Привороты Заговоры на... Отвороты

Общественное сознание характеризуется выражением интересов. Общественное сознание и сознание индивида (Чагин Б. А). Основные черты общественного сознания

ž Духовная жизнь - Это взятая в процессе развития совокупность всех проявлений деятельности разума, воли, чувств, которые развиваются на основе практической деятельности людей

Общественное сознание – это воззрения людей в из совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном и искусственном языке, творения духовной культуры, социальных нормах и взглядах (духовное, психическое отражение общественного бытия). Это основа духовной жизни общества.

Черты общественного сознания:

ž Общественное бытие влияет на общественное сознание через материальные и духовные потребности

ž Общественное сознание носит исторический характер

ž Оно познает, осмысляет, проникает в сущность процессов

ž Единство общественного бытия и общественного сознания

Общественное сознание сложно не только по содержанию, но и по своей структуре . За критерий деление я возьму форму общественного сознания. Различают такие формы, как

Философия выполняет мировоззренческую, познавательную функцию. Она помогает людям мыслить абстрактными, теоретическими положениями, наиболее общими понятиями и категориями.

Политическое сознание обслуживает социальные группы, членов общества, обосновывая политические идеи, цели, а также подводит базу под политическими и правовыми интересами, юридическими нормами, законами, стратегией и тактикой достижения цели.

Правовое сознание есть не что иное, как совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоение навыка одобряемого с точки зрения права поведения.

Моральное сознание включает нравственные принципы общества, нормы поведения, способы формирования у человека нравственных чувств.

Искусство (эстетическое сознание)

Наука отражает общественное сознание в виде законов, теорий, вооружает людей научными знаниями,

Религия формирует религиозное сознание, религиозные идеи, веру в Бога, в бессмертие души, формирует религиозную мораль

  1. Духовная жизнь общества: мораль и право.

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Право - регулирование поведения людей с помощью системы законов, необходимое условие существования свободных людей в обществе.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в тоже время принципиально отличается от него.


Общее в том, что нормы права и нормы морали:

1 являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество.

2 имеют один объект регулирования – общественные отношения.

3 выступают мерой свободы в обществе

5 имеют сходную структуру

Различное в том, что

1 нормы морали формируются в процессе развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении. А нормы права установлены государством, официально зафиксированы.

2 нормы морали исполняются в силу привычки и внутренних убеждений, а нормы права обязательны для исполнения

3 Нормы права поддерживаются силой государственного принуждения, а нормы морали нет

4 нормы морали регулируют отношения подконтрольные и неподконтрольные государству, а нормы права лишь те, которые подконтрольны гос-ву.

5 нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, а нормы права с позиций законного и незаконного.

45 Духовная жизнь общества: искусство и религия.\

Искусство – такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

Первоначально искусство не было чисто эстетической деятельностью, оно служило магии, религии и передаче социального опыта (наскальные рисунки). В классовом обществе искусство становится самостоятельным.

Искусство имеет социальное содержание, что особенно проявляется в кризисные периоды развития общества..

Функции искусства:

1. Познавательная: произведения искусства являются ценным источником информации.

2. Воспитательная: искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствование или падение.

3. Эстетическая: искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает в человеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.

Религия – это историческая форма мировоззрения, социальный институт, а также вид духовного производства. Благодаря тщательно разработанным принципам и традициям, религия стала мостом между материальным и духовным мирами. В отсутствие социальной справедливости она позволяет обеспечить и сохранить порядок и стабильность в обществе. С позиции социальной философии, религия формирует социальное мировоззрение, позволяющее руководствоваться им в повседневной жизни – растить детей, общаться с окружающими, помогать друг другу.

Будучи социальным институтом, религия имеет определенную структуру:

1. Религиозное сознание, включающее: а) религиозную идеологию б) религиозная психология –.

2. Религиозный культ – совокупность символический действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты

3. Религиозные организации – объединения последователей определенной религии

Функции религии:

Мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующая, культуро-транслирующая.


В обществе сознание выступает как общественное сознание, как сфера духовной жизни, в которой осмысливаются. Оформляются и реализуются интересы и представления различных социальных групп и общества в целом. Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определенной социальной общности или группы.


Факторы общественного сознания Деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей в новых идеях, знаниях, нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного Деятельность, направленная на распространение научных знаний, норм морали (функции школ, ВУЗов, СМИ и др.)


