Привороты Заговоры на... Отвороты

Ле Корбюзье(Le Corbusier). Самые известные строения ле корбюзье Архитектор ле корбюзье и его работы

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (Le Corbusier) (1887-1965), французский архитектор, теоретик архитектуры, художник, дизайнер. Ле Корбюзье (настоящее имя - Шарль Эдуар Жаннере) родился в Ла-Шо-де-Фон в Швейцарии 6 октября 1887 года. Изучал архитектуру у Й.Хофмана в Вене (1907), О.Перре в Париже (1908-1910), П.Беренса в Берлине (1910-1911). В 1922 году со своим двоюродным братом Пьером Жаннере основал в Париже архитектурную мастерскую; они продолжали работать вместе до 1940 года. В 1920 году Ле Корбюзье и поэт П.Дермэ создали авангардный полемический журнал "Эспри нуво" (издавался в 1920-1925 годах), со страниц которого звучала пропаганда идей функционализма. В книгах "К архитектуре" (1923), "Урбанизм" (1925) и в ряде статей, напечатанных в "Эспри нуво", Ле Корбюзье сформулировал свои знаменитые Пять принципов современной архитектуры (здание на свободно стоящих опорах, свободная композиция фасада, ленточные окна, плоская крыша с террасой-садом, свободная внутренняя планировка). Эти принципы нашли свое воплощение при создании виллы "Савой" в Пуасси близ Парижа (1929), а затем общежития швейцарских студентов в университетском городке в Париже (1930-1932).

Ле Корбюзье принадлежит несколько утопических градостроительных проектов, предусматривавших организацию городской жизни в нескольких вертикальных ярусах, регулярный план города с делением на разнофункциональные зоны, строго упорядоченную посредством архитектуры и, таким образом, уподобленную работе машины деятельность людей (план "Вуазен" для Парижа и планы нового устройства Буэнос-Айреса, Алжира, Антверпена и др.). Один из таких проектов предполагал перестройку Москвы по регулярному плану, но абсолютно без учета ее исторической застройки и особенностей ландшафта. В России по проекту Ле Корбюзье было построено здание Центросоюза на Мясницкой улице (1928-1933, при участии архитектора Н.Д.Колли). Ему принадлежит также один из проектов Дворца Советов. Среди построек Ле Корбюзье 1930-х - начала 1940-х годов - здания Центра Армии спасения в Париже (1932-1933) и Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1937-1943, совместно с рядом других архитекторов).

В 1940-х годах Ле Корбюзье разработал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, которая должна была стать отправной точкой архитектурного проектирования; она получила название "модулор". В 1948-1952 годах он построил в Марселе "жилую единицу" - 17-этажный дом яркой расцветки, снабженный солнцерезами, для которого предполагалась возможность автономного функционирования, однако эта идея не была осуществлена. Впоследствии им были созданы капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане (1950-1953); генеральный план города и административные здания в Чандигархе, столице индийского штата Пенджаб (1950-1957); Национальный музей западного искусства в Токио (1957-1959); Центр искусств Гарвардского университета в Кембридже в США (1964); больница в Венеции (1965).

Ле Корбюзье принадлежит около 50 монографий и статей. Самые известные из его трудов - "К архитектуре" ("Vers une architecture", 1923); "Урбанизм" (Urbanisme, 1925); "Когда соборы были белыми" (Quand les cathedrales etaient blanches, 1937); "Три человеческих установления" (Les Trois Etablissements humains, 1945). В 1918 году вместе с Озанфаном он стал одним из основоположников движения пуризма в живописи.

Ле Корбюзье (Le Corbusier ). Он безусловно гениален, кем бы он ни был на самом деле. Ле Корбюзье сделал настолько много, что теперь уже не важно, кем он был - гением своего времени, заглянувшим в будущее, талантливым компилятором или тем, кто украл незамеченные идеи и сделал их своими открытиями. Он работал в то время, когда хорошие ученики сами быстро становились учителями, когда родилась масса прогрессивных качественных идей, а реализация их была столь скорой, что авторы могли оказаться плагиаторами, в то время, когда архитекторы были сообществом.

«Быть современным - это не мода, это состояние. Каждый из нас должен принимать условия, в которых он живет, и приспособление к ним - его долг, а не выбор...»
Le Corbusier

! В сентябре 2014 года архитектурный портал TOTALARCH.COM презентовал проект CORBUSIER.TOTALARCH.COM . На ресурсе представлены все постройки, большая часть проектов, книги Ле Корбюзье, издававшиеся на русском языке и другие материалы, являющиеся наследием мастера.

Ле Корбюзье (фр. Le Corbusier; настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере-Гри (фр. Charles Edouard Jeanneret-Gris ); 1887-1965) - французский архитектор швейцарского происхождения, художник, дизайнер, создатель архитектуры интернационального стиля.

Ле Корбюзье - один из наиболее заметных зодчих двадцатого века, пионеров современной архитектуры, создатель новаторских сооружений в духе модернизма. Одним из первых использовал в своих зданиях железобетонный каркас, крыши-террасы, большие плоскости остекления на фасаде, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку этажей. Взгляды Ле Корбюзье, изложенные им в многочисленных книгах, а также его постройки оказали исключительное влияние на всю практику архитектуры нового времени.

Швейцарский период 1887-1917

Шарль Эдуард Жаннере , - родился 6 октября 1887 года в Швейцарии, в городе Ла Шо-де-Фон, франкоязычного кантона Нёвшатель. Принадлежал к семье, где традиционным было ремесло часовщика-эмальера. В 13 лет поступил в Школу искусств в Шо-де-Фон, где учился декоративно-прикладному искусству у преподавателя Шарля Леплатенье. Обучение в Школе искусств базировалось на идеях «искусств и ремесел», популярного в то время движения, основанного Дж. Рёскиным, а также находившегося в расцвете стиля ар нуво. С момента поступления в Школу искусств Эдуард Жаннере начинает самостоятельно заниматься ювелирным делом и гравировать крышки часов.

Свой первый архитектурный проект Э. Жаннере начал в неполных 18 лет, с помощью профессионального архитектора. Это был жилой дом, построенный для гравёра Луи Фалле, члена совета Художественной школы. Когда строительство было закончено, на заработанные деньги он совершил свою первую образовательную поездку - в Италию, Австрию и Францию.

Во время этой поездки Э. Жаннере стажировался, работая чертежником у архитектора и дизайнера Йозефа Гоффмана, лидера венского сецессиона (1907). Затем - в Париже, в мастерской братьев Огюста (Auguste Perret) и Густава Перре (1908-1910), архитекторов, которые одними из первых использовали железобетон в строительстве многоэтажных жилых домов. В 1910-1911 работал в Берлине, в мастерской крупного мастера архитектуры Петера Беренса . В 1911 с целью самообразования предпринял путешествие на Восток - по Греции, Балканам и Малой Азии, где изучал древние памятники и традиционное народное строительство. Это путешествие во многом сформировало его взгляды на искусство и архитектуру.

Возвратившись домой, Э. Жаннере в течение нескольких лет, с 1912 до конца 1916, работал преподавателем в Школе Искусств в Ла Шо-де-Фон. Здесь же в 1914 открыл свою первую архитектурную мастерскую. В Шо-де-Фон им спроектировано несколько зданий, в основном это частные жилые дома. Последние два здания - построенная для родителей вилла Жаннере/Перре (1912), а также вилла Швоб , (Турецкая вилла, 1916-1917), заказ богатого часового магната, - уже отличаются самостоятельностью замысла и вполне оригинальны по архитектуре.

