Привороты Заговоры на... Отвороты

Тайные странности известных писателей (6 фото). Самые необычные смерти русских писателей Николай Васильевич Гоголь

«Вы - самый странный человек из всех, что я знаю. Хорошо еще, что вы - гений», - эта фраза Эдгара Дега прекрасно описывает всех героев нашей публикации. Увлечения и привычки, фобии и причуды - раскрываем русских писателей, художников и композиторов с новой стороны.

Иван Крылов: пожары

Иван Эггинк. И.А. Крылов.1834

Писатель любил длительные странствия - однажды он плавал в парусной лодке от Саратова до Астрахани. В дневнике записал: «Было очень поэтично и полно очарования для меня по новизне мест и по самому способу путешествия» . А его послеобеденные прогулки часто растягивались часа на три, причем несколько раз Толстой уходил из Ясной Поляны пешком в Тулу. Свое пристрастие к физической активности писатель объяснял любовью к движению. Если же просидит целый день дома, утверждал он, - к вечеру будет раздражителен и не сможет уснуть.Константин Коровин , его сосед по мастерской, вспоминал, как Врубель потратил 20 рублей (немалые деньги по тем временам) на духи, чтобы вылить весь флакончик в таз и вымыться этой ароматной водой. «Потом затопил железную печь в мастерской и положил туда четыре яйца и ел их с хлебом печеные» , - вспоминал Коровин.

Однажды на гонорар 5 000 рублей художник закатил пир в гостинице: с цыганами, оркестром, актерами, дорогим шампанским . На гулянье позвали всех постояльцев. Однако денег не хватило, и Врубелю пришлось напряженно работать еще несколько месяцев, чтобы выплатить долг. В другой раз художник устроил такую грандиозную гулянку, что не мог даже купить холст для новой картины. Тогда он стал писать поверх портрета одного купца, который долго ему позировал. Тот, увидев испорченную работу, долго ссорился с Врубелем и собирался даже судиться с ним.

Даже у великих писателей были свои странности и чудачества: у кого-то было странное хобби, кто-то вёл двойную жизнь, а кто-то верил в чудеса…


Брэм Стокер

Брэм Стокер стал известен на весь мир написанием романа "Дракула". Но автор написал также несколько других романов, которые не имели ничего общего с нежитью. Одним из его произведений является книга "Знаменитые самозванцы", опубликованная в 1910 году, которая посвящена разоблачению мошенников и мистификаций. К примеру, Стокер утверждал, что настоящая королева Елизавета заболела и умерла в возрасте 10 лет во время отдыха в сельской местности. В это время ожидался визит ее отца - короля Генриха VIII и гувернантка впала в панику. Вместо того, чтобы признаться, она побежала в соседний город Бисли, чтобы найти замену. Ей не удалось найти девушку, которая выглядела как принцесса, поэтому гувернантка взяла похожего мальчика и одела его в одежду Елизаветы. Когда появился отец, он не заподозрил обмана. С этого момента вместо Елизаветы возле престола рос андрогинный мальчик из Бисли. Якобы это подтверждается тем, что Елизавета имела склонность к парикам, которыми маскировала облысение. Кроме того, она никогда не выходила замуж и отказывалась от врачей.

Чарльз Диккенс

Чарльз Диккенс известен своими романами на весь мир. При этом мало кто знает о его странных привычках. Где бы он ни спал, он всегда разворачивал свою кровать так, чтобы его голова была направлена на север.

Он также бы сильно увлечен викторианским вариантом гипноза, часто практикуя свои навыки на семье и друзьях.

Артур Конан Дойл

Хотя сэр Артур Конан Дойл создал самого логичного персонажа во всей литературе — Шерлока Холмса, он был не самым рациональным человеком на планете. После того, как его сын умер в Первой мировой войне, автор посвятил свою жизнь спиритизму и отчаянным попыткам наладить контакт с миром мертвых. Его лучшим другом был небезызвестный Гарри Гудини. Они часто спорили о спиритизме, и каждый пытался доказать свою точку зрения. Дойл часто брал Гудини на спиритические сеансы, в то время как маг пытался убедить автора, что это все чушь. При этом всем Дойл заявлял, что Гудини на самом деле обладал магией. Он даже утверждал, что маг мог дематериализоваться и именно так он освобождался из всех цепей, смирительных рубашек и запертых сейфов, несмотря на то, что сам Гудини заявлял, что это всего лишь трюки. Поскольку Гудини так никогда не смог убедить своего друга по поводу спиритизма, они крупно поссорились и так и не помирились до конца жизни.

Фридрих Шиллер

Немецкого поэта и философа вдохновляли… гнилые яблоки. Обычно ими был набит ящик письменного стола в кабинете Шиллера. О странности автора «Писем об эстетическом воспитании человека» мы бы, может, и не узнали, если бы не болтливость его лучшего друга – Иоганна Гёте.

Кроме этого, современники писателя рассказывали, что он завешивал кабинет красными шторами. А также погружал ноги в ледяную воду во время письма. Это его «бодрило».

Иоганн Гёте

Известно, что автор «Фауста» работал только в закрытых помещениях, куда не должен был проникать свежий возду – он маниакально боялся сквозняков . И, видимо, не зря. Так как умер Иоганн Гёте именно от простуды. А последними словами знаменитого мыслителя была фраза «Пожалуйста, закройте окно!».

А еще многие биографы отмечают, что Гёте ненавидел лай собак, запах чеснока и людей в очках.

Оноре де Бальзак

О мании этого французского писателя многие наслышаны. Бальзак жизни не мыслил без кофе! Писатель выпивал в день до 50 порций кофе без молока и сахара.

«Кофе превращает прекраснейшие стенки желудка в подстёгиваемую скаковую лошадь; они воспаляются; искры пронизывают всё тело, вплоть до мозга. С этого момента всё становится волнительным. Идеи приходят в движение и начинают маршировать как батальоны великой армии на великой войне», - писал о кофе Бальзак. Благодаря этому напитку он мог писать без остановки 48 часов. Бытует мнение, что именно кофеманией автор подорвал себе здоровье. Одна из версий его смерти в 51 год – отравление кофе, другая – не выдержало сердце.