Особенности общественного сознания 1. Относительный характер: а) возможно отставание общественного сознания от общественного бытия (пережитки прошлого, традиции) б) идеи и взгляды могут опережать реальные условия (прогнозы, социальные мечты) 2. Преемственность: сохранение лучшего и полезного, что было в старом обществе (наука, мораль, традиции) 3. Воздействие общественного сознания на всю жизнь общества: проявляется через деятельность людей (действия могут быть прогрессивными и тормозящими)


Уровни общественного сознания Обыденный Общественная психология – психологический склад (социальный характер), психологическое состояние (апатия, стресс), психические явления (паника, слухи, мода) Формируется в основном стихийно, но возможно и целенаправленное формирование Теоретический Идеология - система теоретических взглядов и идей тех или иных социальных групп Формируется целенаправленно




Соотношение общественного бытия и общественного сознания Относительная самостоятельность общественного сознания (преемственность, опережение, отставание) Активная роль общественного сознания может способствовать или тормозить общественное развитие Классовый характер общественного бытия




Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или социальная группа, то есть индивидуальное и общественное сознание. Индивидуальному сознанию свойственны - все черты, присущие человеку (способности, интересы, национальность, образование) - то общее, что характеризует ту социальную группу, к которой принадлежит данный человек


Общественное сознаниеИндивидуальное сознание Характеризует способ существования данного общества. Формируется под влиянием общ. бытия. Но эта зависимость не является абсолютной. Обслуживает потребности общества как единого целого. Рождается и умирает вместе с конкретным человеком. Формируется как результат взаимодействия макросреды (общественного бытия) и микросреды (условий личной жизни и ближнего окружения). Обслуживает потребности индивида.


Общественное и индивидуальное сознание постоянно взаимодействуют между собой: - влияние общественного сознания на индивида через обучение, воспитание, отношения с другими людьми (избирательное отношение) - исходящая от индивида мысль может стать общественным достоянием и стать убеждениями, нормой поведения других людей



Обществознание, 11

Урок №31-32

ОЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

Д.З.: § 13, ?? (с.157), задания (с.158)

Ред. А.И. Колмаков


Цели урока

  • Формировать представление о роли сознания в жизни человека и общества.
  • Обогатить социальные знания по теме;
  • Содействовать формированию грамотного поведения в обществе.

Универсальные учебные действия

  • Объясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.

Понятия, термины

  • сознание (обыденное, индивидуальное, массовое, общественное);
  • философия, политическое сознание, правовое сознание, мораль, искусство, наука, религия;
  • общественная психология;
  • идеология;
  • общественное мнение

Изучение нового материала

  • Сущность и особенности общественного сознания.
  • Структура общественного сознания.
  • Общественная психология и идеология.
  • Индивидуальное и общественное сознание.

Вспомните . Может ли общество разумных людей вести себя неразумно? Кто формирует общественное сознание? Каким образом сознание общества связано с сознанием человека?


Что такое сознание?

  • Сознание – способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах.
  • Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Духовную жизнь общества отражают

общественное сознание

массовое сознание

индивидуальное сознание


Общественное сознание – целостное и сложное духовное явление. В процессе духовной жизни общества формируются:

- разнообразные знания

- особенности психического склада разных социальных групп

- отношение к природе, объективной реальности

- укореняются привычки, настроения, нравы, традиции народов


ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Учёные признают относительный характер общественного сознания.

Многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью и живучестью и довольно долго сохраняются в сознании людей , их поступках даже тогда, когда уже нет тех объективных условий, тех общественных отношений на базе которых они возникли

Общественное сознание обладает преемственностью .

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества

Общественное сознание – процесс осознанного восприятия окружающего мира социальными общностями, состояние массового сознания, выражающее отношения социальных групп и организаций к окружающему миру, к устойчивым, постоянно повторяющимся явлениям, событиям и тенденциям общественной жизни.


Идеи и взгляды людей могут опережать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения.

Шарль Луи Монтескьё (1689-1755), французский философ-просветитель, историк и правовед, писатель. Был родоначальником концепции современного разделения властей


  • Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, когда они выходят за пределы индивидуального существования и становятся общим достоянием. Так, выдвинутая идея разделения властей не утратила авторства, но стала частью общественного сознания.