В этот же период Жаннере создал и запатентовал весьма существенный для его творческой биографии проект Дом-Ино (1914) (совместно с инженером М. Дюбуа). В этом проекте предугаданы возможности строительства из крупноразмерных сборных элементов, что по тем временам было новаторским изобретением. Концепцию Дом-Ино Корбюзье реализовал позже во многих своих постройках. В конце 1916 Э.Жаннере навсегда оставляет Ла Шо-де-Фон и Швейцарию, чтобы обосноваться постоянно в Париже.

Период пуризма 1917-1930

По приезде в Париж Жаннере устраивается штатным архитектором в «Общество по применению армированного бетона» Макса Дюбуа. За время работы в нем, (апрель 1917 - январь 1919), им выполнено несколько проектов, в основном технических сооружений, - водонапорная башня в Поденсаке (Жиронда), арсенал в Тулузе, электростанция на реке Вьен и другие. По его проектам строились также рабочие поселки, с жилыми домами на одну-две семьи. Архитектура этих домов близка еще к традиционной. Работая в упомянутом «Обществе...», становится директором фабрики по производству строительных изделий в г. Альфортвиль, дочернего предприятия фирмы. Преподает также рисование в детской художественной студии.

В Париже Жаннере повстречал Амеде Озанфана (Amédée Ozenfant), художника, который познакомил его с современной живописью, в частности, с кубизмом. Озанфан вводит Жаннере в среду парижских художников, знакомит с Браком , Пикассо , Грисом , Липшицем , позже с Фернаном Леже . Жаннере начинает активно заниматься живописью, которая становится его второй профессией. Вместе с Озанфаном они устраивают совместные выставки своих картин, декларируя их как выставки «пуристов». В 1919 Жаннере и Озанфан, с финансовой поддержкой Ла Роша, создают философско-художественный журнал-обозрение «Эспри Нуво » («L’Esprit Nouveau »), в котором архитектурный отдел ведет Жаннере. Свои статьи он публикует под псевдонимом «Ле Корбюзье». В журнале «Эспри Нуво» впервые опубликованы «Пять отправных точек современной архитектуры » Ле Корбюзье , своеобразный свод правил новейшей
архитектуры.

1. Столбы-опоры. Дом приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах, при этом освобождается место под жилыми помещениями - для сада или стоянки автомобиля.
2. Плоские крыши-террасы. Вместо традиционной наклонной крыши с чердаком под ней, Корбюзье предлагал устраивать плоскую крышу-террасу, на которой можно было бы развести небольшой сад или создать место для отдыха.
3. Свободная планировка. Поскольку стены больше не являются несущими (в связи с применением ж/б каркаса), внутреннее пространство полностью от них освобождается. В результате внутреннюю планировку можно организовать с гораздо большей эффективностью.
4. Ленточные окна. Благодаря каркасной конструкции окна можно сделать практически любой величины и конфигурации, в т.ч. свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла.
5. Свободный фасад. Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри дома (буквально у Корбюзье: свободно расположены внутри помещений). Наружные стены могут при этом быть из любого материала - легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы.

По отдельности подобные приемы использовались архитекторами и до Корбюзье, он же, произведя тщательный отбор, объединил их в систему и начал последовательно применять. В 20-х годах, когда язык новой архитектуры только еще формировался, эти «пять отправных точек архитектуры» для многих молодых архитекторов «нового движения» стали действительно «отправным пунктом» в их творчестве, а для некоторых и своеобразным профессиональным кредо. Формулировались эти правила неоднократно и различным образом. Вот перевод одного из оригинальных текстов Ле Корбюзье:

Пять отправных точек современной архитектуры

1. Стойки. Разрешить научную проблему - значит прежде всего решить ее элементы. В постройке можно отделить несущие элементы от ненесущих. Вместо прежних фундаментов, на которых постройка покоилась без контрольного расчета, появляются расчлененные фундаменты, а на месте прежних стен - отдельные стойки. Стойки и свайные фундаменты точно исчисляются в соответствии с приходящейся на них тяжестью. Сваи устанавливаются на определенных равных промежутках, не связанных с внутренней планировкой дома. Они поднимаются от земли на 3, 4, 6 и т.д. метров и несут на этой высоте первый этаж. Помещения, таким образом, избавлены от сырости, они имеют достаточно света и воздуха, строительный участок превращается в сад, который проходит под домом. Та же плоскость вторично выигрывается благодаря плоской крыше.
2. Плоская крыша, сад на крыше. Плоская крыша позволяет использовать ее для целей жилья: терраса, сад... Сточные трубы проходят внутри дома. На крышах могут быть разбиты сады с прекрасной растительностью, не только кустами, но и маленькими деревьями до 3-4 метров высоты.
3. Свободное оформление плана. Свайная система несет промежуточные перекрытия и доходит вплоть до крыши. Внутренние стены располагаются в любых местах, причем один этаж ни какой степени не зависит от другого. Нет больше капитальных стен, имеются только мембраны любой крепости. Следствием этого является абсолютная свобода в оформлении плана, т.е. возможность свободно распоряжаться всеми имеющимися налицо средствами, что должно легко мирить с некоторой дороговизной бетонных конструкций.
4. Удлиненное окно. Сваи с промежуточными перекрытиями образуют прямоугольные отверстия в фасаде, через которые свет и воздух входят внутрь в обильном количестве. Окно тянется от стойки к стойке, становясь таким образом удлиненным окном... Помещение одинаково освещено во всех своих местах - от стены до стены. Доказано, что такое помещение освещается в 8 раз интенсивнее, чем такое же помещение с вертикальными окнами. Вся история архитектуры вращается исключительно вокруг оконных отверстий. И вот железобетон открывает возможность максимального освещения при помощи удлиненных окон.
5. Свободное оформление фасада. Благодаря тому, что основание дома поднято на несущих сваях и располагается балконообразно вокруг здания, весь фасад выдвигается вперед от несущей конструкции. Таким образом, фасад теряет несущие свойства, и окна могут тянуться на любую длину без прямого отношения к внутреннему членению здания. Окно может иметь 10 метров длины, как и 200 метров (напр., наш проект Лиги Наций в Женеве). Таким образом, фасад получает свободное оформление.

Изложенные пять основных пунктов являются фундаментом новой эстетики. Нам не остается ничего от архитектуры прошлых эпох, столь же мало, сколько дает литературно-историческое школьное образование.

В 1922 году Корбюзье вместе со своим двоюродным братом Пьером Жаннере открывает свое архитектурное бюро в Париже. Пьер Жаннере на долгое время становится его сотрудником-компаньоном. В 1924 они арендуют под офис крыло старого парижского монастыря по адресу ул. Севр,35 (rue de Sevre, 35 ). В этой импровизированной мастерской постоянно работала большая группа сотрудников Корбюзье, здесь было создано большинство его проектов.

Для выставки «Осенний Салон» 1922 года братья Жаннере представили проект «Современный город на 3 млн жителей », в котором предлагалось новое видение города будущего. Впоследствии этот проект был преобразован в «План Вуазен » (1925) - развитое предложение по радикальной реконструкции Парижа. Планом Вуазен предусматривалось строительство нового делового центра Парижа на полностью расчищенной территории. Для этого предлагалось снести 240 гектаров старой застройки. Восемнадцать одинаковых небоскребов-офисов в 50 этажей по плану располагались свободно, на достаточном расстоянии друг от друга. Застраиваемая площадь составляла при этом всего 5 %, а остальные 95 % территории отводились под магистрали, парки и пешеходные зоны. «План Вуазен» широко обсуждался во французской прессе и стал своего рода сенсацией. В этом и других своих градостроительных проектах - план для Буэнос-Айреса (1930), Антверпена (1932), Рио-де-Жанейро (1936), «План Обюс» для Алжира (1931) - Корбюзье развивал совершенно новые градостроительные концепции. Общая их суть в том, чтобы посредством новых планировочных методов повысить комфорт проживания в городах, создать в них современную систему автомобильных дорог - при значительном увеличении высоты зданий и плотности населения. В этих проектах Корбюзье проявил себя как последовательный урбанист.