Лев Толстой

Лев Николаевич Толстой любил самостоятельно пахать, косить траву, колоть дрова. Однако это не только из-за любви к простой крестьянской жизни или религиозных идей графа. Биографы говорят, что без физического труда писатель становился к ночи раздражительным, а затем долго не мог заснуть. Вот и двигался – много, с удовольствием. Во многом благодаря этому граф до последних дней сохранял удивительную бодрость. Кроме того, он любил шить сапоги «на подарки». Раздаривал их всем – знакомым, друзьям, родственникам.

Марк Твен

Настоящее имя писателя, известного нам, как Марк Твен - Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Псевдоним он взял из терминов речной навигации (mark twain – метка двойка). Но что действительно удивляло современников Клеменса, так это количество выкуриваемого им табака (до 40 сигар ежедневно). Те, кому доводилось побывать у него в кабинете, рассказывали, что из-за дыма почти ничего не могли различить. Кстати, именно автору «Приключений Гекльберри Финна» принадлежит знаменитая фраза: «Нет ничего проще, чем бросить курить. Уж я-то знаю, я проделывал это тысячу раз».

Марк Твейн работал над автобиографией с 1870 по 1905 год, и так и не завершил ее. В своем завещании писатель отдельно прописал особые инструкции, согласно которым его биографию можно выдать только через 100 лет после его смерти, а отдельные ее части — вообще не ранее, чем через 500 лет. Такие довольно странные условия в завещании Марка Твейна объясняются тем, что он в своих мемуарах был очень откровенным — как насчет того, что касалось его самого, так и в рассказах о современном ему окружение. Рассуждая о войне, религии, политике и политиках, Марк Твейн не выбирал выражений, поэтому и боялся, что отдельные суждения, будучи обнародованными, могут вызвать гнев упомянутых им лиц или их потомков. Своеобразный столетний «карантин» на публикацию автобиографии Марка Твейна закончился в 2010 году, затем того года в США увидел свет первый из трех томов воспоминаний писателя.

Эти странные русские писатели. Удивительные судьбы. Часть 2

сайт публиковать статьи о жизни и смерти русских писателей, о которых нам рассказывают в школе только самое неинтересное. . Поехали!

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1878)

Практически отец русской демократической поэзии был невероятно разносторонним человеком: поэтом, писателем, издателем, игроком и известным любителем женщин. Первые его литературные опыты представляли собой иски и накладные для собственного отца, который полжизни судился с родной сестрой из-за пары крестьянских душ, а в остальное время ездил по городам, да весям – работал приказчиком – поколачивал крепостных порой до смерти.

Детство, короче говоря, выдалось не самое приятное. Самодовольства юному Некрасову было не занимать, поэтому, окончив 4 класса гимназии, он отправился в Петербург поступать в Университет. Затея не увенчалась успехом, но будущий писатель все равно остался в столице, только бы не возвращаться к папеньке. Довольно быстро освоился среди пишущей братии и убедил журналиста Ивана Панаева выкупить журнал «Современник», чтобы переиздать его новыми силами. А чтобы жизнь медом не казалась, увел у Панаева на всякий случай жену Авдотью, попутно отбив ее у Достоевского. Примечательно, что не до конца увел: просто поселился с супругами в одной квартире и радостно зажил с ними шведской семьей.

Вообще у них там в этом «Современнике» черт знает что творилось по части женщин и любовных отношений! Ни дня без истерики! Но для них, честно говоря, был повод. Например, экземпляр романа Чернышевского «Что делать?», которому суждено было перевернуть умы, Некрасов по дороге в редакцию потерял. Молодец, все правильно сделал! Правда, надо признать, что потом нашел и благополучно опубликовал. Потом были какие-то невероятные судебные тяжбы с Огаревым и его первой женой (не той, которая сбежала к Герцену – мы предупреждали!), после которых Некрасов к Авдотье охладел, умчался во Францию со случайной француженкой, а потом и вовсе заскучал и выиграл новую жену – крепостную своего друга – в карты.

Исследователи пишут, что поэт был чрезвычайно тому рад, носился с женщиной как с куклой, даже придумал ей новое имя, чтобы обозначить, что впереди у нее новая жизнь. Но тут у него обнаружили рак, и Некрасов довольно быстро сгорел от страшной болезни. Похороны его превратились в настоящий митинг, на котором собралась полумиллионная толпа, чтобы проститься с любимым писателем. Вот это мы понимаем – народная любовь!

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)

Детство у будущего великого писателя земли русской было довольно непростое. Мать, деспотичная и грубая женщина, нередко поколачивала троих сыновей, требуя от них полного повиновения, но при этом разговаривала с ними исключительно по-французски в целях воспитания (нормальная вообще? то есть лупит и приговаривает “comment faites-vous? tout va bien, je vous remercie!”). Отец рано умер, оставив карточные долги и ничего более.

Тем не менее, средствами семья располагала, так что Тургенев отправился учиться – сначала в Московский университет, который блестяще окончил, а потом и за границу. Попутно писал стихи и познакомился с ведущими поэтами своего времени, в том числе Пушкиным и Лермонтовым, но близкого знакомства с ними не свел ввиду своего непростого характера. Благополучно получив степень магистра по греческой и латинской филологии, Иван Сергеевич мог бы и успокоиться, но не тут-то было – ровно в этот момент жизни он познакомился с блестящей французской певицей Полиной Виардо, и, как принято говорить, это встреча перевернула его жизнь.

Тут же он уезжает в Париж, оправдываясь тем, что не может дышать одним воздухом с крепостными крестьянами (конечно-конечно, знаем мы!), а Виардо тут совершенно ни при чем, там же сближается с Огаревым и влюбляется в его жену (бедный Огарев, как же ему с женами-то не везло!), вернулся ненадолго в Россию… И тут очухалась цензура и быстренько отправила его за сочувственные отзывы о крепостных и частых поездках за границу, а также за то, что сильно умный, в ссылочку!