Между индивидуальным и общественным сознанием нет жёстких границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие. Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей . Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, когда они выходят за пределы индивидуального существования и становятся общим достоянием или убеждением, входят в общее сознание, в нравы, в искусство, в науку, в право, в нормы поведения


Никола́й Копе́рник

(1473-1543гг.)

Пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной


Джорда́но Бру́но

(1548-1600), философ

Выдвинул идею бесконечности Вселенной

Был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение . В 1889 году, спустя почти три столетия, на месте казни Джордано Бруно был воздвигнут памятник в его честь.


МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ один из видов общественного сознания, реальная форма его практического существования, тип общественного сознания, широкая совокупность идей, представлений, иногда даже иллюзий, чувств, настроений, которые отражают определённые стороны жизни общества, способные вызывать интерес масс . (степень распространения в обществе)

- практическое знание различных социальных групп , не основанное на специализированном знании, нужное социальным группам в повседневной жизни для взаимодействия и коммуникации в малых группах , местности проживания, стране, мире

Формой проявления массового сознания является общественное мнение .

Общественное мнение – это точка зрения многих, возможно даже большинства, представителей какой-либо социальной группы, но не обязательно всех.


1. ФИЛОСОФИЯ – выполняет мировоззренческую, познавательную функцию .

2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – политические идеи, цели, интересы, нормы, законы .

3. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ – совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности .

4. МОРАЛЬ включает нравственные принципы общества, нормы поведения (которые сформировались под воздействием религиозных верований), способы формирования у человека нравственных чувств .

5. ИСКУССТВО формирует в обществе эстетическое сознание (отношение к действительности, любовь к прекрасному, возвышенному) .

6. РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ – религиозные идеи, вера в Бога, в бессмертие души, формирует религиозную мораль, оказывающую влияние на общественную мораль .


СОЗНАНИЕ – одно из основополагающих понятий философии, психологии и социологии, обозначающее способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах.

Структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровней глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяется общественная психология и идеология


Уровни общественного сознания: общественную психологию и идеологию

идеологию

общественную психологию

Идеология - это система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.

рациональный уровень общественного сознания

эмоциональный, чувственный уровень общественного сознания


ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп, формируется под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия.

Например, так как условия для каждой из больших социальных групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы, например комплекс превосходства так называемых благородных сословий над простонародьем в Средние века, Новое время.


Идеология – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, а также цели социальной деятельности. Представляет более высокий по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания – уровень теоретического отражения мира. Всегда носит общественный характер.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится общественная группа, то идеология выступает как продукт теоретической деятельности её идеологов.


Марксизм - учение, основу которого составляют диалектический материализм, теория общественно-экономических формаций, теория прибавочной стоимости, учение о классовой борьбе. Теоретические положения марксизма послужили основой ленинизма и сталинизма в СССР как разновидности коммунистической идеологии. Коммунизм политическая идеология, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества на основе ликвидации частной собственности, социального равенства и социальной справедливости.

Карл Маркс


В чём отличие между социальной психологией и идеологией?

Соотношение между общественной психологией и идеологией можно рассматривать как соотношение между эмоциональным и рациональным уровнем общественного сознания. Идеология проникает в сущность явлений .

Вывод. Сознание не просто психическое состояние, а высшая человеческая форма отражения действительности. Оно структурно организовано и является целостной системой, состоящей из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.


Решите тест

1. Носителем общественного сознания являются

1) предметы духовного производства;

2) социальные группы;

3) нормы морали и права;

4) религиозные догматы.

2. Какое положение верно характеризует общественное сознание?

1) общественное сознание всегда тормозит общественное развитие;

2) общественное сознание не обладает самостоятельностью по отношению к общественному бытию;

3) общественное сознание определяет духовную жизнь общества;

4) общественное сознание сводится к простой сумме индивидуальных сознаний.


Решите тест

3. К формам общественного сознания не относится

1) экономика;

2) религия;

4) философия.

4. Верны ли следующие суждения об индивидуальном сознании?