В 20-е годы Корбюзье спроектировал и построил несколько модернистских вилл, создавших ему имя. Наиболее известные из них расположены в Париже или его окрестностях. Это вилла Ла Роша/Жаннере (1924), вилла Штейн в Гарш (теперь Вокресон, 1927), Париж, вилла Савой в Пуасси (1929). Характерные особенности этих построек - простые геометрические формы, белые гладкие фасады, горизонтальные окна, использование внутреннего каркаса. Отличает их также новаторское использование внутреннего пространства - т. н. «свободный план». В этих постройках Корбюзье использовал свой кодекс «Пять отправных точек современной архитектуры».

В 1924 году по заказу промышленника Анри Фрюже в поселке Пессак под Бордо был возведен по проекту Корбюзье городок «Современные дома Фрюже » (Quartiers Modernes Frugès). Этот городок, состоящий из 50-ти двух-трехэтажных жилых домов, был одним из первых опытов строительства домов сериями (во Франции). Здесь применены четыре типа здания, различные по конфигурации и планировке - ленточные дома, блокированные и отдельно стоящие. В этом проекте Корбюзье пытался найти формулу современного дома по доступным ценам, - простых форм, несложного в строительстве и обладающего при этом современным уровнем комфорта.

На Всемирной выставке декоративного искусства 1925 года в Париже по проекту Корбюзье был построен павильон «Эспри Нуво» (L’Esprit Nouveau). Павильон включал в себя жилую ячейку многоквартирного дома в натуральную величину - экспериментальную квартиру в двух уровнях. Похожую ячейку Корбюзье использовал позже, в конце 40-х годов, при создании своей Марсельской Жилой Единицы .

30-е годы - начало «интернационального» стиля

К началу 30-х годов Ле Корбюзье становится широко известным, к нему начинают поступать крупные заказы. Один из первых таких заказов - Дом Aрмии спасения в Париже (1929-31). В 1928 году Корбюзье участвует в конкурсе на здание Наркомлегпрома (Дом Центросоюза ) в Москве, которое затем и было построено (1928-1933). Центросоюз явился совершенно новым, по сути, беспрецедентным для Европы примером решения современного делового здания. Строительство осуществлялось под руководством архитектора Николая Колли.

В связи со строительством Центросоюза Ле Корбюзье неоднократно приезжал в Москву - в 1928, 1929, в начале тридцатых. Встречался с Таировым , Мейерхольдом , Эйзенштейном , восхищался творческой атмосферой, царившей в стране в то время, и особенно достижениями советского архитектурного авангарда - братьев Весниных , Моисея Гинзбурга , Константина Мельникова . Завязал дружескую переписку с А.Весниным. Участвовал в международном конкурсе на здание Дворца Советов для Москвы (1931), для которого сделал смелый, новаторский по замыслу проект.

Архитектурным открытием своего рода был построенный в 1930-1932 годах Швейцарский павильон в Париже - общежитие швейцарских студентов на территории интернационального студенческого городка. Его оригинальность - в новизне композиции, наиболее оригинальным моментом которой были открытые опоры-колонны первого этажа, необычные по форме, эффектно сдвинутые к продольной оси здания. Сразу после завершения строительных работ Швейцарский павильон привлек внимание критики и прессы, заставил говорить о себе. В послевоенные годы на одной из стен библиотечного холла Корбюзье создал большое настенное панно в абстрактно-символическом ключе.

В 1935 году Ле Корбюзье посещает Соединенные Штаты, с лекциями совершает турне по городам страны: Нью-Йорк, Йельский университет, Бостон, Чикаго, Мэдисон, Филадельфия, опять Нью-Йорк, Колумбийский университет. В 1936 году вновь совершает подобную поездку, теперь уже в Южную Америку. В Рио-де-Жанейро, помимо чтения лекций, Корбюзье принимает активное участие в разработке проекта комплекса Министерства просвещения и образования (с Л. Коста и О. Нимейером). По его инициативе на высотном офисном блоке Министерства было применено сплошное остекление, а также наружные солнцезащитные жалюзи, - также один из первых опытов такого рода.

Ле Корбюзье был одним из основателей международных конгрессов СIAM - съездов современных архитекторов разных стран, объединенных идеей обновления архитектуры. Первый конгресс CIAM состоялся в Ла Сарра, Швейцария, в 1928. Градостроительные концепции Корбюзье легли в основу «Афинской хартии », принятой на IV Международном конгрессе CIAM в Афинах, 1933. Теоретические взгляды Ле Корбюзье изложены им в книгах «К архитектуре » (1923), «Градостроительство » (1925), «Лучезарный город » (1935), и других.

Импульсом для его градостроительных идей был, по его признанию, отчет о газетном интервью его учителя Огюста Перре (отказавшегося, впрочем, позднее от своего ученика за слишком крайние его идеи).

В своем интервью Перре предложил строительство города, состоящего из одних домов-башен. Ле Корбюзье развил идею дальше. В его воображаемом городе центр образован группой башен с планом в форме равностороннего креста. В башнях размещены административные учреждения и конторы, там же - общественные и культурные сооружения. К западу от центра - большой парк, к востоку - промышленный район. Жилые районы окружают центральную часть города и парк. В центре группы башен пересекаются обе главные магистрали, идущие с севера на юг и с запада на восток, на бетонных столбах высотой от 3 1/2 До 5 метров. Улицы наверху служат для пешеходов и пассажирского движения, грузовой транспорт движется внизу. Таким образом весь город разделен на два этажа, причем все коммуникации - водопровод, канализация, газ, электричество, телефон - расположены внизу, на первом этаже. Жилой район города отделен от промышленного района зеленой полосой. Кругом в зеленой зоне расположены города-сады.

Так, идея дезурбанизации, идущая от города-сада, была дополнена идеей гиперурбанизации городов-башен. В 1933 году Ассоциация прогрессивных архитекторов (CJAM), в которую входили и Ле Корбюзье , и Бруно Таут , и советские архитекторы, провозгласили в Афинах архитектурную хартию. В ней было дано определение города как жилого и производственного комплекса, связанного с окружающим районом и зависящего от политических, культурных, социальных, экономических и политических факторов. Были сформулированы и четыре основные функции города:

жилье, производство, отдых и четвертая функция-транспорт, объединяющий первые три функции,- фигурально это было изображено треугольником с тремя вершинами (habiter, travailler, cultiver 1"esprit et le corps), через которые проходит окружность (circuler).

Афинская хартия создала прочный фундамент подведенному уже под крышу зданию новой науки, получившей наименование градостроительства, или урбанизма.

Все эти годы (1922-1940) в мастерской Корбюзье в Париже на улице Севр, 35 работали в качестве стажеров-учеников молодые архитекторы из разных стран. Некоторые из них стали впоследствии весьма известными и даже знаменитыми, как например, Кунио Маекава (Япония), Юнзо Сакакура (Япония), Хосе Луис Серт (Испания-США), Андре Вожански (Франция), Альфред Рот (Швейцария-США), Максвелл Фрай (Англия) и другие.

