Привороты Заговоры на... Отвороты

Массовая культура как феномен XX века. Роль СМИ в распространении массовой культуры. Сми и культура Массовая культура и средства массовой информации примеры

— , приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

  • средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
  • средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
  • технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Отметим, что не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.

В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре. Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь — компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в Интернете (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст . т.е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

В конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.

К основным составляющим массовой культуры относят:

  • информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
  • индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;
  • систему формирования массового потребления , центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;
  • тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Массовая культура(МК) стала фактом современного общества. Споры ведутся относительно времени возникновения МК. Одни исследователи полагают, что МК не имеет тысячелетнюю историю, а другие – напротив(гладиаторские бои). Такие разные точки зрения возникли из-за смешения понятий массовая и популярная культура.

Массовая культура- это исторический феномен, который сложился в эпоху индустриализации и получил развитие в информационном обществе.

Популярная культура – область культуры, которая понятна, приемлема большинством в любую историко-культурную эпоху.

Основные теории МК:

1. Теория МК как массового общества (Фромм, Фрейд, Ницше, Бердяев) трактуется как выражение духовной несвободы человека, даже угнетение личности. Таким образом, в рамках рассматриваемого направления феномен массовой культуры получает негативную оценку. Хосе Ортего-н-Гассет: «МК- динамичное объединение меньшинства и масс». Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса - это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным.

2. Теория феминизма. Исследователи делают акцент на патриархальной идеологии, которая лежит в основе культуры. МК эксплуатирует образ женщины, причем женщина выставляется не как целостное воплощение образа красоты, а предлагаются отдельные части(зубы, ноги, ногти…)

МК имеет несколько уровней:

Кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);

Мид-культура (так сказать, культура "средней руки");

Арт-культура (массовая культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

Отличительные черты МК в современности:

1. Экспансия визуальных форм и жанров, которые теснят книжную культуру. Если в начале 20в. Живопись, плакаты отталкивались от текста, то теперь текст строится по закону зрелища (монтажа)

2. Эффект срастания общественного сознания со средствами массовой коммуникации (экранная жизнь пересекается с сознанием человека и становится формой психического мира; не существует противопоставления общественное – частное; частная жизнь не считается привилегией (становится публичной сценой)

3. Кризис социально-культурной идентичности. Глобальные СМИ стали причиной размытия культурных различий. Своеобразным ответом стал запрос на идентичность (национальную, религиозную и т.д.) Интернет определяет игровую идентичность; её характерная черта - свободная смена масок в зависимости от конкретной коммуникационной ситуации. МК предлагает готовые образцы и стили поведения, которые востребованы.

Массовая культура, поп-культура, масскультура -- «народная» культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима). Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех.

Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.

Теоретики и историки культуры придерживаются далеко не тождественных точек зрения по поводу времени возникновения массовой культуры как самостоятельного социального феномена. Так, Е. П. Смольская полагает, что оснований для того, чтобы говорить о тысячелетней истории массовой культуры не существует Смольская Е. П. «Массовая культура»: развлечение или политика?». - М.: Просвещение, 1986, с. 32.. Напротив, американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. Согласно А. Адорно, прототипами современной массовой культуры следует считать формы культуры, которые появились во время становления капитализма в Англии, т. е. на рубеже XVII-XVIII веков. Он убежден, что романы, написанные в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались для рынка и имели явную коммерческую направленность. Следовательно, они тяготели скорее к «массовой», чем к «элитарной» культуре. Однако, российские оппоненты (Е. П. Смольская и др.) указывают, что эти произведения не содержали известных шаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры.

Вероятно, точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует все же считать конец XIX - начало XX века. Мы полагаем, что явление массовой культуры не просто некая разновидность «традиционной культуры», но существенное изменение культуры в целом. То есть, развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет), индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.

К одной из ранних форм массовой культуры исследователи относят детективный жанр, который появился еще в начале 30-х годов XIX века и сразу же завоевал огромную популярность. В конце XIX века еженедельные СМИ начали публикацию произведений, которые спустя время получили название «сердечная пресса» или «индустрия грез». В самом конце XIX века в Соединенных Штатах Америки появляется такая форма массовой культуры как комиксы. Сначала этот жанр был предназначен исключительно для детей, но затем стал неотъемлемой частью и взрослой жизни. Активное, а точнее стремительное развитие массовой культуры начинается с середины XX века. С этого момента она становится тотальной и экспансивной.

Как и в случае с традиционной культурой универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Дело в том, что как научно-философская категория, «массовая культура» включает в себя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-третьих, «культуру», как духовную ценность. Давайте, посмотрим теперь, как выглядят наиболее распространенные определения массовой культуры.

Некоторые исследователи полагают, что массовая культура - это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. В частности, А. Б. Гофман отмечает, что массовая культура - это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. - М., 1994, с. 102. . Поэтому массовая культура часто принимает формальный характер. Функционируя, она лишается сущностного содержания, и, в частности, традиционной морали.

В другом подходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе.

Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно производится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемая аудитории средствами массовой коммуникации.

Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура - это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М., 1993, с. 43.. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т. е. на среднем общедоступном языке, которым и является массовая культура.

Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.

Очевидно, массовая культура - явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:

  • - кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура);
  • - мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
  • - арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

Анализируя массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками являются:

  • - ориентированность на гомогенную аудиторию;
  • - опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;
  • -эскапизм;
  • - быстродоступность;
  • - быстрозабываемость;
  • - традиционность и консерватизм;
  • - оперирование средней языковой семиотической нормой;
  • - занимательность.

Как самостоятельное явление массовая культура оценивается противоречиво.

В целом существующие точки зрения можно разделить на две группы. Представители первой группы дают негативную оценку этого феномена. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности. Такая позиция аргументируется тем, что в произведениях массовой культуры предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.

Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что:

  • - она притягивает к себе массы, не умеющие продуктивно использовать свое свободное время Фетисова Т. А. Культура города. //Человек: образ и сущность. - М., 2000. ;
  • - создает своего рода семиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между членами высоко технологичного общества Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М., 1993. ;
  • - дает возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями традиционной (высокой) культуры Шестаков В. П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». - М., 1988. .

И все же, вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему «белое - черное». В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры.

Средства массовой коммуникации оказывают глубокое воздействие на культуру современного общества.

О некоторых аспектах этого влияния уже отмечалось в главе, посвященной теоретическому анализу массовой коммуникации. Г. Маклюэн показал, каким образом средства коммуникации определяют восприятие мира в ту или иную эпоху. Ж. Бодрийар говорил о проблемах перепроизводства символов и девальвации понятий смысла и аутентичности, о формировании с помощью СМИ «гиперреальности», заменяющей подлинную реальность. М. Кастелье стремился показать, как под влиянием развития информационных коммуникационных технологий формируется «культура реальной виртуальности». В этой главе будет рассмотрен ряд других, более частных аспектов воздействия СМИ на культуру, и начнём с роли СМИ в формировании феномена массовой культуры.

СМИ и массовая культура

Понятие массовой культуры отражает специфику производства культурных образцов в индустриальных и постиндустриальных обществах.

Произведения массовой культуры изначально создаются как товар, и главным критерием их оценки является уровень спроса на них. Т. Адорно использовал термин «индустрия культуры» для обозначения нового статуса культуры в индустриальных обществах - культура становится «производством» наряду с другими видами производства.

Произведения массовой культуры изначально не обладают уникальностью - они представляют собой серийный, стандартный продукт, изготовляемый профессионалами в соответствии с определёнными технологиями.

Внедрение техники в производство культурных образцов приводит к значительным последствиям, причём глубокие культурные преобразования, связанные с возможностью массовой воспроизводимости произведений искусства, начались довольно давно. Немецкий теоретик культуры Вальтер Бень- ямин писал:

«В XIX веке техническое репродуцирование достигло такого уровня, когда оно смогло не только сделать своим объектом всё художественное наследие в целом, тем самым расширив и видоизменив воздействие искусства, но и отвоевать себе самостоятельное место в культуре.

Однако даже при самой совершенной репродукции утрачивается нечто существенное для искусства: исчезает «здесь» и «сейчас» художественного произведения, его неповторимое наличное бытие. Собор покидает площадь, чтобы в виде репродукции занять своё место на стене в квартире; хор, впервые прозвучавший в концертном зале или под открытым небом, слушают у себя дома.

Значение и последствия репродуцирования искусства выходят далеко за его собственные пределы. Тиражирование репродукций ставит на место единичного бытия художественного произведения массовидность. Возможность встретиться с воспринимающим искусство субъектом в удобной для него ситуации актуализирует репродуцируемый предмет, но одновременно вызывает потребность сделать произведения более доступными, которая так же настоятельна сегодня в массах, как их склонность преодолеть уникальность любого явления путём его репродуцирования.

Репродуцирование приучает к такому восприятию, в котором преобладает ориентация на осознание стереотипного в мире, то есть повторяемое торжествует над оригиналом. Так в сфере визуального проявляется то, что в области теории выражается в возрастающем значении статистики.

Репродуцированное произведение искусства постепенно всё больше и больше становится репродукцией произведения искусства, основанного именно на воспроизводимости.

В восприятии произведений искусства возможны различные акценты, среди которых следует выделить два прямо противоположных: в одном случае акцент делается на культовой ценности произведения, в другом - на его выставочной ценности.

С расширением и совершенствованием способов технического репродуцирования произведений искусства публичная (выставочная) ценность последнего настолько выросла, что наметились качественные изменения в самой его природе. Подобно тому, как в первобытную эпоху произведение искусства благодаря абсолютному перевесу его культовой ценности было в первую очередь орудием магии, ритуала и лишь позднее его признали и произведением искусства, так и теперь благодаря абсолютному перевесу его выставочной ценности произведение искусства приобретает совершенно новые функции. И очень вероятно, что его художественная функция...окажется второстепенной.

Техническая воспроизводимость художественного произведения меняет отношение масс к искусству. ...Общепринятое принимается некритически, действительно новое критикуется» .

Беньямин говорит о воспроизводимости образцов высокой культуры, изначально создававшихся как уникальные. Однако сама возможность воспроизводимости, тиражирования обусловила появление культурного творчества, ориентированного именно на серийное производство и широчайшую аудиторию.