А. Индивидуальному сознанию присуще то общее, что свойственно социальной группе, к которой принадлежит данный человек

Б. Индивидуальному сознанию присущи все черты, свойственные данному человеку

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


Решите тест

5. Установите соответствие между проявлениями общественного сознания и его уровнями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

А) мода

1) общественная психология

Б) теоретическое выражение

2) идеология

В) социальный характер

Г) привычка

Д) коренные интересы социальных групп


Решите тест

6. Найдите в приведённом списке черты идеологии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сочетает противоречивые взгляды;

2) охватывает главным образом эмоциональную и волевую сферы;

3) большая удалённость системы взглядов от непосредственного процесса жизни;

4) идеи и взгляды носят эмпирический характер;

5) является рационализированной системой знаний;

6) обоснованность воззрений теоретиками.

7. В СССР в 30-е годы XX в. имел место энтузиазм населения, верившего в построение светлого будущего. Это пример

1) правосознания;

2) философского сознания;

3) массового сознания;

4) научного сознания.


8. Официальное объявление о проведении реформ в стране У. способствовало появлению таких психических состояний и явлений, как апатия, стресс, паника, слухи и т.д. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об общественной психологии?

1) формируется целенаправленно

2) основана на жизненно-практическом опыте человека

3) отражает внутренние свойства социального объекта

4) характеризуется обобщённой системой взглядов и воззрений

9. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы

Структура общественного сознания

Наименование форм общественного сознания

Их сущность

Форма общественного сознания и освоения действительности, её художественного познания и оценки, особая форма творческой деятельности человека


10. Верны ли следующие суждения об общественном мнении?

А.Общественное мнение представляет собой различные слухи, которые получают широкое распространение среди населения в связи с ложной или неполной информацией

Б. Общественное мнение является формой проявления массового сознания .

  • верно А; 2) верно Б; 3) верны оба варианта ответа;

4) оба варианта ответа не верны

11. Укажите науки (порядок чисел), изучающие сознание:

  • Физиология;
  • Анатомия;
  • Психология;
  • Кибернетика;
  • Биология;
  • Химия;
  • Физика;
  • Философия.

Практические выводы


Контрольные вопросы

  • Что понималось под сущностью сознания сторонниками разных точек зрения?
  • Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?
  • Охарактеризуйте основные черты общественного сознания.
  • Дайте характеристику различных форм общественного сознания.
  • Какие уровни принято выделять в общественном сознании?
  • Чем различаются общественная психология и идеология?
  • Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

ЛИТЕРАТУРА

  • Обществознание. Учебник для 11кл. Базовый уровень.

Под редакцией Л. Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой, А.И. Матвеева. М., Просвещение,2008.

  • Ресурсы сети Интернет.
  • Учитель истории и обществознания
  • Котруца Л.Н., ГКОУ ККК «Ейский казачий кадетский корпус» Краснодарского края

Ответы по тестам урока:

ответ

  • Может ли сообщество разумных людей вести себя неразумно?
  • Кто формирует общественное сознание?
  • Каким образом сознание общества связано с сознанием человека?

Сущность и особенности общественного сознания

Одной из категорий, характеризующих жизнь общества, является категория общественного сознания. При этом среди ученых нет единства в отношении этой категории. Проблема связана с различным пониманием исходного понятия - сознание .

Большинство представителей классической философии разделяли представление о сознании как тождественном понятию «знание». Все, что мы знаем,- это сознание, и все, что мы осознаем,- знание.

Вместе с тем современная психология столкнулась с тем, что далеко не все, что относится к знанию, осознается. Знания - это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но и то, что я могу легко сделать достоянием своего сознания, например припомнить мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т. д.

Ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а направленность на определенный объект. Суть этого заключается в следующем: человек может ничего не знать о каком-либо объекте, но, если он выделяет его, направляет на него свой интерес, этот объект становится объектом сознания.

Наиболее широко распространено в философии и психологии понимание сознания как самосознания, самоотчета. Оно связано с теорией английского философа Дж. Локка о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдении ума за собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и есть сознание. Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, особый внутренний мир, который субъект познает. Способом познания является самовосприятие, которое может проявляться в форме самонаблюдения.

Еще одной точкой зрения на сущность сознания являлось понимание его как совокупности идей - индивидуальных или коллективных. Именно в этом значении употребляли термин «сознание» Г. Гегель и К. Маркс, говоря об общественном сознании, классовом сознании. Понятие общественного сознания нашло широкое применение в философии марксизма.

