Привороты Заговоры на... Отвороты

Васнецов картина три царевны подземного царства описание. Васнецов В.М. «Три царевны подземного царства». Описание картины. Краткое описание картины художника Васнецова – кто эти три царевны

Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов.

В 1882 году Савва Мамонтов построил Донецкую каменноугольную железную дорогу. Кабинет правления нового предприятия меценат решил украсить картинами молодого талантливого художника Виктора Васнецова. В результате договорённости специально для Мамонтова Васнецов написал три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами».

За основу картины «Три царевны подземного царства» взята сказка «Подземные царства». Полотно по замыслу автора должно было олицетворять богатство недр Донбасса. Но члены правления не приняли работу Васнецова. Они посчитали сказочную тему неуместной для служебного помещения.

В 1884 году Васнецов пишет ещё одну версию картины, немного меняя при этом композицию и колорит. Картину приобретает киевский коллекционер и меценат Иван Терещенко.В новой версии изменилось положение рук царевны каменного угля, теперь они лежали вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость.

Сын Мамонтова Всеволод вспоминал об этих картинах: «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая - сказочный способ передвижения и третья - царевен золота, драгоценных камней и каменного угля - символ богатства недр пробуждённого края».

Так одевались на Руси

Художник всегда был внимателен к истории и прежде, чем приступить к написанию картины внимательно изучал быт эпохи. Виктор Васнецов знал все тонкости костюмов. Двух старших царевен он одел в русские народные костюмы.

Золотая царевна изображена одетой в ферязь. Этот тип одежды с рукавами до пола, где есть прорези для рук, был распространён в допетровской России. На голове у нее коруна - головной убор, который могли носить только незамужние девушки (макушка оставалась открытой, что для семейной женщины было недопустимо). Обычно коруна была элементом свадебного наряда.

Царевна Драгоценных камней, как и Золотая царевна, одета в ферязь, под которой - длинная шелковая рубаха. На руках у нее опястья - элемент русского национального костюма, а на голове - невысокий венец.

Следует отметить, что на Руси старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, повойник, носить понёву. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике.

Орнамент на одежде многое мог рассказать о его владельце. Так, например, в Вологодской области, дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей - у незамужних девушек. Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старушки. А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде.

Младшая царевна

Древнерусская красавица не могла появляться на людях с открытыми руками и непокрытой головой. Но младшая царевна на картине изображена в современном платье с короткими рукавами. Руки её обнажены. Это образ царевны Каменного угля - «черного золота», которое в то время обеспечивало движение поездов.

Противопоставляя одежды царевен, художник хотел подчеркнуть, что полезные свойства каменного угля человечество открыло лишь недавно. Это полезное ископаемое относится к настоящему и будущему, а золото и драгоценные камни - к прошлому.

В 1883–1884 годах по заказу Ивана Терещенко была написана ещё одна версия картины, на которой художник изображает братьев Ивана-царевича, поражённых красотой царевен. Васнецов совмещает разные трактовки сказки. В одной Иван встречает царевен в горах, а в другой - спускается в подземелье по веревке, фрагмент которой нарисован в правом нижнем углу картины. Братья ждали его на поверхности и по сигналу подняли царевича, свою мать и освобождённых пленниц.

«Влюбился в черненькую»

Брат Виктора Васнецова Аполлинарий, тоже живописец, писал ему о XII Передвижной выставке, где был представлен второй вариант картины:
«…Привелось ознакомиться с тем, как относится к твоей картине публика. Производит, несомненно, впечатление и нравится многим, но затрудняются содержанием, и мне привелось несколько раз вступить в объяснения сюжета. Что же касается меня лично, то я просто влюбился в чёрненькую, прелестна и золотая, но немного горда; одежда на последней, по-моему, сделана так, что ничего нет на выставке, что бы сравнилось по широте письма и натуральности...» (Виктор Васнецов. «Письма. Дневники. Воспоминания»).

Картина русского художника Васнецова Три царевны подземного царства, а точнее первый ее вариант, была написана в 1881 году. И снова сказочный сюжет, и снова обращение к прошлому Руси и народному былинному творчеству, которое так волнует живописца. Для живописца, его мятежной творческой души, сказочные образы представляют собой нечто реальное, связанное с действительностью, они не оторваны от его дня сегодняшнего, и это вовсе не метафора. Для мастера Царевны подземного царства представляют собой персонифицированные богатства русской земли.

Картина Васнецова Три Царевны подземного царства – характеры героинь

Перед зрительской публикой на полотне предстают гордые царевны – каждая со своим нравом, своим темпераментом. Но даже самому гордому характеру ведома печаль об утраченном отчем доме. Картина живописца Васнецова Три Царевны подземного царства показывает нам непокорные русские души, покорить которые силой невозможно. У 3 царевен судьбы похожи – они утратили то, что любили. Но вот отношение к своей судьбе разнится.

