознаменовался Эпохой просвещения, которая оставила свой глубокий отпечаток в истории. Именно в это время заканчивает свое существование такое направление, как барокко, уступив место рококо. В Европе начинается своеобразный конфликт между малообразованным, но благодаря книгам активным населением и образованной властью.

Родившиеся в Англии благодаря развитию интеллектуального движения основные идеи философии просвещения постепенно начали распространяться на Германию, Францию, Россию и остальные европейские страны.

Особенно влиятельными были просветители из Франции - Дидро, Руссо, Д"Аламбер, Гельвеций, Вольтер, которые называли себя «властителями дум». Они считали, что атеистический, рациональный образ мышления и знания в силах расшатать устаревший порядок, изменить его моральные и этические устои, а это ускорит течение исторического процесса и грядущие социальные преобразования.

Искусство эпохи Просвещения, пропагандирующее величие Разума, Свободы и Счастья, пыталось в действительности отразить эти идеи. Вот почему литература выводит на первое место таких персонажей, которые являются воплощением пытливого ума, чувства справедливости, умеют противостоять невежеству.

Литературное рококо предлагает читателю красочно описанные пейзажи, игру слов, ироническую речь, приправленную намеками, фривольностями и недомолвками. Особенно заметен этот стиль у Вольтера, Монтескье, Лесанжа.

В России началась с Петра Первого. К концу его правления благодаря реформам русские уверенно шли к «европеизации», вовлеченные в культуру Запада. Становление науки, образования шло очень быстрыми темпами.

Эпоха просвещения в России принесла с собой журналы, газеты, портретную живопись.

К 18-му веку русское общество, считающееся мало-мальски образованным, состояло только из представителей московского и петербургского дворянств, а также из очень малочисленных интеллигентов-разночинцев.

Для Европы эталоном было Поэтому эпоха просвещения в России дала возможность расширению культурных связей с Францией, особенно после второй половины восемнадцатого столетия. Дворянам была дана возможность приобщаться к искусству и литературе во время их заграничных путешествий, а приличное владение языком Дидро и Вольтера позволяло им легко изучать труды этих просветителей. Образованное русское общество зачитывалось такими произведениями, как «Орлеанская девственница», «Монахиня», «Хромой бес», «Нескромные сокровища», «Персидские письма» и многими другими шедеврами просветительского направления, где описывался «быстротечный праздник, которым правили Венера и Вакх».

Однако эпоха Просвещения в России многим отличалась от европейского варианта, и ее семена, «проросшие» на отечественной почве, дали несколько иной результат, чем на Западе.

Россия петровского времени, а позже и при сильно отличалась от вольтеровской Франции. Блестящая империя, за фасадом которой находилась бескрайняя страна с населением, не поднимающим голову от тяжелого крестьянского труда, не имела третьего сословия, которое бы, как на Западе, предъявляло царю свои требования.

Эпоха Просвещения в России поддерживалась дворянами и самодержавием, которые использовали новые западно-культурные веяния для сохранения существующего крепостного порядка.

И хотя после смерти Петра его реформаторство продолжила Екатерина ll, мечтающая стать «просвещенной царицей», подлинными русскими просветителями были Дашкова, Голицын, Сумароков, Новиков, Фонвизин и другие, которые пытались осовременить российскую действительность.

В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были немецкие композиторы Иогани Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759).

Великий немецкий композитор и органист Бах работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Он непревзойденный мастер полифонии. Его оркестровая музыка включает концерты для клавишных инструментов и скрипки, оркестровые сюиты. Значительны музыка Баха для клавира и органа, его фуги и хоралы.

Как и Бах, Гендель, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные его произведения - оратории «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия». Гендель написал более 40 опер, а также огромные концерты, сонаты, сюиты.

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера - Гайдн, Моцарт и Бетховен. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.

«Отцом симфонии» называют Йозефа Гайдна (1732-1709), учителя Моцарта и Бетховена. Им было создано более 100 симфоний. В основе многих из них - темы народных песен и танцев, которые композитор разрабатывал с удивительным искусством. Вершина его творчества «12 Лондонских симфоний», написанных во время триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг. Гайдн написал множество замечательных квартетов и клавирных сонат, свыше 20 опер, 14 месс, большое количество песен и других сочинений, довел до классического совершенства симфонию, квартет, сонату. В конце творческого пути он создал две монументальные оратории - «Сотворение мира» и «Времена года», в которых выражены мысли о величии мироздания человеческой жизни.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) еще в детстве поражал незаурядными способностями: был виртуозом-исполнителем, сочинял в большом количестве музыку. Необыкновенные способности Вольфганга развивались под руководством его отца - скрипача и композитора Леопольда Моцарта. С1781г. Моцарт живет в Вене, здесь наступает расцвет его творческого гения. В операх Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья - к тонкой поэтической лирике.

Эти же качества присущи и его симфониям, сонатам, концертам, квартетам, в которых он создает высшие классические образцы жанров. Вершинами классического симфонизма стали 3 его симфонии (всего Моцартом было написано около50): «Ми бемоль мажор» - жизнь человека полна радости, игры, веселого танцевального движения; «Соль минор» - глубокая лирическая поэзия движения человеческой души, драматичность ее стремления; «До мажор», названная современниками «Юпитер», - обнимает весь мир с его контрастами и противоречиями, утверждая разумность и гармоничность его устройства.

Музыка Моцарта являет высочайшее достижение классицизма по совершенству мелодий и форм.

«Музыка должна высекать огонь из людских сердец», - говорил Людвиг Ван Бетховен (1770-1827), чье творчество принадлежит достижениям человеческого гения. Человек республиканских взглядов, он утверждал достоинство личности художника-творца. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами. Таковы его единственная опера «Фиделио» и увертюры «Эгмонт» и т.д. Завоевание свободы в результате упорной борьбы - вот главная идея его творчества.

Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, где он еще юношей восхитил своей игрой Моцарта, занимался у Гайдна, здесь прославился как пианист. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность философской лирики, сочный порой грубоватый юмор - все это может встретить в бесконечно богатом мире его сонат (всего им написаны 32 сонаты). Лирико-драмотические образы Четырнадцатой и Семнадцатой сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжелый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолен: появление Третьей симфонии ознаменовало победу человеческой воли. В период с 1803 по 1813 гг. он создал большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Композитора привлекли и камерные жанры. Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глубины внутреннего мира человека.

Апофеоз его творчества - Девятая симфония и Торжественная месса. Девятая симфония включает отрывок из шиллеровской «Годы к радости», избранной гимном Европы.