Развитие философского знания способствовало расширению понимания общественного сознания как целостного и сложного духовного явления. В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания, а также отношение к природе, объективной действительности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, нравы, традиции народов, а также особенности психического склада разных социальных групп. Так, принято говорить о деловитости американцев или точности и педантизме немцев. При этом далеко не все представители данной группы обязательно отличаются названными качествами. Тем не менее за всей социальной общностью закрепилась характеристика определенных качеств.

Формирование общественного сознания есть сложный процесс, в котором проявляется сильное влияние двух факторов.

С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного, возвышенного. С другой - необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии и общественные движения и организации.

Следует отметить, что хотя общественные идеи и другие элементы общественного сознания носят нематериальный характер, однако они функционируют в обществе, влияют на сознание отдельных людей, групп, объединений при помощи различных знаковых систем.

Ученые признают относительный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью, живучестью и довольно долго сохраняются в сознании людей, их поступках. Они могут сохраняться даже тогда, когда уже нет тех объективных условий, тех общественных отношений, на базе которых они возникли. Бывает это потому, что изменение взглядов, убеждений людей происходит не сразу, как только изменяется, например, экономическое бытие или политические отношения. Сознание людей, их идеи, взгляды отстают от общественного бытия и могут в течение определенного времени не соответствовать ему. В случае такого отставания речь идет либо о так называемых «пережитках» прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Так, как вам известно, довольно долгое время после отмены крепостного права часть крестьянства с трудом привыкала к новым экономическим и социальным реалиям. Вспомните хотя бы героя пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Фирса, который просто называет это событие несчастьем или бедой. Идеи и взгляды людей могут и опере жать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Подобные прогнозы социалистов-утопистов известны вам из курса истории.

Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни старого общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, воспринимается как прекрасное.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества . Однако это воздействие проявляется не само по себе, а через деятельность людей. При этом действия людей могут оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие. Это происходит потому, что в любом обществе имеются разные идеи - новые и старые, передовые и консервативные; такое положение, безусловно, сказывается на состоянии общественного сознания.

>> Общественное сознание

§ 13. Общественное сознание

Может ли сообщество разумных людей вести себя неразумно? Кто формирует общественное сознание? Каким образом сознание общества связано с сознанием человека?

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Одной из категорий, характеризующих жизнь общества, является категория общественного сознания. При этом среди ученых нет единства в отношении этой категории. Проблема связана с различным пониманием исходного понятия - сознание .

Большинство представителей классической философии разделяли представление о сознании как тождественном понятию «знание». Все, что мы знаем,- это сознание, и все, что мы осознаем,- знание.

Вместе с тем современная психология столкнулась с тем, что далеко не все, что относится к знанию, осознается. Знания - это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но и то, что я могу легко сделать достоянием своего сознания, например припомнить мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т. д.

Ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а направленность на определенный объект. Суть этого заключается в следующем: человек может ничего не знать о каком-либо объекте, но, если он выделяет его, направляет на него свой интерес, этот объект становится объектом сознания.

Наиболее широко распространено в философии и психологии понимание сознания как самосознания, самоотчета. Оно связано с теорией английского философа Дж. Локка о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдении ума за собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и есть сознание. Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, особый внутренний мир, который субъект познает. Способом познания является самовосприятие, которое может проявляться в форме самонаблюдения.

Еще одной точкой зрения на сущность сознания являлось понимание его как совокупности идей - индивидуальных или коллективных. Именно в этом значении употребляли термин «сознание» Г. Гегель и К. Маркс, говоря об общественном сознании, классовом сознании. Понятие общественного сознания нашло широкое применение в философии марксизма .

Развитие философского знания способствовало расширению понимания общественного сознания как целостного и сложного духовного явления. В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания, а также отношение к природе, объективной действительности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, нравы, традиции народов, а также особенности психического склада разных социальных групп. Так, принято говорить о деловитости американцев или точности и педантизме немцев. При этом далеко не все представители данной группы обязательно отличаются названными качествами. Тем не менее за всей социальной общностью закрепилась характеристика определенных качеств.

Формирование общественного сознания есть сложный процесс, в котором проявляется сильное влияние двух факторов.

С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного, возвышенного. С другой - необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество . Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии и общественные движения и организации.

Следует отметить, что хотя общественные идеи и другие элементы общественного сознания носят нематериальный характер, однако они функционируют в обществе, влияют на сознание отдельных людей, групп, объединений при помощи различных знаковых систем.