Формирование массовой культуры было бы невозможно без технического прогресса, позволяющего массово производить те или иные культурные артефакты, и без СМИ, которые распространяют эти артефакты. Спортивные зрелища, популярная музыка, телесериалы, кино - все эти виды популярных зрелищ становятся доступными массовой аудитории благодаря радио, телевидению, другим каналам массовой коммуникации.

Современные общества «потребляют» культурной продукции гораздо больше, чем общества прошлого, где произведения искусства были доступны, как правило, лишь незначительному меньшинству.

Повышение уровня жизни и уровня образования, а также появление свободного времени, которое необходимо чем-то заполнить, породили массовый спрос на культурную продукцию. Оценка произведений культуры впервые стала зависеть от мнения большинства, мнения массовой аудитории, а не самих творцов и утончённых ценителей их произведений. Аудитория выбирает то или иное произведение, оплачивая его - приобретая билет в кинотеатр или на концерт, диск, кассету, книгу, включая телевизор во время показа любимого сериала (и превращаясь в желанный объект рекламного воздействия) и др.

«Индустрия культуры» ориентируется на огромную аудиторию. Соответственно уровень произведений массовой культуры не слишком высок и приспособлен к усреднённым вкусам и культурным запросам.

Основная функция массовой культуры в современных обществах - развлечение, заполнение досуга или, если употребить психологический термин, удовлетворение потребности в структурировании времени. Однако она выполняет и значимые латентные функции, в частности идеологическую и социализирующую, способствуя утверждению определённых ценностей и убеждений, распространению образцов поведения.

  • Беньямин В. Искусство в эпоху технической воспроизводимости // Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. - М.:1985. С. 178-180.

Массовая культура - своеобразный феномен социальной дифференциации культуры XX века. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений массовой культуры встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная массовая культура зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обществ в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиционной обыденной культуры доиндустриального типа, развития технических средств тиражирования и трансляции информации и т. п.

Особое место в жизни современных сообществ массовая культура заняла в результате процессов социокультурной модернизации второй половины XX века и перехода от индустриального к постиндустриальному этапу технологического развития. Среди основных направлений и проявлений массовой культуры можно выделить следующие:

  • - индустрия “субкультуры детства” (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и др. организации, технологии коллективного воспитания и т. п.), преследующая цели явной или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном сообществе;
  • - массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с целевыми установками “субкультуры детства”, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;
  • - система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, “патриотического” воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей и т. п.;
  • - массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический “патриотизм”, социальная демагогия, паранаучные учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентации человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций (“наши - не наши”), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастическими объяснениям (“мировой заговор”, “поиски инопланетян” и т. п.), что освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
  • - массовые политические движения (политико-идеологические партийные и молодежные организации, массовые политические манифестации, демонстрации, пропагандистские кампании и пр.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им политических программ, на поддержку которых их мобилизуют методом нагнетания коллективного политического или националистического психоза;
  • - система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и доступных по цене моделях формы “элитных” образцов, управляющих спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования;
  • - индустрия формирования имиджа и “улучшения” физических данных индивида (массовое физкультурное движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физической реабилитации, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т. п.), являющаяся специфической областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и пр. или на основании идеологических установок властей на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физической подготовленностью;
  • - средства массовой информации (СМИ), транслирующие населению текущую актуальную информацию, “растолковывающие” рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер обществ, практики и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ “заказчика”, т. е., фактически формирующие обществ, мнение по тем или иным проблемам в интересах данного “заказчика”;
  • - индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (приключенческая, фантастическая и “бульварная” литература, аналогичные “развлекательные” жанры кино, карикатура и комиксы в изобразительном искусстве, оперетта, эстрадная, рок- и поп-музыка, эстрадная хореография и сценография, конферанс и прочие “разговорные” жанры эстрады, синтетические виды шоу-индустрии, художественный кич, идеологически ангажированные и политико-агитационные произведения в любых видах искусства и т. п.), массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, стриптиз и иные виды эротического шоу, индустрия курортных и “культурно” - туристических услуг, профессиональный спорт (как зрелище) и т. п., являющаяся во многих отношениях эквивалентом “субкультуры детства”, только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого потребителя, где используются технические приемы и исполнительское мастерство “высокого” искусства для передачи упрощенного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя, используются средства технического тиражирования этой продукции и ее “доставки на дом” потребителю посредством электронных СМИ и достигается эффект психологической релаксации человека, перегруженного нервными стрессами, а также ряд иных, более частных направлений массовой культуры.

СМИ в настоящее время оказывают большое влияние на культуру. В СМИ обычно выделяют три компонента:

  • - средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-блоги и т. д.) тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
  • - средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
  • - технические средства коммуникации (Интернет, телефон) определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т. д.

В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре.

Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь - компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации.

При этом текст в Интернете (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст, т. е., содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

В конце XX - начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой - она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса. К основным составляющим массовой культуры относят:

  • - информационную индустрию - прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т. д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии - «желтой прессе» XIX-начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
  • - индустрию досуга - фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т. д.;
  • - систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;
  • - тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.