Золотая царевна холодна и горда, ее лицо подобно маске, изображающей презрение. Под ней золотая царевна умело скрывает свои эмоции. Иначе реагирует на окружающий мир медная царевна. В ее красивом лице читается и надменность сестры, и в то же время любопытство, и желание открыться этому миру, познать его. Младшая сестрица, угольная царевна смущена, печальна, она не в силах поднять глаз, все ее мысли летят к утраченному дому. Растерянная, на новый мир она не может даже смотреть, он вселяет в нее ужас. Это живописное полотно полно символов и сакральных знаков. В интерпретации живописца, в написанной им картине Три царевны подземного царства старая сказка приобретает совершенно новое звучание и иной смысл.

Краткое описание картины художника Васнецова – кто эти три царевны?

Насколько разные характеры трех цариц на картине Васнецова, настолько отличаются они и внешне. Две старшие сестры, олицетворяющие золото и медь, одеты в богато украшенные наряды царевен и цариц Древней Руси. На третьей царевне простое черное платье, руки обнажены, а волна темных волос свободно лежит на плечах. В ней нет надменности, лишь бесконечная печаль и ощущение какой-то беззащитности. И это делает юную царевну особенно привлекательной. Ее руки свободно расположены вдоль тела, и это еще более подчеркивает ее растерянность и ранимость. Руки других девушек сомкнуты спереди, что придает их фигурам в картине 3 царевны подземного царства величавость.

Три Царевны на картине живописца окружены темными грудами скал, а над ними на заднем плане полотна полыхает закатное небо с застывшими мрачными облаками. Первый вариант картины Три Царевны подземного царства, выполнен на жестком контрасте: угольно-черные оттенки и яркая желто-оранжевая палитра. Однако в полотне 1884 года краски насыщенные, тревожные, палитра смещается от черных к красным тонам. Заказчиком известного полотна был известный промышленник Савва Мамонтов, который активно поддерживал любые виды творческой деятельности. В 1880 и 1881 годах Мамонтов заказал русскому художнику Виктору Васнецову сразу три полотна. И живописец заказ выполнил, написав, помимо картины Три царевны подземного царства, еще полотна Ковер-самолет и Битва скифов со славянами.

Виктор Михайлович Васнецов известен тем, что писал картины по мотивам различных русских сказаний, которые особо распространены среди обычного люда. В тысяча восемьсот восьмидесятом году по заказу русского предпринимателя художник создал полотно под названием «Три царевны подземного царства», за основу которого была взята сказка «Подземные царства». У этой картины было две версии: в тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году Васнецов немного изменил положение рук одной из царевен, чтобы придать ей больше спокойствия и величественности.

В центре полотна изображены три величественные фигуры девушек на фоне серых тусклых скал и нежно голубого неба, на котором проплывают бледно розовые облака. Весь задний план только добавляет красоты главным персонажам. Каждая героиня представляет собой богатства недр земли. Девушка, стоящая левее других, одета в роскошное золотое платье, расшитое традиционными русскими узорами, а на голове красуется золотой убор, который включает в себя несколько драгоценных камней.

Несмотря на весь свой величественный вид, она ведет себя довольно скромно, не показывая своего превосходства. Ее сестра, которая стоит в центре, не уступает той в красоте и царственности. Весь наряд той состоит из драгоценных камней, даже корона полностью состоит из них. Но она также является примером царской гордости и скромности. Две сестры величественны и знают, какое положение занимают. Но вот третья сестра, которая стоит справа от них, вовсе не похожа на своих родственниц. Вместо яркого, усеянного драгоценностями платья на девушке надето относительно скромное черное платье, а голову девушки не украшает ни корона, ни что другое. Помимо этого ее волосы свободно ниспадают на плечи и добавляют ей своеобразную легкость и нежность. От девушки не исходит такая же царственная сила, как от ее сестер, но почему-то от нее все равно невозможно оторвать взгляд.

Именно своей скромностью, ненавязчивостью и спокойной уверенностью она привлекает внимание и значительно превосходит двух других представительниц. В ней заключен образ настоящей русской девушки, которая никогда не выставляет свое преимущество наружу, а ведет себя сдержанно и без надменности. Также помимо трех царевен подземного царства на полотне изображены двое мужчин, которые находятся в правой части. Они преклонили колени перед величественными образами. Однако девушки даже не замечают этих простых людей. Героини просто застыли в своих позах и не обращают ни малейшего внимания на происходящее вокруг. Возможно, это произошло по той причине, что они оказались на земле, а не в привычной для себя среде. Но именно эта статичность добавляет царевнам все более величественный вид, который заставляет людей восхищаться ими.

Таким образом, Виктор Михайлович Васнецов на своей картине «Три царевны подземного царства» изобразил величественных девушек, каждая из которых представляет собой определенный вид ископаемых, которые можно найти в недрах земли.

Имя Виктора Михайловича Васнецова хорошо знакомо не только любителям живописи. Все хорошо помнят его картины «Алёнушка», «Богатыри», «Витязь на распутье» и многие другие. Все они написаны на сюжеты произведений устного народного творчества. Ещё одну такую картину Васнецову В.М. заказал С.И. Мамонтов для правления Донецкой железной дороги. Полотно называется «Три царевны подземного царства».