Корбюзье был женат на Ивон Гали (фр.: Yvonne Gallis), из Монако, с которой познакомился в Париже в 1922 году, официально брак был оформлен в 1930-м. В том же году Корбюзье принял французское гражданство.

Период 1940-1947

В 1940 мастерская Корбюзье была закрыта, а сам он с женой перебирается на ферму вдали от Парижа, (Ozon, Пиренеи). В 1942 совершил официальную поездку в Алжир, в связи с градостроительным проектом города Алжир. Вернувшись в том же году в Париж, ввиду отсутствия заказов, занимался теорией, рисовал, писал книги. К этому времени относится начало систематической разработки «Модулора » - изобретенной им системы гармонических пропорций, которую Корбюзье применил в первом же своем большом послевоенном проекте - Марсельском Блоке. В Париже им было основано научно-исследовательское общество «Аscora l» (Ассамблея строителей ради обновления архитектуры), в котором он и председательствовал. В различных секциях общества дискутировались темы, так или иначе связанные с проблемами строительства, жилища и здорового обитания.

После освобождения во Франции начались восстановительные работы и Корбюзье был приглашен властями для участия в них, как проектировщик-градостроитель. Им были выполнены, в частности, планы реконструкции городов Сен-Дьё (Сен-Дье-де-Вож) (1945) и Ла-Рошель (1946), ставшие новым оригинальным вкладом в градостроительство. В этих проектах впервые появляется так называемая «жилая единица внушительных размеров» - прообраз будущего Марсельского Блока. В них, как и в других градостроительных проектах, осуществляемых в это время, последовательно проводится идея «зеленого города», или, по Корбюзье - «Лучезарного города» («La Ville radieuse» ).

В Сен-Дьё по заказу промышленника Дюваля Корбюзье возводит здание мануфактуры Клод и Дюваль (1946-1951) - четырехэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов. В мануфактуре Дюваль впервые были применены так называемые brise-soleil, «солнцерезы » - изобретенные Корбюзье особые навесные конструкции, защищающие остекленный фасад от прямых солнечных лучей. Позже солнцерезы становятся своеобразным фирменным знаком построек Корбюзье, где они выполняют одновременно и служебную и декоративную роль.

В 1946 году Корбюзье вместе с другими известными архитекторами из разных стран (Нимейер, Ричардсон, Маркелиус и др.) приглашен для подготовки проекта комплекса штаб-квартиры ООН на берегу Ист-ривер в Нью Йорке. По некоторым причинам ему не пришлось участвовать в проекте до полного завершения, он работал над ним с января по июнь 1947 года. Хотя официально Корбюзье в числе авторов не фигурирует, тем не менее, общая планировка комплекса и высотное 50-этажное здание Секретариата в частности (1951) в значительной степени отражают его проектные предложения.

Период «нового пластицизма» - 1950-1965

Начало 50-х годов - это начало нового периода у Корбюзье, характерного радикальным обновлением стиля. Он уходит от аскетизма и пуристской сдержанности своих прежних произведений. Теперь его почерк отличается богатством пластических форм, фактурной обработкой поверхностей. Построенные в эти годы здания вновь заставляют говорить о нем. Прежде всего это Марсельский блок (1947-1952) - многоквартирный жилой дом в Марселе, расположенный особняком на просторном озелененном участке. Корбюзье использовал в этом проекте стандартизированные квартиры «дуплекс» (в двух уровнях) с лоджиями, выходящими на обе стороны дома. Изначально Марсельский блок был задуман как экспериментальное жилище с идеей коллективного проживания (своего рода коммуна). Внутри здания - в середине по его высоте - расположен общественный комплекс услуг: кафетерий, библиотека, почта, продуктовые магазины и прочее. На ограждающих стенах лоджий впервые в таком масштабе применена раскраска в яркие чистые цвета - полихромия. В этом проекте также широко применялось пропорционирование по системе «Модулор ». Подобные Жилые Единицы (частично видоизмененные) были возведены позже в городах Нант-Резé (1955), Мо (1960), Брие-ан-Форе (1961), Фирмини (1968)(Франция), в Западном Берлине (1957). В этих постройках воплотилась идея «Лучезарного города» Корбюзье - города, благоприятного для существования человека.

В 1950 году по приглашению индийских властей штата Пенджаб Корбюзье приступил к осуществлению самого масштабного проекта своей жизни - проекта новой столицы штата, города Чандигарх . Город, включающий административный центр, жилые кварталы со всей инфраструктурой, школы, гостиницы и пр. строился в течение примерно десяти лет (1951- 60, достраивался на протяжении 60-х гг.). Сотрудничали с Ле Корбюзье в проектировании Чандигарха архитекторы из Англии, супруги Макс Фрай и Джейн Дрю, а также Пьер Жаннере, - три Главных архитектора, осуществлявших надзор за строительством. С ними работала также большая группа индийских архитекторов во главе с М. Н. Шарма.

Постройки, спроектированные непосредственно самим Корбюзье, относятся к Капитолию, административному центру города. Это здания Секретариата, Дворца Правосудия и Ассамблеи. Каждое из них отличается выразительной характерностью образа, мощной монументальностью и представляет собой новое слово в архитектуре того времени. Как и в Марсельском блоке, для наружной отделки в них применена особая технология обработки бетонной поверхности, называемая «béton brut» (фр. - необработанный бетон). Эта техника, ставшая особенностью стилистики Ле Корбюзье, была подхвачена позже многими архитекторами Европы и стран других регионов, что позволило говорить о возникновении нового течения - «брутализм ».

Строительство Чандигарха курировал Джавахарлал Неру , первый премьер-министр независимой Индии. Город был создан проектировщиками «от нуля», на новом месте, к тому же для цивилизации иного типа, нежели западная. В целом это был совершенно новый неизученный опыт. Последующие оценки в мире этого градостроительного эксперимента весьма разноречивы. Тем не менее, в самой Индии Чандигарх считается сегодня одним из самых удобных и красивых городов. Помимо этого, в Индии по проектам Корбюзье было возведено несколько зданий в г. Ахмадабад (1951-1957), - также весьма оригинальных и по пластике и по внутреннему решению.

Пятидесятые-шестидесятые годы - время окончательного признания Ле Корбюзье. Он увенчан лаврами, засыпан заказами, каждый его проект реализуется. В это время построен ряд зданий, закрепивших его славу европейского архитектора-авангардиста № 1. Главные из них - капелла Роншан (1955, Франция), Бразильский павильон в студенческом городке в Париже , комплекс монастыря Ля Туретт (1957-1960), здание Музея искусств в Токио (1959). Здания, очень разные по своему архитектурному образу, пластическому решению, объединяет одно - это все оригинальные, новаторские для своего времени произведения архитектуры.

Одна из последних крупных работ Корбюзье - построенный в США культурный центр Гарвардского университета, Карпентер-центр визуальных искусств (1959-1962). В этом сооружении, в его броских непривычных формах, воплотился весь многообразный опыт Корбюзье последнго периода. Это практически единственная постройка Ле Корбюзье на территории Северной Америки (с официально зафиксированным авторством).

Корбюзье скончался в возрасте в 1965 году в возрасте 78 лет, на мысе Кап-Мартин, у Средиземного моря, где он жил в своем летнем домике La Cabanon. Это крошечная резидеция, служившая ему долгое время местом отдыха и работы, представляет собой своеобразный образец минимального жилища по Корбюзье.