Ученые признают относительный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью, живучестью и довольно долго сохраняются в сознании людей, их поступках. Они могут сохраняться даже тогда, когда уже нет тех объективных условий, тех общественных отношений, на базе которых они возникли. Бывает это потому, что изменение взглядов, убеждений людей происходит не сразу, как только изменяется, например, экономическое бытие или политические отношения. Сознание людей, их идеи, взгляды отстают от общественного бытия и могут в течение определенного времени не соответствовать ему. В случае такого отставания речь идет либо о так называемых «пережитках» прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Так, как вам известно, довольно долгое время после отмены крепостного права часть крестьянства с трудом привыкала к новым экономическим и социальным реалиям. Вспомните хотя бы героя пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Фирса, который просто называет это событие несча150 стьем или бедой. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Подобные прогнозы социалистов-утопистов известны вам из курса истории.

Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни старого общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, оспринимается как прекрасное.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества . Однако это воздействие проявляется не само по себе, а через деятельность людей. При этом действия людей могут оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие. Это происходит потому, что в любом обществе имеются разные идеи - новые и старые, передовые и консервативные; такое положение, безусловно, сказывается на состоянии общественного сознания.

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Общественное сознание сложно не только по содержанию, но и по своей структуре. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Одним из таких оснований может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах. Каждая из этих форм общественного сознания имеет свою специфику, по-своему отражает сложность общественного бытия, отдельные его стороны, процессы жизни общества, имеет свое общественное назначение и свои функции.

Общественная психология - совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших социальных групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы, например комплекс превосходства так называемых «благородных сословий» над «простонародьем» в Средние века. Разумеется, в социально-психологических комплексах разных социальных групп в каждой стране имеются и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем.

Идеология в широком смысле слова - система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а так же цели социальной деятельности. Она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания - уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп чаще всего пользуются эпитетом «общественная», в отличие от возрастной, профессиональной и т. п., то понятие «идеология» в таком эпитете не нуждается, поскольку нет идеологии индивидуальной, она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле - как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится общественная группа, класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности «ос 5о уполномоченных» представителей данной группы, класса - его идеологов.

Соотношение между общественной психологией и идеологией можно рассмотреть как соотношение между эмоциональным, чувственным и рациг яальным уровнем общественного сознания. Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый уровень сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразную основу для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений. (Более подробно, что такое идеология, мы рассмотрим в следующем параграфе.)

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия обыденноесознание и массовое сознание . Как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания. Об обыденном сознании обычно ведут речь, когда оно не поднимается до теоретических обобщений. О массовом сознании - когда говорят о степени его распространенности в обществе.

На всех этапах исторического развития социальнопсихологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить, как общественные настроения ведут к вызреванию социальных революций. Точно так же существуют психологические факторы, которые позволяют стабилизировать общество после радикальных перемен. Так, анализируя процесс перехода от рабовладения к феодализму , Ф. Энгельс обращал внимание на то, что «рабство перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 21.- С. 149). Отношение к рабству в данном случае характеризует именно психологический момент, который оказывает влияние на формирование отношений в обществе.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Рассмотрев сущность и структуру общественного сознания, обратимся к проблеме его соотношения с сознанием отдельной личности .

И общественное и личное сознание - продукт духовной деятельности, синоним духовной культуры. В этом смысле говорят об их единстве. Между индивидуальным и общественным сознанием нет жестких границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие.

Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы индивидуального существования и становятся общим достоянием, общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, в нравы, в искусство, в науку, в право, в нормы поведения. При этом индивидуальная биография автора той или иной идеи уже не играет определяющей роли. Так, выдвинутая в определенных условиях идея общественного договора или идея разделения властей не утратила авторства, но стала важной частью общественного сознания.

Однако общество избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. Далеко не каждое достижение индивидуального сознания входит в общий массив общественного сознания. Это зависит от глубины и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве .

В свою очередь, аналогичным образом действует и индивидуальное сознание. Оно вбирает далеко не все элементы общественного сознания без разбора. Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся источником нравственных предписаний, убеждений, эстетических чувств и представлений. Но каждый из людей по-разному (в силу личностных, индивидуальных особенностей) вбирает в себя существующие в общественном сознании элементы, по-разному может влиять на общественное сознание.