Тургенев ссылку отсидел и, недолго думая, снова сбежал в Париж от греха подальше под крыло семьи Виардо. Полина так и не развелась с мужем, так что 38 лет Иван Сергеевич прожил “на краю чужого гнезда” в тройственном союзе, что не помешало всем троим воспитывать общих детей и вообще чувствовать себя весьма неплохо. Под конец жизни Тургенев в свои 61 хотел жениться на другой певице – молоденькой Марии Савиной, но Виардо держала крепко, и свадьба не состоялась. В любви ему, по собственному признанию незадолго до смерти, отчаянно не везло. Но книжки писал отличные!

Александр Александрович Блок (1880 – 1921)

Блок был невероятно, безумно красив, первый настоящий секс-символ своего времени: почти все студентки обеих столиц носили с собой его портрет и вздыхали по ночам. Да и с самого раннего детства Саша был окружен исключительно женщинами – мама, бабушка, тетушки, крестные, – многие исследователи впоследствии даже находили в его творчестве признаки Эдипова комплекса и женоподобного восприятия мира, привитых в раннем детстве.

Не уверены насчет фрейдистских теорий, а вот мировоспроиятие у Блока было действительно крайне самобытное. Во-первых, в стихах он удивительным и парадоксальным образом сочетал мистическое и бытовое, творил в стиле “поэтического импрессионизма”. Во-вторых, свою жену – Любовь Менделееву – называл не иначе как “Прекрасной Дамой”, но за ее спиной регулярно крутил шашни с актрисами, певицами, цыганками, куртизанками, проститутками и черт знает кем еще. Чего стоит одна запись в его блокноте:

Первой влюбленности, если не ошибаюсь, сопутствовало сладкое отвращение к половому акту (нельзя соединяться с очень красивой женщиной, надо избирать для этого только дурных собой).

Жена, надо заметить, времени зря не теряла, и тоже заводила интрижки на стороне, самой громкой из которых стал роман с Андреем Белым – другом и соратником Блока. Ну а что же еще было делать бедной женщине, будучи в браке с человеком “рыбьего” темперамента? Впоследствии Любовь напишет порнографические мемуары, в которых без прикрас и очень откровенно расскажет о своих безрадостных сексуальных отношениях в браке. По ее словам, первая брачная ночь в полном смысле этого слова состоялась только через год после свадьбы, и впоследствии встречи в спальне были невероятно редкими и печальными.

Неудивительно, что она увлеклась страстным и немного сумасшедшим Андреем Белым, который забрасывал ее письмами, цветами и подарками, то умолял бросить Блока и выйти за него, то призывал спасать Россию, то рассказывал всему Петербургу, что дело решенное – свадьбе быть! Блок ничего не делал, чтобы воспрепятствовать этому безумию, тогда Белый стал писать сумасшедшие письма обоим – чего уж мелочиться! Он то хотел покончить с собой, то вызвать соперника на дуэль, но, в конце концов, уехал в Москву, а затем за границу. Не вынесла душа поэта!

Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941)

Решили разбавить чисто мужскую компанию странных русских писателей и поэтов женщиной. Это, пожалуй, тот редкий случай, когда даже просто читая стихи, понимаешь, что человек жил, что называется “on the edge” и каждой минутой оправдывал высокое имя Поэта. Начнем с того, что Цветаева постоянно влюблялась. В мужчин, женщин, молодых, старых, красивых, страшненьких – увлечь ее мог кто угодно и куда угодно.

Например, однажды она влюбилась в французскую литературу и, не достигнув даже 18-летия, психанула и уехала в Париж поступать в Сорбонну, где проучилась около года. Потом вернулась в Россию и немедленно вышла замуж за Сергея Эфрона, влюбившись тем временем в его брата, которому посвятила несколько стихотворений с посвящением “П.Э.”. Или, например, мало кто знает, что образец любовной лирики, знаменитое стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной…» написано в адрес Маврикия Минца (мужа родной сестры), а вовсе не законного супруга.

Но в браке Марине быстро стало скучно, и она закрутила лихой роман с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их романтические отношения продолжались целых два года – при живом-то муже. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга», но потом все-таки вернулась к Сергею Эфрону. Отношения с этой женщиной Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». Впоследствии она писала:

Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!

Вот что значит человек широкой души – настоящий Поэт! Ее не могли остановить ни годы, ни расстояния, ни надуманные приличия – какой вздор! Например, роман с Пастернаком Цветаева завела в лучших традициях бесцеремонности, свойственной ей, вклинившись в его личную переписку с великим Райнером Мария Рильке. Но муж Сергей ей все прощал: «Марина - человек страстей. Отдаваться с головой своему урагану стало для нее необходимостью, воздухом ее жизни. Громадная печь, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, качество дров не столь важно. Тяга пока хорошая - все обращается в пламя. Дрова похуже - скорее сгорают, получше - дольше. Она рвется к смерти. Земля давно ушла из-под ее ног. Она об этом говорит непрерывно. Да если бы и не говорила, для меня это было бы очевидным…»

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953)

Первый российский лауреат Нобелевской премии по литературе тоже любил любовные треугольники и даже завел себе один. Но до этого успел пару раз жениться. Его первая свадьба стала продолжением служебного романа в редакции газеты “Орловский вестник”. Девушка в лучших традициях сентиментализма работала там корректором. Бунину было 19. Как говорится, завертелось! Но через 3 года молодая жена сбежала, не оставив никаких следов кроме короткой записки “Ваня, прощай. Не поминай лихом”. Лихо поступила, ничего не скажешь. Хотя многие критики уверены, что именно этот жизненный эпизод позволил Бунину начать серьезно заниматься литературой (а что еще делать, если жена сбежала, а пить уже невозможно).

Вторая жена Анна Цакни бросила Бунина и вовсе через год после свадьбы, сбежав от него в свою родную Одессу, не смотря на то, что уже была беременна. Писатель страшно переживал, покушался на самоубийство, писал бесконечные философские заметки и размышления, предавался тоске и печали, опять много пил и снова писал. Но недолго музыка играла: вскоре Иван Алексеевич познакомился с новой музой и будущей женой – Верой Муромцевой, с которой прожил вместе 46 лет до самой смерти. Вместе они прошли огонь, воду и медные трубы и были преданы и верны друг другу до конца. Веру не смущал даже тот факт, что в последние годы у них около 10 лет гостила писательница Галина Кузнецова – сначала ее представляли дальней родственницей, потом приятельницей, а потом всем стало ясно, что она просто любовница Бунина.