Помимо архитектурного наследия, Корбюзье оставил после себя множество произведений пластического искусства и дизайна - картин, скульптур, графических работ, а также образцов мебели. Многие из них хранятся в собрании Фонда Ле Корбюзье, который находится в построенной им же вилле Ла Роша/Жаннере, в Париже. А также в павильоне Хейди Вебер в Цюрихе (Центр Ле Корбюзье), выставочном здании в стиле хай-тек, также возведенном по его проекту.

В 2002 году Фонд Ле Корбюзье в Париже и Министерство культуры Франции выступили с инициативой внести произведения Ле Корбюзье в список памятников Всемирного человеческого наследия ЮНЕСКО. Заручившись поддержкой стран, на территории которых имеются его постройки - Франции, Аргентины, Германии, Швейцарии, Бельгии, Индии, Японии - эти организации подготовили список произведений Ле Корбюзье для включения в «Памятники...» и внесли свое предложение в ЮНЕСКО в январе 2008 г.

Как и его современники, он беспрестанно экспериментировал, стремился в совершенстве овладеть своими материалами, найти оптимальные способы их применения, разработать наиболее экономные, поддающиеся стандартизации и индустриальному изготовлению конструкции. Ле Корбюзье был прежде всего инженером и не мыслил архитектуру вне инженерии. Для него архитектура была в первую очередь царством точных математических расчетов.

К такому пониманию архитектуры он пришел через увлечение живописью кубизма и долгое время оставался, как он сам себя называл, «поклонником прямого угла». В современной технике архитектор видел дух времени и именно в ней искал основы для обновления архитектуры. «Учитесь у машин». Жилой дом должен быть совершенной и удобной «машиной для жилья», промышленное или административное здание - «машиной для труда и управления», а современный город должен жить и работать, как хорошо отлаженный мотор. В «машинном раю», где все слишком прямолинейно и холодно, человек почувствует себя рабом техники, рабом порядка. А нужно, чтобы дом был не только «машиной для жилья». Это «место наших дум, размышлений и, наконец, это... обиталище красоты, приносящее нашему уму столь необходимое ему успокоение».

Отличия и награды Ле Корбюзье:

Избран почетным доктором (honoris causa) университета в Цюрихе (за исследование математических порядков, 1934),

Технического университета в Цюрихе (1955), университета в Кембридже (1959), университета Колумбии (Нью-Йорк, 1961), университета Женевы (1963);

Почетный член многих Академий искусств
Награждения французским Орденом Почетного Легиона: орден Рыцаря (1937); орден Командора (1952); орден Офицера высшего ранга (1963).

Среди других наград:
1953 - Золотая медаль Королевского института Британских архитекторов;
1961 - Золотая медаль AIA - Американского института архитекторов;
1961 - Французский орден «За Заслуги»;
1963 - Золотая медаль г. Флоренция;

Основные здания и сооружения построенные по проектам Ле Корбюзье:

1905 - Вилла Фалле (Villa Fallet), Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария
1912 - Вилла Жаннере-Перре (Villa Jeanneret-Perret), Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария
1916 - Вилла Швоб (Вилла Турку) Villa Schwob, Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария
1922 -Дом-ателье Офанзана, Париж, Франция
1923-1924 - Вилла Ла Рош\Жаннере (Villa La Roche/Villa Jeanneret), Париж
1924-1925 - Поселок ФРЮЖЕ (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Бордо, Франция

1924 - Павильон «ЭСПРИ НУВО» (Pavillon de L"Esprit Nouveau), Париж – не сохранился
1925 - Villa Jeanneret, Париж
1926-1928 - Дом Армии Спасения (Armée du Salut), Cité de Refuge,Париж.
1926 - Вилла Кук (Villa Cook), Boulogne-sur-Seine, Франция
1926-1927 - Вилла Штейн\де Монзи, Вокрессон, Франция
1927 - Дома в поселке Вейссенгоф (Weissenhof Estate), Штутгарт, Германия
1928-1933 - Дом Центросоюза в Москве
1929-1931 - Вилла Савой (Villa Savoye), Пуасси (Poissy-sur-Seine), Франция
1930-1932 - Швейцарский павильон в Интернациональном студенческом городке (Pavillon Suisse, Cité Universitaire), Париж
1930 - Многоквартирный дом Кларте (Immeuble Clarté), Женева, Швейцария
1930 - Maison Errazuriz, Чили
1931-1933 - Дом в Порт-Молитор (аппартаменты Л. К.) Париж, Франция
1931 - Участие в конкурсном проекте на здание Дворца Советов в Москве
1936 - Palace of Ministry of National Education and Public Health, Рио де Жанейро
1938 - Проект небоскрёба «Cartesian»
1945-1951 - Мануфактура Дюваль (Usine Claude et Duval) в Сен-Дье (Saint-Dié-des-Vosges), Франция
1947-1952 - Марсельская жилая единица (Unité d"Habitation) , Марсель, Франция
1949 - Дом Куручет (Curutchet House, La Plata), Ла-Плата (La Plata), Аргентина
1949-1952 - Конкурсный проект на здание Объединённых Наций в Нью-Йорке (United Nations headquarters), New York City
1950-1954 - Chapelle Notre Dame du Haut, Роншан (Ronchamp), Франция
1951 - Cabanon Le Corbusier, Roquebrune-Cap-Martin
1951 - Maisons Jaoul, Neuilly-sur-Seine, France

Индийские проекты :

1951-1959 - Здания в Чандигарх (Chandigarh) - новая столица штата Пенджаб, Индия (совместно с Iannis Xenakis):
1951 - Музей и галерея искусств (Museum and Gallery of Art)
1951-1958 - Здание Секретариата (Secretariat Building)
1951-1955 - Дворец Юстиции (Palace of Justice)
1953 - Governor"s Palace
1951-1962 - Здание Ассамблеи (Palace of Assembly)
1959 - Колледж искусств (Government College of Arts(GCA)
1959 - Архитектурный колледж (Chandigarh College of Architecture(CCA) 1951 - Вилла Сарабхаи (villa Sarabhai), Ахмедабад, Индия
1951 - Вилла Шодан (villa Shodan), Ахмедабад, Индия
1951 - Здание Текстильной ассоциации (Mill Owners" Association Building), Ахмедабад, Индия
1956 - Музей Ахмедабада (Museum at Ahmedabad), Ахмедабад, Индия

1956 - Saddam Hussein Gymnasium, Багдад, Ирак

1952 - Unité d"Habitation of Nantes-Rezé, Nantes, France
1957 - Unité d"Habitation of Briey en Forêt, France
1957 - Maison du Brésil, Университетский городок, Париж
1957-1960 - Комплекс монастыря Ля Туретт (Sainte Marie de La Tourette), Лион, Франция (совместно с Iannis Xenakis)
1957 - Unité d"Habitation of Berlin-Charlottenburg, Flatowallee 16, Берлин
1957 - Unité d"Habitation of Meaux, France
1958 - Philips Pavilion, Брюссель, Бельгия (совместно с Iannis Xenakis) – не сохранился.
1961 - Center for Electronic Calculus, Olivetti, Милан, Italy
1962 - Карпентер-Центр Визуальных Искусств (Carpenter Center for the Visual Arts), Harvard University, Cambridge,
Massachusetts, США
1957-1959 - Национальный музей Искусства (National Museum of Western Art), Токио
1955-1957 - Дома Жауль в Нёи-сюр-Сен, Франция
1957-1959 - Бразильский павильон, Интернациональный студенческий городок, Париж
1963-1967 - Павильон Хейди Вебер (Центр Ле Корбюзье), Цюрих
1964 - Unité d"Habitation of Firminy, Франция
1966 - Стадион Firminy-Vert, Франция
1965 - Дом культуры Фирмини (Maison de la culture de Firminy-Vert)
1969 - Church of Saint-Pierre, Фирмини (Firminy), Франция. Строительство велось после смерти Ле Корбюзье, завершено в 2006

Произведения монументального искусства:

Настенные росписи, выполненные Корбюзье собственноручно:
- 8 сграфито в вилле Бадовичи и Элен Грей на мысе Кап-Мартен (1938-1939);
- в здании мануфактуры Дюваль, конец 40-х гг.;
- в Швейцарском общежитии интернационального студенческого городка, Париж (размер 55 кв. м, 1948);
- в доме Нивола (Лонг-Айленд, США, конец 40-х гг.);

Рельефы «Модулор» на зданиях Жилых Единиц (в Марселе, 1951; в Резе-ле-Нант, 1955, и другие);

Памятник «Открытая рука» (в том числе скульптурное изображение «руки» для памятника) - по эскизам Корбюзье, в г. Чандигарх, Индия.