Судьба таких исторических личностей, как Дж. Бруно, Г. Галилей, Жанна д"Арк, судьбы многих наших современников свидетельствуют о наличии противоречия между личным и общественным сознанием, между принятой в обществе системой духовных принципов и идеями отдельных граждан того или иного общества. Вместе с тем, преодолевая сопротивление времени, личности, опережающие свою эпоху, вносят свой вклад в развитие общественного сознания.

Подобно тому как общественное сознание не сводится к количественной сумме индивидуальных сознаний, а проявляется в качественно новом виде - по-особому организованная идеально-объективная действительность, так и индивидуальное сознание не является точным слепком с общественного сознания. Человек вступает в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее ему сознание есть реальность, с которой приходится считаться. Личное сознание представляет собой аккумулированный опыт. Человек, индивид может ощущать свою связь с историей своей семьи, страны, своего народа. Каждое индивидуальное сознание имеет собственные источники развития, поэтому каждая личность уникальна, несмотря на единство интегрирующей ее человеческой культуры.

Наряду с индивидуальным и общественным сознанием духовную жизнь общества отражает и массовое сознание. Этим понятием принято определять такой тип общественного сознания, широкую совокупность идей, представлений, иногда даже иллюзий , чувств, настроений, которые отражают определенные стороны жизни общества, способные вызывать интерес масс.

Состояние массового общественного сознания, которое отражает отношение (явное или скрытое) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности, называют общественным мнением. Можно сказать, что общественное мнение - это точка зрения многих, возможно даже большинства, представителей какой-либо социальной группы, но не обязательно всех. Любопытное высказывание о существе общественного мнения принадлежит французскому социологу Ж. Бурдо, называвшему общественное мнение социальной силой, которая, получая внешнее воплощение через осознание самой себя, вытекает из «сходства суждений, вынесенных большинством индивидов по поводу некоторого вопроса». В современном мире общественное сознание активно изучается, ему уделяют внимание политики, стремясь добиться признания и поддержки в обществе. А руководитель Американского института общественного мнения Джордж Гэллап утверждает, что «общественное мнение - это просто данные социологических исследований». Разумеется, последнее высказывание можно назвать парадоксальным преувеличением, однако в нем есть доля истины, поскольку в формировании общественного мнения выделяют следующие этапы: зарождение мнения, дискуссии по предмету мнения, возникновение общей точки зрения и единой позиции. Многие явления социальной жизни сначала вызывают удивление, потом оживленные дискуссии, затем кажутся настолько привычными, что спорить о них просто глупо. Так было, например, с идеей отмены рабства в Америке или крепостного права в России. (Вы и сами можете продолжить этот ряд примеров.)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Совершая поступки под влиянием общественного мнения, поддаваясь влиянию окружающих, важно понимать, какие общественные интересы движут общественной психологией.

2 В общественном сознании проявляются противоречивые интересы разных социальных групп, общностей. За поступками представителей определенных групп важно видеть движущие мотивыи побуждения. Эмоциональное восприятие действительности нередко мешает правильному пониманию ее сущности.Советуем не забывать слова великого А. С. Пушкина : «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца» .

З В индивидуальном сознани и личност и находят отражение как передовые идеи, так и предрассудки и заблуждения, существующие в общественном сознании. Помните, что не всегда молодой возраст - гарантия свежести восприятия действительности. И в сознании молодых людей могут существовать пережитки прошлого.

4 Если оставаться на уровне массового сознания, легко стать объектом манипулирования и спекуляции на популярных идеях. Чтобы избежать этого, важно понимать природу массового сознания, видеть и оценивать его недостаткии противоречия.

ДОКУМЕНТ

Из книги французского психолога, социолога, историка Г. Лебона «Психология народов и масс» .

В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума...

Появление... новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.

Вторая причина - заразительность, или зараза,- также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление... В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе , и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе?
2. Укажите причины специфического поведения личности в толпе, которые называет автор текста.
3. Как вы понимаете сущность этих причин?
4. Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать.
5. Верно ли утверждение, что в толпе формируется общественное сознание? общественное мнение? Ответ обоснуйте.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1 . Что понималось под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения?
2. Как связаны межд у собой общественное сознание и духовная