Казалось бы, что может быть лучше? Море, Франция, две любящие тебя женщины, Нобелевская премия – живи и радуйся! Но Бунин не был бы Буниным, если бы все было так просто: выяснилось (конечно же с гнусным и свинским скандалом), что Галя влюбилась в сестру одного из друзей писателя. Причем влюбилась настолько, что пригласила ее погостить на ту же виллу, где сама жила на правах гостьи. Дурдом! Но благодаря этому дурдому на свет появились “Темные аллеи” – пожалуй, самый пронзительный сборник новелл о любви.

Текст: Екатерина Кузьмина

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Текущая страница: 10 (всего у книги 17 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Шрифт:

100% +

Но самой большой утратой стал снос замечательной церкви Успения Пресвятой Богородицы (1765, архитектор Ф. Растрелли), которую в народе называли Спас-на-Сенной. Она была взорвана в 1961 году. На ее месте сейчас торговый центр и станции метро «Сенная площадь» и «Спасская».

Реконструкция Сенной площади продолжается, обещают восстановить храм.

Сенной рынок

Остатки Сенного рынка сохранились и сейчас между Московским проспектом (раньше – Обуховским, чуть позже Забалканским) и улицей Ефимова (при Достоевском – Горсткиной).

Во времена Достоевского рынок был главным в Петербурге по продаже овощей, хотя здесь торговали и мясом, и рыбой.

Журналист А. Бахтиаров описывал утро на рынке так: «Пока обыватели столицы еще спят, из окрестностей Петербурга уже тянутся многочисленные обозы: немцы-колонисты везут картофель, чухны – рыбу, чухонское масло и молоко, огородники – зелень. Все это ни свет, ни заря сосредотачивается около Сенного рынка, где и производится так называемая возовая торговля. Некоторые торговцы, чтобы занять повыгоднее позицию, приезжают с товаром даже с вечера, часов в десять. Дюжие ломовики с громоздкими возами стоят сплошными рядами в несколько сот сажень. Возы не распаковываются, но чтобы показать в каком возу какой товар, перед каждым возом на земле лежит проба этого товара, например связка луку, пучок моркови и т. п.

Дородные, краснощекие зеленщики в белых передниках безукоризненной чистоты расхаживают около рынка в ожидании открытия торга. Чтобы раньше времени нельзя было проникнуть в овощные ряды, вход в рынок замкнут цепью.

Потирая от удовольствия руки, зеленщики возвращаются к своим лавкам. Ломовики с овощным товаром с Никольской площади подъезжают к Сенному рынку, который часам к четырем бывает со всех сторон окружен возами. В четыре часа приходит „ключарь“ и отворяет Сенной рынок. В это время и производится выгрузка овощного товара с воза огородника – в лавку торговца. Таким образом, обыватели столицы разную зелень покупают из вторых рук, так что ни одного огурца не пройдет мимо рук зеленщика. Маклаки и барышники скупают все и ночью складывают товар в свои лавки. Построенный из камня и железа, Сенной рынок представляет три огромных корпуса со стеклянными крышами; до 500 лавок расположены в четыре линии. Все лавки перенумерованы, и над каждой из них обозначена фамилия торговца; каждый торговец содержит приказчиков и так называемых молодцов, которые бывают заняты разноскою товара, так что на рынке ежедневно занято торговлею до 2000 народа.

В мясном ряду, в видах гигиенических, стены лавок обиты цинковыми листами. Все лавки загромождены мясными тушами, подвешенными за задние ноги на крючьях. Капли крови, стекая, попадают в деревянные опилки, нарочно посыпанные на полу. На прилавках лежат кучи „легких“ и „печенок“, переливающих темно-красными цветами. Точно живые, с открытыми глазами, висят вниз головой сотни замороженных зайцев, которых тысячами привозят новгородские крестьяне, продавая по 50 копеек за пару. На полках, вытянув ноги вверх и свесив вниз голову, лежит завернутая в бумагу разная дичь: тетерьки, рябчики и т. п. В корзинах правильными рядами разложены ощипанные и замороженные воробьи, свиристели и дупели. Нередко в одной корзине насчитывается до 1000 штук воробьев, которые продаются по 5 копеек за десяток. Тут же можно найти ощипанных голубей, которых продают под именем „пижонов“. Под лавками стоят огромные корзины с гусиными потрохами: отрезанная голова и гусиные лапки тщательно завязаны и продаются отдельно от гуся. Целые стада замороженной свинины расставлены на полу. На каждой свиной туше, на коже, вдоль позвоночника, сделан надрез, чтобы показать толщину жирового слоя. Свинина привозится в Петербург из хлебородных губерний, например из Тамбовской, где обыкновенно свиней откармливают на барде. В столице главные потребители свинины – пригородные чухны, большие охотники до свиного жира.

Мясники – в белых передниках, в кожаных нарукавниках. На широком кожаном поясе висит вложенный в ножны мясничий нож для разрубки говядины. Посреди лавки – огромная деревянная тумба, на которой производится разрубка мяса, тут же лежит топор. Каждый торговец заманивает покупателя в свою лавку.

По вечерам на Сенной рынок приходят содержатели всевозможных кухмистерских и ресторанов. Обитатели меблированных комнат – самые надежные посетители этих злополучных кухмистерских, где за 30 копеек можно получить обед „с третьим блюдом“.

Нищие бродят на Сенном рынке целыми толпами: старики, женщины и дети. Торговцы не отказывают и подают „натурой“ – кто мяса, кто рыбы, кто зелени.

Ночлежный приют, находящийся около Сенного рынка, продовольствуется на счет этого рынка. Ежедневно по утрам отправляется из приюта один из ночлежников за провизией на рынок: он надевает на плечи глубокую плетеную корзину на ремнях, и с нею обходит все ряды Сенного рынка. На корзине имеется надпись „в пользу ночлежного дома“. Корзина разделена на два отделения с надписью: „для мяса“ и „для зелени“. Большая часть торговцев Сенного рынка жертвует в пользу приюта».

«Вяземская лавра»

Район Садовой, и особенно Сенная площадь, были полны нищими, ворами, всякого рода люмпенами. Сенная – многолюдна, грязна, славилась низкопробными заведениями, трактирами, кабаками. Особенно была знаменита «Вяземская лавра» – трущобный квартал к югу от площади.