Крупномасштабные эмали (по эскизам Л. К.):
- для входа в капеллу Роншан (1951);
- для большого церемониального входа в здании Ассамблеи, (г. Чандигарх, 1953).

Декоративные настеные ковры большого размера (по эскизам Л. К.):
- акустический ковер для зала заседаний Дворца Юстиции, Чандигарх (площадь 650 кв.м, 1954);
- ковер для зала президентского дворца в Чандигархе (пл. 144 кв.м, 1956)
- ковер-панно для театра в Токио (площадь 210 кв.м, 50-е гг.);
- и многие другие, называемые Корбюзье «мюральномад», - по эскизам, выполненным им для ковровых мастерских в Обюссоне в 1948-1950 гг.



Вилла Жаннере-Перре (Villa Jeanneret-Perret), Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария, 1912 Вилла Фалле (Villa Fallet), Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария, 1905


Вилла Ла Рош\Жаннере (Villa La Roche/Villa Jeanneret), Париж, 1923-1924 Вилла Швоб (Вилла Турку) Villa Schwob, Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария, 1916






Павильон «ЭСПРИ НУВО» (Pavillon de L"Esprit Nouveau), 1924, Париж – не сохранился Поселок ФРЮЖЕ (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Бордо, Франция, 1924-1925


Дом Центросоюза в Москве. 1928-1933 Дом Армии Спасения (Armee du Salut), Cite de Refuge,Париж. 1926-1928


Многоквартирный дом Кларте (Immeuble Clarté), Женева, Швейцария. 1930 Вилла Савой (Villa Savoye), Пуасси (Poissy-sur-Seine), Франция. 1929-1931

Марсельская жилая единица (Unité d"Habitation) , Марсель, Франция. 1947-1952 Дом Куручет (Curutchet House, La Plata), Ла-Плата (La Plata), Аргентина. 1949


Chapelle Notre Dame du Haut, Роншан (Ronchamp), Франция. 1950-1954 Мануфактура Дюваль (Usine Claude et Duval) в Сен-Дье (Saint-Dié-des-Vosges), Франция. 1945-1951


Музей и галерея искусств (Museum and Gallery of Art). Чандигарх (Chandigarh) - новая столица штата Пенджаб, Индия. 1951 Cabanon Le Corbusier, Roquebrune-Cap-Martin. 1951


Здание Секретариата (Secretariat Building). Чандигарх (Chandigarh) - новая столица штата Пенджаб, Индия. 1951-1958


Здание Текстильной ассоциации (Mill Owners" Association Building), Ахмедабад, Индия. 1951 Колледж искусств (Government College of Arts(GCA). Чандигарх (Chandigarh) - новая столица штата Пенджаб, Индия. 1959


Здание Ассамблеи (Palace of Assembly). Чандигарх (Chandigarh) - новая столица штата Пенджаб, Индия. 1951-1962 Музей Ахмедабада (Museum at Ahmedabad), Ахмедабад, Индия. 1956

Maison du Brésil, Университетский городок, Париж. 1957 Open Hand Monument. Чандигарх (Chandigarh) - новая столица штата Пенджаб, Индия


Unité d"Habitation of Berlin-Charlottenburg, Flatowallee 16, Берлин. 1957 Комплекс монастыря Ля Туретт (Sainte Marie de La Tourette), Лион, Франция. 1957-1960 (совместно с Iannis Xenakis)


Карпентер-Центр Визуальных Искусств (Carpenter Center for the Visual Arts), Harvard University, Cambridge, Massachusetts, США. 1962


Национальный музей Искусства (National Museum of Western Art), Токио. 1957-1959 Church of Saint-Pierre, Фирмини (Firminy), Франция. 1969 - Строительство велось после смерти Ле Корбюзье, завершено в 2006

Шарль Ле Корбюзье швейцарец по происхождению, но известен как французский архитектор. Краткая биография Ле Корбюзье позволит больше узнать об этом талантливом человеке и значимом деятеле XX века.

На самом деле у фр. специалиста в строительной сфере было другое имя, настоящее – Шарль-Эдуард Жаннере-Гри. Le Corbusier родился в 1887 году, с 13 лет обучался декоративно-прикладному искусству, в это же время начал совершенствоваться в ювелирном деле. Первый современный проект Шарль создал уже в 18 лет в сотрудничестве. Заработок пошел на образовательную поездку: в Вене он проектировал, изучал новое, встречался с другими представителями профессии, затем работал в Париже, числясь стажером-чертежником. В 1910 году проходил стажировку у специалиста в архитектуре Петера Беренса.

Путешествия и работа во Франции

Спустя год, Эдуар отправился на восточные территории, и чтобы еще больше расширить познания, он посетил Балканы, Грецию, Малую Азию. Путешествия позволили изучить народные строительные объекты, традиции, фольклор и сильно повлияли на формирование вкусов, которые позже стали отражать возведенные Ле Корбюзье здания.

Для Ле Корбюзье архитектура была основной деятельностью. После поездки он выполнил несколько работ, в 1914 стал владельцем своей мастерской. В этом же году с М. Дюбуа была создана водонапорная башня в Поденсаке, которая стала новаторством для построек из крупных элементов.

К 1917 навсегда покинул родной город, и Ле Корбюзье, фото которого сейчас узнают многие современники, переехал в Париж. Там велась активная работа над строениями, к 1922 Жаннер открыл бюро по дизайну. Он подарил миру много великолепных построек, из них 31 монументальный проект. В 1965 закончилась жизнь Ле Корбюзье. Памятник творческого и одаренного человека напоминает о его вкладе в мировую архитектуру.

Теория Ле Корбюзье

Le Corbusier разработал пять правил, как их еще именуют – основные принципы всемирного стиля. В них он постарался показать архитектуру нового времени.

Принципы архитектуры Ле Корбюзье состоят в следующем:

  1. Применение столбов в качестве опор. Строение поднимается над землей с помощью железобетонных опор, внизу освобождается место под стоянку или сад.
  2. Крыши-террасы плоской формы. В тот век основными были наклонные крыши с чердаком. Благодаря нововведению люди получили возможность организации плоской крыши, а на ее террасе создавать сад или зону для отдыха.
  3. Свободная планировка. Проекты Ле Корбюзье позволили избавиться от несущих стеновых конструкций, поэтому можно создавать любые, даже самые эффектные задумки. Основой являлся ж/б каркас.
  4. Ленточное остекление. Новый тип конструкции позволил выбирать любые вариации окон, при желании можно использовать их в ряд по всей протяженности стены.
  5. Фасад без ограничений. Опоры помещались внутрь, а для наружных конструкций стали допустимы хрупкие или прозрачные материалы в любой конфигурации.