Картина написана на сюжет русской народной сказки. На ней изображены три необыкновенно красивых девушки. Они стоят в окружении могучих скал. А за ними простирается закатное небо с плывущими по нему розовыми облаками. На этом фоне девушки выглядят ещё более величественными и прекрасными. Картина наполнена яркими, насыщенными красками, подчёркивая красоту и богатство русской земли.

Каждая из девушек олицетворяет собой богатства земных недр. Они роскошно одеты. На одной девушке, стоящей слева от сестёр золотой наряд. Он сверкает в лучах заходящего солнца. Платье украшено узорами. Это русский орнамент. Таким украшали свои наряды девушки Древней Руси. Только вышиты узоры золотом и серебром. Но всё же прекраснее своего одеяния сама девушка. Она величава и скромна одновременно. Стыдливо потупив взор, сложив руки, она являет зрителю пример смирения и поистине царской гордости.

Вторая девушка, которую художник поместил в центре, также царственно прекрасна, как и её сестра. Её платье усыпано драгоценными камнями, расшито узорами. Головной убор роскошен. Если у перовой девушки голову украшает золотая корона с небольшим количеством драгоценностей, то у второй венец полностью украшен драгоценными каменьями. Он напоминает звезду, которая сверкает на голове царевны.

А вот третья девушка значительно отличается от своих сестер. Она одета в черное платье, которое не блещет той же роскошью, что у сестёр. Её голову не украшают ни фата, ни корона. Волосы свободно падают на плечи младшей царевны, руки опущены вдоль туловища. И именно это придает ей особую прелесть. В ней не меньше величия, чем в других царевнах. Но её величавость без царской надменности. Это величавость девушки, спокойной, уверенной, скромной, гордой. Другими словами, Васнецов изобразил в ней идеал русской женщины.

Все царевны неподвижны, статичны. Создается впечатление, что, оказавшись на поверхности земли, они застыли. Царевны не обращают внимания на двух мужчин, склонившихся перед ними в почтительном поклоне. Они не замечают красоты закатного неба. Они сами и есть красота и богатство русской земли.

Виктор Михайлович Васнецов – русский художник живописец. Очень знамениты его работы в сказочном жанре. Как-то председатель правления постройки железной дороги в Донецке С. Мамонтов заказал В. Васнецову картину. Она должна быть изготовлена на сказочную тематику. Сюжетом картины выступало представление народа о хранящихся богатствах в глубоких земных недрах. Так на свет появилось произведение В. Васнецова «Три царевны подземного царства».

На картине изображены три царевны. По их внешнему виду можно определить кто чего царевна. Женщина в золотых пышных одеяниях – царевна золота. Другая - вся в драгоценных камнях и шикарных одеяниях – принцесса драгоценных камней. И третья, в простеньком черном платьице с открытыми руками и распущенными по плечам волосами – царевна угля. В ней нет той надменности и напыщенности что в остальных женщинах. Но это совсем ее не портит, а делает какой-то более притягательной.

В первоначальном сюжете картины были всего две основные царевны – золота и драгоценных камней. Но в 1884 году, по просьбам промышленников на полотне появилась еще одна женщина – царевна каменного угля. Также заметно, что руки у девушки просто опущены в низ, а не так как в остальных скромно сомкнуты впереди. Но это придает им еще большей величавости. Принцессы окружены грудами камней. В правом углу картины двое мужчин кланяются им. На заднем фоне полотна выделяется ярко-красное закатное небо. Оно тоже слегка редактировано и насыщенно более яркими красками.

Данная работа была выполнена Виктором Михайловичем Васнецовым по заказу С. Мамонтова, на тот момент председателя правления возводимой Донецкой железной дороги. Задумка была основана на том, что через сказочную тематику на полотне должны быть отражены представления русского народа о хранящихся в глубоких земных недрах Донбасса несметных богатствах.

Первоначальный сюжет народного повествования был Васнецовым изменён. Две основные царевны остались на месте – золота и драгоценных камней. В угоду промышленникам на полотне появился еще один персонаж – царевна каменного угля.

На полотне изображены три девушки, две из них, олицетворяющие золото и драгоценные камни, одетые в богато украшенные древнерусские наряды соответствующих цветов. На третьей же накинуто простенькое платьице чёрного цвета, её руки бледны и открыты, волосы просто распущены и раскинуты по плечам.

Заметно, что в царевне каменного угля нет той надменности, что в остальных героинях, тем не менее, она так же привлекательна, как и остальные. В сделанной в 1884 редакции данной картины Васнецов изменил положение рук девушки в чёрном платье, расположив их вдоль тела, а другим девушкам оставил руки скромно сомкнутыми спереди, что придавало их позам большую величавость.

На заднем плане картины краснеет закатное небо, девушки окружены грудами тёмных скал. При написании первоначального варианта автор использовал наряду с чёрными оттенками жёлто-оранжевую палитру. Полотно 1884 года пестрит более насыщенными красками, палитра смещается к красным тонам. Также в нижнем правом уголке картины автор дорисовал двух мужичков в простонародных рубахах, кланяющихся царевнам.

Однако в итоге правление железной дороги отказалось покупать картину, поэтому её выкупил непосредственный заказчик – С. Мамонтов.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Три царевны подземного царства», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.