Вяземский дом выходил двумя большими флигелями на Забалканский (ныне – Московский) проспект и одним на Фонтанку. Во флигелях по Забалканскому проспекту помещались трактир, «семейные бани», питейный дом и множество торговых заведений.

Во дворе Вяземского дома находилось еще четыре жилых флигеля, бани и множество разных кладовых, где хранились товары торговцев Сенного рынка. В этих флигелях размещались постоялый двор и чайная, которую местные обитатели называли «мышеловкой»: сюда часто в поисках преступников заглядывала сыскная полиция и возвращалась всякий раз с уловом.

Примерно полторы сотни квартир во флигелях «Вяземской лавры» занимали даже не беднота, а те, кого Горький в будущем назовет босяками: люди, дошедшие до крайности, готовые на преступление, сбившиеся с круга, потерявшие человеческий облик, полунагие и полуголодные. В субботу вечером и в воскресенье почти все перепивались, следствием чего были шум, гам, безобразные песни, кровавые драки и оргии.

В «Преступлении и наказании», рассказывая о своей бурной биографии, Свидригайлов как о последней степени падения говорит: «в доме Вяземского на Сенной в старину ночевывал».

Как сказано в «Преступлении и наказании»: «…квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой».

Так что лохмотья Раскольникова не вызывали здесь ничьего удивления. Только «один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: „Эй ты, немецкий шляпник!“ Здесь «…около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников».

Дом Вяземского в начале XX века был перестроен.

Гауптвахта Сенного рынка
Садовая улица, 37

Одно из немногих сохранившихся на площади со времени Достоевского зданий – Гауптвахта Сенного рынка – изящный павильон в стиле классицизма напротив станции метро «Сенная площадь» (1820, архитектор В. Беретти). В XIX веке тут располагался воинский караул, надзиравший за порядком на рынке, и здесь же находились помещения для кратковременного содержания арестантов.



В 1873 году, редактируя журнал «Гражданин», Достоевский поместил на его страницах заметку Владимира Мещерского «Киргизские депутаты в Петербурге», где приводились слова Александра II, обращенные к депутатам (сами по себе абсолютно незначительные). Однако по действовавшему закону, слова императора могли быть напечатаны только с разрешения министра императорского двора. Достоевский не знал этого правила и был приговорен к небольшому штрафу и двум суткам ареста на гауптвахте. Друзья писателя добились для него возможности отбывать наказание в момент, когда это будет ему максимально удобно.

21 и 22 марта 1874 года Достоевский провел в Гауптвахте Сенного рынка. Заключение не было обременительным. У Федора Михайловича были собственные постельные принадлежности и «Отверженные» Гюго, которых он с удовольствием перечитывал. В камере находился еще какой-то ремесленник, постоянно спавший. Пять раз за два дня писателя навещала любящая жена, были у него живший поблизости старый друг, поэт А. Майков, и молодой писатель Вс. Соловьев. Детям сказали, что отец уехал в Москву. На третий день они встречали его веселого и с игрушками (по пути Достоевский заехал в Гостиный двор).

Дом Мейнгардта
Садовая улица, 44

На углу Садовой улицы и Таирова переулка (сейчас – переулок Бринько) – дом Мейнгардта. Изначально он принадлежал домовладельцу Таирову, по имени которого и был назван переулок. В этом доме в 1831 году в разгар холерной эпидемии находилась больница. Толпа черни, считая немцев-докторов виновниками эпидемии, ворвалась в больницу и нескольких из них убила.

В 1856 году дом был перестроен для домовладельца Мейнгарда архитектором А. Ланге. Это один из первых в Петербурге доходных домов, в котором, в духе начинавшей тогда господствовать эклектики, использован стиль Людовика ХV – ранний классицизм. Сочетание широких окон-витрин первого этажа с лепниной фасада в духе середины ХV века делает композицию здания противоречивой.

Это типичный пример нелюбимой Достоевским, современной ему архитектуры, в которой заказ владельца архитектору формулируется, по его словам, так: «Дожевское-то окно ты мне, братец, поставь неотменно, потому чем я хуже какого-нибудь ихнего голоштанного дожа; ну, а пять-то этажей ты мне все-таки выведи жильцов пускать; окно окном, а этажи чтобы этажами; не могу же я из-за игрушек всего нашего капиталу лишиться». В доме Мейнгардта находился, вероятнее всего, и тот трактир «Хрустальный дворец», в котором Раскольников вначале полупризнается Заметову в совершенном преступлении, а потом выслушивает исповедь Свидригайлова.

О таких трактирах в Спасской части местный полицейский врач сообщал следующее: «Большинство трактиров предназначено для известного рода постоянных посетителей, меньшинство рассчитано на случайную публику. Население здесь состоит из торгового и рабочего класса. Десятки тысяч разносчиков, кустарей, мастеровых, угловых жильцов, часто озябших, усталых или желающих угостить своих родных, приятелей, и не имеющих никаких удобств в своем углу, на квартире, стреляют сюда и с раннего утра до позднего вечера одна толпа сменяет другую…

Черная публика вносит с собою в трактир и специфический запах, и дым махорки, и грязь, после каждого такого посетителя требуется радикальная чистка того места, где он сидел. Всякий трактир состоит из двух отделений: чистой и черной половины. Первая помешается во втором этаже, вторая чаще в первом. В первой комнате чистой половины устроен буфет. В этой комнате, как и во всех остальных, стоят столы, покрытые белыми скатертями, и мягкая мебель. В одной комнате установлен орган. В разных углах комнат стоят комоды со столовым бельем. Двери и окна убраны драпировками, которые в иных случаях оборваны, покрыты пылью и лишь усугубляют общую неопрятность помещения.

Черная половина состоит из 2–4 комнат и из отдельного угла для булочника, здесь мебель простая, столы покрыты цветными скатертями, обои проще, засаленные и часто оборванные. На кухне плита с двумя медными кубами для кипятка, повар и кухонный мужик.