Модулор

Модулор Ле Корбюзье кратко объединил перечисленные принципы, и стал системой гармонических величин. Инструмент для проектирования пропорций в архитектуре был создан в 1942–1948. Система использует человеческие пропорции вместо величин, а также включает математические вычисления. Принципы сделали возможным размещение элементов в соответствии с размерами человеческого тела.

Ле Корбюзье – французский архитектор, который смог увязать различные помещения для человека с его жестами, подобрать оптимальные размеры. К 1950 году система была усовершенствована и применялась изобретателем для работы над зданиями.

Стиль

Интерьеры в стиле Ле Корбюзье в Москве и других мегаполисах не редкость. По его мнению, важно достичь чистоты и эстетики, функционализм применяется и нынешними специалистами в оформлении помещений. Пространство объектов должно перетекать, быть динамичным, функциональность первоначальных проектов архитекторов была близка к абсурду.

С практикой улучшались работы Ле Корбюзье, архитектор довел свой стиль до идеала, сделав его комфортным, пластичным, эргономичным. Основой стали комфорт и удобство, внутренне наполнение стало функциональным, не потеряв привлекательности.

В основах требований: светлые стены, расположение окон исходя из сторон света, компактные стеллажи, встроенные шкафы, экономия пространства. Для зонирования были созданы ширмы, жалюзи и пр., а каждый элемент должен быть мобильным, функциональным.

Проекты

Архитектура

В свое время настоящий фурор и негодование вызывали задумки Ле Корбюзье. Работы велись над зданиями различного типа, в том числе жилыми единицами (им возведено немало коттеджей), павильонами, Домино, Центросоюзом в Москве.

Также среди работ стоит выделить Чандигарх, капеллу, Ситроен, Кабанон, Лучезарный город, виллу Савой. Каждый дом Ле Корбюзье отличался нестандартным подходом к планировке, всегда находилось, чем удивить, как сделать все необычно, но функционально. Например, Лучезарный город включал прачечную и другие общественные объекты внутри комплекса, и даже детский сад на 17 этаже с выходом на террасу.

Мебель

Стиль Ле Корбюзье воплотился и в большом перечне мебели, им разработаны красивые и комфортные шезлонги, кресла, сиденья, светильники и многое другое. Каждый предмет не занимает излишнего пространства, при этом не теряется ни красота, ни удобство.

Популярность сразу заслужила серия Jung Le Corbusier, включающая розетки, выключатели, рамки, все они выделяются яркими тонами.

В стиле знаменитого конструктивиста регулярно выходят коллекции аксессуаров для дома. В 2017 году итальянский производитель керамики Gigacer выпустил серию плитки, названную в честь архитектора.

Книги

Книга Ле Корбюзье «Новый дух в архитектуре» и многие другие позволяют глубже понять его работу и творчество. Среди произведений также числятся:

  • «Модулор. MOD 1. MOD 2». Книга описывает нюансы нового измерения пространства;
  • «Планировка города»;

  • «Путешествие на восток». Издание вышло спустя 54 года после невероятной поездки. Здесь раскрывается его познание игры света, новых форм;
  • «Творческий путь». Все самое важное автор перенес на бумажные страницы;
  • «Архитектура XX века». Сюда вошли отдельные проекты наследия Le Corbusier.

Ле Корбюзье как художник

Высоко оценено и другое творчество Ле Корбюзье – его картины. Он мастерски передавал ощущение пространства, света. Каждый предмет писался объемным, поскольку автор видел слабо и все рассматривал вблизи.

Изображения имеют своеобразную фактуру, на картинах все нарисовано в идеальном разрезе и плане. По работам создавались скульптуры. Состоялось огромное количество выставок художественных композиций. А чтобы увековечить вклад архитектора на Мясницкой улице в Москве был установлен памятник Ле Корбюзье.

Музей Ле Корбюзье

С творчеством связана квартира-студия в Париже, она наполнена светом, отличается большим пространством, но более значимым объектом являются возведенные в 1925 году строения – Мезон ля Рош-Жаннере. Проект воплотил революционный подход, там находится практически музей, хотя он считается фондом.

Выдающийся архитектор конца ХIХ – начала ХХ века Шарль Эдуар Жаннере, более известный как Ле Корбюзье, родился в швейцарском городке Ла-Шо-де-Фон. Шарль изначально выбрал для себя профессию часовщика-гравёра, которая была больше семейной традицией, но вскоре его увлекла архитектура. Волей случая яркий зодчий XX века специального образования по своему увлечению получить не смог, и его школами архитектуры были лишь музеи, библиотеки, путешествия, а также творческое общение со светилами того времени.

Вилла Савой 1929-1931

1910-11 годы для Ле Корбюзье прошли в Берлине за работой в мастерской П. Беренса, где он и познакомился с самим Вальтером Гропиусом. К началу 1916 года 29-летний архитектор прибыл в Париж работать на заводе стройматериалов. В дни отдыха или по вечерам Корбюзье изучал теорию искусства и живопись, после чего в 1918 году им и его другом А. Озанфаном был опубликован манифест «После кубизма».

Вилла Савой. Планы.

Данное литературное обращение выявляло формулировку главных положений пуризма – нового веяния в привычной живописи. После друзья издавали журнал «Эспри Нуво» (новый дух), именно на его страницах Шарль впервые подписался псевдонимом «Ле Корбюзье», фамилией родственника своей матери.

1922 год для молодого архитектора подготовил перемены. Ле Корбюзье покинул завод и совместно с кузеном Пьером Жаннере в Париже открыл собственную проектную мастерскую.

Основная тема его творчества заключалась в разработке тезисов строительства современных городов и жилищ. Ещё в 1914 году Шарлем была выдвинута идея «Дом с ячейками» (проект «Дом-Ино»). План данного здания напоминал выстроенные цепочки, как в игре Домино, с колоннами в виде очков на костяшках. В сущности это был самый первый проект дома каркасного типа для серийного строительства.

Благодаря его знаменитым пяти архитектурным пунктам, сформулированным в 1926 году, современный человек может изучать такие постройки, как:

  • Швейцарская вилла Фале 1905 года
  • Парижский Дом-ателье Озанфана 1922 год
  • Парижский выставочный Павильон «ЭСПРИ НУВО» 1924 года
  • Парижский дом-убежище Армии Спасения (1926 год)
  • Московский дом Центросоюза (1928-33)
  • Вилла Савой в Пуасси, Франция (1929-1931)
  • Дом Куручет в провинциальном аргентинском городке Ла-Плате(1949)
  • Пенджабский Дворец Юстиции в Индии (1951-55)
  • Художественный музей в Японии, Токио (1957-59)
  • Последняя постройка Бостонский Карпентер-Центр Визуальных Искусств 1962 года

Павильон "Эспри Нуво" 1924г.

Дом Армии Спасения 1926г.

Здание Ассамблеи. Чандигарх - новая столица штата Пенджаб, Индия. 1951-1962

Основные пять архитектурных качеств в работах Ле Корбюзье заключались в свободной планировке здания, чтобы имелась возможность расположить внутренние перегородки на любой лад. Кроме того, здание должно было стоять на опорах на территории зеленого покрова, свободный фасад (не несущий) оформлялся в зависимости от планировки. Здания должны были венчаться плоскими крышами в виде террасы с садом для восстановления зелени, отобранной постройкой. И наконец, оконные проёмы сливались в одно ленточное окно для создания особого фасадного рисунка и улучшенного освещения помещений.

6 октября 1887 года родился Ле Корбюзье - архитектор, художник, автор градостроительных теорий, символ модернизма в архитектуре XX века.