Большинство трактиров торгует только водкой, чаем и кипятком, они вовсе не приготовляют ничего съестного и держат на буфете только соленую закуску для выпивки. В кухне они допускают за особую плату приготовление пищи живущим в доме и сами стряпают лишь для своих служащих. Но так как посетитель может потребовать поесть, то для удовлетворения этой потребности при трактире имеется съестник (булочник), снимающий за арендную плату угол, где и торгует булками и разной провизией наподобие закусочных лавок».

В таком же трактире, на темной половине происходит в романе встреча Раскольникова с Мармеладовым.

Таиров переулок (ныне – переулок Бринько)

Изогнутый под прямым углом, Таиров переулок ведет с Сенной площади на Садовую улицу. Этот переулок был памятен Достоевскому с молодости. Здесь, в доме де Роберти (сейчас дом № 4) печатался тот самый журнал «Репертуар и пантеон», где в 1844 году появилась его первая публикация – перевод «Евгении Гранде».

«Петербург. Календарь на 1870 год» сообщал: «Около Сенной, в Таировом переулке, помещаются три дома терпимости в подвальном этаже дома с дверьми прямо на улицу. У этих дверей, начиная с 10 часов, каждую ночь стоят дежурные проститутки, и громко с нескромными жестами зазывают в свой приют. Приюты в Таировом переулке до того плохи и до того грязны, что кислый и отвратительный запах разит прохожего в летнее время даже через переулок на противоположном тротуаре. Несчастные жертвы, высылаемые хозяйками на дежурство, стоят на холоде и дожде, покрытые каким-то отрепьем. Самые помещения вышеозначенных домов грязны, тесны и зловонны до того, что пишущий эти строки не мог в них без головокружения пробыть более получаса. Женщины почти всегда пьяные, одетые нестерпимо грязно, непричесанные и ведут себя с крайним цинизмом».

Этот район вообще был рассадником проституции. Из 155 домов терпимости в 1869 году 46 находилось в Спасской, а 31 в Казанской части – то есть там, где живут почти все герои «Преступления и наказания». Проституток в городе в том же году насчитывалось по официальной статистике 6366 (одна на 52 женщины и 68 мужчин, живших в Петербурге). Из них 26 % прежде были служащими или чернорабочими; 9 % – белошвейками; 8 %, как Сонечка Мармеладова, жили «при родных»; 14 % проституток были моложе 20 лет (как та пьяная девочка, которую Раскольников встретил на Конногвардейском бульваре и попытался спасти от развратного негодяя); 37 % – между 20 и 25, 26 % – между 25 и 30 годами. Более трети проституток были больны венерическими болезнями.

В этом районе проживали и те, чьим источником средств была торговля «живым товаром» (вроде приятельницы Свидригайлова мадам Ресслих). О них автор специального исследования сообщал: «Этих агентов-продавцов… чаше всего можно видеть гуляющими на улицах, сидящими на скамейках бульваров, стоящими поблизости тех магазинов, куда хозяйки чаще всего посылают своих мастериц или прислугу за различными покупками. Тут они сторожат своих жертв: как только покажется посланная за чем-либо молодая девушка, к ней подходит прилично одетая дама или мужчина с вопросом, не нуждается ли она в новом, „очень хорошем“ месте… Люди эти стараются приобрести как можно более широкое знакомство, проникают в семейства, где об их ремесле и не подозревают, и выступают со своими предложениями в тот момент, когда на данную семью обрушиваются материальные невзгоды».



В Таиров переулок заходил с Сенной площади Раскольников. «Он и прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим с площади в Садовую… Тут есть большой дом, весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые, „как ходят по соседству“ – простоволосые и в од них платьях. В двух-трех местах они толпились на тротуаре группами, преимущественно у сходов в нижний этаж, куда, по двум ступенькам, можно было спускаться в разные весьма увеселительные заведения. В одном из них, в эту минуту, шел стук и гам на всю улицу, тренькала гитара, пели песни, и было очень весело. Большая группа женщин толпилась у входа; иные сидели на ступеньках, другие на тротуаре, третьи стояли и разговаривали. Подле, на мостовой, шлялся, громко ругаясь, пьяный солдат с папироской и, казалось, куда-то хотел войти, но как будто забыл куда. Один оборванец ругался с другим оборванцем, и какой-то мертво-пьяный валялся поперек улицы».

Раскольников вступил в разговор с проститутками, дал одной из них, Дуклиде, 15 копеек.

Юсупов (Юсуповский) сад

Отсутствие зелени в центре Петербурга, отвратительное санитарное состояние большей части города делало каждый сад или сквер значимым для горожан. Пейзажный сад с живописным прудом был частью огромной усадьбы князей Юсуповых. Главный фасад дворца Юсуповых, возведенного Кваренги, выходит на Фонтанку, в сторону парка обращены белоколонный портик и протяженная терраса с широкой лестницей.

Пруд зимой заливался и здесь был один из немногих в городе и оттого особенно популярных публичных катков. Во времена Достоевского сад не был особенно презентабелен. Как отмечал бытописатель Петербурга В. Михневич, «в нем есть и деревья, и кусты, и пруд, и даже фонтан; но вся эта „природа“ имеет какой-то отварной и прелый вид. В его аллеях встречаются по преимуществу хворые, убогие, униженные и оскорбленные». Раскольников, «проходя мимо Юсупова сада… даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь».

Квартира Аполлона Майкова
Садовая улица, 51

Поэт А. Н. Майков (1821–1897) – ровесник и ближайший знакомый Достоевского на протяжении большей части его жизни. С 1840-х годов, когда Достоевский с ним впервые познакомился, и до смерти Федора Михайловича поэт прожил в доме Адама напротив Юсуповского сада.



Отец Майкова – Николай Аполлонович, известный живописец николаевского времени; младшие братья – Валериан (рано умерший, подававший большие надежды литературный критик), Леонид (филолог, академик) и Владимир (переводчик) – жили литературой, историей, искусством. Их дом с середины 1840-х годов стал популярным литературным салоном, особенно значимым для Достоевского после его разрыва с кругом Белинского. Домашний учитель старших детей Майковых, будущий знаменитый русский писатель И. Гончаров, вспоминал: «Дом… кипел жизнию, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств, молодые ученые, музыканты, живописцы, многие литераторы из круга 30-х и 40-х годов, все толпились в не обширных, не блестящих, но приютных залах квартиры, и все, вместе с хозяевами, составляли какую-то братскую семью или школу, где все учились друг у друга, разменивались занимавшими тогда русское общество мыслями, новостями науки, искусств. Старик Майков радовался до слез всякому успеху и… всякому движению вперед во всем, что было доступно его уму и воображению».

Достоевский вспоминал гостеприимную семью Майковых в Петропавловской крепости, писал А. Майкову из Сибири. Майков ввел Достоевского в новую литературную ситуацию столицы после его возвращения с каторги, расширил круг его писательских знакомств. Практически идентичной оставалась и их политическая позиция, и эстетические воззрения. «Милейший и драгоценнейший друг Аполлон Николаевич» (так Достоевский титуловал его в письмах) хлопотал о литературных и житейских делах Достоевского, пока тот был вне Петербурга. Майков был крестным отцом дочерей Достоевского – Сони и Любы. Когда жена Достоевского с детьми уезжала на лето в Старую Руссу, Достоевский обедал у Майковых. Словом, поэт и его семья были самыми близкими приятелями Достоевского в литературном мире.

Кокушкин мост

От Садовой улицы к Екатерининскому каналу (ныне – каналу Грибоедова) ведет самый короткий в Петербурге Кокушкин переулок. В его створе – Кокушкин мост. Мост существовал здесь с 1780-х годов, во времена Достоевского был деревянным. В 1946 году на его месте построили поныне существующий стальной.




Первые строчки «Преступления и наказания»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту». Переулок – Столярный, мост – Кокушкин.

Мост известен еще автоэпиграммой Пушкина:


Вот перешед чрез мост Кокушкин,
Опершись ж… о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мсье Онегиным стоит.
Не удостоивая взглядом
Твердыню власти роковой,
Он к крепости стал гордо задом:
Не плюй в колодец, милый мой.

На Кокушкином мосту Раскольников на следующий день после убийства решил «схоронить концы»: «бросить все в канаву, и концы в воду, и дело с концом». Но это представлялось невозможным – на набережных в этот час народу было множество: «Он бродил по набережной Екатерининского канала уже с полчаса, а может и более, и несколько раз посматривал на сходы в канаву, где их встречал. Но и подумать нельзя было исполнить намерение: или плоты стояли у самых сходов и на них прачки мыли белье, или лодки были причалены, и везде люди так и кишат…»

После встречи со Свидригайловым в трактире на Забалканском Раскольников встал на этом мосту, ведущем к его дому, «остановился у перил и стал задумчиво смотреть на воду. А между тем над ним стояла Авдотья Романовна». Дуня не окликнула брата, «она заметила поспешно подходящего со стороны Сенной Свидригайлова… Он не взошел на мост, а остановился в стороне, на тротуаре, стараясь всеми силами, чтоб Раскольников не увидал его».

Дом Зверкова
Набережная канала Грибоедова, 69

Рядом с Кокушкиным мостом на углу Столярного переулка и канала Грибоедова находится один из самых больших в Петербурге середины XIX века доходных домов – дом Зверкова. Этот первый в Петербурге пятиэтажный жилой дом был построен в 1827 году. В начале следующего столетия его надстроили еще одним, шестым этажом.

Зверков – известный в городе ростовщик, кредитор Пушкина. Молодой Гоголь жил в этом доме с 1829 по 1833 год. Он вспомнил дом Зверкова в бесконечном монологе Поприщина, героя «Записок сумасшедшего». Безумный чиновник Поприщин подслушал разговор двух собачек Фиделя и Меджи и последовал за ними: «Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец к Кокушкину мосту и остановились перед большим домом. „Этот дом я знаю, – сказал я сам себе. – Это дом Зверкова“. Эка машина! Какого в нем народа не живет: сколько кухарок, сколько приезжих! а нашей братьи чиновников – как собак, один на другом сидит».

Этот прилегающий к Сенной с севера район Гоголь вспомнил и в «Невском проспекте», когда, преследуя хорошенькую блондинку, герой повести, поручик Пирогов, оказался в Мещанской улице – улице «табачных и мелочных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф». Где-то здесь, по-видимому, жил и Акакий Акакиевич Башмачкин, герой «Шинели».

Здесь же, у Кокушкина моста, произошло действие фантастической петербургской повести М. Лермонтова «Штосс». «По тротуарам лишь изредка хлопали калоши чиновника, – да иногда раздавался шум и хохот в подземной полпивной лавочке, когда оттуда выталкивали пьяного молодца в зеленой фризовой шинели и клеенчатой фуражке. Разумеется, эти картины встретили бы вы только в глухих частях города, как например… у Кокушкина моста». В этом районе, в доме Штосса, в Столярном переулке («Грязный переулок, в котором с каждой стороны было не более 10 высоких домов»), ведомый непонятным для него самого стремлением, поселился герой повести, художник Лугин.

Дом Астафьевой
Казначейская улица, 1

Здесь, на углу Екатерининского канала (ныне – канала Грибоедова) и Казначейской (в те времена она называлась Малой Мещанской) улицы, Достоевский прожил с сентября 1861 по август 1863 года. Его квартира из пяти комнат (в ней он жил с первой женой М. Д. Исаевой и пасынком П. Исаевым) находилась во втором этаже. В этом же доме жил старший брат Достоевского Михаил со своим многочисленным семейством. У него на квартире помешалась редакция журнала «Время», который братья Достоевские начали издавать с января 1861 года.

Журнал стал быстро набирать популярность и увеличивать тираж. Биограф Достоевского, публицист и идеолог журнала Н. Страхов писал: «Причинами такого быстрого и огромного успеха „Времени“ нужно считать прежде всего имя Ф. М. Достоевского, которое было очень громко, история его ссылки в каторгу была всем известна, она поддерживала и увеличивала его литературную известность… „Мое имя стоит миллиона“, – сказал он мне как-то в Швейцарии с некоторою гордостью».

Большинство постоянных сотрудников жили поблизости от Малой Мещанской. Редакция журнала была одновременно и литературным салоном, где собирались постоянные авторы. «Первое место в кружке занимал, конечно, Федор Михайлович, – пишет Страхов, – он был у всех на счету крупного писателя и первенствовал не только по своей известности, но и по обилию мыслей, и горячности, с которою их высказывал».