Ле Корбюзье создал свой первый архитектурный проект в 17 лет под началом опытного учителя. Это был жилой дом для Луи Фалле, члена совета Школы искусств, в которой тогда еще Шарль-Эдуард Жаннере (настоящее имя Ле Корбюзье) обучался декоративно-прикладному искусству.

В 1914 году архитектор открывает собственную мастерскую в родном швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон, а уже в 1922 году создает свое бюро в Париже и обосновывается там. Особое место в жизни Ле Корбюзье занимала живопись. С его приятелем, художником Амеде Озанфаном, они утвердили в художественном мире термин «пуризм», принципы которого Ле Корбюзье переносил и в свои архитектурные проекты. Пуризм отвергает декоративность, присущую своему предшественнику - кубизму, и провозглашает изображение «очищенной» действительности. В 1920 году они создали журнал «Эспри Нуво» (L`Esprit Nouveau - «Новый дух»), который просуществовал до 1925 года. Издание стало площадкой для дискуссий об искусстве и архитектуре, и именно там Шарль-Эдуард Жаннере под псевдонимом Ле Корбюзье публиковал самые важные для своего творчества статьи, объединенные затем в сборники «К архитектуре», «Планировка города» и другие.

Ле Корбюзье, как и многие его коллеги, стал широко известен благодаря проектам частных вилл. В 20-е годы он построил несколько зданий в модернистском стиле, новом и вызывающем для своего времени - виллу Ла Роша/Жаннере, виллу Штейн в Гарше, виллу Савой в Пуасси. О Ле Корбюзье стали говорить как о представителе архитектурного авангарда, потому как он использовал принципиально новые приемы в проектировании. Отличительными чертами его проектов были белые гладкие фасады, простые геометрические формы, парящие в воздухе объемы, горизонтальное остекление, конструкции из железобетона.

В 1925 году Ле Корбюзье построил на Международной выставке в Париже павильон под знакомым названием «Эспри нуво» как своего рода манифест архитектурного авангарда. Французский павильон был во многом похож на павильон СССР, выполненный нашим соотечественником Константином Мельниковым.

К крупным заказам Ле Корбюзье приступает в начале 30-х годов. В это же время он участвует в конкурсе на постройку здания Центросоюза в Москве и посещает СССР. После Второй мировой войны архитектор проявляет себя как градостроитель и создает планы реконструкции французских городов Сан-Дье и Рошаль. Именно здесь Ле Корбюзье последовательно проводит свою знаменитую идею «Лучезарного города», которая по сей день обсуждается урбанистами и частично находит свое применение в мегаполисах. В его Лучезарном городе все идеально: симметрия в планировке, множество парков и зеленых зон, развитая транспортная система и удобное зонирование. Жилые районы архитектор предлагал застроить многоквартирными домами не выше 50 метров и расселить в них до 2000 людей. Эти идеи частично воплотились в знаменитой Марсельской единице, а затем и в самом крупном проекте архитектора - планировании города Чандигарх в Индии.

1. Вилла Ла Роша/Жаннере в Париже

В 1923 году архитектор строит сдвоенный дом для банкира Рауля Ла Роша и своего старшего брата Альбера Жаннере. В этом проекте впервые проявились основные черты авторского стиля архитектора, по которым мы узнаем его работы: белый цвет, большие вертикальные плоскости, призматические формы. Сейчас в здании виллы Ла Роша функционирует Фонд Ле Корбюзье.

2. Вилла Савой в Пуасси

Совсем недавно вилла Савой и московский Дом Мельникова стали памятниками-побратимами в рамках Российско-французского года культурного туризма 2016-2017. Они оба заслуженно являются символами модернизма в архитектуре. В проекте виллы Савой Ле Корбюзье воплотил все свои новаторские идеи, которые называют также «пять отправных точек архитектуры»: сваи вместо привычного фундамента, белые гладкие фасады, горизонтальное ленточное остекление, плоская крыша, на которой может быть устроен сад, свободная планировка помещений.

3. Здание Центросоюза в Москве

К счастью для нас, по проекту Ле Корбюзье построили здание и в Москве. Центросоюз строился с 1928 года по 1935-й, и за это время архитектор не раз приезжал в Москву, где познакомился с основными фигурами советского авангарда - братьями Весниными, Константином Мельниковым, Моисеем Гинзбургом. Центросоюз является совершенно не типичным офисным зданием и образцом архитектурного модерна. Для российской строительной практики использование железобетонных конструкций было абсолютно новым опытом. С помощью передовых строительных технологий Ле Корбюзье смог применить свой любимый принцип свободной планировки, а также обеспечить внутреннюю систему кондиционирования для создания комфортной рабочей среды. Бесконечные лестницы-пандусы формируют уникальный внутренний облик здания. 15 октября 2015 года перед фасадом здания на Мясницкой улице был открыт памятник Ле Корбюзье.

4. Капелла в Роншане

Заказ на постройку капеллы в Роншане архитектор получил в 1950 году. Здесь он создает удивительную архитектурную форму здания, не похожую на его прежние геометрически правильные объемы. Ле Корбюзье, вдохновляясь природными образами, сделал крышу похожей на панцирь краба или морскую раковину. Внутренне пространство капеллы освещается разноцветными бликами от витражей в южной стене здания.

5. Жилая единица в Марселе

В этом проекте архитектор воплотил свою мечту о «городе-саде». Послевоенный Марсель остро нуждался в жилой площади, и Ле Корбюзье смог вместить в каркас из железобетона 337 квартир, при этом создав комфортные условия для жизни. Дом был вознесен на мощные опоры, внутри которых были размещены трубы коммуникаций. Жилое пространство разделялось на несколько уровней, соединенных «воздушными улицами». На одной из улиц были организованы общие службы снабжения и гостиница, а верхний этаж обзавелся спортивным залом и детским садом.

В облицовке здания Ле Корбюзье впервые использовал «необработанный» бетон (béton brut), который затем применил в строительстве Дворца Ассамблеи в Чандигархе.

6. Монастырь Ла Туретт в Лионе

Уединенный монастырь выполнен полностью в характерном для Ле Корбюзье стиле. Здание построено в форме прямоугольника с внутренним двором, разделенным крытыми галереями. Аскетичный внешний вид монастыря сочетается с удивительной функциональностью, позаимствованной архитектором у проектов многоквартирных домов.

Пространство монастыря вмещает в себя кельи для 100 монахов, церковь, общественную зону с трапезными, библиотекой и залами для собраний. Как и в других своих проектах, архитектор непременно разбавляет серый цвет цветными пятнами. Здесь он раскрашивает капеллу, пристроенную к церкви в синий, красный и желтый цвета.

7. Проект индийского города Чандигарх

Для Ле Корбюзье Чандигарх был первой исключительной возможностью построить полностью новый город. В итоге получилось так, что ему достались разбивка плана ансамбля и сооружение зданий Капитолия - политического центра города. Строительство остальных объектов было поручено британским и индийским архитекторам. Один из самых важных проектов, созданных Ле Корбюзье в Чандигархе, - Дворец Ассамблеи. Он признан наиболее оригинальным и целостным в функциональном плане. В огромный внутренний холл архитектор вместил несколько объемов - зал Верхней палаты с остекленным верхом в виде пирамиды и зал заседаний в форме гиперболоида. Внешне здание выделяется своим причудливым фасадом с изогнутым портиком, обращенным к Капитолию.

Текст: Софья Карпенко
Фото: Getty Images; FLC/RAO; ADAGP/RAO; Olivier Martin-Gambier; Paul Kozlowski; Наталья Сазонова; Архивы пресс-службы