Достоевский опубликовал во «Времени» воспоминание о каторге «Записки из Мертвого дома», роман «Униженные и оскорбленные», большую статью о первом своем путешествии за границу «Зимние заметки о летних впечатлениях». Он вел фельетон, участвовал в заказе и отборе материалов для журнала.

Переутомление обострило болезнь Достоевского – эпилепсию. Припадки болезни случались с ним примерно раз в месяц, и после них он некоторое время не мог работать. Постоянное безденежье, обилие срочной работы приводили к тому, что, по словам Страхова, «обыкновенно ему приходилось торопиться, писать к сроку, гнать работу и нередко опаздывать с работою… Распорядительности и сдержанности в расходах у него не было… И вот он всю жизнь ходил, как в тенетах, в своих долгах и всю жизнь писал торопясь и усиливаясь. Писал он почти без исключения ночью. Часу в двенадцатом, когда весь дом укладывался спать, он оставался один с самоваром и, попивая не очень крепкий и почти холодный чай, писал до пяти и шести часов утра. Вставать приходилось в два, даже в три часа пополудни, и день проходил в приеме гостей, в прогулке и посещениях знакомых».

Семейная жизнь Достоевского приносила ему мало радости. Мария Дмитриевна уже тяжело болела. Она обладала, по словам Достоевского, «странным, мнительным и болезненно фантастическим» характером. Детей в этом браке не было и уже не могло быть, а Достоевский мечтал о «великом и единственном человеческом счастье – иметь родное дитя». Последние годы супруги провели больше порознь, чем вместе. Умиравшая от туберкулеза М. Исаева-Достоевская не переносила петербургский климат и жила в основном во Владимире и Москве. Неудачны были и другие сердечные увлечения писателя этого времени, прежде всего, отношения с А. П. Сусловой, послужившей прототипом многих «роковых» женщин из его романов (Полины из «Игрока», отчасти Грушеньки из «Братьев Карамазовых» и Настасьи Филипповны из «Идиота»).

Начало 1860-х годов – время Великих реформ царствования Александра II: освобождение политических заключенных, значительное ослабление цензуры, падение крепостного права. Подавляющее большинство органов печати, традиционно игравших в России роль квазипартий, восторженно приветствовали эти либеральные шаги. Не был поначалу исключением и журнал Достоевского. В нем публиковались в то время писатели, вскоре ставшие идеологическими противниками Федора Михайловича: М. Салтыков-Шедрин, Н. Некрасов, Н. Лесков; близок к журналу был и крупнейший русский драматург А. Островский. Видное место занимали переводы: печатались Э. По, В. Гюго, Г. Гейне, И. Тэн, Б. Ауэрбах, Э. Ренан, Ф. Шпильгаген.

Вокруг журнала формировался кружок постоянных авторов, соединенных общими политическими и идеологическими взглядами и личной дружбой. Большая их часть – сверстники Достоевского: им в описываемое время было близко к сорока годам. С некоторыми из них писатель сблизился еще со времен кружка петрашевцев. Это – поэты А. Майков, Я. Полонский, А. Плещеев, критики А. Григорьев и Н. Страхов. Николай Страхов вспоминал: «Летом 1861 года я переехал с Васильевского острова на Большую Мещанскую (ныне – Казанскую) в дом против Столярного переулка. Редакция была у Михаила Михайловича, жившего в Малой Мещанской, в угольном доме, выходившем на Екатерининский канал… Ап. Григорьев… ютился в меблированных комнатах на Вознесенском проспекте… нам было близко друг к другу; но мне живо вспомнился тогдашний низменный характер этих улиц, грязноватых и густо населенных петербургским людом третьей руки. Во многих романах, особенно в „Преступлении и наказании“, Федор Михайлович удивительно схватил физиономию этих улиц и этих жителей».

Между тем, политическая ситуация в стране менялась. Симпатии студенчества и радикальной интеллигенции склонялись к партии, представленной в печати журналом «Современник», возглавляемым Н. Чернышевским, Н. Некрасовым и М. Салтыковым-Щедриным. «Современник» исповедовал последовательное западничество с социалистическим и материалистическим оттенком; в литературе его авторы придерживались обличительного реализма.

«Время», напротив, все больше самоопределялось как орган «почвенников» – русских националистов. Полемика с «нигилистами», приверженцами «Современника», становилась одной из главных задач журнала. С обеих сторон она велась ожесточенно, сопровождалась личными оскорблениями.

Итогом либерального возбуждения начала 1860-х годов явилось вспыхнувшее весной 1863 года восстание в русской Польше. Последователи «Современника» поддержали, явно или молчаливо, поляков; большая часть русского общества, в том числе и Достоевский, были настроены полонофобски.

По иронии судьбы «Время» было закрыто в мае 1863 года именно из-за событий в Польше. Антипольская статья Н. Страхова «Роковой вопрос» была интерпретирована цензурой как поонофильская.

Вскоре Достоевский отправился в Париж к своей тогдашней роковой возлюбленной Аполлинарии Сусловой.

Колесоотбойные тумбы
Казначейская улица, 4

Возле арки проходного двора в доме № 4 по Казначейской улице, как и во времена Достоевского, стоят две гранитные колесоотбойные тумбы. Указом 1816 года предписывалось устанавливать колесоотбойные столбики и по краям тротуаров на расстоянии «от 2 до 3 сажень один от другого. Столбики сии будут в 3 фута вышины. Владельцы домов могут употреблять чугунные или гранитные столбики, но величина их и форма должны быть по данной модели».



Столбики, ограждавшие проезжую часть от тротуара, позже сняли за ненадобностью. Кое-где, как в этом доме, сохранились колесоотбойные тумбы. Они нужны были для того, чтобы «отбивать колеса» карет и экипажей, не позволяя им оббивать углы стен. Гранитные или чугунные столбы диаметром 30–40 сантиметров и высотой 140–150 сантиметров вкапывались на глубину около 30 сантиметров. У каждого каменного дома с внутренним двором обязательно стояли четыре такие тумбы – с внешней и внутренней сторон арки.